Рабочая программа по химии 8 класс по программе О.С. Габриеляна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные цели учебного курса: формирование представления о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Основные задачи учебного курса:
Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;
Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Методические особенности изучения предмета:
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:
работать с веществами;
выполнять простые химические опыты;
учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве

Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

Организация обучения

Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.

Результаты обучения

Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)

Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.

Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2006 году. При составлении рабочей программы использовался

Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ /3-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2014 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2012 г.г. издания).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практической работы №1.
- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 13 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №5.
- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №4.
- Тема №5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 19 час вместо 18 часов за счет включения практических работ №5. Практическая работа №6 исключена, т.к. опыты из этой работы повторяются в практической работе №5.
Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2012г. издания)
2.Уменьшено число часов на изучение темы 1 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 7 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов».
3.Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.




СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
8 КЛАСС

Введение – 5 часов

Предмет химии. Основные понятия и теории химии.
Превращения веществ. Физические и химические явления.
Краткие сведения по истории развития химии.
Атомы. Молекулы. Химические элементы. Химические знаки.
Система химических элементов Д.И.Менделеева.
Химические формулы. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава вещества.
Относительная атомная и молекулярная массы.
Массовая доля элементов в веществах.

---В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен знать
важнейшие химические понятия: вещество, физическое тело, химический элемент, атом, молекула, химическая реакция, знаки первых 20 химических элементов; определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава вещества;
основные законы химии: - основные положения АМУ; понимать его значение.

уметь:
- отличать физические явления от химических реакций;
- называть химические элементы по их символам;
- называть признаки химических реакций;
- определять качественный и количественный состав вещества по их формулам и принадлежность к простым или сложным веществам
- распознавать простые и сложные вещества;
- вычислять относительную молекулярную массу веществ
-вычислять массовую долю химического элемента по формуле вещества;
- характеризовать химический элемент по его положению в П.С.
- классифицировать вещества по составу на простые и сложные

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

I. Атомы химических элементов– 7 часов
Строение атома. Состав атомных ядер.
Изменение числа протонов и нейтронов в ядре. Изотопы.
Состояние электронов в атоме.
Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева.
Периодическая система в свете теории строения атома.
Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома
Химическая связь. Ионная связь. Ковалентная связь. Электроотрицатльность. Полярные и неполярные связи. Металлическая связь.

В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
-важнейшие химические понятия: протоны, нейтроны, электроны, ионы, изотопы,
химическая связь, электроотрицатльность, кристаллические решетки, аморфные вещества
- особенности строения атома, состав ядра, определение понятий: протоны, нейтроны, электроны, изотопы.
- сущность и значение периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева - положение щелочных металлов, галогенов в ПСМ, их свойства.
- особенности строения ПС

уметь:
- объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера
группы и периода;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов П.С. Д.И.М:
- объяснять сходство и различие в строении атомов химических элементов;
- характеризовать щелочные металлы как химические элементы, обосновывать их свойства как типичных металлов;
- характеризовать галогены как химические элементы, обосновывать их свойства как типичных неметаллов;
- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- определять тип химической связи в соединениях.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
II. Простые вещества – 6 часов

Простые вещества металлы и неметаллы. Аллотропия.
Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность. Закон Авогадро.

В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: аллотропия, моль, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро.
- сущность и значение Закона Авогадро;
- относительность понятий «металлические» и «неметаллические» свойства.

уметь:
- характеризовать химические элементы металлы и неметаллы по таблице Д.И. Менделеева.;
- объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ. – вычислять количество вещества, массу, объем по известному количеству вещества, массе или объему;
- использовать постоянную Авогадро;
- вычислять относительную плотность газов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

III. Соединения химических элементов. 13 часов

Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений. Бинарные соединения. Оксиды Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Основания. Кислоты. Соли. Классификация неорганических веществ. Аморфное и кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ. Массовая и объемная доли компонента смеси.

знать/понимать:
-важнейшие химические понятия: химическая связь, степень окисления, кристаллические решетки, аморфные вещества, формулы кислот;
- классификацию веществ;
- способы разделения смесей.

уметь:
-определять степень окисления элементов в соединениях;
- называть бинарные соединения, основания, кислоты, соли;
- определять принадлежность веществ к определенному классу
- составлять формулы бинарных соединений, оснований, кислот и солей по степени окисления.
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;
- определять тип вещества (кристаллическое или аморфное)
- производить расчеты с использованием понятий: массовая доля вещества в смеси, объемная доля компонента газовой смеси, примеси

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту.
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

IV. Изменения, происходящие с веществами – 11 часов

Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.
Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение.
Расчеты по химическим уравнениям.
Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена.
Вода и ее свойства.

знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: химическая реакция, тепловой эффект реакции, типы химических реакций, химические уравнения, реагенты, продукты реакции, коэффициент, химическую символику, уравнения химических реакций. Ряд активности металлов. Реакции нейтрализации. Сущность химических реакций обмена. Гидролиз.
Скорость химической реакции. Катализатор. Ферменты.
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ
- классификацию химических реакций
- признаки протекания химических реакций
- сущность понятия «тепловой эффект химической реакции», классификацию химических реакций по поглощению или выделению энергии

уметь:
- называть признаки и условия осуществления химических реакций;
- объяснять отличие химических явлений от физических;
- определять типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ;
- составлять уравнения химических реакций различных типов (расставлять коэффициенты в уравнениях х.р. на основе закона сохранения массы веществ.);
- прогнозировать возможность протекания реакций между металлом и раствором кислот.
- применять закон сохранения массы веществ для решении задач по уравнениям химических реакций;
- следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием
- определять реагенты и продукты реакции;
- вычислять количество (массу) по количеству вещества (массе) одного из вступивших или полученных веществ;
- характеризовать химические свойства воды;
- составлять уравнения реакций по цепочке переходов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Простейшие операции с веществом. Химический практикум

Практическая работа № 1. Правила по технике безопасности в химическом кабинете. Изучение лабораторного оборудования и приемы обращения с ним.Наблюдение за горящей свечой.
Практическая работа № 3. Анализ почвы и воды.
Практическая работа № 4. Признаки протекания химических реакций
Практическая работа № 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.

знать/понимать:
- правила техники безопасности работы в кабинете химии;
- приемы обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием
- чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси
- способы разделения различных видов смесей

уметь:
- вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества
-следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием
- проводить эксперимент по разделению неоднородных смесей;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

V. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. – 20 часов

Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Гидраты и кристаллогидраты.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Механизм диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты
Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов. Ионные уравнения реакций.
Кислоты, основания, оксиды, соли в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Свойства классов веществ в свете ОВР.

знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: растворимость, растворы, гидраты и кристаллогидраты, ион, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, генетическая связь
- классификацию веществ по растворимости;
- основные положения ТЭД;
- механизм электролитической диссоциации;
- сильные и слабые электролиты;
- реакции ионного обмена;
- условия протекания реакций ионного обмена до конца;
- окислительно-восстановительные реакции.

уметь:
- составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей;
- составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде;
-определять возможность протекания реакций ионного обмена;
- делать классификацию кислот, оснований, солей, оксидов;
- характеризовать химические свойства кислот, оснований, солей, оксидов в свете ТЭД;
- объяснять сущность реакций ионного обмена;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;
- называть соединения изученных классов;
- определять степень окисления элемента в соединении;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;
- составлять генетические ряды металлов и неметаллов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Свойства электролитов. Химический практикум

Практическая работа № 6.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

знать/понимать:
- правила техники безопасности работы в кабинете химии;
- приемы обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием
- чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси
- способы разделения различных видов смесей

уметь:
- вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества
-следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием
- проводить эксперимент по разделению неоднородных смесей;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
Повторение. 8 часов.










Учебно-тематический план по химии, 8 класс,
(2 часа в неделю, всего70 часов)
УМК О.С. Габриеляна.

№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Из них





Практические работы
Контрольные работы
уроки

1.
Введение
5
№1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

4

2.
Тема 1.
Атомы химических элементов
7

К.р. №1
6

3.
Тема 2.
Простые вещества
6


6

4.
Тема 3.
Соединение химических элементов
13
№3. Анализ почвы и воды.
№4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.
К.р. №2
10

5.
Тема 4.
Изменения, происходящие с веществами.
11
№5. Признаки химических реакций.

К.р. №3
9

6.
Тема 5.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
Итоговая контрольная работа.


20
№ 6 . Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

К.р. №4

К.р.№5
17

7.
Повторение.
8


8


Итого
70
5
5
70


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Я К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать

·                химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

·                важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

·                основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь

·                называть: химические элементы, соединения изученных классов;

·                объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

·                характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

·                определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

·                составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

·                обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

·                распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

·                вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                безопасного обращения с веществами и материалами;

·                экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·                оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

·                критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

·                приготовления растворов заданной концентрации.
Литература и средства обучения:
для учителя:
Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2014
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2012.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2012.
Настольная книга учителя. Химия 8 класс. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2012 г.
Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2012 г.
для учащихся:
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2014
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2012.
Дополнительная литература для учителя:
Интернет - ресурсы.
http //www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование».
http //www.mon/ gow. ru.- Министерство образования и науки Российской Федерации.
http //www.fsu. mto. ru - Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.
http //www.regadm. tambov. ru . - Управление образования Тамбовской области.
http //him. lseptcmber. ru. - Газета «Химия » и сайт для учителя «Я иду на урок химии».
http //home. uic. tula .ru / -zanchem . - Занимательная химия : все о металлах.
http //mendeleev. Jino - net.ru . - Периодический закон Д .И .Менделеева и строение атома.
http //chemicsoft. chat. ru . - Программное обеспечение по химии.

Документы
1.      Закон «Об образовании»
2.      Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
3.      Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
4.      Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
5.      Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
6.      Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
7.      Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.

Оснащение учебного процесса
Натуральные объекты:
Коллекции минералов и горных пород;
Металлов и сплавов;
Минеральных удобрений;
Пластмасс, каучуков, волокон.
Химические реактивы и материалы:
Наиболее часто используемые :
1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;
2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния;
3)кислоты: серная, соляная, азотная;
4)основания - гидроксиды: натрия,кальция,25%-ный водный раствор аммиака;
5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;
6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
1)Приборы для работы с газами;
2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;
3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;
4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.
Модели:
Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;
Кристаллические решетки солей.
Учебные пособия на печатной основе:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Таблица растворимости кислот, оснований солей;
Электрохимический ряд напряжений металлов;
Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;
Дидактические материалы:рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями,таблицы.
Экранно-звуковые средства обучения:
CD, DVD-диски, видеофильмы, диафильмы и диапозитивы, компьютерные презентации в формате Ppt.
ТСО:
Компьютер;
Мультимедиапроектор.

Список полезных образовательных сайтов
 
 



 
Химия
Химическая наука и образование в России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 
Химия и Жизнь – XXI век [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ChemNet: портал фундаментального химического образования
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Химия в Открытом колледже
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
WebElements: онлайн-справочник химических элементов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Белок и все о нем в биологии и химии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Виртуальная химическая школа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Занимательная химия: все о металлах
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мир химии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Органическая химия: электронный учебник для средней школы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Школьная химия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронная библиотека по химии и технике
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план по химии, 8 класс, учитель Маскинскова Н.И.
(2часа в неделю, всего 70часов), УМК О. С. Габриеляна
№№
п/п
Домаш- нее задание
Тема урока
Изучаемые вопросы
Эксперимент:
Д. - демонстрационный
Л. - лабораторный
Виды деятельности
Виды контроля
Кол-во
часов
Дата

план\факт


Введение ( 5 часов )




1.
§1, стр 11
упр 3,4,8 письм
Инструктаж по ТБ.Предмет химии. Вещества
Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ.
Химический элемент. Формы существования химического элемента.
Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла.
Знать/понимать.
-химические понятия:
атом, химический элемент, вещество.
Уметь
-определять: - простые и сложные вещества.

1


2.
§2, §3 (составление конспекта)
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.
Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Закон сохранения массы веществ.
Д. 1Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.
2.Помутнение «известковой воды».
Знать/понимать
-химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ).


1


3.
Изучить правила техники безопасности
Практические работы: №1. Приемы
обращения с лабораторным оборудованием.

Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива.
Приемы работы со спиртовкой. Строение пламени. Химическая посуда.

Уметь
-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

ПР
1


4.
§4 Выуч. знаки хим элем.наизусть, сооб.об этимологии назв. Хим. Элем.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов
Обозначение химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы.

Уметь
-называть: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные).
Текущий контроль
1


5
§4,5, упр 1-8, стр 37
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса
Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы.

Знать/понимать
-химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула
Уметь
-определять:
качественный и количественный состав вещества по химической формуле
-вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения.
Химич. диктант
1



Тема 1. Атомы химических элементов (7 часов)




1
(6)
§6,7, упр 3,5 письм
Основные сведения о строении атомов. Состав атомов.
Планетарная модель строения атома.
Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Химический элемент.
Д. Модели атомов химических элементов.
Знать/понимать
-химическое понятие:
химический элемент
Уметь
-объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента
-характеризовать: состав атомов
Текущий контроль
1


2
(7)
§8, упр1-3 письм, стр 52
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение электронных оболочек атомов.
Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Уметь
-составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе
-объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева,
закономерности изменения свойств элементов в пределах
малых периодов и главных подгрупп.
Тест
1


3
(8)
§9, упр1,2 стр 58 письм
Ионы. Ионная химическая связь.
Ионы положительные и отрицательные. Образование ионов. Ионная химическая связь.
Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия.
Знать/понимать
- химическое понятие: ион,
ионная химическая связь
Уметь
-определять ионную связь в химических соединениях.
Текущий контроль
1


4
(9)
§10, упр1-5стр 62,§11,упр2,стр66
Ковалентная связь.
Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой.
Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Электроотрицательность.
Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.
Знать/понимать
-химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь
Уметь
-определять ковалентную связь в соединениях.
Текущий контроль
1


5
(10)
§12, упр3 стр 68
Металлическая химическая связь.
Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны.

Знать/понимать
-химическое понятие: металлическая связь
Уметь
-определять: тип химической связи в металлах.

1


6
(11)
Подгот. к контр.
раб.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов».
Решения упражнений
Подготовка к контрольной работе


Текущий контроль
1


7
(12)

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов».




КР
1



Тема 2. Простые вещества (6 часов)




1
(13)
§13,упр5(п)стр73
Простые вещества
-металлы.
Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева
Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов.
Д. Коллекция металлов.
Уметь:
-характеризовать:
связь между строением и свойствами металлов
-использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту
Текущий контроль
1


2
(14)
§14,упр3(п)стр78
Простые вещества
-неметаллы.
Положение элементов неметаллов в периодической системе.
Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь.
Физические свойства неметаллов. Аллотропия.
Д. Коллекция неметаллов.
Уметь
-характеризовать:
положение неметаллов в периодической системе;
строение атомов неметаллов.
Химический диктант
1


3
(15)
§15, упр1-5, стр82
Количество вещества
Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса.
Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.
Знать/понимать
-химические понятия: моль,
молярная масса
Уметь
- вычислять: молярную массу, количество вещества.
Текущий контроль
1


4-5
(16-17)
§16упр1-5,стр85
Молярный объем газов.
Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем».

Знать/понимать
- химическое понятие: молярный объем
Уметь
- вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу).

2


6
(18)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».
Решение задач и упражнений
Проверочная работа.


Проверочная работа
1




Тема 3. Соединение химических элементов (13 часов)




1
(19)
§17, упр1-6 письм,стр90-91
Степень окисления
Бинарные соединения.
Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления., общий способ их названия.
Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов.
Уметь
- называть: бинарные соединения по их химическим формулам
-определять: степень окисления элементов в соединениях.
Текущий контроль
1


2
(20)
§18, упр 1-6 письм,стр98
Важнейшие классы бинарных соединений.
Оксиды и летучие водородные соединения:
Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов.
Д. Образцы оксидов.
Растворы хлороводорода и аммиака.
Знать/понимать
химическое понятие: оксиды
Уметь
- называть: оксиды по их формулам
- определять: степень окисления элементов в оксидах
- составлять: формулы оксидов.
Текущий контроль
1


3
(21)
§19,в1-6(п),стр102
Основания.
Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы.
Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований.
Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Знать/понимать
–химические понятия: основания, щелочи.
Уметь
-называть: основания по их формулам
-составлять: химические формулы оснований
- определять: основания по их формулам.



1


4
(22)
§20в1,3,4(п),с107
Кислоты.
Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы.
Д. Образцы кислот.
Изменение окраски индикаторов в кислой среде.

Знать/понимать
-химические понятие: кислота, щелочь.
Уметь
- называть:
кислоты по их формулам
-составлять: химические формулы кислот
- определять: кислоты по их формулам.

Текущий контроль
1


5-6
(23-24)
§21,в1-3,с113;сост.формулы солей,заполн.табл.
Соли.
Состав и номенклатура солей. Составление формул солей.
Д. Образцы солей.
Знать/понимать
-химическое понятие: соль
Уметь
- называть: соли по их формулам
-составлять: химические формулы солей
- определять: соли по их формулам.

Текущий контроль
2


7
(25)
§22, упр 1-6 устно
Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.
Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные ,атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Д. Модели кристаллических решеток.
Знать/понимать
-закон постоянства состава веществ
Уметь
-характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ.
Текущий контроль
1


8
(26)
§23, упр 1-4 устно
Чистые вещества и смеси.
Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ.
Д. Образцы смесей.
Л.2. Разделение смеси речного песка и поваренной соли.
Уметь.
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Текущий контроль
1


9
(27)
Составить отчет.
Практическая работа №3. Анализ почвы и воды.
Оформление работы.

Уметь
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
- использовать приобретенные знания для критической оценки информации о воде.
ПР
1


10
(28)
§24, упр 1-7 письм
Массовая доля компонентов и смеси.
Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси.

Уметь
- вычислять: массовую долю вещества в растворе.
Текущий контроль
1


11
(29)
Составить отчет
Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.
Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора.

Уметь
-Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации.
ПР
1


12
(30)
Подгот.к контр.раб.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединение химических элементов».
Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.


Текущий контроль
1


13
(31)

Контрольная работа №2.по теме «Соединение химических элементов».



КР
1



Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов)




1-2
(32-33)
§25, §26, упр 1-6
Явления физические и химические. Химические реакции.
Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.
Д.Горения магния
Возгонка йода
Плавление парафина
Л. 4. Окисление меди в пламени спиртовки
5. Помутнение известковой воды

6. Получение углекислого газа.
7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Знать/понимать
-химические понятия:
химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции).







2


3
(34)
§27,упр1-4,стр146
Химические уравнения.
Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.


Знать/понимать
-закон сохранения массы веществ
Уметь
- составлять: уравнения химических реакций.
См.р
1


4-5
(35-36)
§28,в1-5,с150
Расчеты по химическим уравнениям.
Решение расчетных задач.

Уметь
- вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Текущий контроль
2


6-7
(37-38)
§29-32в1-6,с156,в1,2,с159,в2-4,с164,в4,6с168.
Типы химических реакций.

Сущность реакций разложения, соединения, замещение и обмена. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Составление уравнений реакций указанных типов.
Д. Химические реакции различных типов.
Знать/понимать
- химическое понятие:
классификация реакций
Уметь
-определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
См.р.
2


8
(39)
§33,в1-5,с173
Типы химических реакций на примере свойств воды.
Химические свойства воды. Типы химических реакций.

Уметь
- характеризовать: химические свойства воды
-составлять: уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип.

1


9
(40)
Составить отчет
Практическая работа №5. Признаки химических реакций.
Оформление работы.

Уметь
- составлять: уравнения химических реакций
-использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами.
ПР
1


10
(41)
Подгот.к контр.раб.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» .
Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.


Текущий контроль
1


11
(42)

Контрольная работа №3. по теме «Изменения, происходящие с веществами».



КР
1




Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
Окислительно – восстановительные реакции (20часов)




1
(43)
§34,в7(п),с192
Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов.
Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов.
Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.
Л. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа).

Текущий контроль
1


2-3
(44-45)
§35,36,в1-5,с203

Электролитическая диссоциация
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей.
Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
Знать/понимать
- химические понятия: электролит и неэлектролит,
электролитическая диссоциация.

2


4
(46)
§37,в1-5,с209

Ионные уравнения реакций
Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.
Д. Примеры реакции, идущие до конца.
Уметь
- объяснять: сущность реакций ионного обмена
- определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца.
-составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

Текущий контроль
1


5
(47)
Составить отчет

Практическая работа №7.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Оформление работы.

Уметь
- составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей.

ПР
1


6-7
(48-49)
§38,в1-6(п),с214

Кислоты, их классификация и свойства.
Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов.
Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот.
Уметь
- называть кислоты
- характеризовать: химические свойства кислот.
- определять: возможность протекания типичных реакций кислот.
Текущий контроль
2


8-9
(50-51)
§39,в 1-5(п),с217
Основания, их классификация и свойства.
Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.
Л.9. реакции характерные для растворов щелочей
Л.10. получение и свойства нерастворимого основания.
Уметь
- называть основания:
- характеризовать: химические свойства оснований.
- определять: возможность протекания типичных реакций оснований.
Текущий контроль
2


10-11
(52-53)
§40,в1-5(п),с221
Оксиды, их классификация и свойства
Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов.
Л. 12. Реакции характерные для основных оксидов
Л. 13. Реакции характерные для кислотных оксидов
Уметь
- называть оксиды
- определять: принадлежность веществ к классу оксидов
-характеризовать: химические свойства оксидов.
Хим. Д.
2


12-13
(54-55)
§41,в1-5(п),с226
Соли, их свойства.
Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости)

Уметь
- называть соли.
- определять:
принадлежность веществ к классу солей
- характеризовать:
химические свойства солей.
Текущий контроль
2


14
(56)
§42,в1-4(п),с228
Генетическая связь между классами неорганических соединений
Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.

Уметь
- характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ
- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ.

1


15
(57)
Закончить уравн.ре акций в тетр.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.».
Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций.


Текущий контроль
1


16
(58)

Контрольная работа №4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.».



КР
1


17-18
(59-60)
§43,в1-8(п),с236
Окислительно-восстановительные реакции.
Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов.

Знать/понимать
- химические понятия:
окислитель и восстановитель,
окисление и восстановление.
- определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов.
Текущий контроль
2


19
(61)

Обобщение и систематизация знаний по основным темам курса. Подготовка к контрольной работе.
Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций.



1


20
(62)

Контрольная работа № 5 Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса





КР
1



Повторение. (6 часов).

1(63)

Анализ контрольной работы. Повторение по теме «ПС и ПЗ Д.И. Менделеева»
Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций.

Уметь
Текущий контроль
1


2(64)

Повторение по теме «Виды химической связи»
Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций.

- характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ
Текущий контроль
1


3(65)

Повторение по теме « Типы химических уравнений реакций».
Выполнение упражнений на составление уравнений хим. реакций. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций.

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ.
Текущий контроль
1


4(66)

Повторение по теме «Массовая доля»
Решение расчетных задач на вычисление массовой доли элемента в веществе, вещества в растворе, объемной доли в смеси.

Уметь
Текущий контроль
1


5(67)

Повторение по теме «Классы соединений»
Выполнение упражнений на определение принадлежности к классу соединений. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций.

- характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ
Текущий контроль
1


6(68)

Повторение по теме «ОВР». Подведение итогов.
Выполнение упражнений по составлению ОВР . Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций.

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ.
Текущий контроль
1






Программа индивидуально-групповых занятий по химии для учащихся 8-го класса по теме: "Решение задач".
Пояснительная записка.
Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения обучающимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 – 9 классах. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач , обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы.
Решение задач – признанное средство развития логического мышления обучающихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретичес-кого материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.
Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.
Основные задачи:
- обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией; - отработать навыки решения простейших задач; - начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся; - подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.
Содержание курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе, на который следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты, различные способы выражения состава раствора, различные способы приготовления необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное – большое количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Вниманию учащимся предлагаются различные задания по содержанию и по сложности, которые требуют от учащихся активной познавательной деятельности.
Данный курс предлагается всем учащимся, которые желают получить более глубокие знания по предмету.
Продолжительность курса 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1 часу в неделю.
Ожидаемый результат: -Успешное обучение в последующих классах; -Знание основных законов и понятий химии и их оценивание; -Умение проводить простейшие расчёты; -Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия; -Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.
После изучения данного курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования: Минимальный - решение простейших задач по алгоритму. Достаточный – решение незнакомых задач и выполнение упражнений, для решения которых используются известные алгоритмы. Творческий – выполнение заданий и решение задач направленных на развитие творческого потенциала личности.
Литература для учителя:
1. Адамович Т.П. Васильева Г.И. Сборник олимпиадных задач по химии. 2. Будруджак П. Задачи по химии. 3. Ерохин Ю.М.; Фролов В.И.Сборник задач и упражнений по химии. 4. Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс к учебнику О.С. Габриеляна “Химия – 8 класс”. 5. Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. 2500 задач с решением. 6. Цитович И.К.; Протасов П.И. Методика решения расчётных задач по химии. 7. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для нехимических техникумов. 8. Хомченко Г.П. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы.
Литература для учащихся:
Абкин Г.Л. Задачи и упражнения по химии. 2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы. 3. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии 8 класс. 4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. Сборник задач и упражнений по химии . 5. Суровцева Р.П. Задания для самостоятельной работы по химии в 8классе. 6. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.

Учебно-тематический план
Разделы (совокупность тем)
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Контроль

1. Введение
1
1



2. Химическая формула вещества
6
2
4


3. Количество вещества.
8
2
6


4. Уравнения химических реакций
2

2


5 Растворы
8
3
5


6. Основные классы неорганической химии в свете ТЭД.
7
1
6


7.Итоговая проверка знаний
2

1
1

итого
34
9
24
1
























Календарно-тематическое планирование игз по химии, 8 класс, учитель Кривова С.М.
(1 час в неделю, всего 34 часа), УМК О.С. Габриеляна.
Да-та
Последовательность тем в разделе.
Количество часов.
Последователь-ность занятий в теме
Базовые понятия
Ожидаемые результаты


1. Введение.
1 час.
1.Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.
Основные этапы в истории развития химии.
Алхимия. Смеси. Чистые вещества. Химический элемент.
Примут установку на продуктивную работу


2.Химическая формула вещества

6 часов.
1. Химическая формула вещества
2.Относительная молекулярная масса
3-4 Отношения масс элементов в сложном веществе
5-6 Массовые доли элементов в сложном веществе
Химическая формула вещества. Коэффициент, индекс. Отношения масс, массовые доли
Умеют решать задачи, используя различные формулы веществ:
-на вычисление относительной молекулярной массы;
-на вычисление отношения масс элементов в сложном веществе;
-массовых долей элементов в сложном веществе;


3. Коли-чество вещества.

8 часов.

1-2. Количество вещества.
3-4. Пересчитанные частицы.
5-6. Молярный объём газа.
7. Относительная плотность газа.
8. Решение комбинированных задач.
Количество вещества, моль, молярная масса, молярный объём, постоянная Авогадро, атом, молекула.
Умеют решать задачи, используя различные формулы нахождения количества вещества; осуществлять переход от одной формулы к другой; находить количество атомов в молекуле данного вещества.


4.Уравнения химических реакций.

2 часа.
1. Основные типы химических реакций.
2. Составление простейших уравнений химических реакций.
Реакции соединения, разложения, замещения, обмена, исходные вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс.
Уметь составлять простейшие урав-нения реакции соеди-нения; определять тип химической реакции; расставлять коэффи-циенты в уравнении согласно закону сохранения массы веществ; проводить простейшие расчёты по уравнениям химических реакций.


5. Растворы.


8 часов.
1. Растворимость. Растворы.
2-3. Разные способы выражения состава раствора.
4-5. Различные действия с раство-рами (разбавление, упаривание, смешивание, концентрирование)
6.Кристаллогидраты.
7-8. Решение задач по уравнениям с участием растворов.
Растворы, растворитель, растворимое вещество, массовая доя раствора, мольная доля, молярность, нормальность, кристаллогидраты.
Уметь решать задачи используя формулы выражения состава раствора; проводить расчёты по уравнени-ям химических реакций.


6. Основные классы неорганической химии в свете ТЭД.



7 часов.
1. Простейшие рас-чёты по уравнениям химических реакций.
2-3. Объёмные отношения газов.
4. Решение комбинированных задач.
5-6. Генетическая связь между основ-ными классами неорганической химии.
7. Решение экспериментальных задач.
Качественная реакция на ионы, генетическая связь, реакции ионного обмена, количество вещества.
Умеют составлять уравнения химичес-ких реакций с учас-тием веществ основ-ных классов неорга-нической химии и раз-бирают их в ионном виде; проводят расчё-ты по уравнениям химических реакций; проводят качественные реакции на простейшие ионы.


7. Итоговая проверка знаний.

2 часа.
1. Итоговая проверка знаний (школьный тур олимпиады среди учащихся 8 кл.)
2. Анализ школьного тура олимпиады.

Успешное выполнение олимпиадной работы школьного тура для учащихся 8 класса.


итого
34 час.
















13PAGE 15


13PAGE 14215




13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315