Рабочая программа по коррекционному курсу Пространственная ориентировка для учащихся 11 класса III-IV вида образовательной деятельности


Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья »
«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол № 1
от /______________/
Хуртина Т.Ю.
/______________/ «Согласовано»
Зам.директора по УР
Морозова Л.А.
/_______________/ «Утверждаю»
Директор школы
____________Рожкова Е.М.
Приказ № /______________/
от /______________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу коррекционной подготовки «Пространственная ориентировка» для 11 класса (III, IV вид)
Учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Антипова Екатерина Валерьевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « » августа 2016 г.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе коррекционного курса «Пространственная ориентировка» для учащихся 11 класса ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ОВЗ».
Данная рабочая программа составлена на основе нормативно - правовых документов:
1. Закона Российской Федерации №273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089)
3. Образовательной программы школы на уровень среднего (полного) общего образования (приказ №38/17 от 28.08.14)
4. Учебного плана ГБОУ «Казанская школа № 172для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2017 учебный год.
5. Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида Министерства общего и профессионального образования РФ Института коррекционной педагогики РАО под редакцией Л.И.Плаксиной,1999 год. (Рекомендовано Управлением реабилитационной работы специального образования РФ).
6. Специальных коррекционных программ для детей с тяжелыми нарушениями зрения . С.-Петербург "Образование" 1995./ Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. В.А. Феоктистова.
Для составления данного планирования использовалась дополнительная литература:
1. Л.И. Плаксина. Теоретические основы коррекционной работы для детей с нарушением зрения.М.ГороД,1998 год.
2. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушением зрения – М.: Экспресс-Полиграф-Сервис, 1999
3. Т.Б. Тимофеева и др Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов. Ростов на Дону. Феникс, 2010 год.
4. Научно-теоретические и экспериментально подтвержденные исследования ученых: Н.Н. Малофеев, В.А. Феоктистова, Земцова М.И. Литвак А.Г., Ермаков В.П., Якунин Г.А., Б.К. Тупоногов, В.З. Денискина, Л.М., Григорьева Г.В. Никулина.
5. Авторские программы, находящиеся в Интернет-ресурсах, учителей-тифлопедагогов образовательных учреждений для слепых и слабовидящих воспитанников.
6. Азарян Р. Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. — М.: ВОС, 1989.
7. Семенов Л. А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых детей. Методическое пособие. — М., ВОС, 1984.
8. Семенов Л. А. Звуковые сигнализаторы и их применение на занятиях физической культурой и ориентировкой в школах для слепых детей. Методическое пособие. — М.: ВОС, 1985.
9. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением зрения под редакцией КПН В.З. Денискиной. Учебно-методическое пособие, Нижний Новгород, 2002
Место коррекционного курса в учебном плане.
Учебный план ГБОУ «Казанская щкола № 172 для детей с ОВЗ» отводит на курс «Пространственная ориентировка» в 11 классе 4 часа в неделю (Всего 140 ч)
I. Цели изучения: Работа курса направлена на компенсацию и коррекцию недостатков, связанных со слепотой и слабовидением. Одним из таких занятий является коррекционный курс «Пространственная ориентировка»
Формирование умений и навыков самостоятельной ориентировки в пространстве и жизненной ситуации;
Формирование умений самостоятельно передвигаться в пространстве с использованием технических средств реабилитации
Развитие общих пространственных представлений.
II. Задачи: Развивать у учащихся волевые качества по преодолению страха передвижения в пространстве. Развивать пространственное мышление и специальные навыки запоминания маршрута. Развивать умение выделять и объединять пространственные признаки и отношения в окружающем пространстве; выделять, анализировать и синтезировать информацию об окружающем, получаемую с помощью всей сенсорной сферы; совершенствовать умение учащихся ориентироваться на ближайших улицах, опираясь на информацию, поступающую через все анализаторы; развивать умение составлять схему смоделированного пространства; составлять схему любого знакомого пространства; закреплять знания по ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми; усовершенствовать приемы ориентировки при помощи вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы).
III. Программа состоит из следующих разделов:
Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.
Совместная ориентировка со зрячими.
Разработка индивидуальных маршрутов.
Наземный и подземный городской транспорт.
Учреждения и улицы города.
IV. Методы обучения. Коррекционную направленность занятий определяет выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительной функции, уровня развития зрительного восприятия каждого воспитанника. Это: беседа, рассказ, упражнения, практическая работа. Репродуктивный, исследовательский метод, самостоятельная работа с дидактическим материалом, упражнения, вопросы в необычной форме, работа по инструкции, работа со схемами, поощрения, похвала. Элементы рефлексии.
V. Межпредметные связи. Курс «Пространственная ориентировка» должен помочь учащимся усваивать общеобразовательные школьные предметы через обогащение образов и пространственных представлений.
VI. Особенности организации занятий курса
Коррекционные занятия проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития этих детей и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, ликвидацию в ходе обучения и воспитания отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.
Особое внимание обращается на создание санитарно-гигиенических условий, сочетание коррекционно-воспитательной работы с лечебно-восстановительной.
Содержание программы строится с учетом физических и зрительных возможностей детей, интересов, с учетом возрастных и психофизических возможностей.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания детей.
Специфика обучения и воспитания детей с нарушением зрения проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на сохранные анализаторы.
Основной формой работы тифлопедагога с учащимися являются занятия. Коррекционную направленность занятий определяет использование индивидуального и дифференциального подхода.
При индивидуальной работе учитываются возможности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождения в контакт в процессе обучения, устойчивость внимания.
Дифференцированный подход к коррекционной работе требует выделения подгрупп детей, в состав которых могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития.
В ходе практической работы осуществляется практическая направленность с промежуточными коррекционно – оценочными характеристиками, коррективами действий, с поэтапной последовательностью выполнения конкретного задания. Это:
1. Объяснение и показ учащимся необходимых действий по каждому этапу предложенной работы.
2. Самостоятельное выполнение учениками отдельного этапа задания, его осмысление.
3. Коррекция действий учащихся на данном этапе.
4. Оценка коррекционных действий и их результатов.
5. Упражнение и совершенствование этапных действий, выработка коррекционных умений и навыков.
6. Самостоятельное выполнение практического задания.
7. Контроль и оценка всей системы действий при выполнении самостоятельной, лабораторной или практической работы.
Предмет рассчитан на незрячих и слабовидящих детей. Для незрячих задания подбираются на уровень тактильного восприятия / понимания заданий. Занятия проводятся классом, группой, подгруппой, индивидуально. Занятия организуются индивидуально, подгруппами (2-3 человека), целым классом. Также создание подгрупп зависит от диагноза заболевания, этапа лечения. Продолжительность занятия до 35 минут.
Программа курса предусматривает диагностику готовности учащегося к изучению коррекционного курса, в апреле-мае проводится диагностика результативности.
VII. Приобретаемые навыки коррекционной деятельности учащихся сводятся к результатам обученности:
По окончанию обучения учащиеся должны:
Уметь действовать по инструкции, плану.
Знать правила безопасного передвижения.
Владеть техниками и приемами ходьбы с тростью.
Знать правила пользования городским наземным и подземным транспортом.
Иметь представление об улицах и учреждениях города.
Степень сформированности практического навыка может быть определена по следующим параметрам,
1)насколько самостоятельно выполняется задание (решается конкретная проблема);
2)насколько уверенно ведет себя учащийся при выполнении задания; являются ли при этом правильными его поза и осанка;
3)насколько точно выполняются все требования безопасности;
4)насколько выполнение задания соответствует общепринятым способам.
Формы контроля коррекционной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны родителей.
Содержательные аспекты программы по предмету «Пространственная ориентировка» для учащихся 11 класса ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья» представлены через календарно - тематическое планирование.
Календарно - тематическое планирование курса «Пространственная ориентировка»
для учащихся 11 класса ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ОВЗ» на 2016-2017 уч. год
№ п.пДата К-во часов Тема Содержание-цели-ожидаемые результаты Дидактическая составляющая занятия
I ЧЕТВЕРТЬ (36 часов)
1-3. 3 Вводное занятие. Составление диагностических карт по сформированности ориентировочных навыков. Пр.р: движение в заданном направлении, уметь работать с тростью. Коррекция координации движения. Развитие речевого общения Диагностические карты
4-9. 6 Словесное описание особенностей строения:
- магазинов, (1ч)
- минимаркетов, (1ч)
- гипермаркетов, (2ч)
- торговых центров.(2ч) Дать представление об учреждениях города и их внутренних помещениях. Знать правила безопасного передвижения в пространстве. Использовать сохранные органы при самостоятельном передвижении в свободном пространстве. Знать правила передвижения с тростью. Составление алгоритма действий.
10-13. 4 - Способы и приемы ориентировки в помещениях различных типов.(2ч)
- Приемы передвижения в помещениях различных типов.(2ч) Знать правила безопасного передвижения в пространстве. Использовать сохранные органы при самостоятельном передвижении в свободном пространстве. Знать правила передвижения с тростью. Составление алгоритма и плана действий.
14-17. 4 Минимаркет.
- Повторение: Правила поведения в общественных местах, в магазине.(1ч)
- Составление буклета «Правила поведения в магазинах» для учеников начальной школы.(1ч)
- Самостоятельная ориентировка в минимаркете. Практическое занятие.(2ч) Дать представление об учреждениях города и их внутренних помещениях. Использовать сохранные органы при самостоятельном передвижении в свободном пространстве. Знать правила передвижения с тростью. Практическое занятие. Изготовление буклета: «Правила поведения в магазинах»
18-21. 4 Гипермаркет.
- Словесное описание особенностей ориентировки в гипермаркете.(2ч)
- Самостоятельная ориентировка в гипермаркете.(2ч) Дать представление об учреждениях города и их внутренних помещениях. Использовать сохранные органы при самостоятельном передвижении в свободном пространстве. Знать правила передвижения с тростью. Практическое занятие. Словесное проговаривание маршрута.
22-27. 6 - Самостоятельная ориентировка в торговом центре.
- Словесное описание особенностей ориентировки в торговом центре.(2ч)
- Движение по маршруту, используя ориентиры.(2ч) Дать представление об учреждениях города и их внутренних помещениях. Использовать сохранные органы при самостоятельном передвижении в свободном пространстве. Знать правила передвижения с тростью. Практическое занятие. Словесное проговаривание маршрута.
28-30. 3 - Определение достоинства монет.(1ч)
- Приемы различения бумажных купюр.(2ч) Коррекция моторики через упражнения на координацию движений. Монеты разного номинала, бумажные денежные купюры. Практическое занятие.
31-36. 6 Самостоятельное построение схем-маршрутов до ближайших к школе магазинов
- Построение схемы маршрута до магазина «Эдельвейс».(1ч)
- Следование по схеме маршрута до магазина «Эдельвейс».(2ч)
- Построение схемы маршрута до магазина «Магнит».(1ч)
- Следование по схеме маршрута до магазина «Магнит».(2ч) Коррекция направления при передвижении в свободном пространстве. Знать правила передвижения с тростью. Составление схемы маршрутов. Практическое занятие.
II ЧЕТВЕРТЬ (28 час)
36-41. 6 Расширение представлений об учреждениях города.
- Театры г.Казани.(2ч)
- Кинотеатры г.Казани (2ч)
- Музеи г.Казани (2ч) Дать представление об учреждениях города и их расположении относительно друг друга. Изготовление ознакомительного буклета.
42-48. 7 - Районы г.Казани. Повторение.(2ч)
- Презентация районов.(2ч)
- Углубленное ознакомление с районом школы.(3ч) Дать представление о районах города и их расположении относительно друг друга. Знать правила безопасного передвижения в пространстве. Обнаружение и преодоление препятствий. 49-54. 6 Приемы передвижения с опытными сопровождающими.
- Приемы передвижения с сопровождающим. Повторение.(1ч)
- Практическое занятие. Передвижение с опытным сопровождающим по улице Ибрагимова. (2ч)
- Практическое занятие. Передвижение с опытным сопровождающим по улице Чистопольская. (2ч)
- Словесное описание особенностей передвижения с опытным сопровождающим и пройденных маршрутов.(1ч) Знать правила безопасного передвижения в пространстве. Развитие речевого общения, диалогической речи. Практическое занятие: передвижение с сопровождающим.
55-58. 4 Приемы передвижения со случайными сопровождающими.
- Практическое занятие. Передвижение со случайным сопровождающим по улице Ибрагимова. (2ч)
- Анализ передвижения со случайным и опытным сопровождающим.(2ч) Знать правила безопасного передвижения в пространстве. Развитие речевого общения, диалогической речи. Практическое занятие: передвижение с сопровождающим. Сравнительный анализ.
59-64. 6 Переход через дороги регулируемые светофором.
- Признаки и особенности регулируемого перекрестка. Изготовление памяток для учеников начальной школы. (1ч)
- Самостоятельная ориентировка на тротуаре перед перекрестком.(2ч)
- Обращение за помощью при переходе через дорогу.(1ч)
- Самостоятельный переход через перекресток под наблюдением педагога.(2ч) Уметь определять месторасположение источника звука. Использовать сохранные органы при самостоятельном передвижении в свободном пространстве. Изготовление памяток для учеников начальной школы: Признаки и особенности регулируемого перекрестка.
III ЧЕТВЕРТЬ (40 часов)
65-70. 6 Переход через дороги, не регулируемые светофором.
- Признаки и особенности нерегулируемого перекрестка. Изготовление памяток для учеников начальной школы. (1ч)
- Самостоятельная ориентировка на тротуаре перед нерегулируемым перекрестком.(2ч)
- Обращение за помощью при переходе через дорогу.(1ч)
- Самостоятельный переход через нерегулируемый перекресток под наблюдением педагога.(2ч) Уметь определять месторасположение источника звука. Использовать сохранные органы при самостоятельном передвижении в свободном пространстве. Изготовление памяток для учеников начальной школы: Признаки и особенности нерегулируемого перекрестка.
71-75. 5 - Определение индивидуальных маршрутов.(2ч)
- Разработка индивидуального маршрута.(1ч)
- Разработка индивидуального маршрута с учетом всех ориентиров.(2ч) Использовать сохранные органы при самостоятельном передвижении в свободном пространстве. Знать правила безопасного передвижения в пространстве. Обнаружение и преодоление препятствий. Коррекция координации движений. Индивидуальные маршруты
76-81. 6 Повторение маршрутов до различных остановок общественного транспорта близ школы.
- Повторение маршрута до остановки «козья слобода».(2ч)
- Повторение маршрута до остановки «Короленко» (2ч)
- Повторение маршрута до остановки «Ибрагимова» (2ч) Знать правила использования трости. Обнаружение и преодоление препятствий. Коррекция координации движений. Уметь следовать по избранному маршруту. Схемы маршрутов до ближайших остановок
80-85. 4 - Правила пользования городским наземным транспортом. Автобус.
Трамвай. Троллейбус. Повторение.(1ч)
- Изготовление буклета: Правила пользования автобусом. (1ч)
- Изготовление буклета: Правила пользования троллейбусом.(1ч)
- Изготовление буклета: Правила пользования трамваем.(1ч) Уметь применять правила ТБ при использовании трости в общественном транспорте. Знать правила поведения в общественных местах. Свободно и расковано держаться на остановке и в транспорте. Изготовление буклетов для учеников начальной школы: Правила пользования городским наземным транспортом.
86-89. 4 - Особенности ориентировки в автобусе. Повторение.(1ч)
- Практическое занятие. Проезд и ориентирование в автобусе.(3ч) Свободно и расковано держаться на остановке и в транспорте. Обнаружение и преодоление препятствий. Точка отсчета, соблюдение расстояния, нахождение двери, измерение высоты ступенек. Практические занятия.
90-93. 4 - Приемы владения тростью при входе и выходе из автобуса. Повторение.(1ч)
- Практическое занятие. Приемы владения тростью при входе и выходе из автобуса.(3ч) Познакомить с приёмами определения остановки, посадкой и высадкой из автобуса. Знать правила использования трости. Особенности посадки в транспорт в разное время года. Работа с тростью.
94-96. 3 Повторение основных автобусных остановок близ школы.
- Словесное описание маршрута до автобусных остановок.(1ч)
- Практическое занятие: Самостоятельная ориентировка до автобусных остановок.(2ч) Познакомить с приемами определения остановки. Коррекция координации движения. Ходьба в направлении на источник звука. Словесное описание маршрута, Практические занятия. Самостоятельная ориентировка.
97-100. 4 - Особенности ориентировки в трамвае. Повторение.(1ч)
- Практическое занятие. Проезд и ориентирование в трамвае.(3ч) Свободно и расковано держаться на остановке и в транспорте. Обнаружение и преодоление препятствий. Точка отсчета, соблюдение расстояния, нахождение двери, измерение высоты ступенек Практические занятия.
101-104. 4 - Приемы владения тростью при входе и выходе из трамвая. Повторение. (1ч)
- Практическое занятие. Приемы владения тростью при входе и выходе из трамвая.(3ч) Познакомить с приёмами определения остановки, посадкой и высадкой из трамвая. Знать правила использования трости. Особенности посадки в транспорт в разное время года. Работа с тростью.
IV ЧЕТВЕРТЬ (36 часов)
105-107. 3 Повторение основных трамвайных остановок близ школы.
- Словесное описание маршрута до трамвайной остановки.
- Составление схемы маршрута до трамвайной остановки.
- Практическое занятие: Самостоятельная ориентировка до трамвайной остановки. Познакомить с приемами определения остановки. Коррекция координации движения. Ходьба в направлении на источник звука. Словесное описание, схема маршрута. Самостоятельная ориентировка
108-111. 4 - Особенности ориентировки в троллейбусе. Повторение.(1ч)
- Практическое занятие. Проезд и ориентирование в троллейбусе.(3ч) Свободно и расковано держаться на остановке и в транспорте. Обнаружение и преодоление препятствий. Точка отсчета, соблюдение расстояния, нахождение двери, измерение высоты ступенек. Практические занятия.
112-115. 4 - Приемы владения тростью при входе и выходе из троллейбуса. Повторение. (1ч)
- Практическое занятие. Приемы владения тростью при входе и выходе из троллейбуса.(3ч) Познакомить с приёмами определения остановки, посадкой и высадкой из троллейбуса. Знать правила использования трости. Особенности посадки в транспорт в разное время года. Работа с тростью.
116-118. 3 Повторение основных троллейбусных остановок близ школы.
- Словесное описание маршрута до автобусных остановок.(1ч)
- Практическое занятие: Самостоятельная ориентировка до автобусных остановок.(2ч) Познакомить с приемами определения остановки. Коррекция координации движения. Ходьба в направлении на источник звука. Словесное описание, Самостоятельная ориентировка.
119-121. 3 - Правила пользования городским подземным транспортом. Метрополитен.(2ч)
- Изготовление буклета: правила пользования городским подземным транспортом.(1ч) Знать правила поведения в общественных местах. Знать правила безопасности при передвижении, входе и выходе из метро. Изготовление буклета.
122-124. 3 - Подземные переходы. Особенности ориентировки.(1ч)
- Практическое занятие: ориентировка в подземном переходе.(2ч) Знать правила безопасности при передвижении в метро. Уметь применять правила ТБ при использовании трости в общественном месте. Практическое занятие.
125-127. 3 - Особенности ориентировки в вестибюле и на станции метрополитена.
- Практическое занятие: ориентировка в вестибюле и на станции метрополитена. Знать правила использования трости. Ходьба в направлении на источник звука. Практическое занятие.
128-129. 2 - Особенности ориентировки в метро.
- Практическое занятие: ориентировка в метро. Знать правила безопасности при передвижении, входе и выходе из метро. Уметь определять направления движущегося источника звука. Движение с тростью параллельно источнику звука. Практическое занятие.
130-131. 2 - Особенности ориентировки в кассовом зале метро.
- Практическое занятие: ориентировка в кассовом зале метро. Знать правила безопасности при передвижении, входе и выходе из метро. Практическое занятие.
132-133. 2 Практическое занятие: Проход к платформам и поездам в метро. Знать правила безопасности при передвижении, входе и выходе из метро. Уметь определять направления движущегося источника звука. Движение с тростью параллельно источнику звука. Практическое занятие.
134-135. 2 Практическое занятие: Ориентировка на платформах метро. Знать правила безопасности при передвижении, входе и выходе из метро. Уметь определять направления движущегося источника звука. Движение с тростью параллельно источнику звука. Практическое занятие.
136-137. 2 Практическое занятие: Ориентирование на эскалаторе, спуск и подъем. Знать техники и приемы ходьбы с тростью при спуске и подъеме по лестнице. Практическое занятие.
138-140. 3 Итоговое занятие «Что мы знаем и умеем?». Диагностика. Подготовка к самостоятельной жизни. Дидактические карты.