Лекторий В чем истинная красота человека по картине К.П.Брюллова Последний день Помпеи


В чём истинная красота человека
по картине К.П.Брюллова
«Последний день Помпеи»

Цели:
1) упражнять учащихся в составлении описания картины с элементами       рассуждения; расширить знания учащихся о выдающемся русском художнике К.П.Брюллове;
           2) подвести учащихся к размышлению о нравственном выборе человека    между добром и злом в миг опасности, пробудить веру в красоту человеческой души;
           3) развитие навыков правильной связной речи, обогащение лексического запаса учащихся новыми словами.
 
 «Последний день Помпеи»... А какие ассоциации вызывает у вас слово Помпеи? Что вы знаете об этом городе?
 - Давайте совершим небольшую экскурсию в этот городок незадолго до катастрофы.    (Музыка)
      Помпеи были небольшим городом, но по всей Италии славились своим мягким климатом, целебным воздухом и живописной природой. Богатые римляне стали возводить здесь виллы и летние дворцы. Скоро заурядное поселение, где занимались виноделием и изготовлением знаменитых по всей стране соусов, превратилось в сказочное царство мрамора и бронзы.    Патриции хотели жить с комфортом - появился водопровод. Они желали развлекаться – город украсили амфитеатр на 20 тыс. зрителей, театр драмы, музыкальный театр, три термы – бани.
      Помпеи были так хороши, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки.
      Но землетрясения были истинным бичом благословенного края. И никому и в голову не приходило, что виной этому Везувий, который возвышался над всей местностью. Из помпейских фресок видно, что в то время у него не было открытого кратера. На пологих склонах паслись овцы, зрел виноград, утопали в зелени белые виллы.
      Городская жизнь шла своим чередом. Жители Помпеев придавали особое значение физическому воспитанию. В городе было три гимнастических школы с площадками для тренировок и плавательным бассейном.
Вечерами город развлекался. О представлениях в театре и массовых   зрелищах извещалось заранее – афиши «писались» прямо на стенах домов. Но особое предпочтение отдавали помпеяне гладиаторским боям.
      Молодые женщины влюблялись в гладиаторов. Заводили с ними флирты и серьезные романы.
      Жители Помпеи были азартными политиками, в чем нас убеждают стенные росписи. Во время предвыборной кампании, едва афиша с именем претендента и его «платформой» появлялась где-нибудь на городской стене,
рядом заявляла свое мнение «оппозиция». И появлялись надписи вроде этого: «Того, кто не отдаст своего голоса за Квинта, пусть повезут через весь город на осле».
Таким образом, жизнь кипела в Помпеях во всем ее многообразии. Люди любили, радовались, страдали, работали и пели песни, во дворах играли дети.…Так было, пока не произошла трагедия...                                                                            
.Работа над картиной. Вопросы.
- Какое событие изобразил в своей картине К. Брюллов?
- Опишите небо. Какое оно? Почему?
- Опишите гибнущий город.
- Необычна композиция полотна. Яркая вспышка молнии как бы расколола его на две части. Свет падает на центр картины. Как бы разверзлись ворота ада. Кого вы видите в центре картины?
- Кого вы видите рядом с женщиной? Опишите ребёнка.
 
- В миг опасности проявляется истинная сущность человека. Нельзя ни обмануть, ни притвориться. Человек будет опасать то, что дороже всего ему на свете. А что может быть самым дорогим?
 
- Опишите группу людей с левой стороны. Вот молодая женщина обняла девочек. Как вы думаете, кто это? Какие лица у девочек?
 
-Опишите мужественного мужчину с семьей. Почему он поднял руку?
 
-Кого вы видите среди толпы, на ступеньках к храму с ящиком в руках? Кто это? Что он спасает в миг опасности?
 
-Обратите внимание на выражение лица человека, который по одежде напоминает нам жреца. Что для него является главным в миг опасности? (собственная жизнь)
      -А кто такой жрец? (служитель божества). Значит, этот человек призывал любить ближнего своего. Призывать - то призывал. А был ли он искренен? Нет, потому, что он любит только себя. И поэтому, ему страшна смерть. Тогда как другие пытаются спасти своих близких, не думая о себе. 
-Посмотрите на правый угол полотна. Кого вы видите на переднем плане? Кто эти юноши? Кого они несут?
 
-Почему старая женщина опустилась на землю? Кто рядом с ней? О чем умоляет мать своего сына? Как вы думаете, что говорит ей сын? Бросит он мать в этот страшный час?
 
-Кого вы видите на заднем плане картины? Куда спешит этот всадник?
 
-Какие две вечные темы столкнул художник в картине?
 
-Ваше впечатление от картины. Какое чувство она у вас вызывает?
 
-А как вы думаете, какое чувство испытывал Брюллов, когда создавал это полотно?
      Вывод: именно любовь к ближнему, делает этих людей прекрасными, и мы преклоняемся перед ними. Перед их мужеством и благородством.
 
Заключительное слово учителя о секрете в картине. (Музыка)
-Своеобразный автопортрет оставил нам Брюллов в этом полотне. Кто догадался, где он находится?
А любимая женщина Карла Брюллова - Юлия Самойлова - трижды является на этом полотне. В образе молодой матери, тщетно пытающейся прикрыть своим телом от камнепада крошку-сына. Это Самойлова «первая». Тем, чем была обделена Юлия в жизни - материнством, Брюллов вознаграждает в своей картине. «Вторая» Самойлова изображена женщиной с двумя дочерьми, в ужасе прижавшимися к ней. И «третья» Самойлова. Несмотря на то, что эти два человека любили друг друга, они так и не смогли соединить свои судьбы. И здесь, на этом полотне, Брюллов оставил свидетельство своей любви. Рядом с художником испуганная девушка. Это Юлия. Здесь они вместе. Навсегда.