Урок по географии для 5 класса «Вода на земле»(учебник Летягина А.А.)

МБОУ «СОШ им.М.М. Рудченко с.Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»



Урок географии в 5 классе по теме «Вода на Земле».
(учебник Летягина А.А.)


Выполнила : учитель географии Щирова Нина Александровна








Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Доска, слайд

Организационный
1 мин
Проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на серьезную работу в доброжелательной обстановке
Учащиеся готовятся к уроку. Акцентируют внимание, настраиваются на урок


Определение
темы урока

1 мин
Отгадайте загадку: Что это за вещество? На 1 кг тела коровы – 600г,утки – 700г;у медузы на 100г тела –99г.Много её – беда! Мало её – беда! Нужна нам всегда. Больше, чем еда. Что это?



Отгадывают загадку

Слайд №1

Создание проблемной ситуации (3-7 минут















Формулирование проблемы
А) Предлагает просмотреть Слайд №2 , Земля из космоса». ЭОР №1(Соотношение воды и земли)
Вопросы:
-Почему наша планета из космоса голубая?
-Правы ли те кто считает что нашу планету можно назвать не Земля , а Вода?
Предлагает прочитать выражение президента Всемирного банка Исмаила Серагельдина, отвечающего за финансирование проектов, связанных с защитой окружающей среды:
«Если вооруженные конфликты нынешнего столетия нередко возникали из – за нефти, то кровавые конфликты будущего века будут вспыхивать из – за воды» (на экране проектора выводится слайд с данным высказыванием).
Вопрос: как вы думаете почему вспыхивают войны из-за воды? Всем ли на земле хватает воды?


Отвечают фронтально на вопросы.
Предполагаемые ответы:
-воды на земле много;
- да, нашу планету можно назвать Вода





Читают высказывание





Выдвигают предположения, участвуют в дискуссии
Учащиеся формулируют проблемный вопрос урока - Грозит ли нам – жителям Земли – опасность однажды не утолить жажду?

Слайд №2

ЭОР №1



Слайд №3


Актуализация знаний

Предлагает ответить на вопросы перед параграфом: где они встречали воду в природе, назовите водоемы, как образовалась вода на земле, что такое испарение, как образуются облака).

Фронтальные ответы


Версии (2-- минуты
Предлагает выдвигать свои версии, задает вопросы:
Какие у вас есть предположения, версии по решению проблемы?

Можно предложить ребятам просмотреть текст(1 этап технологии продуктивного чтения), изучить названия разделов и сформулировать задачи в парах , применив деятельностную форму, используя глаголы написанные на доске
Предлагают свои версии( с одобрением принимается любая – даже абсурдная)

Предлагают
доказать , что вода удивительное вещество на Земле, изучить состав гидросферы, объяснять как происходит круговорот воды в природе



Открытие нового знания (по этапам содержания урока)
(15-20 минут
Вода -удивительное вещество на Земле
Создает проблемную ситуацию, вскрывая противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом.
Задает вопрос: вода обычное или необычное вещество Земли?
Предлагает ознакомиться с мнением ученых(дидактический материал №1)
Предлагает исследовать свойства воды по инструкции на странице учебника 87.
1.Исследование вкуса, цвета, запаха.
2 Исследование трех состояний воды.
3. Исследование плотности воды.
4. Исследование свойств воды растворять соли и газы



По окончании исследований задает вопрос: так в чем уникальность воды?

Отвечают, что
-вода течет в реках , из-под крана – это обычное вещество
- знакомятся с мнением ученых ,высказывают удивление и желание проверить это на практике
Проводят опыты и записывают результаты в «Дневник географа –исследователя»., делают вывод об уникальности воды
1.У воды нет вкуса, запаха, цвета.
2. Вода бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.
3. Плотность пресной воды меньше плотности яйца, поэтому яйцо тонет в пресной воде.Плотность соленой воды больше плотности яйца, поэтому яйцо не тонет в соленой воде.Плотность пресной воды меньше, чем плотность льда, поэтому лед тонет в пресной воде. При понижении температуры воды в водоеме ниже 4 С холодная вода как менее плотная остается на поверхности и замерзает , а подо льдом сохраняется положительная температура.
Большее количество газов растворяется в воде с более низкой температурой





Слайд №4


физминутка















«Гидросфера – водная оболочка земли»
1.Предлагает изучить текст 1 абзаца, поставить к нему вопросы


2.Предлагает составить схему «Состав гидросферы».


3 . Предлагает прочитать 2 абзац, ответить на вопросы:
- О каком свойстве воды идет речь?
- Какие воды называют пресными, где они содержатся, сколько их?
- какие воды называют солеными, где они содержатся, сколько их?
4. Предлагает сделать вывод на основе уже изученного материала о количестве воды на земле и ее составе.
Предполагаемые ответы:
-Что такое гидросфера? (отвечают на вопрос). На какие части делится водная оболочка?
Составляют схему:
Гидросфера: Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере.
Чтение с остановками, обсуждают , ищут ответ в тексте.




Делают вывод: Воды на земле много , но она большей частью соленая и не пригодна для пищи



Мировой круговорот.
Ставит проблемный вопрос :Предлагает ознакомиться с фактами потребления воды землянами(Дидактический материал №2)
На земле 7 млрд.человек и каждый потребляет вот такое количество воды. За год испаряется слой воды толщиной 1 метр. Почему же на земле вода не кончается?
При затруднении можно зачитать стихотворение ((Дидактический материал №3)
Кто понял, о чем эти строки стихотворения?
Предлагает просмотреть анимацию ЭОР №2 и ответить на вопросы :
- что такое круговорот воды? –
что является двигателем этого процесса?
- чем отличается большой круговорот от малого?
Как происходит очищение воды? Как мы можем помочь рекам стать более чистыми?
Возвращает к проблемному вопросу, предлагает сделать вывод.



Знакомятся с фактами







Выдвигают гипотезу о возвращении воды назад с осадками, о перемещении воды
Выдвигают предположения




Ищут ответы в учебнике , обсуждают в парах, отвечают



Делают вывод : Вода все время находится в движении. Испаряясь с поверхности океана, выпадая из облаков в виде дождя, снега ,попадает в реки , просачивается под землю и возвращается назад в океан.




Слайд №5













ЭОР №2


Вторая физминутка




Дальше возвращаются к главному проблемному вопросу : не грозит ли нам , жителям Земли когда –либо не напиться чистой воды?:
В ходе обсуждения , учащиеся делают обобщение: «Вода - уникальное вещество на земле. На земле ее ѕ, но большая часть соленая. Пресной воды 0,02 %. Но при огромном потреблении и испарении она не исчезает, а в процессе круговорота опять возвращается на землю. Мировой круговорот объединяет все оболочки земли, обеспечивая перенос тепла и влаги на планете.»



6. Применение новых знаний

А) используя ЭОР №3 «Состав гидросферы» расширить схему «Состав гидросферы» примерами, Какие части гидросферы не показаны на рисунке
Б)Предлагает еще раз просмотреть текст и заполнить таблицу на стр 89.,
В) Приведите примеры проявления различных свойств воды в природе и в нашей жизни

Рассматривают рисунок, дополняют схему словами
подземные воды, болота

проводят самооценку



приводят примеры фронтально

ЭОР №3

5.Рефлексия
эмоционального
состояния
Предлагает провести рефлексию
Прием «Пять пальцев»
М - (мизинец) - мыслительный процесс:
какие знания, опыт я получил?
Б - (безымянный) - близость цели: что я
сегодня сделал и чего достиг?
С - (средний) состояние духа: какое
было сегодня у меня преобладающее
настроение, расположение духа?
У- (указательный) услуга, помощь: чем
я сегодня помог другим, чем услужил,
порадовал или поспособствовал?
Б (большой) бодрость, физическая
форма: каким было моё самочувствие

Обводят свою ладошку.
- На мизинце продолжите: Я узнал о...
- На безымянном продолжите: Я сделал
- На среднем пальце продолжите:
Настроение у меня
- На указательном – продолжите: Я
помог
- На большом пальце – продолжите:
Мое самочувствие


5. Итог урока.

Объяснение домашнего задания
Выставление и обоснование отметок за урок

Найти в тексте (параграф 15 с.84-86)
определения основных понятий урока и
выписать их в тетрадь.
- Выполните устно задание 2 и 3 с. 89
учебника.
- В рабочей тетради выполните задания
1, 3. с.8-9.



- Находят в параграфе основные
понятия и выделяют в тексте их
определения.
- Готовят ответ на задания в конце
параграфа.
- Выполняют задания в тетради


Дополнитель
ное
задание (по желанию и по
выбору
Создание с помощью разноцветного
пластилина модели большого круговорота воды

Составление презентации «Состав гидросферы»
Готовят модель,


Презентация в
программе Power Point





15