Рабочие программы. Внеурочная деятельность Волшебный карандаш

Рабочая программа по курсу «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»
1 класс
Содержание:
Пояснительная записка.
Общая характеристика курса.
Место курса в учебном плане.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Содержание курса.
Тематическое планирование курса « Волшебный карандаш».
Календарно-тематическое планирование.
Тематическое содержание.
Учебно-методическая литература.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Общая характеристика курса
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Цель данной программы раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия вариации, занятия творческие портреты, импровизации, занятия образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия праздники, занятия эксперименты.

Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135часов. В 1 классе – 33 часов, 2-4 классы 102 часа.

Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш»духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Юный художник»:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественнотворческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.



Содержание курса (1 класс – 33 часа).

Тема 1. «Знакомство с королевой кисточкой».
 Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места.
Тема 2. «Что могут краски».
Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом.
Тема 3. «Радуга над лужайкой».
Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования радуги.
Тема 4. «Разноцветные шарики».
Акварель. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».
Тема 5«Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.
Тема 6. «Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.
Тема 7. «Живопись».Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.
Тема 8. «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.
Тема 9. «Пейзаж».Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.
Тема 10. . Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстрированного материала..
Восприятие художественных произведений.
Тема 11. . «Осень. Листопад».
Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком.
Тема 12. «Грустный дождик». Образ дождя.
Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения.
Тема 13. «Узоры снежинок».
Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами.
Тема 14. «Ёлочка-красавица».
Рисование елей. Творческая работа. Свободный выбор материала.
Тема 15. «Портрет Снегурочки».
Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой.
Тема 16. «В гостях у Деда Мороза».
Рисование впечатлений от новогодних праздников. Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.
Тема 17. «Экскурсия в зимний парк».
Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.
Тема 18. «Зимний лес». Характер деревьев.
Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Изобразительные свойства гуаши.
Тема 19. «Снежная птица зимы».
Творческая работа. Рисование, используя холодную гамму цветов. Орнаментальная композиция.
Тема 20. «Дом снежной птицы».
Творческая работа. Отработка приема в декоре дома линия зигзаг. Ритм геометрических пятен.
Тема 21. «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта.
Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.
Тема 22. «Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.
Тема 23. «Портрет». Знакомство с жанром портрета.
Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства.
Тема 24. «Как рисовать портрет». Рисование лица человека.
Тема 25. «Мамин портрет». Рисование пропорций человеческого лица.
Тема 26. «Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства.
Тема 27. «Рисуем животных». Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных.
Тема 28. «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.
Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства.
Тема 29. «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.
Тема 30. «Экскурсия в весенний парк».Экскурсия.
Умение видеть прекрасное, любить родную природу.
Тема 31. «Весенние цветы». Рисование весенних цветов.
Тема 32. «Весенний пейзаж». Рисование весеннего пейзажа.
Тема 33. «Экзамен художника Тюбика». Обобщение и систематизация изученного материала.

























Тематическое планирование курса «Волшебный карандаш»


Внеурочное занятие (тема, название)
Формы организации внеурочной деятельности
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые умения

 1.
 «Знакомство с королевой Кисточкой».Условия безопасной работы.

 Занятие-игра.
 Введение в курс занятий, объяснение и проведение игры.
 Практическая работа.
 Организация рабочего места.

 2.
 «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок
Занятие-сказка.
 Рассказывание сказки о красках с практическим показом.
 Практическая работа.
 Смешение цветов.

 3.
 «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром.

 Интегрированное занятие.
 Рассказ, сопровождаемый показом.
 Слушание музыки и художественных произведений, практическая деятельность.
 Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий

4.
«Разноцветные шарики».Акварель.
Интегрированное занятие.
Показ и объяснение.
Слушание музыки, определение геометрических фигур, работа с красками.
Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».

5.
«Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами.
Занятие – игра.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Практическая работа.
Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.

6.
«Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками.
Занятие – сказка.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Практическая работа.
Знакомство со свойствами белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.

7.
«Живопись».Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.
Занятие – игра.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Беседа, практическая работа.
Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.

8.
«Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства.
Заочная экскурсия по «Третьяковской галерее».
Беседа, показ.
Рассматривание и обсуждение илл. материала.
Знакомство с жанрами изобразительного искусства.

9.
«Пейзаж».Знакомство с жанром пейзажа.
Занятие – игра.
Беседа, показ.
Рассматривание и обсуждение илл. материала.

Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.

10.
Беседа на тему «Осень» с исп. илл. материала.

Дискуссия.
Беседа о передаче
чувств через иллюстративный материал.
Рассматривание и обсуждение илл. материала.
Восприятие художественных произведений.

11.
«Осень. Листопад».
Практическое занятие.
Показ- объяснение.
Работа с акварелью.
Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком.

12.
«Грустный дождик». Образ дождя.
Интегрированное занятие.
Беседа о передаче
чувств через иллюстративный материал
Работа с ограниченной палитрой.
Смешение цветов, передача настроения.

13.
«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге.

Интегрированное занятие.
Рассказ, объяснение, показ.
Рисование орнамента в круге
Отработка приема: смешение цвета с белилами.

14.
«Ёлочка-красавица».
Интегрированное занятие.
Развитие творческих способностей, фантазии.
Творческая работа.
Свободный выбор материала.

15.
« Снегурочка».

Занятие-сказка.
Беседа по иллюстрациям, работа с таблицами.
Работа с ограниченной палитрой.
Фигура человека в одежде. Холодные цвета.

16.
«В гостях у Деда Мороза».

Занятие-сказка.
Работа с таблицами. Показ новогодних открыток.
Рисование впечатлений от новогодних праздников.
Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.

17.
«Экскурсия в зимний парк»
Экскурсия.
Объяснение, показ, рассказ.
Наблюдение, сравнение.
Умение видеть прекрасное, любить родную природу.

18.
«Зимний лес». Характер деревьев.
Практическое занятие.
Беседа по иллюстрациям.
Работа с ограниченной палитрой.
Изобразительные свойства гуаши

19.
«Снежная птица зимы».

Творческое занятие.
Развитие творческих способностей, фантазии.
Рисование, используя холодную гамму цветов. Творческая работа.
Орнаментальная композиция

20.
«Дом снежной птицы».
Творческое занятие.
Развитие творческих способностей, фантазии.
Отработка приема в декоре дома линия зигзаг. Творческая работа.
Ритм геометрических пятен.

21.
«Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта.
Занятие – игра.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Рассматривание и обсуждение илл. материала
Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.

22.
«Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.
Практическое занятие.
Объяснение, рассказ, показ.
Творческая работа.
Умение рисовать натюрморт.

23.
«Портрет». Знакомство с жанром портрета.
Занятие – игра.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Рассматривание и обсуждение илл. материала
Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства.

24.
«Как рисовать портрет». Рисование лица человека.
Практическое занятие.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Рисование лица человека.
Умение рисовать пропорции человеческого лица.

25.
«Мамин портрет».
Практическое занятие.
Развитие творческих способностей, фантазии.
Рисование лица человека. Творческая работа.
Умение рисовать пропорции человеческого лица.

26.
«Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства.
Занятие – игра.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Рассматривание и обсуждение илл. материала
Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства.

27.
«Рисуем животных». Рисование домашних животных.
Практическое занятие.
Объяснение , рассказ, показ.
Рисование домашних животных.
Умение рисовать пропорции тела животных.

28.
«Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.
Занятие – игра.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Рассматривание и обсуждение илл. материала
Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства.

29.
«Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.
Занятие – сказка.
Развитие творческих способностей, фантазии.
Рисование любимых сказок и сказочных героев.
Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства. Рисование фигуры человека в одежде.

30.
«Экскурсия в весенний парк»
Экскурсия.
Объяснение, показ, рассказ.
Наблюдение, сравнение.
Умение видеть прекрасное, любить родную природу.

31.
«Весенние цветы». Рисование весенних цветов.
Практическое занятие.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Рисование весенних цветов.
Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно». Смешение цветов.

32.
«Весенний пейзаж».
Практическое занятие.
Рассказ, сопровождаемый показом
Рисование весеннего пейзажа
Умение рисовать пейзаж.

33.
«Экзамен художника Тюбика». Итоговое занятие.
Занятие – игра.
Развитие творческих способностей, фантазии.
Повторение изученного.
Развитие творческих способностей, фантазии.
























Календарно-тематическое планирование курса «Волшебный карандаш».


Дата
Внеурочное занятие (тема, название)
Формы организации внеурочной деятельности
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые умения


План
Факт






 1.


 «Знакомство с королевой Кисточкой». Условия безопасной работы.

 Занятие-игра.
 Введение в курс занятий, объяснение и проведение игры.
 Практическая работа.
 Организация рабочего места.

 2.


 «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок
Занятие-сказка.
 Рассказывание сказки о красках с практическим показом.
 Практическая работа.
 Смешение цветов.

 3.


 «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром.

 Интегрированное занятие.
 Рассказ, сопровождаемый показом.
 Слушание музыки и художественных произведений, практическая деятельность.
 Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий

4.


«Разноцветные шарики».Акварель.
Интегрированное занятие.
Показ и объяснение.
Слушание музыки, определение геометрических фигур, работа с красками.
Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».

5.


«Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами.
Занятие – игра.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Практическая работа.
Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.

6.


«Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками.
Занятие – сказка.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Практическая работа.
Знакомство со свойствами белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.

7.


«Живопись».Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.
Занятие – игра.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Беседа, практическая работа.
Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.

8.


«Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства.
Заочная экскурсия по «Третьяковской галерее».
Беседа, показ.
Рассматривание и обсуждение илл. материала.
Знакомство с жанрами изобразительного искусства.

9.


«Пейзаж».Знакомство с жанром пейзажа.
Занятие – игра.
Беседа, показ.
Рассматривание и обсуждение илл. материала.

Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.

10.


Беседа на тему «Осень» с исп. илл. материала.

Дискуссия.
Беседа о передаче
чувств через иллюстративный материал.
Рассматривание и обсуждение илл. материала.
Восприятие художественных произведений.

11.


«Осень. Листопад».
Практическое занятие.
Показ- объяснение.
Работа с акварелью.
Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком.

12.


«Грустный дождик». Образ дождя.
Интегрированное занятие.
Беседа о передаче
чувств через иллюстративный материал
Работа с ограниченной палитрой.
Смешение цветов, передача настроения.

13.


«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге.

Интегрированное занятие.
Рассказ, объяснение, показ.
Рисование орнамента в круге
Отработка приема: смешение цвета с белилами.

14.


«Ёлочка-красавица».
Интегрированное занятие.
Развитие творческих способностей, фантазии.
Творческая работа.
Свободный выбор материала.

15.


« Снегурочка».

Занятие-сказка.
Беседа по иллюстрациям, работа с таблицами.
Работа с ограниченной палитрой.
Фигура человека в одежде. Холодные цвета.

16.


«В гостях у Деда Мороза».

Занятие-сказка.
Работа с таблицами. Показ новогодних открыток.
Рисование впечатлений от новогодних праздников.
Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.

17.


«Экскурсия в зимний парк»
Экскурсия.
Объяснение, показ, рассказ.
Наблюдение, сравнение.
Умение видеть прекрасное, любить родную природу.

18.


«Зимний лес». Характер деревьев.
Практическое занятие.
Беседа по иллюстрациям.
Работа с ограниченной палитрой.
Изобразительные свойства гуаши

19.

02.02
«Снежная птица зимы».

Творческое занятие.
Развитие творческих способностей, фантазии.
Рисование, используя холодную гамму цветов. Творческая работа.
Орнаментальная композиция

20.


«Дом снежной птицы».
Творческое занятие.
Развитие творческих способностей, фантазии.
Отработка приема в декоре дома линия зигзаг. Творческая работа.
Ритм геометрических пятен.

21.


«Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта.
Занятие – игра.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Рассматривание и обсуждение илл. материала
Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.

22.


«Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.
Практическое занятие.
Объяснение, рассказ, показ.
Творческая работа.
Умение рисовать натюрморт.

23.


«Портрет». Знакомство с жанром портрета.
Занятие – игра.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Рассматривание и обсуждение илл. материала
Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства.

24.


«Как рисовать портрет». Рисование лица человека.
Практическое занятие.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Рисование лица человека.
Умение рисовать пропорции человеческого лица.

25.


«Мамин портрет».
Практическое занятие.
Развитие творческих способностей, фантазии.
Рисование лица человека. Творческая работа.
Умение рисовать пропорции человеческого лица.

26.


«Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства.
Занятие – игра.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Рассматривание и обсуждение илл. материала
Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства.

27.


«Рисуем животных». Рисование домашних животных.
Практическое занятие.
Объяснение , рассказ, показ.
Рисование домашних животных.
Умение рисовать пропорции тела животных.

28.


«Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.
Занятие – игра.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Рассматривание и обсуждение илл. материала
Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства.

29.


«Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.
Занятие – сказка.
Развитие творческих способностей, фантазии.
Рисование любимых сказок и сказочных героев.
Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства. Рисование фигуры человека в одежде.

30.


«Экскурсия в весенний парк»
Экскурсия.
Объяснение, показ, рассказ.
Наблюдение, сравнение.
Умение видеть прекрасное, любить родную природу.

31.


«Весенние цветы». Рисование весенних цветов.
Практическое занятие.
Рассказ, сопровождаемый показом.
Рисование весенних цветов.
Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно». Смешение цветов.

32.


«Весенний пейзаж».
Практическое занятие.
Рассказ, сопровождаемый показом
Рисование весеннего пейзажа
Умение рисовать пейзаж.

33.


«Экзамен художника Тюбика». Итоговое занятие.
Занятие – игра.
Развитие творческих способностей, фантазии.
Повторение изученного.
Развитие творческих способностей, фантазии.

Тематическое содержание.

Радужный мир.
Практические занятия.
Вводное занятие. «Знакомство с королевой Кисточкой».
Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Выборы старосты. Заполнение документов. Рисунок на свободную тему.
«Что могут краски?».
Организация: Изобразительные свойства акварели.
Задание: Учащиеся выполняют композицию. Смешение красок. Основные цвета.
Материалы: лист А4, карандаш, кисточки-3, салфетка, иллюстрации.

«Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром.
Организация: Рисование радуги, знакомство с понятием «спектр».
Задание: Учащиеся выполняют отработку приема: проведение непрерывных красочных линий. Рисование радуги над лужайкой.
Материалы: альбом, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации

«Золотая рыбка». Гуашь.
Организация: Отработка приема – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.
Задание: Рисование гуашью рыбки в аквариуме.
Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации.

5. «Осень. Листопад». Смешение теплых цветов.
Организация: Рассказ учителя о тёплых цветах. Показ иллюстраций, таблиц
Задание: Акварель. Отработка приема: примакивание кисти боком. От светлого к темному.
Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, осенние листья.

6. «Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.
Организация: Рассказ учителя о зарисовке растений с натуры. Показ иллюстраций, таблиц
Задание: Рисование карандашом, черной акварелью, гуашью. Изучение изобразительных свойств карандаша, акварели, гуаши, пластика линий.
Материалы: лист А4, карандаш, черная акварель, гуашь, иллюстрации.

7. «Портрет Деда Мороза и Снегурочки».
Организация: Пропорции человеческого лица. Контраст теплых и холодных цветов.
Задание: Учащиеся выполняют зарисовки человеческого лица. Контраст теплых и холодных цветов.
Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны

8. «Елочка-красавица».

Организация: Рисование новогодней елочки.
Задание: Учащиеся рисуют впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала
Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации.

9. «Моя мама». Творческая работа.
Организация: Рисование пропорций человеческого лица, изучение таблиц.
Задание: Учащиеся выполняют творческое задание. Гуашь. Акварель
Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, таблицы, рисунки детей.

10. «Цветы и травы». Ритм пятен и линий.
Организация: Рисование цветов. Изобразительные свойства графических материалов, фломастеров, мелков.
Задание: Учащиеся выполняют композицию «Цветы и травы», используя изобразительные свойства графических материалов, фломастеров, мелков.
Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, рисунки детей.


11. «Волшебная птица весны».
Организация: Рисование композиции «Волшебная птица весны».
Задание: Учащиеся выполняют композицию Гуашь. Пятно, линия, точка.
Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

12. «Цветы и бабочки». Композиция в круге. Гуашь.
Организация: Декоративное рисование.
Задание: Учащиеся выполняют композиция в круге«Цветы и бабочки». Гуашь.
Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка.


2. Чудеса из бумаги.
Практические занятия.

1. Вводное занятие. Знакомство Условия безопасной работы.
Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с чудо - помощниками: ножницами, клеем, кисточкой.
Задание: Отработка навыка аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат, треугольник.
Материалы: лист А4, ножницы, клей, салфетка, иллюстрации, шаблоны

2. «Коврик для котика». Орнамент в квадрате.
Организация: аппликация или рисование орнамента в квадрате. Отработка навыка аккуратной работы. Ритм цветовых пятен.
Задание: Отработка навыка аккуратной работы «Коврик для котика». Ритм цветовых пятен.
Материалы: лист А4, акварель, гуашь, кисточки-3, клей, цветная бумага, салфетка, иллюстрации, таблицы, рисунки детей.

3. «Перышки для сказочной птицы». Отработка приема: надрезание.
Организация: Работа с бумагой и ножницами. Воспитание чувства ритма.
Задание: Учащиеся выполняют композицию «Перышки для сказочной птицы». Коллективная работа.
Материалы: лист А4, салфетка, ножницы, иллюстрации, наглядный материал.

«Осеннее очарование».
Организация: Создание композиции «Осеннее очарование». Букет листьев. Коллективная работа.
Задание: Учащиеся выполняют композицию «Осеннее очарование». Отработка навыка: вырезание путем складывания. Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение.
Материалы: лист А4, ножницы, клей, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

5. «Бабочки».
Организация: Отработка приема: вырезание путем складывания, композиционный прием: выделение главного. Контраст.
Задание: Учащиеся выполняют композицию «Бабочки». Цветная бумага. Черный или белый фон.
Материалы: лист А4, ножницы, клей, цветная бумага, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

6. «Сказочные домишки». Воспитание чувства цветовой гаммы. Элементы полуобъема.

Организация: Работа над коллективной композицией, составленной из вырезанных фигур простых геометрических форм. Показ иллюстраций, таблиц
Задание: Учащиеся выполняют коллективную композицию «Сказочные домишки», составленную из вырезанных фигур простых геометрических форм.
Материалы: лист А4, картон, цветная бумага, ножницы, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

7. «Бусы для куклы».
Организация: учащиеся делают бусы их треугольников цв. бумаги, старых открыток.
Задание: учащиеся собирают «бусы для куклы». Орнаментальный ряд. Чередование цвета и формы.
Материалы: открытки, цветная бумага, ножницы, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

8. «Пушистый котик».
Организация: Рассказ учителя о приеме «выращивание». Показ иллюстраций, наглядного материала.
Задание: Учащиеся выполняют творческую работу «Пушистый котик». Отработка приема «выращивание». Белая, черная, газетная бумага. Возможное использование текстиля.
Материалы: газеты, журналы, белая, черная бумага, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

9. «Такой забавный клоун».
Организация: Полуобъемная композиция. Цветовые контрасты. Индивидуальная работа. Творческая работа.
Задание: Учащиеся выполняют работу. Полуобъемная композиция. Цветовые контрасты.
Материалы: лист А4, картон, цветная бумага, газета, ножницы, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

10. Выполнение творческого индивидуального задания с цветной бумагой.
Организация: Самостоятельная работа, используя изученный материал.
Задание: Учащиеся выполняют работу. Свободный выбор тем и материалов для выполнения.
Материалы: лист А4, цветная бумага, клей, кисточки-3, салфетка.

3.Игрушки делаем сами.

Практические занятия.

1. Вводное занятие.
Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с пластическими материалами и инструментами.
Задание: Формообразование в работе с глиной, пластилином, солёным тестом.
Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

2. Урок-игра «Как накормить ослика».

Организация: Рассказ учителя о формообразовании. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.
Задание: Лепка корзины с фруктами. Формообразование движения: шар, овал, колбаска и т.д.
Материалы: лист А4, пластилин, стеки, салфетка, иллюстрации, шаблоны

3. «Лебединое озеро».
Организация : Формообразующие движения. Соблюдение последовательности: шар – морковка – сгибание + детали, создание образа. Пластилин. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.
Задание: Учащиеся выполняют композицию «Лебединое озеро».
Материалы: пластилин, солёное тесто, стеки, салфетка, иллюстрации, таблицы, шаблоны

4. «Мишка очень любит мед».

Организация: Рассказ учителя о лепке-отработке приема: целое из частей.. Последовательность выполнения. Пластилин, стеки. Показ иллюстраций, таблиц.
Задание: Учащиеся отрабатывают приём: лепка из целого куска с добавлением деталей. Создание образа.
Материалы: пластилин, солёное тесто, стеки, салфетка, иллюстрации, шаблоны

5. Орнамент в круге. Рельеф.

Организация: Рассказ учителя о рельефе, орнаментальных композициях в круге. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.
Задание: Учащиеся выполняют лепку рельефа. Природные растительные материалы: семена, плоды, косточки. Шпагат. Основа – пластилин на картоне.
Материалы: пластилин, солёное тесто, природные растительные материалы: семена, плоды, косточки, шпагат, стеки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

6. Рельеф «Парусник».
Организация: Рассказ учителя о отработке приема – рисование иглой. Стихия – вода. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.
Задание: Учащиеся создают декоративную композицию - рельеф «Парусник». Декор: «Солнышко на парусе».
Материалы: пластилин, солёное тесто, стеки, игла, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

7. «Подарок маме».
Организация: Творческая работа. Предложить на выбор: рельеф «Корзина с цветами», «Цветы и бабочка». Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.
Задание: Учащиеся выполняют лепку рельефа с выбором темы. Творческая работа в подарок.
Материалы: пластилин, солёное тесто, стеки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

В конце учебного года выставка лучших работ .



Учебно – методическая литература.


1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2012 г.

2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2012 г.

3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2010г.
4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2010 г.

5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2012 г.

6. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 2010 г.




















Литература:

1.С.К. Жегалова Русская народная живопись.- М: Просвещение, 1984
Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки.-М.: Эксио,2006
Энциклопедический словарь юного художника.-М.: Педагогика,1993
Катханова Ю.Ф., Васильев А.И. Изобразительное искусство: Рабочая тетрадь 1-4 кл.: В 2 Ч.-М.: ВЛАДОС, 2002
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник.: В 4 ч.- Обнинск: Титул,1996
В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе.-М.:Дрофа,1996
Т.Я.Шпикалова Народное искусство на уроках декоративного рисования.-М.: Просвещение,1979
Дорожин Ю.Г. Жостовский букет.-М.:Мозаика-Синтез,1999
В.С.Кузин Наброски и зарисовки.-М.: Просвещение,1981
Изобразительное искусство в школе.-М.: Педагогика,1975
В.И.Колякина Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.: ВЛАДОС,2004
Г.Г.Виноградова Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе.-М.:Просвещение.1980
Педагогическое творчество//№2,2005
Эскиз//№4,2008
Мейстер Н.Г. Лепим из бумаги.- Ярославль,2002.- (Вместе учимся мастерить).
Педагогическое творчество//№2,2001
Мастерилка//Волшебный ключик №8(56),№2,2006
Делаем сами//16,2008












13PAGE \* MERGEFORMAT141515




15