Конспект урока по литературному чтению на тему М.Ю. Лермонтов “Бородино”. Историческая основа


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения у вас буду вести я. Можете садиться.
Ответы учащихся:
Личностные:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
2.Актуализация знаний Викторина.
Вспомните названия произведений, из которых данные строчки. Кто может продолжить?
Белеет парус одинокий
В тумане море голубом!..
-Какие еще произведения вы знаете М.Ю.Лермонтова?
Портрет М.Ю.Лермонтова ( на слайде) Ответы учащихся:
-(Парус)
-(Бородино,..)Личностные:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3. Формулирование темы урока учащимися (учебная проблема)
Прочитайте начало произведения Лермонтова, которое мы будем сегодня читать. Знакомо ли вам слово Бородино?
- Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Сформулируйте тему урока.
Ответы учащихся:
- (да знакомо из истории, так как бой был под Бородином )- (знакомство с произведением М.Ю.Лермонтова «Бородино») 4. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания.
а) подготовка к восприятию.
б) первичное восприятие
в) проверка первичного восприятия. За короткую жизнь Лермонтов создал много гениальных произведений. Но нет среди них более известного, чем стихотворение «Бородино», в котором он воспел величие духа, мужество, подлинный героизм русского народа, спасшего Россию от французского нашествия.
- Давайте попробуем восстановить ваши знания об этом событии.
Ученик1: В конце XVIII века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и в 1804 году стал императором. Одержимый идеей мирового господства, он вёл захватнические войны в Европе, Африке, Азии. (На экране – портрет Наполеона)
Ученик 2: Посмотрите по карте (Показывает карту из учебника «Окружающий мир» 4 класс) и вспомните, что цветом выделена территория, которую контролировал Наполеон в 1812 году. Активным устремлениям французского императора противостоял Александр I, сам желавший влиять на европейскую политику. (На экране – портрет Александра 1)
Ученик 3: Уже в 1810 году и Франция, и Россия начали подготовку к войне. В июне 1812 года на русской границе была сосредоточена французская армия, численность которой достигла 678 000 человек. 12 июня 1812 года громадная французская армия, в которую влились армии всех подвластных Наполеону стран, вторглась в Россию. Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.
Ученик 4: Армии вторжения противостояли русские силы, которые насчитывали 590 000 человек; но против Наполеона можно было выставить немногим более 200 000.Российская промышленность производила больше боеприпасов и вооружения, чем французская. Но по качеству оно уступало французскому вооружению. Имея значительное превосходство в артиллерии, русские солдаты испытывали немало трудностей при передвижении орудий на деревянных осях, которые часто ломались.
Ученик 5: Русские солдаты отличались военной выучкой, доблестью и стойкостью. Но сначала нашей армии пришлось отступать. И когда уже был оставлен Смоленск, 8 августа Александр I назначил Главнокомандующим русской армией Михаила Илларионовича Кутузова - ученика Суворова. (На экране – портрет М.И.Кутузова)
Ученик 6: Кутузов не изменил тактику отступления. Он понимал, что с каждым шагом в глубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск возрастать. Однако армия и вся страна ждали от Кутузова решающего сражения. Поэтому он отдал приказ искать позицию для генеральной битвы. Она была найдена у села Бородино в 124 км от Москвы.
Учитель: История героического сражения 1812 года под Бородино легла в основу произведения М.Ю.Лермонтова “Бородино”. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» написано в январе 1837 года, как отклик на двадцатипятилетие Отечественной войны 1812 года.
Ребята, вы читали дома стихотворение М.Ю.Лермонтова. Поделитесь своими впечатлениями.
А сегодня мы будем читать только часть стихотворения. Послушайте и подумайте, как бы вы его озаглавили?
Открываем учебник на стр. 110.
Учитель выразительно читает текст.
- О каком событии рассказывается в стихотворении? Предложите свои заголовки. Ответы учащихся:
Ученики рассказывают об Бородинском сражении)

Ответы учащихся:
- ребята говорят свои впечатления о прочитанном стихотворении, гордость за солдатов.)
- (О Бородинской битве с Наполеоном) Личностные:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные:
формируем умение прогнозировать предстоящую работу;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные:
формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение находить ответы на вопросы в тексте
5.Словарная работа
Прочитайте стихотворение про себя и отметьте слова, значение которых вы хотели бы выяснить.
хват – значит все уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. 
булат – оружие булатной стали, сабля;
редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;
улан, драгун – солдаты конных полков;
картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;
басурманы - иноземцы
На слайде картинки к отдельным словам.
6.Физминутка
7. Повторное чтение и анализ.
8. Вторичный синтез.
Под энергичную музыку проводим разминку.
- Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ?
Прочитаем 1 и 2 строфы.
- О ком в первую очередь вспоминает солдат? Почему? Прочитайте строчки. характеризующие его.
1 строфа.
- А что о качествах русского солдата рассказывает нам Лермонтов?
- Прочитайте выразительно вторую строфу. Какие слова нужно выделить? Что нужно передать при чтении?
Прочитайте 3,4,5 строфы.
- Для описания боя автор использует глаголы. Давайте их найдем.( на слайде появляются глаголы) Посчитайте глаголы. С какой целью автор использует их?
-А что еще использует автор, чтобы показать динамичность действия?( Смена картин) Перечислите все картины.
Какими звуками озвучивает поэт картину боя?
- Какие средства художественной выразительности помогают нам ясно представить картину боя?
Найдите сравнения.
- Найдите олицетворения:

- Найдите гиперболы (намеренные преувеличения):
- Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать?
- Найдите предложения, которыми рассказчик прерывает свой рассказ. Почему все предложения восклицательные?
-Какие чувства выражены в стихотворении?
Прочитайте последние строфы.
- Сменяется ли настроение в 6 строфе? Как? Почему? докажите строчками из текста.
- Как вы понимаете выражение “до конца стоять”?
- Сохраняется ли это настроение в 7 строфе?
- А как оно меняется?
- Молодцы, ребята! Ваши ответы свидетельствуют о том, что во время работы с художественным текстом вы полны зрительных, слуховых и осязательных впечатлений, которые может вызвать только произведение искусства. Этим оно и отличается от делового текста, который рассказывает о том же событии, но бесстрастным языком.
Прочитайте стихотворение Бородино про себя?
-Давайте выберем один из отрывков этого произведения, и прочитаем выразительно?
-Посмотрите на картинки , которые изображены.
-Кто изображены на картинках?
-Как вы думаете страшно ли им было воевать, сражаться?
-А что еще изображено на картинках?
-Посмотрите на воинов, какие у них головные уборы
Уланка-головной убор с квадратным верхом.
Кивер- высокий головной убор у военных. -(Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)- (Во второй строфе заключается ответ ветерана. Солдат вспоминает о прошлом
Да, были люди в наше время…
- (Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой”.
Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: “И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!”)- (“Да, былилюди в наше время”)
Речь становится замедленной
-( сверкнув очами, обещали, сдержали, умирали, двинулись, редут, промелькнули, побывали, носились, блестел, звучал,устала колоть, мешала пролетать.)
- перечислением предметов и действий
“гора кровавых тел”, “рукабойцов колоть устала”; нагромождением образов,созданное перечислением (“смешались в кучу кони,люди”), звуки орудий).
- ( Сравнения: “Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!”, “Французы двинулись, как тучи…”, “Земля тряслась – как наши груди…”, “Носились знамена, как тени…”)- ( “звучал булат, картечь визжала”, носились знамена")
- “гора кровавых тел”,,"рука бойцов колоть устала”; “смешались в кучу кони, люди".
- (Усиление голоса, нагнетающаяинтонация)
-(“Ну ж был денек!”, “Вамне видать таких сражений”, “Изведал враг в тотдень немало, что значит русский бой удалый, нашрукопашный бой!”
С одной стороны, создается впечатление диалога,а с другой -показывает, что участник Бородиназаново переживает бой.)
- (Гордость за русских солдат и скорбь о погибших)
- (В последних строках этой строфы вновь меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”).- (Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно, с гордостью он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”)-Солдаты сосредоточены,серьезны, заняты подготовкой к предстоящемусражению.
 Уже меняется так как чувствуетсядвижение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря.
-(учащийся выбирают)
-(воины)
-Да
-(поляна на которой сражались воины) Познавательные:
формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
9. Итог урока.
Рефлексия.
- Ребята, о каком событии Отечественной войны 1812 года повествует М.Ю. Лермонтов?
- О каких качествах участников Бородинской битвы рассказал бывалый воин?
- Как вы думаете, почему Россия не была сломлена наполеоновской армией?

Ребята дома читают выразительно стихотворение «Бородино Ответы учащихся:
-(О Бородинском сражении)
- (Стойкость, отвага, любовь к Родине, героизм, преданность, верность клятве)
- (Русские солдаты защищали свою Родину, свой родной дом. Они не могли не победить.)
Регулятивные
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
УМК «Перспектива»
Учебник, автор: Литературное чтение Климанова Л.Ф.
Класс:4
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема урока: М.Ю. Лермонтов  “Бородино”. Историческая основа.
Цель:
-познакомить с детскими юношескими годами М.Ю.Лермонтова, условиями, в которых формировалсяего характер.
- знакомство  с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”,
- воспитывать уважение к великому прошлому;
Планируемые результаты:
Предметные: расширить знания обучающихся о творчестве М. Ю. Лермонтова, истории нашей Родины;
метапредметные: : учить принимать роль в учебном сотрудничестве; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе. Воспитывать любовь к Родине, интерес к истории страны и любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова.
Оборудование: Презентация “Биография М.Ю. Лермонтова”, иллюстрации  худ.  А Кондратьева, “Бородино” и  Ф.Рубо “Бородинская панорама”