Проектная работа по теме: «Театральная деятельность в детском саду как один из способов коррекции речи при подготовке детей с ТНР к школьному обучению»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 16 «Ёлочка»
Ступинского муниципального района
Московской области



Проектная работа
по теме:

«Театральная деятельность в детском саду как один из способов коррекции речи при подготовке детей с ТНР к школьному обучению»










Воспитатель
МАДОУ д/с №16 «Ёлочка»
Шмонова Оксана Менсуровна


Москва 2014 г.
Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Театральная деятельность детей дошкольного возраста
Значение воздействия театральной деятельности на детей дошкольного возраста--------------------------------------------------------------------------------5
Воздействие театральной деятельности на речь детей с ТНР-------------7
Практическая часть
Приобщение детей к театральному искусству--------------------------------9
Формы и методы театральной деятельности в детском саду компенсирующего вида----------------------------------------------------------10
Театральные постановки как один из методов работы по оздоровлению речи детей старшего дошкольного возраста---------------------------------14
Заключение---------------------------------------------------------------------------------16
Литература----------------------------------------------------------------------------------17



















Введение

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе является его правильная речь. К пяти годам речь ребёнка должна быть в основном сформирована. Но с каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.
Актуальность выбора данной темы обусловлено тем, что театральная деятельность в детском саду является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием театральных занятий у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир, учится общаться, говорить, фантазировать, проявлять творчество.
Таким образом, мы видим, какое широкое влияние оказывает театральная деятельность на всестороннее развитие человека во всех областях: нравственной, эмоциональной, физической. Какое большое влияние оказывает на развитие человеческой речи.
Цель:
Развитие речи, навыков и умений говорить связанно, последовательно, грамматически и фонетически правильно.
Задачи:
Развитие мелкой, мимической и общей моторики.
Развитие согласования речи с движениями, закрепление речевых навыков и умений.
Пополнение и активизация словаря детей.
Формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
Развитие диалогической речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
Развитие выразительности речи детей.
Развитие умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
Создание естественной среды для развития творческой активности и артистических способностей, фантазии и воображения, отработки речевых, поведенческих навыков детей в театрализованной деятельности.














1. Театральная деятельность детей дошкольного возраста.
1.1. Значение воздействия театральной деятельности на детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Оно дарит детям мгновения чудесного самовыражения, развивает опыт и начала творчества. Занятие театрализованной деятельностью развивают его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.
Театральная деятельность, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его моральный облик. Она позволяет детям принять активное участие в действии, инсценировании, ролевом «проживании» ими поступков, чувств своих героев, что, безусловно, положительно воздействует на чувства и мысли ребенка, является основой воспитания нравственных качеств.
В ходе игры на сцене воспитывается и правильное отношение к труду, и такие нравственные качества, как взаимовыручка, ответственность, товарищество, справедливость.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Вместе с героями пьес, инсценировок, историй, сюжетных картинок, предлагаемых в пособии, дети познакомятся с добротой, дружбой, уважением, научатся быть вежливыми, участливыми, трудолюбивыми. Занятие театральной деятельностью влияют на общую культуру поведения дошкольника.
Они помогут педагогам формировать у детей правильную самооценку тех или иных поступков. В этом возрасте дети с особым интересом познают окружающий мир, анализируют происходящие в нем явления, социальные отношения, у них активно и стремительно развиваются речь, воображение, мышление.
Как и другие виды искусства, театральное искусство имеет познавательное значение. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, дошкольники обогащаются новыми представлениями, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Так же театральное искусство позволяет детям познакомиться с новыми литературными произведениями, героями, с обычаем разных стран и народов.










1.2. Воздействие театральной деятельности на речь детей с ТНР
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ, член-корреспондент АН СССР С.Л. Рубинштейн (18891960) в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Всё это можно развивать, привлекая детей к участию в театральной деятельности.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения; его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывают театрализованные занятия и театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Таким образом, театральная деятельность оказывает большое влияние на развитие речи детей дошкольного возраста с ТНР.































2. Практическая часть
2.1. Приобщение детей к театральному искусству

Театральная деятельность в детском саду приобщает детей к искусству сценического слова, мастерству сценического действия, созданию художественного образа, творчеству, ввести в мир театрализации и фантазии.
Знакомить детей с театром, с театральными представлениями я начинаю с средней группы. Малыши смотрят кукольные спектакли, драматизации сказок, которые показывают воспитатели, дети старших групп, приезжие артисты. Дети любят спектакли, сказки с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Они им близки, понятны и доступны.
В то же время дети слышат правильную литературную речь. При знакомстве с театральными постановки идёт обогащение словаря.
Встреча с театральной группой, артистами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.














2.2. Формы и методы театральной деятельности в детском саду компенсирующего вида
Театрализованная деятельность в детском саду организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (по изодеятельности, развитию речи, математики и др.). Все организованные формы театрализованной деятельности проводятся небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы формируются по-разному, в зависимости от содержания занятий.
В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время организована досуговая работа.
В своей работе с детьми я широко использую театральные игры. Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринуждённо, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная актерская тренировка на играх. Их цель - помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:
1 - интонацией
2 - позами
3 - жестами
4 - мимикой
5 - пантомимикой
Дети в театральных играх тренируют мимику, оттачивают характерные жесты, развивают речь, интонацию, воображение, фантазию. Большое место отводится играм на общение и ведение диалога, что направлено на развитие коммуникативных способностей. В этом очень помогают куклы: би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный.
В этих играх складывается образ героя, например: сердитой козы, хитрой лисы, добрых ссседей-зверюшек и так далее, что даёт возможность впоследствии разыгрывать сказки или инсценировки. Такая предварительная работа позволяет детям накопить впечатления о героях литературного произведения. Шутки, потешки, небольшие стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки, используемые в играх, делают речь детей чистой и образной.
Театральные игры разнообразны:
игры-драматизации;
коррекционно-развивающие игры;
игры-превращения («учись владеть своим телом»);
театрализованные игры с элементами кукольного театра;
подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
игры, направленные на выражение основных эмоций;
игры, направленные на развитие воображения;
игры, направленные на развитие памяти, внимания и другие.
Театральные игры позволяют знакомить детей в игре не только с текстом сказки, но и средствами драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.
Этюды это своеобразная школа, в которой дети постигают азы актерского мастерства, основы кукловождения.
Этюды и упражнения используемые в театральной деятельности разнообразны:
этюды направленные на развитие внимания, фантазии;
этюды, направленные на развитие мимической моторики, на выражение
основных эмоций;
этюды, направленные, на развитие памяти;
упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
задания для развития речевой интонационной выразительности;
образные упражнения;
пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
упражнения на развитие выразительной мимики;
театральные этюды;
отдельные упражнения по этике во время драматизации.
Такие этюды и упражнения готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел - главная отличительная черта сценического творчества. К.С.Станиславский призывал актеров учиться вере и правде у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.
Начиная со средней группы и до выпуска из детского сада, я последовательно знакомлю детей со словом «театр». В беседах «Что такое театр?», «Здравствуй театр!» я ставлю цель сформулировать на эмоциональном уровне представление о театре как виде искусства. В процессе бесед предлагаю детям обсудить такие вопросы:
- Что делают в театре зрители?
- Кто участвует в спектакле?
Кто такие артисты?
- Какие представления в театре бывают?
- Какие там декорации?
- Кто распределяет роли между артистами?
- Кто шьёт для артистов костюмы?
- Кто выдумал театр?
- Как надо вести себя в театре?
От занятия к занятию задания детям меняются, это позволяет сделать занятия разнообразными. Творческий подход к работе с детьми дает возможность развивать одновременно их всех, независимо от уровня подготовленности.
Я избегаю назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считаю, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому я стремлюсь помочь раскрыть свои способности. В процессе разучивания материала я стараюсь соблюдать следующие принципы:
- следование природе ребенка, его темпераменту, характеру;
- заинтересованность, новизна, сюрпризность;
- обучение через игру;
- импровизация;
- радость успеха;
- подбор доступного и интересного материала;
- воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.
В театральных играх, прежде чем выбрать роль, ребенок пробует себя во всех других и таким образом сознательно определяет ту, которая ему ближе.
Итак, театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется творчество детей, развиваются навыки общения и речи.















2.3. Театральные постановки как один из методов работы по оздоровлению речи детей старшего дошкольного возраста

Кульминацией всей проделанной работы служит спектакль (музыкальная сказка), где дети стараются не только передать словами сюжет сказки, но и пережить сердцем эмоции и чувства всех героев.
Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить малыша играть, брать на себя роль - главная задача театрализованных игр. А через театральные сказки ребенок приобщается к шедеврам мировой культуры. Я стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Театральные постановки предоставляют детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и помогают совершенствовать речь ребёнка. Они способствуют развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию выразительности речи. На индивидуальных занятиях ведётся работа над коррекцией всех сторон речевого развития.
Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они очень быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, обыгрывая ту или иную сценку.
Стихотворный язык, который присутствует почти во всех сказках-драматизациях, приближен к народной, бытовой речи, поэтому очень доступен детям. Стихотворный язык легко усваивается и запоминается детьми.
Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.



































Заключение

Таким образом, мы видим, что одним из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи является высокий уровень их речевой и познавательной активности. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ТНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности.
Создание положительной мотивации, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников в театральной деятельности обеспечат успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе.

















Литература

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду – М., 2003.
Буренина А.И. «Театр всевозможного» – С-П., 2007.
Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду – Волгоград, 2007.
Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду – С.П, 2007.
Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» – М., 2007.
Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых – М., 2005.
Маханева М.Д. Занятия о театрализованной деятельности в детском саду – М., 2007.
Миронова С. А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи – М., 1987.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр – М., 2004.
Сорокина Н.Ф. Театральные занятия в детском саду» - журнал «Дошкольное воспитание», 2002-2003.
Чурилова Э.Г. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников - М., 2001.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду – М., 2008.










13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 4 Заголовок 515