Рабочая программа по элективному учебному предмету Что Вы знаете о своей наследственности?

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному учебному предмету «Что Вы знаете о своей наследственности?» для 10 а класса разработана на основе программы Зверевой И.В. « Наследственные признаки человека» журнал «Профильное обучение» № 1, 2012г., с. 25-93; в соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год, календарным учебным графиком школы на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа элективному учебному предмету «Что Вы знаете о своей наследственности?» рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), из них 2 часа отведено на проведение контрольных работ, 4 урока - на практические работы, 1 урок – на промежуточную аттестацию
Практические работы не подлежат обязательному оцениванию ,т.к. не предусмотрены обязательным стандартом.
Рабочая программа предусматривает реализацию целей изучения биологии в средней школе:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе
Требования к уровню подготовки учащихся по элективному учебному предмету
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
применять законы Менделя, Моргана, Харди-Вайнберга к генетике человека и решать генетические задачи; объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека и решать генетические задачи; составлять родословную соей семьи; определять по родословной характер наследования признака и составлять прогноз на вероятность его проявления у будущих поколений; называть возможные генотипы людей с группами крови I,II,III,IV и, исходя из этих генотипов, решать генетические задачи; использовать знания о типах наследования сцепленных с полом человека при решении генетических задач; оценить генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций; Научно оценивать соотношение социального и биологического в человеке.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
краткая история генетики человека;
Менделирующие признаки человека; геном человека. генетические карты; методы изучения наследственности человека; типы наследования признаков у человека; хромосомные, генные молекулярные аномалии и вызываемые ими заболевания; летальные гены; болезни с наследственным предрасположением. Медико-генетическое консультирование. Биологическое и социальное в человеке. Этические проблемы генетики. Популяционная генетика человека. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); генетических последствий загрязнения окружающей среды, смешения генофондов и т. д.
Основными формами и видами контроля уровня обученности учащихся по элективному учебному предмету согласно Уставу школы и Положению о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности (приказ №455 од от 20.09.2014 г.) учащихся МАОУ СОШ №2 УИИЯ являются: текущий, тематический и итоговый контроль.
Программа ориентирована на использование учебника: Что вы знаете о своей наследственности?/ Тарасенко Н.Д., Лушанова Г.И.- Новосибирск, Из-во: "Наука", 1991.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий и форм обучения: информационно – коммуникационных; проектной и исследовательской деятельности; технологии проблемных ситуаций, дифференциация и индивидуализация обучения.

2.Содержание элективного учебного предмета

Введение в элективный курс. Менделирующие признаки человека ( 9 ч )

Краткая история генетики человека. Менделирующие признаки человека. Методы изучения генетики человека (краткая характеристика).
Практическая работа: решение генетических задач на наследование размера и цвета глаз, волос, формы носа, губ, роста тела, состояния слуха, резус-фактора крови, право- и леворукости, пигментации кожи.

Аутосомные признаки ( 4 ч)
Признаки человека, связанные с аутосомно- рецессивным и аутосомно – доминантным наследованием: повышенная волосатость тела, рыжие волосы, альбинизм, врожденная глухонемота, сахарный диабет, отрицательный резус-фактор крови.
Практическая работа: определение характера наследования некоторых признаков человека

Другие виды наследования человека ( 11ч)
Фенилкетонурия. Биохимический метод изучения генетики человека;
Промежуточное наследование. Неполное доминирование признаков у человека. Серповидноклеточная анемия. Цистонурия. Анофтальмия.
Сцепление генов. Карты хромосом у человека.
Наследование генов, сцепленных с полом.
Практические работы: решение генетических задач; решение задач на признаки, сцепленные с полом

Биологическое и социальное в человеке. Этические проблемы генетики ( 11 ч)
Биологическое и социальное в человеке.
Этические проблемы генетики (генная инженерия, коррекция пола, пересадка органов, клонирование, уродства, генетика и криминалистика).


3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:



Практические работы
контрольные работы

Раздел «Введение» (1 ч )

Краткая история генетики человека
1



Раздел «Менделирующие признаки человека» ( 3 ч )

Моногибридное скрещивание.
1



Дигибридное скрещивание.
1



Практическая работа №1 «Решение генетических задач».
1
1


Раздел «Методы изучения генетики человека» ( 5ч )

Генеалогический метод.
1



Близнецовый и популяционный методы генетики.
1



Цитогенетический метод.
1



Биохимический метод.
1



Практическая работа № 2 «Определение характера наследования некоторых признаков человека».
1
1


Раздел «Аутосомные признаки» ( 4 ч )

Аутосомно–доминантное наследование.Полное доминирование.
1



Решение генетических задач.
1




Аутосомно-рецессивное наследование.
1



Контрольная работа № 1 « Методы изучения генетики».
1

1

Раздел «Другие виды наследования человека» ( 11 ч )

Промежуточное наследование. Неполное доминирование признаков у человека.
1



Кодоминирование. Решение генетических задач.
1



Множественные аллели. Наследование групп крови.
1



Практическая работа № 3 «Решение генетических задач».
1
1


Полигенные признаки. Полимерия. Решение генетических задач.
1



Сцепление генов. Карты хромосом у человека.
1



Мужские и женские хромосомы. Наследование генов, сцепленных с полом.


1



Практическая работа № 4 « Решение задач на признаки, сцепленные с полом».

1
1


Мутации генов. Летальные гены.
1



Генетические последствия загрязнения окружающей среды.
1



Медико–генетическое консультирование.
1



Раздел «Биологическое и социальное в человеке» ( 6 ч )

Человек-общественное животное?
1



Наследуются ли способности?
1



Можно ли создать «сверхчеловека»?
1



Евгеника. Действует ли естественный отбор в человеческом обществе?
1



Роль среды в развитии личности.
1



Контрольная работа №2 «Наследственность и влияние среды на рост человека».
1

1

Раздел «Этические проблемы генетики» ( 5 ч )

Генная инженерия.
1



Коррекция пола.
1



Пересадка органов.
1



Генетика и криминалистика.
1



Промежуточная аттестация
1

1 – пр.ат.






Итого:
35
4 практические работы
2-к.р.;1-пр.ат.










4. Календарно-тематическое планирование


Дата
Тема урока

Элементы содержания

Знать/
понимать. Уметь
Контрольно-оценочная деятельность


Пред-
полаг.
По факту











Вид
Форма

Раздел «Введение» (1ч)


1





Краткая история генетики человека.

Генетика человека; ученые - генетики
Знать имена выдающихся генетиков

Текущий
УО


Раздел «Менделирующие признаки человека» (3 ч)

2









Моногибридное скрещивание.
Первый закон Менделя
Знать / понимать:
Закон единообразия гибридов первого поколения; решать задачи

Текущий
УО


3








Дигибридное скрещивание.
Второй и третий законы Менделя
Уметь объяснять результаты законов Менделя, решать задачи
Текущий
УО;
СР


4



Практическая работа №1 «Решение генетических задач».
Решение генетических задач
Уметь применять законы Менделя к генетике человека решать задачи н менделирующие признаки
Текущий
УО;
ПР

Раздел «Методы изучения генетики человека» ( 5 ч )


5





Генеалогический метод.
Символика для составления родословной
Уметь объяснять механизм наследования генетических заболеваний; уметь составлять родословную своей семьи

Текущий
СР;
УО



6


Близнецовый и популяционный методы генетики.
Наследственные болезни человека
Знать / понимать:
характер наследования признаков
Текущий
УО


7


Цитогенетический метод.
Наследственные болезни человека
Знать / понимать:
характер наследования признаков
Текущий
УО;
Т

8


Биохимический метод.
Наследственные болезни человека
Знать / понимать:
характер наследования признаков
Текущий
УО
Т

9


Практическая работа № 2 «Определение характера наследования некоторых признаков человека».
Наследственные болезни человека
Уметь объяснять характер наследования признаков

Текущий
УО;
ПР

Раздел «Аутосомные признаки» ( 4 ч )


10


Аутосомно–доминантное наследование.Полное доминирование.
Аутосомно–доминантное наследование.Полное доминирование.
Уметь анализировать и объяснять механизм наследования аутосомно – доминантных признаков

Текущий
УО;
Т

11


Решение генетических задач.
Решение генетических задач.
Уметь решать генетические задачи

Текущий
УО

12



Аутосомно-рецессивное наследование.

Аутосомно-рецессивное наследование.
Уметь анализировать и объяснять механизм наследования аутосомно – рецессивных признаков

Текущий
УО


13


Контрольная работа № 1 « Методы изучения генетики».
Аутосомно–доминантное наследование.Полное доминирование.Аутосомно-рецессивное наследование.
Уметь анализировать и объяснять механизм наследования аутосомно – доминантных и аутосомно – рецессивных признаков

Текущий
КР

Раздел «Другие виды наследования человека» ( 11 ч )


14


Промежуточное наследование. Неполное доминирование признаков у человека.
Промежуточное наследование. Неполное доминирование признаков у человека.
Знать / понимать: особенности промежуточного наследования
Текущий
УО; Т



15


Кодоминирование. Решение генетических задач.
Кодоминирование. Решение генетических задач.
Знать / понимать: особенности взаимодействия генов; уметь решать генетические задачи на кодоминирование
Текущий
УО; Т


16


Множественные аллели. Наследование групп крови.
Множественные аллели. Наследование групп крови.
Знать / понимать:
закономерности наследования групп крови у человека
Текущий
УО


17


Практическая работа № 3 «Решение генетических задач».
Промежуточное наследование. Неполное доминирование признаков у человека.
Уметь составлять
Схемы и решать задачи на промежуточное наследование
Текущий
УО;
ПР

18


Полигенные признаки. Полимерия. Решение генетических задач.
Полигенные признаки. Полимерия. Решение генетических задач.
Уметь объяснять характер наследования полигенных признаков

Текущий
УО


19


Сцепление генов. Карты хромосом у человека.
Сцепление генов. Карты хромосом у человека.
Знать закон Моргана

Текущий
УО


20


Мужские и женские хромосомы. Наследование генов, сцепленных с полом.


Мужские и женские хромосомы. Наследование генов, сцепленных с полом.


Уметь анализировать и объяснять механизмы наследования генов, сцепленных с полом


Текущий
УО;
Т


21


Практическая работа № 4 « Решение задач на признаки, сцепленные с полом».

Решение задач на признаки, сцепленные с полом
Уметь решать задачи на признаки, сцепленные с полом


Текущий
УО;
ПР


22



Мутации генов. Летальные гены.
Мутации генов. Летальные гены.
Знать / понимать:
характер мутации генов
Текущий
УО


23


Генетические последствия загрязнения окружающей среды.
Генетические последствия загрязнения окружающей среды.
Знать / понимать:
каковы последствия загрязнения окружающей среды для генетики человека
текущий
УО


24


Медико–генетическое консультирование.
Медико–генетическое консультирование.
Знать / понимать:
значение медико–генетического консультирования
Текущий
УО; Т

Раздел «Биологическое и социальное в человеке» ( 6ч )


25


Человек-общественное животное?
Биологическая и социальная природа человека
Знать / понимать:
Биологическую и социальную природу человека
Текущий
УО


26


Наследуются ли способности?
Наследование признаков
Знать / понимать:
характер наследования способностей человека
Текущий
УО; СР

27


Можно ли создать «сверхчеловека»?
Евгеника
Уметь объяснять этические аспекты в генетике
Текущий
УО



28


Евгеника. Действует ли естественный отбор в человеческом обществе?
Евгеника, естественный отбор в человеческом обществе


Уметь объяснять роль естественного отбора в человеческом обществе
Текущий
УО


29


Роль среды в развитии личности.
Среда и личность
Знать / понимать:


Текущий
УО; Т

30


Контрольная работа №2 «Наследственность и влияние среды на рост человека».
Наследственность и среда
Уметь объяснять закономерности влияния среды на рост и наследственность человека
Текущий
КР

Раздел «Этические проблемы генетики» ( 5 ч )


31


Генная инженерия.
Генная инженерия. Биотехнология
Знать / понимать: законы биотехнологии

Текущий
УО


32


Коррекция пола.
Этические проблемы генетики
Уметь объяснять этические проблемы генетики
Текущий
УО; Т

33


Пересадка органов.
Этические проблемы генетики
Уметь объяснять этические проблемы генетики
Текущий
УО


34


Генетика и криминалистика.
Этические проблемы генетики
Уметь объяснять этические проблемы генетики
Текущий
УО

35


Промежуточная аттестация

Знать / применять знания о типах наследования генов человека при решении генетических задач
Итоговый
Тестирование





































5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Наименование объектов и средств
Материально-технического обеспечения
Необходимое количество

Примечания



Основная
Школа
Старшая школа





Базов.
Проф.



2
3
4
5
6

1.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.
Стандарт основного общего образования по биологии





1.2.
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень)





1.3.
Примерная программа основного общего образования по биологии





1.4.
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по биологии





1.5.
Авторские рабочие программы по разделам биологии

Д



1.6.
Общая методика преподавания биологии

Д



1.7.
Книги для чтения по всем разделам курса биологии





1.8.
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д



2.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ


Таблицы





2.1.
Портреты ученых биологов

Д




Карты





2.2.
Центры происхождения культурных растений и домашних животных

Д




Атласы





2.3.
Анатомия человека

Д



2.4.
Беспозвоночные животные

Д



2.5.
Позвоночные животные

Д



2.6.
Растения. Грибы. Лишайники

Д



3
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

3.1.
Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии

Д/П

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

3.2.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник

Д/П

Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

3.3.
Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы).



Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по физике, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.

3.4.
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности



К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе биологии, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.

3.5.
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности



К специализированным инструментам учебной деятельности, используемыми в курсе биологии, относятся, в частности, построитель определителей, виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой, предназначенной для изучения строения клетки, генетики и др.;


4.ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде)


Видеофильмы





4.1.
Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов

Д



4.2.
Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных

Д



5
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

5.1.
Диапроектор (слайд-проектор)

Д




5.2.
Мультимедийный компьютер

Д

Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

5.3.
Сканер с приставкой для сканирования слайдов

Д



5.4.
Слайд-проектор

Д



5.5.
Мультимедиа проектор

Д



5.6.
Стол для проектора

Д



5.7.
Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,5 Ч 1,5 м

6.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


Приборы, приспособления





6.1.
Весы учебные с разновесами

Д



6.2.
Гигрометр

Д



6.3.
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

Р

Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

6.4.
Комплект оборудования для комнатных растений

Д



6.5.
Лупа ручная

Р



6.6.
Микроскоп школьный ув.300-500

Р



7.
МОДЕЛИ


Модели объемные





7.1.
Набор «Происхождение человека»

Д



7.2
Модели-аппликации (для работы на магнитной доске)





8.
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

8.1.
Гербарии,
иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

Р

Используют как раздаточный материал


Микропрепараты





8.2.
Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)

Р



8.3.
Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый)

Р




Коллекции





8.4.
Морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.)






Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
Р – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-7 экз)

Оборудование специализированных кабинетов


Наименование кабинета
Общие характеристики
Количество


Кабинет биологии
Рабочее место учителя в составе (компьютер, интерактивная доска с проектором, принтер, сканер, документ-камера, планшет).
Нетбук ученика
Модульная система экспериментов
Система контроля качества знаний
2


25
13
1



Основная учебная литература для учащихся:
1. Биология человека/Дж.Харрисон, Дж.Уайнер и др.-М.:Мир, 1979.
2. Дубинин Н.П. Генетика и человек. Кн. для внеклассного чтения 9-10 кл. - М.: Просвещение, 1989.
3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. - М.:Мир, 1992.
4. Подгорнова Г.П., Маркова Е.К. Учебные задания по генетике. - Волгоград: ВГПИ им. Серафимовича, 1990.
5. Сборник задач и упражнений по биологии (с решениями). Раздел: генетика. - Волгоград, 1992.

Основная учебная литература для учителя:
1. Ауэрбах Ш. Генетика.-М.:Атомиздат, 1998.
2. Биология человека/Дж.Харрисон, Дж.Уайнер и др.-М.:Мир, 1979.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие для старшеклассников.- М.: АСТ-Пресс школа, 2002.
4. Бочков Н.П. и др. Медицинская генетика. - М.: Медицина, 1984.
5. Дмитриева Т.А. и др. Биология. Человек. Общая биология 8-11 кл:Вопросы. Задания. Задачи.- М.: Дрофа, 2002.
6. Дубинин Н.П. Горизонты генетики. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1988.
7. Дубинин Н.П. Генетика и человек. Кн. для внеклассного ятения 9-10 кл. - М.: Просвещение, 1989.
8. Журнал «Биология в школе».
9. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. - М.:Мир, 1992.
10. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по генетике. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1989.
11. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл. Справочное пособие.-М.:Дрофа, 2002.
12. Подгорнова Г.П., Маркова Е.К. Учебные задания по генетике. - Волгоград: ВГПИ им. Серафимовича, 1990.
13. Приходченко Н.Н., Мкурат Т.П. Основы генетики человека. - Ростов – на -Дону: Феникс, 1997.
14. Сборник задач и упражнений по биологии (с решениями). Раздел: генетика. - Волгоград, 1992.
15. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. -М.:АРКТИ, 2003











Оценивание деятельности учащихся проводится согласно следующим нормам и критериям:
Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:
1) знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала;
2) умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
3) отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка «4»:
1) знание всего изученного программного материала;
2) умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
3) незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1) знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;
2) умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;
3) наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1) знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2) отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3) наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  
Отметка «1»:
Отсутствие ответа.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2) или было допущено два-три недочета;
3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4) или эксперимент проведен не полностью;
5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»
4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
Отсутствие работы.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:
1) выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1) не более двух грубых ошибок;
2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) или не более двух-трех негрубых ошибок;
4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2) или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка «1»:
Отсутствие работы.













Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 8 Заголовок 915