Рабочая программа и КТП по физике для 8 класса УМК Генденштейн Л.Э.


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор МБОУ «Средняя
по учебно-воспитательной общеобразовательная школа №12»
работе ______________Н. В. Ефрос______________Е. М. Сафонова
30 августа 2016 г. 31 августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
(базовый уровень)
8 класс
Составитель:
Сабуров Александр Николаевич,
учитель математики и физики
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 8  класса составлена к учебнику Л.Э.Генденштейна, А.Б.Кайдалова под редакцией В.А.Орлова, И.И.Ройзена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования), с учётом Примерной программы основного общего образования по физике для общеобразовательных учреждений для 8 классов, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»); составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011.Рабочая программа ориентирована на учащихся 8-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 70 учебных часов в год.
Основные цели изучения физики в 8 классе
Освоение знаний о тепловых, электромагнитных и оптических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основные задачи изучения физики
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
формирование познавательного интереса к физике и технике.
Задачи курса физики для достижения поставленных целей в 8 классе
изучение научного подхода в исследовании окружающего мира;
изучение свойств тепловых явлений;
изучение свойств электромагнитных явлений;
изучение свойств оптических явлений;
изучение правил и законов рассмотренных явлений, их особенностей и свойств;
формирование умений применять полученные знания для решения практических задач, проводить исследование и описание физических процессов, проводить простейшие физические опыты и эксперименты, логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.
Рабочая программа предполагает использование для выполнения всех видов обучающих работ по физике в 8 классе учебник и задачник:
ФИЗИКА. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов; под ред. В.А.Орлова, И.И.Ройзена. – 3-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2013.
ФИЗИКА. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений / Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат; под ред. Л.Э.Генденштейна. – 3-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2013
Система контроля по курсу физики в 8 классе включает проведение контрольных и лабораторных работ.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕ
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ Тема работы Планируемая дата проведения Оценивается/ не оценивается
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
1 Контрольная работа №1 на тему
«Количество теплоты». 23.09.2016 +
2 Контрольная работа №2 на тему
«Изменение агрегатного состояния. Тепловые двигатели». 11.11.2016 +
3 Контрольная работа №3 на тему
«Электрические взаимодействия. Электрический ток». 21.12.2016 +
4 Контрольная работа №4 на тему
«Электрические цепи. Работа и мощность тока». 08.02.2017 +
5 Контрольная работа №5 на тему
«Магнитные взаимодействия. Электромагнитная индукция». 15.03.2017 +
6 Контрольная работа №6 на тему
«Оптические явления». 26.05.2017 +
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕ
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ Тема работы Планируемая дата проведения Оценивается/ не оценивается
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1 Лабораторная работа №1 на тему
«Измерение удельной теплоёмкости вещества». 16.09.2016 +
2 Лабораторная работа №2 на тему
«Сборка электрической цепи». 07.12.2016 +
3 Лабораторная работа №3 на тему
«Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления». 14.12.2016 +
4 Лабораторная работа №4 на тему
«Изучение последовательного соединения проводников». 13.01.2017 +
5 Лабораторная работа №5 на тему
«Изучение параллельного соединения проводников». 18.01.2017 +
6 Лабораторная работа №6 на тему
«Изучение магнитных явлений». 17.02.2017 +
7 Лабораторная работа №7 на тему
«Наблюдение и изучение явления электромагнитной индукции. Принцип действия трансформатора». 01.03.2017 +
8 Лабораторная работа №8 на тему
«Исследование зависимости угла отражения от угла падения света». 14.04.2017 +
9 Лабораторная работа №9 на тему
«Исследование явления преломления света». 21.04.2017 +
10 Лабораторная работа №10 на тему
«Изучение свойств собирающей линзы». 05.05.2017 +
11 Лабораторная работа №11 на тему
«Наблюдение явления дисперсии света». 19.05.2017 +
Содержание тем по физике в 8 классе
70 ч. (2 ч. в неделю)
№ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ ЧАСОВ
1 Тепловые явления. 19
2 Электромагнитные явления. 30
3 Оптические явления. 19
4 Резерв времени. 2
ИТОГО: 70
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики в 8 классе на базовом уровне обучающийся должен:
знать/понимать:
смысл понятий: внутренняя энергия, виды теплопередачи, плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, насыщенный пар, влажность воздуха, коэффициент полезного действия, электризация, электрическое поле, электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, работа и мощность электрического тока, магнитное взаимодействие, электромагнитная индукция, электромагнитная волна, свет, тень, полутень, изображение, преломление и отражение света, дисперсия света;смысл физических величин: количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, работа и мощность электрического тока;смысл физических законов: сохранения энергии, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, отражения и преломления света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: тепловые, электромагнитные, оптические;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: количества теплоты, удельной теплоёмкости, удельной теплоты сгорания, удельной теплоты плавления, удельной теплоты парообразования, влажности воздуха, электрического заряда, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: количества теплоты от массы тела, от вещества и от количества градусов, силы тока от напряжения и сопротивления, работы и мощности тока от силы тока и напряжения;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных и оптических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
рационального применения простых механизмов.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ФИЗИКИ
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные результаты освоения образовательной программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа на примере содержания текстовых задач;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
8) первоначальное представление о физической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
9) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
10) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении физических задач;
11) умение контролировать процесс и результат учебной физической деятельности;
12) формирование способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений;
13) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
14) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через участие во внеклассной работе;
15) развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера через выполнение творческих работ;
метапредметные результаты освоения образовательной программы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
12) первоначальное представление об идеях и методах физики и математики как об универсальном языке науки и техники;
13) развитие способности видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
14) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
15) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для решения физических задач, а также для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
16) умение выдвигать гипотезы при решении задач и понимания необходимости их проверки;
17) понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
18) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных физических проблем;
19) способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные результаты освоения образовательной программы:
1) умение работать с физическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя физическую терминологию и символику, использовать различные языки математики и физики (словесный, символический), развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о физических методах изучения природы, строении вещества, движении и взаимодействии тел, давлении, плавании тел, работе, мощности и энергии, законах и правилах, а также их применении;
3) умение выполнять лабораторные работы, опыты и эксперименты, применять их для решения учебных физических задач;
4) правильно употреблять термины;
5) сравнивать, упорядочивать физические величины;
6) владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
7) находить числовые значения буквенных выражений;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО КУРСА
Личностные УУД: 1) осознают необходимость изучения; 2) формирование адекватного положительного отношения к школе и к процессу учебной деятельности.
Регулятивные УУД: 1) сличают свой способ действия с эталоном; 2) сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона; 3) вносят коррективы и дополнения в составленные планы; 4) вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 5) выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; 6) осознают качество и уровень усвоения; 7) оценивают достигнутый результат; 8) определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 9) составляют план и последовательность действий; 10) предвосхищают временные характеристики результата (когда будет результат?); 11) предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?); 12) ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; 13) принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи; 14) самостоятельно формируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.Познавательные УУД: 1) умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; 2) создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста; 3) выделяют количественные характеристики объектов, заданных словами; 4) восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации; 5) выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи; 6) умеют заменять термины определениями; 7) умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных; 8) выделяют формальную структуру задачи; 9) выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей; 10) анализируют условия и требования задачи; 11) выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам; 12) выбирают знаково-символические средства для построения модели; 13) выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);14) выражают структуру задачи разными средствами; 15) выполняют операции со знаками и символами; 16) выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи; 17) проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности; 18) умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи; 19) выделяют и формулируют познавательную цель; 20) осуществляют поиск и выделение необходимой информации; 21) применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.Коммуникативные УУД:
1) общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информации: а) умеют слушать и слышать друг друга; б) с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; в) адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: г) умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме: д) интересуются чужим мнением и высказывают свое е) вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; 2) учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия: а) понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной; б) проявляют готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; в) учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; г) учатся аргументировать свою точку зрения, спорить, отстаивать позицию невраждебным для оппонентов образом;
3) учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: а) определяют цели и функции участников, способы взаимодействия; б) планируют общие способы работы; в) обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; г) умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия; д) умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию; е) учатся разрешать конфликты – выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его; ж) учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать и оценивать его действия;
4) работают в группе: а) устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; б) развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; в) учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий; 5) придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества: а) проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие; б) демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения в) проявляю готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам; 6) регулируют собственную деятельность посредством речевых действий: а) используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений; б) описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.Материально–техническое обеспечение образовательного процесса
Информация об используемом учебно-методическом комплекте
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (автор-составитель Т. А. Бурмистрова). – М.: Просвещение, 2011.
Основная учебная литература
1. ФИЗИКА. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов; под ред. В.А.Орлова, И.И.Ройзена. – 3-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2013.
2. ФИЗИКА. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений / Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат; под ред. Л.Э.Генденштейна. – 3-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2013.
3. Сборник задач по физике: учебное пособие для учащихся 7-9 классов: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / Лукашик В.И., Иванова Е.В. – М.: Просвещение, 2014.
Экранно-звуковые пособия
1. Уроки физики. Кирилл и Мефодий.
Технические средства обучения
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
2. Экспозиционный экран (навесной).
3. Компьютер (ноутбук).
4. Мультимедийный проектор.
Цифровые образовательные ресурсы
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://1september.ru – Электронная версия газеты «1 сентября».
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
http://ege.edu.ru – Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена.
http://www.egeigia.ru – Информационный образовательный портал подготовки к экзаменам.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по физике
1.Оценка устных ответов обучающихся по физике.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает затруднения в применении знаний при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории;  умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос обучающегося или за ответ на более сложный вопрос, предложенный обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий, которые свидетельствует о высоком физическом развитии обучающегося.
2.Оценка письменных и контрольных работ обучающихся по физике.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную не менее половины  всей работы  или при допущении не более двух грубых ошибок,  или не более одной грубой ошибки и одного недочета,  или не более двух-трех негрубых ошибок,  или одной негрубой ошибки и более трех недочетов,  или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.Оценка 2 ставится за работу, в которой  число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка 1 ставится за работу,  если ученик не приступал к выполнению её  или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначения.Учитель может повысить отметку за оригинальное решение задачи, которое свидетельствует о высоком математическом и физическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи, предложенной обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
3.Оценка лабораторных работ обучающихся по физике.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил 2-3 недочета, не более 1 негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
3.Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки.
1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4.Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты.
1.Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
2.Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3.Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4.Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5.Орфографические и пунктуационные ошибки.
Календарно-тематическое планирование по предмету ФИЗИКА класс 8 Авторы учебника: Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов№ урока Дата Тема урока Лаб. и практич. работы Домашнее задание Примеч.
план факт ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ. (19 ч)
1 02.09.2016   Инструктаж по технике безопасности. Внутренняя энергия. Количество теплоты.   У-§1, З-1.14, 1.18, 1.20  
2 07.09.2016   Температура. Виды теплопередачи.   У-§2, З-2.11-2.22  
3 09.09.2016   Удельная теплоёмкость.   У-§3, З-4.12, 4.17, 4.18  
4 14.09.2016   Решение задач.   У-§3, описание л.р.№1  
5 16.09.2016   Л.р.№1 "Измерение удельной теплоёмкости вещества". Л.р.№1 "Измерение удельной теплоёмкости вещества". У-§3, З-4.34, 4.38  
6 21.09.2016   Подготовка к контрольной работе.   У-§1-3, просмотр. реш.задач по теме  
7 23.09.2016   Контрольная работа №1 "Количество теплоты".   У-§1-3 повторить  
8 28.09.2016   Анализ контрольной работы. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.   У-§4 (п.1), З-5.11, 5.21  
9 30.09.2016   Решение задач по теме "Энергия топлива".   У-§4 (п.1), З-5.28  
10 05.10.2016   Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления.   У-§4 (п.2,3), З-6.19, 6.25, 6.36  
11 07.10.2016   Парообразование и конденсация. Удельная теплота парообразования.   У-§5 (п.1-5), З-7.18, 7.20  
12 12.10.2016   Решение задач по теме "Агрегатные состояния".   У-§4,5, З-6.60, 7.74  
13 14.10.2016   Насыщенный пар. Влажность воздуха.   У-§5 (п.6), З-7.19, 7.56  
14 19.10.2016   Решение задач по теме "Насыщенный пар. Влажность воздуха".   У-§5 (п.6), З-7.45, 7.49  
15 21.10.2016   Тепловые двигатели.   У-§6 (п.1-3), задания 1,3,4  
16 26.10.2016   Двигатель внутреннего сгорания.   У-§6 (п.4), З-8.18, 8.20, 8.30  
17 28.10.2016   Преобразование энергии при работе тепловых двигателей. КПД теплового двигателя.   У-§6 (п.5,6), З-8.13, 8.25, 8.27  
18 09.11.2016   Подготовка к контрольной работе.   У-§4-6, просмотр. реш.задач по теме  
19 11.11.2016   К/ р №2 "Изменение агр. сост. Тепловые двигатели".   У-§4-6 повторить  
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. (30 ч)
20 16.11.2016   Электризация тел.   У-§7, З-10.9, 10.27  
21 18.11.2016   Носители электрического заряда. Проводники и диэлектрики.   У-§8, З-10.20, 10.35, 10.37  
22 23.11.2016   Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов.   У-§9, З-11.11, 11.18, 11.19  
23 25.11.2016   Электрическое поле.   У-§10, З-12.7, 12.14, 12.16  
24 30.11.2016   Электрический ток. Действия электрического тока.   У-§11, З-14.16, 14.28, 14.33  
25 02.12.2016   Сила тока и напряжение.   У-§12, описание л.р.№2; З-15.16  
26 07.12.2016   Л.р.№2 "Сборка электрической цепи". Л.р.№2 "Сборка электрической цепи". З-14.35, 14.42, 14.43  
27 09.12.2016   Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.   У-§13, описание л.р.№3; З-15.7  
28 14.12.2016   Л.р.№3 "Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления". Л.р.№3 "Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления". У-§7-13 повторить, З-15.32, 15.47  
29 16.12.2016   Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.   У-§7-13, просмотр. реш.задач по теме  
30 21.12.2016   Контрольная работа №3 "Электрические взаимодействия. Электрический ток".   У-§7-13 повторить  
31 23.12.2016   Анализ контрольной работы. Последовательное и параллельное соединение проводников.   У-§14, З-16.10, 16.23, 16.24  
32 11.01.2017   Решение задач.   У-§14, описание л.р.№4; З-16.15  
33 13.01.2017   Л.р.№4 "Изучение последовательного соединения проводников". Л.р.№4 "Изучение последовательного соединения проводников". У-§14, описание л.р.№5; З-16.16  
34 18.01.2017   Л.р.№5 "Изучение параллельного соединения проводников". Л.р.№5 "Изучение параллельного соединения проводников". З-16.18, 16.21, 16.26  
35 20.01.2017   Работа и мощность электрического тока.   У-§15, З-17.14, 17.25, 17.33, 17.39  
36 25.01.2017   Примеры расчёта электрических цепей.   У-§16, З-17.17, 17.30, 17.35, 17.46  
37 27.01.2017   Решение задач.   У-§14-15 повторить, З-17.20  
38 01.02.2017   Полупроводники и полупроводниковые приборы.   У-§17, З-18.10, 18.15, 18.20  
39 03.02.2017   Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.   У-§14-17, просмот. реш.задач по теме  
40 08.02.2017   Контрольная работа №4 "Электрические цепи. Работа и мощность тока".   У-§14-17 повторить  
41 10.02.2017   Анализ контрольной работы. Магнитные взаимодействия.   У-§18, З-20.26, 20.39, 20.40  
42 15.02.2017   Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током и на рамку с током.   У-§19, описание л.р.№6; З-20.29  
43 17.02.2017   Л.р.№6 "Изучение магнитных явлений". Л.р.№6 "Изучение магнитных явлений". З-20.36, 20.46, 20.49  
44 22.02.2017   Электромагнитная индукция.   У-§20, З-21.11, 21.20, 21.39  
45 24.02.2017   Производство и передача электроэнергии.   У-§21, описание л.р.№7; З-21.14  
46 01.03.2017   Л.р.№7 "Наблюд. и изучение явления электромагнитной индукции. Принцип действия трансформатора". Л.р.№7 "Наблюдение и изучение явления электромагнитной индукции. Принцип действия трансформатора". З-21.12, 21.25, 21.30  
47 03.03.2017   Электромагнитные волны.   У-§ 22, З-22.14, 22.17, 22.19  
48 10.03.2017   Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.   У-§18-22, просмот. реш.задач по теме  
49 15.03.2017   Контрольная работа №5 "Магнитные взаимодействия. Электромагнитная индукция".   У-§18-22 повторить  
ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. (19 ч)
50 17.03.2017   Анализ контрольной работы. Действия света. Источники света.   У-§23, З-24.10, 24.25, 24.26  
51 22.03.2017   Прямолинейность распространения света. Тень и полутень.   У-§24, З-25.13, 25.18, 25.22  
52 05.04.2017   Отражение света.   У-§25, З-26.11, 26.29, 26.42  
53 07.04.2017   Изображение в зеркале.   У-§26, З-26.23, 26.30, 26.36  
54 12.04.2017   Решение задач.   У-§23-26 повт., описание л.р.№8  
55 14.04.2017   Л.р.№8 "Исслед. завис. угла отр. от угла паден. света". Л.р.№8 "Исследование зависимости угла отражения от угла падения света". З-26.26, 26.40, 26.44  
56 19.04.2017   Преломление света.   У-§27, описание л.р.№9; З-27.8  
57 21.04.2017   Л.р.№9 "Исследование явления преломления света". Л.р.№9 "Исследование явления преломления света". З-27.10, 27.16, 27.21, 27.26  
58 26.04.2017   Линзы.   У-§28, З-28.3, 28.9, 28.15  
59 28.04.2017   Изображения, даваемые линзами.   У-§29, З-28.11, 28.27, 28.33  
60 03.05.2017   Решение задач.   У-§29, описание л.р.№10; З-28.16  
61 05.05.2017   Л.р.№10 "Изучение свойств собирающей линзы". Л.р.№10 "Изучение свойств собирающей линзы". З-28.17, 28.29, 28.36, 28.56  
62 10.05.2017   Глаз и оптические приборы.   У-§30(п.1-3), З-29.4, 29.13, 29.30  
63 12.05.2017   Микроскоп и телескоп.   У-§30(п.4-6), З-29.17, 29.34, 29.35  
64 17.05.2017   Дисперсия света.   У-§31, описание л.р.№11; З-30.10  
65 19.05.2017   Л.р.№11 "Наблюдение явления дисперсии света". Л.р.№11 "Наблюдение явления дисперсии света". З-30.13, 30.17, 30.26  
66 24.05.2017   Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.   У-§23-31, просм. реш.задач по теме  
67 26.05.2017   Контрольная работа №6 "Оптические явления".   У-§23-31 повторить  
68     Подведение итогов учебного года.   повторить изученный материал  
РЕЗЕРВ. (2 ч)
69     Резерв учебного времени.      
70     Резерв учебного времени.