Рабочая программа и КТП по физике для 9 класса УМК Генденштейн Л.Э.


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор МБОУ «Средняя
по учебно-воспитательной общеобразовательная школа №12»
работе ______________Н. В. Ефрос______________Е. М. Сафонова
30 августа 2016 г. 31 августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
(базовый уровень)
9 класс
Составитель:
Сабуров Александр Николаевич,
учитель математики и физики
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 9  класса составлена к учебнику Л.Э.Генденштейна, А.Б.Кайдалова под редакцией В.А.Орлова, И.И.Ройзена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования), с учётом Примерной программы основного общего образования по физике для общеобразовательных учреждений для 9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»); составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011.Рабочая программа ориентирована на учащихся 9-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 70 учебных часов в год.
Основные цели изучения физики в 9 классе
Освоение знаний о механических явлениях, механических колебаниях и волнах, строении атома и атомного ядра, а также о строении и эволюции вселенной. Изучение величин, характеризующих указанные явления, законов, которым они подчиняются. Освоение методов научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира.
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основные задачи изучения физики
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий;
подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической карте мира;
формирование знаний о методах познания в физике – теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента;
формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов;
формирование экспериментальных умений;
формирование научного мировоззрения, представлений о материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинности знания, о причинно – следственных отношениях;
формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем;
развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления, памяти, речи, воображения;
формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммутативности, критичности, рефлексии;
формирование познавательного интереса к физике и технике.
Задачи курса физики для достижения поставленных целей в 9 классе
изучение научного подхода в исследовании окружающего мира;
изучение свойств механического движения;
изучение законов механического движения и сил;
изучение законов сохранения в механике;
изучение механических колебаний и волновых процессов, а также правил и законов этих явлений, их особенностей и свойств;
изучение строения атома и атомного ядра, явления радиоактивности и ядерных реакций;
изучение строения и эволюции вселенной;
формирование умений применять полученные знания для решения практических задач, проводить исследование и описание физических процессов, проводить простейшие физические опыты и эксперименты, логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.
Рабочая программа предполагает использование для выполнения всех видов обучающих работ по физике в 9 классе учебник и задачник:
ФИЗИКА. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных организаций / Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов; под ред. В.А.Орлова, И.И.Ройзена. – 7-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2014.
ФИЗИКА. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных организаций / Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат; под ред. Л.Э.Генденштейна. – 7-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2014.
Система контроля по курсу физики в 9 классе включает проведение контрольных и лабораторных работ.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ В 9 КЛАССЕ
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ Тема работы Планируемая дата проведения Оценивается/ не оценивается
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
1 Контрольная работа №1 на тему
«Механическое движение». 12.10.2016 +
2 Контрольная работа №2 на тему
«Законы движения и силы». 09.12.2016 +
3 Контрольная работа №3 на тему
«Механические колебания и волны». 03.03.2017 +
4 Итоговая контрольная работа. 05.05.2017 +
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ В 9 КЛАССЕ
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ Тема работы Планируемая дата проведения Оценивается/ не оценивается
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1 Лабораторная работа №1 на тему
«Изучение прямолинейного равномерного движения». 09.09.2016 +
2 Лабораторная работа №2 на тему
«Изучение прямолинейного равноускоренного движения». 28.09.2016 +
3 Лабораторная работа №3 на тему
«Исследование зависимости силы тяжести от массы». 09.11.2016 +
4 Лабораторная работа №4 на тему
«Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом». 11.11.2016 +
5 Лабораторная работа №5 на тему
«Зависимость силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины». 16.11.2016 +
6 Лабораторная работа №6 на тему
«Исследование силы трения скольжения». 02.12.2016 +
7 Лабораторная работа №7 на тему
«Измерение мощности человека». 20.01.2017 +
8 Лабораторная работа №8 на тему
«Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения». 08.02.2017 +
9 Лабораторная работа №9 на тему
«Изучение колебаний пружинного маятника». 10.02.2017 +
10 Лабораторная работа №10 на тему
«Наблюдение линейчатых спектров излучения». 17.03.2017 +
Содержание тем по физике в 9 классе
70 ч. (2 ч. в неделю)
№ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ ЧАСОВ
1 Механическое движение. 12
2 Законы движения и силы. 15
3 Законы сохранения в механике. 9
4 Механические колебания и волны. 11
5 Атом и атомное ядро. 8
6 Строение и эволюция вселенной. Повторение. 12
7 Резерв. 3
ИТОГО: 70
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики в 9 классе на базовом уровне обучающийся должен:
знать/понимать:
смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
оценки безопасности радиационного фона.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ФИЗИКИ
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные результаты освоения образовательной программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа на примере содержания текстовых задач;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
8) первоначальное представление о физической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
9) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
10) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении физических задач;
11) умение контролировать процесс и результат учебной физической деятельности;
12) формирование способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений;
13) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
14) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через участие во внеклассной работе;
15) развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера через выполнение творческих работ;
метапредметные результаты освоения образовательной программы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
12) первоначальное представление об идеях и методах физики и математики как об универсальном языке науки и техники;
13) развитие способности видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
14) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
15) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для решения физических задач, а также для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
16) умение выдвигать гипотезы при решении задач и понимания необходимости их проверки;
17) понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
18) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных физических проблем;
19) способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные результаты освоения образовательной программы:
1) умение работать с физическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя физическую терминологию и символику, использовать различные языки математики и физики (словесный, символический), развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о физических методах изучения природы, строении вещества, движении и взаимодействии тел, давлении, плавании тел, работе, мощности и энергии, законах и правилах, а также их применении;
3) умение выполнять лабораторные работы, опыты и эксперименты, применять их для решения учебных физических задач;
4) правильно употреблять термины;
5) сравнивать, упорядочивать физические величины;
6) владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
7) находить числовые значения буквенных выражений;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО КУРСА
Личностные УУД: 1) осознают необходимость изучения; 2) формирование адекватного положительного отношения к школе и к процессу учебной деятельности.
Регулятивные УУД: 1) сличают свой способ действия с эталоном; 2) сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона; 3) вносят коррективы и дополнения в составленные планы; 4) вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 5) выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; 6) осознают качество и уровень усвоения; 7) оценивают достигнутый результат; 8) определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 9) составляют план и последовательность действий; 10) предвосхищают временные характеристики результата (когда будет результат?); 11) предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?); 12) ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; 13) принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи; 14) самостоятельно формируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.Познавательные УУД: 1) умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; 2) создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста; 3) выделяют количественные характеристики объектов, заданных словами; 4) восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации; 5) выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи; 6) умеют заменять термины определениями; 7) умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных; 8) выделяют формальную структуру задачи; 9) выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей; 10) анализируют условия и требования задачи; 11) выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам; 12) выбирают знаково-символические средства для построения модели; 13) выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);14) выражают структуру задачи разными средствами; 15) выполняют операции со знаками и символами; 16) выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи; 17) проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности; 18) умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи; 19) выделяют и формулируют познавательную цель; 20) осуществляют поиск и выделение необходимой информации; 21) применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.Коммуникативные УУД:
1) общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информации: а) умеют слушать и слышать друг друга; б) с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; в) адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: г) умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме: д) интересуются чужим мнением и высказывают свое е) вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; 2) учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия: а) понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной; б) проявляют готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; в) учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; г) учатся аргументировать свою точку зрения, спорить, отстаивать позицию невраждебным для оппонентов образом;
3) учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: а) определяют цели и функции участников, способы взаимодействия; б) планируют общие способы работы; в) обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; г) умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия; д) умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию; е) учатся разрешать конфликты – выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его; ж) учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать и оценивать его действия;
4) работают в группе: а) устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; б) развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; в) учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий; 5) придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества: а) проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие; б) демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения в) проявляю готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам; 6) регулируют собственную деятельность посредством речевых действий: а) используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений; б) описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
1. Владеть методами научного познания:
1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы.1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:
— изменения координаты тела от времени;
— силы упругости от удлинения пружины;
— силы тяжести от массы тела;
— силы тока в резисторе от напряжения;
— массы вещества от его объема;
— температуры тела от времени при теплообмене.
1.4.Объяснять результаты наблюдений и экспериментов:
— смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем;
— большую сжимаемость газов;
— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;
— процессы испарения и плавления вещества;
— испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.
1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:
— положение тела при его движении под действием силы;
— удлинение пружины под действием подвешенного груза;
— силу тока при заданном напряжении;
— значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.
2. Владеть основными понятиями и законами физики:
2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.
2.2. Описывать:
— физические явления и процессы;
— изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.
2.3. Вычислять:
— равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;
— импульс тела, если известны скорость тела и его масса;
— расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости;
— кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;
— потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;
— энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел;
— энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).
2.4. Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе.
3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической):
3.1. Называть:
— источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;
— преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах.
3.2. Приводить примеры:
— относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета;
— изменения скорости тел под действием силы;
— деформации тел при взаимодействии;
— проявления закона сохранения импульса в природе и технике;
— колебательных и волновых движений в природе и технике;
— экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций;
— опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.
3.3. Читать и пересказывать текст учебника.
3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.
3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.
3.6. Конспектировать прочитанный текст.
3.7. Определять:
— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;
— характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);
— сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);
— период, амплитуду и частоту (по графику колебаний);
— по графику зависимости координаты от времени: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы.
3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше - меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения.
Материально–техническое обеспечение образовательного процесса
Информация об используемом учебно-методическом комплекте
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (автор-составитель Т. А. Бурмистрова). – М.: Просвещение, 2011.
Основная учебная литература
1. ФИЗИКА. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов; под ред. В.А.Орлова, И.И.Ройзена. – 7-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2014.
2. ФИЗИКА. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений / Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат; под ред. Л.Э.Генденштейна. – 7-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2014.
3. Сборник задач по физике: учебное пособие для учащихся 7-9 классов: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / Лукашик В.И., Иванова Е.В. – М.: Просвещение, 2014.
Экранно-звуковые пособия
1. Уроки физики. Кирилл и Мефодий.
Технические средства обучения
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
2. Экспозиционный экран (навесной).
3. Компьютер (ноутбук).
4. Мультимедийный проектор.
Цифровые образовательные ресурсы
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://1september.ru – Электронная версия газеты «1 сентября».
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
http://ege.edu.ru – Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена.
http://www.egeigia.ru – Информационный образовательный портал подготовки к экзаменам.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по физике
1.Оценка устных ответов обучающихся по физике.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает затруднения в применении знаний при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории;  умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос обучающегося или за ответ на более сложный вопрос, предложенный обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий, которые свидетельствует о высоком физическом развитии обучающегося.
2.Оценка письменных и контрольных работ обучающихся по физике.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную не менее половины  всей работы  или при допущении не более двух грубых ошибок,  или не более одной грубой ошибки и одного недочета,  или не более двух-трех негрубых ошибок,  или одной негрубой ошибки и более трех недочетов,  или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.Оценка 2 ставится за работу, в которой  число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка 1 ставится за работу,  если ученик не приступал к выполнению её  или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначения.Учитель может повысить отметку за оригинальное решение задачи, которое свидетельствует о высоком математическом и физическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи, предложенной обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
3.Оценка лабораторных работ обучающихся по физике.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил 2-3 недочета, не более 1 негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
3.Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки.
1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4.Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты.
1.Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
2.Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3.Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4.Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5.Орфографические и пунктуационные ошибки.
Календарно-тематическое планирование по предмету ФИЗИКА класс 9 Авторы учебника: Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов№ урока Дата Тема урока Лаб. и практич. работы Домашнее задание Примеч.
план факт МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. (12 ч)
1 02.09.2016   Инструктаж по технике безопасности. Механическое движение. Система отсчета.   У-§1, З-1.14, 1.18, 1.20  
2 07.09.2016   Скорость и путь.   У-§2, З-2.4,2.10, описание л.р.№1  
3 09.09.2016   Лабораторная работа № 1 "Изучение прямолинейного равномерного движения". Л. р. "Изучение прямолинейного равномерного движения". У-§2, З-2.12, 2.17  
4 14.09.2016   Решение задач.   У-§2, З-2.19, 2.27  
5 16.09.2016   Прямолинейное равноускоренное движение.   У-§3, З-4.5, 4.8  
6 21.09.2016   Путь при равноускоренном движении.   У-§4, просмотр. реш.задач по теме  
7 23.09.2016   Решение задач.   У-§3,4, З-4.35, 4.38 описание л.р.№2  
8 28.09.2016   Лабораторная работа № 2 "Изучение прямолин. равноуск. дв.". Л. р. "Изучение прямолинейного равноускоренного движения". У-§3,4 повторить  
9 30.09.2016   Равномерное движение по окружности.   У-§5, З-5.13, 5,15  
10 05.10.2016   Решение задач.   У-§5, З-5.19, 5.25  
11 07.10.2016   Подготовка к контрольной работе.   У-§1-5, просмотр. реш.зад. по темам  
12 12.10.2016   Контрольная работа № 1 "Механическое движение".   повторить пройденый матер.  
ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И СИЛЫ. (15 ч)
13 14.10.2016   Анализ контрольной работы. Закон инерции – первый закон Ньютона.   У-§6, З-7.9, 7.16  
14 19.10.2016   Взаимодействия и силы.   У-§7, З-7.5, 7.29  
15 21.10.2016   Второй закон Ньютона.   У-§8, З-8.5, 8.9, 8.14  
16 26.10.2016   Третий закон Ньютона.   У-§9, З-9.18, 9.20, 9.30  
17 28.10.2016   Решение задач.   У-§6-9, З-7.13, 8.25, описание л.р.№3  
18 09.11.2016   Л. р. № 3 "Иссл. завис. силы тяж. от массы". Л. р. "Иссл. зависимости силы тяжести от массы". У-§6-9, описание л.р.№4  
19 11.11.2016   Л. р. № 4 "Сложение сил, направл. вдоль одной прямой и под углом". Л. р. "Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом". У-§6-9, описание л.р.№5  
20 16.11.2016   Лабораторная работа № 5 "Зависимость силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины". Л. р. "Завис-ть силы упр. от удл-я пружины. Изм. жесткости пружины". У-§6-9 повторить  
21 18.11.2016   Закон всемирного тяготения.   У-§10, З-10.7, 10.8  
22 23.11.2016   Решение задач.   У-§10 повторить, З-10.19, 10.28  
23 25.11.2016   Сила трения.   У-§11, З-11.11, 11.17, 11.26  
24 30.11.2016   Решение задач.   У-§10-11, З-10.29, описание л.р.№6  
25 02.12.2016   Лабораторная работа № 6 "Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения". Л. р. "Исслед. силы трения скольж. Измер. коэфф-та трения скольжения". У-§10-11 повторить, З-11.28  
26 07.12.2016   Подготовка к контрольной работе.   У-§6-11, просмотр. реш.зад. по темам  
27 09.12.2016   Контрольная работа № 2 "Законы движения и силы".   повторить пройденый матер.  
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ. (9 ч)
28 14.12.2016   Анализ контрольной работы. Импульс. Закон сохранения импульса.   У-§12(п.1,2), З-12.14, 12.17, 12.23  
29 16.12.2016   Реактивное движение. Неупругое столкновениедвижущихся тел.   У-§12(п.3,4), З-12.8, 12.24, 12.26  
30 21.12.2016   Решение задач.   У-§12, З-12.27, 12.28, 12.35  
31 23.12.2016   Механическая работа. Мощность.   У-§13, З-13.14, 13.20, 13.26  
32 11.01.2017   Энергия.   У-§14(п.1), З-14.5, 14.6, 14.18  
33 13.01.2017   Закон сохранения механической энергии.   У-§14(п.2-4), З-14.20, 14.24, 14.29  
34 18.01.2017   Решение задач.   У-§12-14, З-14.16, описание л.р.№7  
35 20.01.2017   Лабораторная работа № 7 "Измер. мощн. человека". Л. р. "Измерение мощности человека". У-§12-14 повторить, З-14.19  
36 25.01.2017   Решение задач.   У-§12-14, просм. реш.зад. по темам  
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. (11 ч)
37 27.01.2017   Механические колебания.   У-§15(п.1-3), З-15.17, 15.26, 15.32  
38 01.02.2017   Превращение энергии при колебаниях. Периоды колебаний различных маятников.   У-§15(п.4-6), З-15.15, 15.16, 15.28  
39 03.02.2017   Решение задач.   У-§15, З-15.21, описание л.р.№8  
40 08.02.2017   Лабораторная работа № 8 "Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения". Л. р. "Изуч. колеб. нитяного маятника и измер. уск. свободного падения". У-§15, З-15.36, описание л.р.№9  
41 10.02.2017   Лабораторная работа № 9 "Изучение колебаний пружинного маятника". Л. р. "Изучение колебаний пружинного маятника". З-15.25, 15.33, 15.37  
42 15.02.2017   Механические волны.   У-§16, З-16.6, 16.39, 16.41  
43 17.02.2017   Звук.   У-§17, З-16.22, 16.27  
4422.02.2017   Решение задач.   У-§15-17, З-16.40  
45 24.02.2017   Решение задач.   У-§15-17 повторить, З-16.55  
46 01.03.2017   Подготовка к контрольной работе.   У-§15-17, просм. реш.зад. по темам  
47 03.03.2017   Контрольная работа № 3 "Механические колебания и волны".   повторить пройденый матер.  
АТОМ И АТОМНОЕ ЯДРО. (8 ч)
48 10.03.2017   Анализ контрольной работы. Строение атома.   У-§18(п.1,2), З-17.9, 17.16, 17.17  
49 15.03.2017   Излучение и поглощение света атомами.   У-§18(п.3-5), описание л.р.№10  
50 17.03.2017   Лабораторная работа № 10 "Наблюдение линейчатых спектров излучения". Л. р. "Наблюдение линейчатых спектров излучения". З-17.15, 17.18, 17.21  
51 22.03.2017   Атомное ядро.   У-§19 (п.1,2), З-18.16,18.36, 18.39  
52 05.04.2017   Радиоактивность.   У-§19(п.3-6), З-18.25, 18.44, 18.46  
53 07.04.2017   Ядерные реакции.   У-§20, З-19.14,19.18, 19.20  
54 12.04.2017   Ядерная энергетика.   У-§21, З-19.6, 19.23, 19.31  
55 14.04.2017   Решение задач.   У-§18-21 повторить, З-19.24  
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ. ПОВТОРЕНИЕ. (12 ч)
56 19.04.2017   Солнечная система.   У-§22, З-20.4, 20.8, 20.18  
57 21.04.2017   Звезды.   У-§23(п.1-4), З-21.10, 21.15, 21.17  
58 26.04.2017   Галактики. Эволюция Вселенной.   У-§23(п.5-7), З-21.13, 21.20, 21.26  
59 28.04.2017   Решение задач.   У-§22,23 повторить, З-21.24  
60 03.05.2017   Подготовка к итоговой контрольной работе.   просмотреть решение типовых задач  
61 05.05.2017   Итоговая контрольная работа.   повторить пройденый матер.  
62 10.05.2017   Анализ итоговой контрольной работы.   повторить пройденый матер.  
63 12.05.2017   Подготовка к итоговому оцениванию знаний.   повторить пройденый матер.  
64 17.05.2017   Подготовка к итоговому оцениванию знаний.   повторить пройденый матер.  
65 19.05.2017   Подготовка к итоговому оцен. знаний.   повторить пройденый матер.  
66 24.05.2017   Подготовка к итоговому оцениванию знаний.   повторить пройденый матер.  
67            
РЕЗЕРВ. (3 ч)
68            
69            
70