Урок по творчеству Б. Пастернака в 11 классе Во всем мне хочется дойти до самой сути…


"Во всем мне хочется дойти до самой сути..."
Поэтические страницы Б. Пастернака
Урок по творчеству Б. Пастернака в 11 классе (2 часа)
Ход урока
Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
А. Ахматова "Поэт"(Борис Пастернак)
Смерти нет.
Человек рождается жить, а не готовиться к жизни.
Б. Пастернак "Доктор Живаго"
I. Вступление. Сообщение темы и целей урока.
Наш урок посвящен творчеству одного из самых талантливых и самых сложных поэтов XX века, поэта-философа, лауреата Нобелевской премии (1958) Бориса Леонидовича Пастернака. Тема сегодняшнего урока "Во всем мне хочется дойти до самой сути..." Поэтические страницы Б. Пастернака.
Выразительное чтение стихотворение "Во всем мне хочется дойти..."
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.
1956
Мы неслучайно начали урок с чтения этого стихотворения. Мне кажется, что существует какая-то таинственная, глубинная связь между внешним обликом поэта и характером его стихов. Уже с первых шагов в поэзии Б. Пастернак обнаружил свой особый почерк. А это, позднее, стихотворение можно рассматривать как поэтическое кредо автора, в котором он объяснил цель и назначение творчества, свое постоянное стремление к вершинам мастерства, к совершенству.
Творческий путь Б. Пастернака сложен и тернист. Его поэзия всегда вызывала разноречивые оценки. Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, свежие, образные, взволнованные стихи никого не могут оставить равнодушным.
Сегодня нам предстоит прикоснуться к неповторимым, ярким, наполненным звуками, красками и глубоким философским смыслом стихам Б. Пастернака.
Прекрасной характеристикой его поэтического таланта могут служить строки А. Ахматовой из стихотворения "Поэт"(Борис Пастернак), взятые эпиграфом к нашему уроку:
Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
II. Беседа и анализ поэтического текста.
Говорить о жизни и творчестве поэта - занятие неблагодарное. Поэт - это особый мир. Вся жизнь поэта отражена в его стихах. Лучший способ говорить о поэте - читать его стихи. Вся жизнь Б. Пастернака - в его великолепных, неповторимых, вызывающих изумление и восторг поэтических строчках.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1912
- Можно ли одним словом определить тему этого стихотворения? Легко ли это сделать?
(Уже здесь, в раннем стихотворении Пастернака, мы встречаемся с одной из самых замечательных черт его поэзии - невообразимой метафоричностью его строк: "кликами колес", "сухая грусть", "криками изрыт", "весною горит".
Здесь все: пробуждение природы от зимнего сна, предчувствие весны, яркое, радостное восприятие жизни лирическим героем, состояние счастья, которое переполняет душу, и, конечно же, тема поэтического вдохновения, тема творчества, возможность жить, творить, созидать, создавать настроение.)
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
(Стихотворение проникнуто радостным, приподнятым настроением.)
- Кто лирический герой и какие строки подтверждают это?
(Лирический герой - поэт:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд.
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.)
- Почему "слагаются" стихи? Потому что пришло вдохновение, пришла весна.
- А почему "плакать" и "навзрыд"?
("Навзрыд" употреблено дважды! Чувства переполняют душу, им нужно вылиться на бумаге. Счастье от возможности жить и писать, потому что молод, счастлив, полон сил, полон жизни! (1912!). Вдохновение не приходит по заказу, оно "случайно". А плакать? Плачут ведь не только от горя, плачут и от счастья. "Слезы счастья" - довольно распространенное выражение.)
Ярко представлен в стихотворении "Февраль. Достать чернил и плакать..." вечный и прекрасный мир природы, о котором Ф.И. Тютчев сказал когда-то:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Вот эту живую душу природы мы видим, чувствуем, ощущаем в каждой пастернаковской строке.
"Его грудь заполнена природой до предела, - писала о Пастернаке Марина Цветаева. - Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю - и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет".
Слезы восторга и внутренний трепет, чувство радости влюбленного в природу человека, ощущение счастья и полноты жизни передано поэтом в каждой строке стихотворения.
Восклицательное предложение, как бы оборванные на середине фразы (Февраль. Достать чернил и плакать! Достать пролетку.), когда слово не успевает за мыслью, - передают быстроту сменяющихся впечатлений, придают динамичность и подвижность картинам весенней природы, показывают непрерывное, непрекращающееся движение жизни. Передано это движение и в лексическом строе стихотворения.
- Как? Приведите примеры. ("Грохочущая слякоть", "клик колес", "достать пролетку" - движение; "перенестись" - очень быстро оказаться в каком-нибудь месте, быстро доехать; "сорвутся", "обрушат" - резкое движение.)
Стихотворение наполнено звуками. Какие это звуки? Приведите примеры. ("Грохочущая слякоть", "клик колес", "благовест", "шумней", "ливень", "навзрыд", "криками изрыт").
Обратим внимание на используемую автором аллитерацию (повтор согласных звуков, отчетливо выявляющий облик слов). Шум ливня, звук колес по лужам мостовой, колокольный звон, плеск, крик и хлопанье крыльев птиц переданы с помощью повтора согласных звуков (каких?): [ш], [ж], [х], [ч], [т], [л], [к].
Чуткий внутренний слух музыканта помогает Пастернаку воспроизвести звуки улицы, звуки пробуждающегося мира природы. Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа - огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык. Природа - не фон, не декорация, а действующее лицо.
Звуки природы подобно звукам музыкальных инструментов, входящих в состав оркестра, сливаются в симфонию, которую слышит поэт да и не только слышит, но и видит, как его учитель и вдохновитель - композитор А.Н. Скрябин или, к слову сказать, Римский-Корсаков, обладавший так называемым "цветным слухом". Вот почему стихи Пастернака наполнены цветом, где множество тонов, полутонов и оттенков.
Анализируя стихотворение "Февраль...", мы несколько раз произнесли такие фразы: "приподнятое настроение", "радостное чувство влюбленности в природу", "яркое мироощущение". Но ведь в стихотворении всего один цвет - черный.
- Разве черный цвет передает радость?
- С чем ассоциируется обычно в нашем сознании черный цвет? Разве с радостью и счастьем? А что мы видим здесь?
(Поэт опрокидывает наше представление о черном цвете. Мы совершенно отчетливо чувствуем, что черный цвет - цвет жизни (та тьма, что дает начало жизни). Черный цвет представлен явно и неявно. Явно, когда в первой и четвертой строфе употреблены слова, обозначающие черный цвет: "черною", "чернеют".
Ассоциативно же черный цвет представлен в каждой строфе. Конечно же, ассоциативный ряд у каждого свой, но здесь тот случай, когда поэт и читатель совпадают.
- Докажите, что это так.
(Слово "чернила" употреблено два раза (чернила не всегда черные!);
"грохочущая слякоть" - грязь, темная колея, след колес;
"весною черною горит" - обнаженная черная земля среди подтаявшего грязно-серого городского снега; горит - с одной стороны, гарь - что-то черное, но здесь, скорее, - ярко выделяется на окружающем фоне;
"пролетку" - черный кожаный верх экипажа;
"обугленные груши" - черные (сухие, сушеные) груши;
"тысячи грачей" - грач - птица черного цвета+ звукопись
"сорвутся в лужи" - лужа - грязная (темная)вода;
"на дно очей" - дно - тьма, чернота; очи - "очи черные";
"проталины" - черная земля среди снега (усилено словом "чернеют").
Итак, черный цвет в стихотворении - это цвет земли, цвет весны, цвет пробуждения природы от зимнего сна, цвет зарождения жизни, а значит, новых мыслей и стихов, источник новых сил.
Ярко представлена и аллитерация - частое повторение звука [ч] для обозначения черного.
(Невольно вспоминаются строки М. Цветаевой, казалось бы, никак не связанные с прочитанным стихотворением:
Я - страница твоему перу.
Все приму. Я белая страница.
Я - хранитель твоему добру:
Возращу и возвращу сторицей.
Я - деревня, черная земля.
Ты мне - луч и дождевая влага.
Ты - Господь и Господин, а я -
Чернозем - и белая бумага!
10 июля 1918
Все та же тема творчества, вдохновения; черная земля, чернозем - источник новой жизни, новых надежд, мыслей, стихов.)
Поэт тонко чувствует звуки, запахи, краски; его поэзия наполнена светом и цветом. Стихи отличаются музыкальностью, живописностью, глубиной философской мысли, тонким психологизмом.
- Откуда это? Где начало всех начал? Где истоки его поэтического таланта?
(Все пришло к нему из детства, из семьи, передалось от отца с матерью, от того окружения, той атмосферы, которая царила в их доме.)
Послушаем сообщение о детстве и юности Б. Пастернака.
Сообщение ученика
(Борис Пастернак родился в Москве 29 января (10 февраля) 1890 года. Отец его, Леонид Осипович Пастернак, был известным художником, профессором московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Он автор иллюстраций первой публикации романа Л.Н. Толстого "Воскресение". Мать поэта, Розалия Исидоровна Кауфман, одаренная пианистка. Борис Пастернак рос в атмосфере искусства, музыки, живописи. С детства его окружали известные художники, музыканты, писатели, с которыми общалась и дружила его семья. В доме Пастернаков частыми гостями были Лев Толстой, художники Репин, Серов, Врубель, композиторы Рахманинов, Скрябин. Музыка, живопись, философия переплетены в поэзии Пастернака невообразимым узором.
Будущий поэт учился в классической гимназии и на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, который окончил в 1913 году. Еще гимназистом, а затем студентом он прошел предметы композиторского факультета консерватории, ему прочили карьеру музыканта, его композиторские опыты одобрял сам Александр Николаевич Скрябин (1872-1915), которого Пастернак боготворил.)
- Мог ли Борис Пастернак, сын известного художника и талантливой пианистки, быть другим? Музыкальность и живописность его поэзии можно рассматривать как врожденные качества.
Шесть лет отдал юный музыкант своей мечте: бесчисленные упражнения, музыкальные импровизации, сочинительство... Неожиданно для родителей Б. Пастернак оставил музыку и философию и посвятил себя поэзии.
- Как вы думаете, чем было продиктовано это решение?
(Неубедительным кажется его собственное объяснение: отсутствие абсолютного слуха. Для того чтобы стать композитором, необязательно иметь абсолютный слух, классический пример тому - Петр Ильич Чайковский. Разочарование в музыкальных способностях? Известно, что А.Н. Скрябин отмечал его как талантливого ученика. Может быть, будущий знаменитый поэт услышал голос судьбы?)
Весной 1912 года Пастернак едет в Марбург и весь летний семестр занимается в Марбургском университете философскими дисциплинами, но затем, покинув Марбург и совершив поездку в Италию, возвращается в Москву. С этих пор, он, оборвав занятия и музыкой, и философией осознает себя поэтом.
В 1916 году он напишет стихотворение под названием "Марбург" - историю своей неразделенной любви:
Я вздрагивал. Я загорался и гас.
Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, -
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ.
Как жаль ее слез! Я святого блаженней.
(Выразительное чтение стихотворения учеником.)
-Каким чувством проникнуто стихотворение?
- Как можно сформулировать основную мысль стихотворения? Найдите строки, подтверждающие эту мысль.
(Любовь, какой бы она ни была: счастливой или неразделенной, все равно счастье. Само появление этого чувства в душе человека уже награда, оно не каждому дано. Это - испытание, высокая болезнь, чувство мучительное, но прекрасное. "Как жаль ее слез! Я святого блаженней.")
Стихотворение наполнено яркими поэтическими образами, метафорами, сравнениями.
- Приведите примеры ("улицы лоб был смугл", "ветер, как лодочник, греб по липам", булыжник "на небо глядел исподлобья").
Когда-то М. Цветаева воскликнула: "Где человек, до конца понявший Пастернака?" И сама же пояснила: Пастернак - это "тайнопись", "иносказание", "шифр". Да, поэзия Б. Пастернака, особенно ранняя, сложна. Высокая ассоциативность мышления поэта усложняет понимание его лирики. В нее нужно вслушаться, вчитаться, всмотреться. Поэзию нельзя объяснить. Поэзия - это магия слов, она необъяснима, она захватывает тебя однажды и на всю жизнь. Прелесть и очарование стихов Б. Пастернака открывается не сразу. Но волшебство его строк властно захватывает нас, и мы понимаем, чувствуем, что именно это и есть истинная высокая поэзия.
- Поэтический почерк кого из современников Пастернака напомнило вам стихотворение "Марбург"?
(Конечно же, В. Маяковского, своей яркой метафоричностью. Начинающий Пастернак был близок Маяковскому, он входил в кружок молодых московских литераторов, создавших объединение "Центрифуга", которое примыкало к движению футуристов. Но в отличие от других поэтов этого объединения, Пастернак не увлекался словотворчеством, хотя его поэзия дышала поиском и новизной. Отношение Б. Пастернака к В. Маяковскому было иногда даже восторженным: "Я был без ума от Маяковского", "Я его боготворил", "Я очень любил раннюю лирику Маяковского... Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь".
Борис Пастернак, как и многие поэты начала XX века (А. Ахматова, С. Есенин, О.Мандельштам и др.), почти одновременно с ним входившие в большую литературу, испытал влияние определенных литературных течений (символизма и футуризма), но творчество настоящего поэта не может быть ограничено какими-либо рамками.
Ранняя лирика Б. Пастернака требовала усилий читателя. "Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам" (М. Цветаева). С течением лет его поэзия становится прозрачней, ясней. Он всегда тяготел к классическому стилю.
- Каковы особенности классического стиля?
(Классический стиль, как известно, характеризуется гармоничностью и соразмерностью, согласованностью художественных средств, глубиной и прозрачностью. Образец: Гете, Пушкин.)
" Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану", - писал Б. Пастернак в 1928 году.
Действительно, чем старше становится поэт, тем понятнее и ближе нам, читателям, - его стихи.
- Давайте послушаем стихотворения Б. Пастернака и подумаем, какой теме посвящены прочитанные стихи и какая общая мысль объединяет их?
1. "Любить иных - тяжелый крест..." (1931)
2. "Свидание" (1949)
3. "Без названия" (1956)
4. "Зимняя ночь" (1946)
5. "Никого не будет в доме..."(1931) (в исполнении С. Никитина)
Во всех стихотворениях главная тема - тема любви. Это одна из вечных тем наряду с темами природы, творчества, назначения поэта, смысла жизни, жизни и смерти... Все эти поэтические откровения объединяет образ любимой женщины. Женщина - вот то высшее, главное, что есть в жизни. Восхищением и преклонением перед женщиной проникнуты строки: "Быть женщиной - великий шаг..." Само появление женщины сродни чуду:
Но нежданно по портьере
Пробежит волненья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Позднее в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" появятся строки о главной героине: "Когда она входила в комнату, точно окно распахивалось, комната наполнялась светом и воздухом".
Тема любви всегда волновала поэтов, независимо от возраста, но не менее волнующей на протяжении всей жизни Б. Пастернака является тема творчества, тема назначения поэта и поэзии, тема призвания. Свои взгляды на призвание и жизнь поэта он выразил в стихах разных лет. "Определение поэзии" (1919), "Определение творчества"(1919), "О, знал бы я, что так бывает..."(1932), "Гамлет"(1946), "Быть знаменитым некрасиво..." (1956), "Во всем мне хочется дойти..." (1957).
Выразительное чтение стихотворения "Гамлет"
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.
1946
(Вспоминается невольно стихотворение А. Блока " Я - Гамлет. Холодеет кровь...":
Я - Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети.
И в сердце - первая любовь
Жива к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далеко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
6 февраля 1914)
Обращение к мировой художественной культуре - нередкое явление в русской литературе, но шекспировский герой вызывает у поэтов разные ассоциации. У Блока - это воспоминание о своей юности, том времени, когда он играл в любительских спектаклях вместе со своей будущей женой Любовью Менделеевой (Офелией), воспоминания о первой любви, которая стала для него единственной на всю жизнь.)
Образ Гамлета у Пастернака намного сложнее.
- Давайте попытаемся разобраться в этом. Пастернаковский Гамлет, кто он?
(1. Гамлет - герой трагедии Шекспира.
2. Актер, играющий роль Гамлета перед огромным зрительным залом на театральных подмостках:
Гул затих. Я вышел на подмостки...
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси...
Но эта сцена - вся человеческая жизнь, и поэтому "что случится на моем веку". То есть, Гамлет - обычный человек, задумавшийся о смысле жизни.
3. Кроме того, образ Гамлета сливается с образом Христа, нашедшим воплощение в художественной литературе. У того же Пастернака в стихотворении "Гефсиманский сад" мы находим такие строки:
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом он молил отца.
В "Гамлете":
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси...
4.Образ Гамлета - это образ поэта, который всегда одинок в этом мире:
Я один. Все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Таким образом, мы видим, что в образе Гамлета слились, как минимум, четыре образа, вызванных к жизни высокой ассоциативностью мышления поэта. Поэт, по мнению автора, обречен на одиночество, на избранничество. Это неотвратимо, как неотвратима гибель Гамлета и распятие Иисуса Христа. Эта мысль ярко выражена в последней строфе стихотворения:
Но продуман распорядок действий
И неотвратим конец пути...
Образ поэта - актера на сцене жизни - ярко представлен в стихотворении "О, знал бы я, что так бывает..."
Выразительное чтение стихотворения.
Поэт, в какой-то мере, актер, потому что он на виду, на сцене. Неслучайно употребление театральной лексики: дебют, читка, сцена, актер. Различие в том, что актер играет смерть, а не гибнет всерьез. Судьба поэта в этом отношении более жестока. Подлинного поэта "строчки с кровью - убивают, / Нахлынут горлом и убьют!" Поэт не может не писать. Он пишет, как дышит. Поэт - судьба, а не профессия.
- Какова основная мысль стихотворения?
(Основная мысль заключена в последней строфе:
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба.
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Поэт не может творить по заказу. Ему "строку диктует чувство". Ему невыносимо трудно, почти невозможно жить в тоталитарном государстве, поэт - свободная, независимая личность, он - гражданин мира.)
В 1956 году Б. Пастернак напишет стихотворение "Быть знаменитым некрасиво...". В нем, подводя итог своему жизненному пути, он, как четкие математические формулы, выведет законы творчества, законы мастерства. Каким должен быть истинный поэт и какова цель его творчества. В стихотворении - четкие ответы на те жизненно важные вопросы, которые всегда волнуют поэтов. Ответы, продиктованные сердцем, проверенные временем и мучительными моментами жизни. Ответы, которые оказались гениально простыми...
Выразительное чтение стихотворения.
- Какие строки запомнились вам больше всего?
- Какова цель творчества?
- Каким должен быть поэт, истинно великий художник?
- Как надо жить поэту?
(Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.)
- К чему призывает поэт?
- Какие строки выражают главную мысль?
(Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.)
- Применимо ли это к самому Б. Пастернаку?
(Да, Б. Пастернак жив в памяти и сердцах читателей, как живо творчество Пушкина, Лермонтова, Толстого, Булгакова.
- Помните фразу Бегемота из романа "Мастер и Маргарита" о Достоевском?
"Достоевский бессмертен!")
Чем старше становится человек, тем чаще он задумывается о смысле жизни, о том, так ли он прожил свою жизнь, его чаще посещают мысли о смерти. В этом поэты, я думаю, не очень отличаются от простых людей. Люди по-разному относятся к смерти. Некоторым даже сама мысль о смерти страшна, они гонят ее прочь, боятся смерти. А другие, прожив жизнь в ладу с собой, собственной совестью и душой, рассматривают смерть как ступеньку к новому существованию, переходу в новое состояние. Они подводят итоги своей земной жизни, приводят в порядок свои дела, мысли, чувства. И только поэтам дано выразить все это в прекрасной музыке слов.
Выразительное чтение стихотворения "Август"(1953)
Спокойствием, глубиной и мудростью веет от каждой строки стихотворения. Оно - прощание, но обратите внимание на название, на свет и яркость красок, которые ассоциативно связаны с этим месяцем, на праздник - 19 августа (Преображение Господнее (Яблочный Спас)). Все пронизано светом и цветом. Ярко, красочно, празднично.
- Приведите примеры.
- Посмотрите, как много эпитетов, сравнений, метафор.
О смерти сказано просто и обыденно. Найдите строки, подтверждающие эту мысль.
- С кем и с чем прощается поэт?
"Прощай, лазурь преображенская,
И золото второго Спаса.
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины!
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я - поле твоего сраженья.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство."
-Вызывает ли это стихотворение чувство страха, напряжения?
О наступлении смертного часа сказано буднично и просто. Это, как шаг в другую, светлую жизнь. Вся горечь остается в земной жизни (горечь унижений, годы безвременщины...). Стихотворение "Август" пронизано светом, проникнуто светлым чувством. Оно торжественно и величаво.
Об обыденности смерти говорится и в стихотворении "В больнице"(1956). Простая жизненная ситуация превращается в философские размышления о смысле жизни, о Боге, о вере. Б. Пастернак просто гениально сказал о Боге и о жизни, дарованной человеку. Жизнь - бесценный подарок:
Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным твоим сознавать.
Ни один из поэтов не сказал о Боге и о человеческой жизни так, как сказал Б. Пастернак:
Я чувствую рук твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр.
С исчезновением одного человека с поверхности земли жизнь не останавливается, время продолжает свое движение.
Звучит песня на стихи Б. Пастернака "Снег идет"(1957) в исполнении С. Никитина.
III. Вопросы домашнего задания
- Назовите основные темы поэтического творчества Б. Пастернака.
- В чем особенность восприятия поэтом мира природы?
- Каково, по мнению Б. Пастернака, назначение творчества и в чем призвание поэта?
- Каково отношение Б. Пастернака к жизни и смерти, в каких стихотворениях мы находим эти размышления?
Использованная литература
1. Ахматова А.А. Лирика. - М.: Худож. лит., 1989.
2. Блок А. Стихотворения и поэмы. - М.: Правда, 1978.
3. Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. - М.: Советский писатель, 1989.
4. Давиденко Г.И. Восхождение к сути. - Ж. "Русский язык и литература", №8, 1990, с.45-49.
5. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго: Роман.- М.: Сов. Россия, 1989.
6. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы: В 2-х т.- Л.: Сов. писатель, 1990.
7. Пастернак Б.Л. Стихотворения. Поэмы. Переводы. - М.: Правда, 1990.
8. Рогозинский В.В. Лирика Б.Л. Пастернака. - Ж. "Русский язык и литература", №1, 1990, с.45-50.
9. Цветаева М.И. Об искусстве. - М.: Искусство, 1991.
10. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. - М.: Сов. Россия, 1988.