Внеурочное мероприятие Математическая регата (6 класс)

Светлана Валерьевна Делянова,
учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей им.Г.Ф.Атякшева» города Югорска Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

Математическая регата
(внеклассное мероприятие для 6 класса)
Аннотация. Данный материал можно использовать на предметной неделе по математике.

Сегодня турнир по решению задач Пусть каждый к победе стремится. Но знайте! Удача ждет только того, Кто трудностей не боится.  Цель мероприятия: развитие интереса к предмету, способностей учащихся, логического и абстрактного мышления. Задачи: Образовательные: научить применять знания в новой ситуации.
Развивающие: расширять кругозор учащихся; развивать умение объяснять окружающие явления.
Воспитательные: развивать организаторские способности учащихся, коммуникативные навыки; приобщить к здоровому образу жизни. 
Оформление зала: плакаты, высказывания о математике, математические газеты.
Правила игры.
Математическая регата являются командным соревнованием. Участвуют команды, состоящие из учащихся одной параллели. Состав команды 5-6 человек. Соревнование проводится в 4 тура. В каждом туре участникам предлагается для решения 3 задачи для письменного решения. Решив и оформив задачу на листочке, команда сдает ее для проверки жюри.  Особенности задач регаты: - решение их краткое; - задачи для одного тура должны быть одной сложности, но на разные темы; - задачи других этапов, но имеющие тот же порядковый номер, должны быть, как правило, по той же теме; - сложность задач от тура к туру должна возрастать.
 Руководит регатой координатор, преподающий математику в соответствующем классе. Он раздает задания, собирает решения на листках, проводит разбор заданий и объявляет итоги проверки. Время каждого этапа оговорено заранее (от 10-25минут) . При этом создается жюри, которая проверяет задачи каждого тура. Состав жюри: 2-3 человека. Победители и призеры определяются по наибольшему числу баллов.
1 тур – конкурс капитанов “Веселые вопросы”
За верный ответ-1 балл. Вопросы: 1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?  Ответ: 50. 2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?  Ответ: 5 минут. 3.У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда?  Ответ: 9 овец. 4. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?ответ: 30 км. 5. В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье? Ответ: 8 детей. 1 тур 5 баллов

2 тур (разминка)10 мин
1.На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве? (3 балла) Ответ. Нисколько, они улетели.
2. Расставить знаки действия, скобки. (5 баллов) 7 7 7 7 7 7 7=6 7 7 7 7 7 7 7=7 7 7 7 7 7 7 7=8 7 7 7 7 7 7 7=10 7 7 7 7 7 7 7=49 ОТВЕТ:  (7+7+7+7+7+7):7=6 (7*7-7*7+7*7):7=7 777:777+7=8 7:7+7:7+7:7+7=10 7+7+7+7+7+7+7=49
3. Слова зашифровали с помощью цифр: замените буквы цифрами (3 балла) Как зашифровали слова: жаба, ваза, дед?(3 балла)
Ответ:(жаба-8121, ваза-3191, дед-565.) 2 тур- 11 баллов.
3 тур(15 мин)
1.На дворе бегают куры и поросята. У всех вместе 20 голов 52 ноги. Сколько кур и сколько поросят.(3 балла) Решение. (6 поросят и 14 кур).
2. Винни -Пух купил себе на день рождения 12 банок варенья и пригласил в гости Пятачка. Известно, что Пятачок ест варенье в 2 раза медленнее Винни-Пуха. Через 2 часа все варенье было съедено. Сколько банок варенья съел Пятачок за это время? (3 балла)
Решение.4 банки
3.В кругу сидят Иванов, Петров, Марков, Карпов. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей, Алексей. Известно, что: Иванов не Алексей и не Андрей. Сергей сидит между Марковым и Тимофеем. Карпов не Сергей и не Алексей. Петров сидит между Карповым и Андреем. Назовите имя и фамилию каждого.(6 баллов)
Ответ: Иванов Сергей, Петров Алексей, Марков Андрей, Карпов Тимофей.
3 тур- 12 баллов
4 тур(15 мин)
1. Ночью семья подошла к мосту. Папа может перейти его за 1 минуту, мама – за 2 минуты, дочь - за 5 минут, а бабушка - за 10 минут. У них есть один фонарик. Мост же выдерживает только двоих. Как им перейти мост за 17 минут? Если переходят мост двое, то они идут с меньшей из скоростей. Двигаться без фонарика нельзя.(7 баллов) Ответ: Первыми идут мама и папа- 2 минуты; затем папа с фонариком возвращается и передает его бабушке – 1 минута, бабушка идет с внучкой – 10 минут; мама возвращается с фонариком- 2 минуты ;папа переходит мост вместе с мамой -2 минуты. Итого 17 минут.
2. В саду растут яблони и вишни. Если взять Ѕ всех вишен и ј всех яблонь, то тех и других будет поровну. Всего в саду 360 деревьев. Сколько яблонь и вишен в саду?(7 баллов)
Ответ:(Яблонь- 240; вишен-120.)
3.Отец старше сына в 3 раза, или на 34 года. Каков возраст отца и сына?(3 балла)
Решение:(17 лет сыну, 51 год отцу)
4 тур-17 баллов.
Подведение итогов. Награждение победителей грамотами и оценками.

Список литературы:
Вирченко Н.А. Математика в афоризмах, цитатах, высказываниях.
Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках. М, 1981 г.
3. Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6классах. Книга для учителя. Из опыта работы. М. «Просвещение» 1991 г.
4.Шеврин Л.Н., Гейн А.Г. и др. Учебник – собеседник для 5 – 6 классов. М. «Просвещение» 1989 г.
5. Д.В.Клименченко. Задачи по математике для любознательных Кн.для учащихся 5-6 кл.сред.шк.-М.:Просвещение,1992.
6. Задачи для внеклассной работы 5-6 классах: Пособие для учителей/Сост.В.Ю.Сафонова. Под ред. Д.Б.,А.Л.Гавронского.-М.:МИРОС,1993.
7. М.Колягин, М.Р.Леонтьева, Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, В.Н.Руденко, А.В.Соколова. Сборник задач по алгебре 6-8 кл: Пособие для учителя.
8.Интернет-ресурсы.
15