Методическая разработка по литературе Символическое прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова Парус (5 класс)


Методическая разработка учителя русского языка и литературы О.В. Праведниковой.
Символическое прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус».
Работа с учениками 5 класса над программным стихотворением М.Ю. Лермонтова велась не традиционным способом «поверхностного» прочтения, а путём подробного анализа его символической структуры с графическим представлением пространственно-временных ориентиров и субъектных характеристик. В роли базового субъекта выступает сам Парус.
На уроках литературы (2 часа) мы анализировали произведение в двух аспектах. Вначале (I этап) происходила коллективная деятельность по составлению сводной таблицы «расшифровки» образов из стихотворения «Парус» как общекультурных (русских и мировых) символов. Затем (II этап) – индивидуальное графическое представление поэтической картины мира, реализованной в «Парусе».
Текст стихотворения «Парус», рассматриваемый так образно-детально, «оживает» для детей, и программный материал воспринимается обучающимися с неподдельным интересом и очень личностно.
Таблица.
Слова-символы «Расшифровка»
Парус Человек, герой
Белый Добрый, светлый, «+»; жизнь, начало, пустота, чистота, холод
Туман Неизвестность, неопределенность, потерянность, заблуждения
Голубой Свет, добро, небо, мечта, красота
Море Дорога, жизнь
Волны Препятствия, движение, изменение, ход жизни
Играют «+»
Ветер Помощь, удача, перемены, свежесть, свобода
Свищет «-», неприятное влияние
Гнется и скрипит (мачта) Устает, теряет надежды, изменяется
Светлая (лазурь) Чистая дорога в жизни, свет, красота, «+»
Золотой луч Личный свет, драгоценный дар конкретному «лицу»
Солнце Жизнь, тепло, радость
Мятежный Несогласный, бурный, буйный; воинственность, борьба
Буря Боль, борьба (в душе), интерес, игра, приключения, эмоции, жизнь, счастье…

Выполнили ученики 5 «А» класса.
Учитель Праведникова О. В.
Графическое представление.

____________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________