Рабочая программа по учебному элективному предмету Ботаника



Рассмотрена Утверждена К утверждению МС
на заседании ШМО приказом директора протокол №__
протокол №______ МБОУ «СОШ №3»
от ___ _____20____г №___ ___ ___ 20___г от___ ___ 20____г

Муниципальное Бюджетное
Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Моршанска
Тамбовской области
Рабочая программа
элективного учебного предмета «Ботаника»
для 11 класса
агротехнологический профиль
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
 Рабочая программа на 2014-2015 учебный год разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённой приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783;
- Приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Законом Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями);
- Законом Тамбовской области от 04.06.2007 №212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
- ПHYPERLINK "https://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=610151814db3ff3d2d1720135be6fcc0&url=http%3A%2F%2Fwww.rg.ru%2F2012%2F03%2F07%2Fuchebniki-dok.html" \t "_blank"риказом МОиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Примерной программы среднего общего образования по биологи и (профильный уровень)
- Программы МиЧГАУ агрономического факультета
Сведения о программе
Элективный учебный предмет «Ботаника» предназначен для учащихся 11 класса агротехнологического профиля средних школ. Рабочая модифицированная программа составлена на основе программы МиЧГАУ агрономического факультета учебной дисциплины «Ботаника» (Мичуринск – Наукоград 2010 г., Составители: Усова Г. С, доктор с.х. наук,; Иванова И. А., канд.с.х. наук, ;Титова Л. В., канд.с.х. наук, Кирина И. Б., канд.с.х. наук)Цели: углубление и систематизация цитологических и гистологических, морфологических, геоботанических знаний по ботанике с целью освоения микроскопического строения клетки, тканей и органов растений, определения растений на базе сформированных понятий обшей биологии

Задачи:
1. формирование системы теоретических знаний и практических умений в области ботаники
2. владение информацией о разнообразие и эволюции растительного мира; о значение и использование растений
3. понимание принципов внешнего морфологического и внутреннего анатомического строения растений;
4. уметь выявлять отличительные признаки семейств и принадлежность растений к различным таксономическим единицам;
5. уметь выявлять основные факторы среды обитания, влияющие на строение и жизнедеятельность растений.
Место и роль элективного учебного предмета
Элективный учебный предмет «Ботаника» предназначен для учащихся 11 класса агротехнологического профиля средних школ. Курс ботаника в 11 классе является продолжением биологии растений, или ботаники, изучаемой за курс 10 класса. Особую сложность для учащихся при подготовке к ЕГЭ представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных организмов, их систематики и флорографии. Это связано с тем, что в 6 классах учащиеся еще не владеют знаниями и умениями проводить систематизацию, классифицировать растения по определённым признакам. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники. При подготовке к единому государственному экзамену и конкурсным экзаменам в вузы учащимся для ответа на вопросы по разделу «Ботаника» необходимо использовать знания курса общей биологии. Курс «Ботаника» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов. Курс направлен на формирование полных и четких знаний по морфологии, анатомии растений, систематике грибов, водорослей, высших споровых, голосеменных и покрытосеменных растений, основ экологии растений. Приобретаемые умения и навыки на основе полученных знаний для формирования частных компетентностей и свойств личности способствуют развитию навыков самостоятельной работы в области научно-ботанических исследований.
Информация о количестве часов
Элективный учебный предмет « Ботаника» рассчитан на 70 часов в 11 классе, 2 часа в неделю, в том числе лекций-30, практических работ -12, семинаров-9, зачет -1, экзамен-1.
Формы организации образовательного процесса
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Основной формой организации образовательного процесса является урок:
- урок-лекция;
- урок-семинар;
-урок-дискуссия;
-урок-контроль знаний;
- урок-практикум;
- урок-исследование.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Технологии обучения
Программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели
Механизмы формирования ключевых компетенций
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде. Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Виды и формы контроля
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за полугодие (дифференцированный зачет)
- аттестация по итогам года (экзамен);
Планируемый уровень подготовки
Результаты изучения курса «Ботаника» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.Сведения об используемом учебнике
Программа реализуется с помощью уроков- лекций на основе учебников:
Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., СеребряноваТ.И., Шорина Н.И. Ботаника. М.: Высшая школа, 1990.
Жуковский П.М. Ботаника. М.: Колос, -1982.
Содержание программы
 
Тема 1. Введение в систематику 1 час
Задачи и методы систематики и флорографии. Бинарная номенклатура. Таксономические единицы в систематике. Классификация, номенклатура, филогенетика. Краткая история систематики.
Тема 2. Надцарство Ядерные организмы. Царство Грибы 9 часов
Общая характеристика, строение, размножение. Классификация грибов. Низшие грибы. Классы, представители, значение. Высшие грибы, их отличие от низших. Классы: Аскомицеты, Базидиомицеты (характеристика, представители, особенности размножения), значение. Роль грибов в природе и значение человека.
Отдел Слизевики . Общая характеристика, представители, значение.
Отдел Лишайники. Особенности строения и размножения. Представители. Роль в природе, использование человеком.
Лабораторные работы: Строение низших грибов: фитофтора, мукор.
Строение высших грибов класса аскомицеты.
Строение высших базидиальных грибов.
Тема 3. Царство Растения. Водоросли . 9 часов
Общая характеристика растений. Характерные признаки низших и высших растений. Классификация растений.
Общая характеристика, классификация водорослей. Отделы: Красные (Багряные) водоросли , Зеленые водоросли, Диатомовые, Бурые водоросли. Эволюция водорослей. Чередование ядерных фаз. Распространение и экология водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.
Лабораторные работы: Строение низших водорослей.
Строение бурых и красных водорослей.
Тема 4. Высшие растения. Высшие споровые растения. 10 часов
Общая характеристика высших растений. Происхождение и классификация высших растений. Высшие споровые растения. Классификация, размножение. Чередование ядерных фаз.
Отдел Моховидные. Общая характеристика и классификация. Экология мхов, их роль в заболачивании и торфообразовании.
Отдел Плауновидные. Общая характеристика и классификация. Равноспоровые и разноспоровые плауны. Значение плаунов.
Отдел Хвощевидные. Общая характеристика. Значение хвощей.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика, классификация. Строение и жизненные циклы. Водные папоротники как представители разноспоровых папоротников. Значение папоротников.
Лабораторные работы: Внешнее строение Моховидных и Плауновидных.
Строение хвоща и папоротника.
Тема 5. Семенные растения. Отдел Голосеменные растения.7 часов
Эволюционные связи с высшими споровыми растениями. Биологические преимущества семенных растений. Классификация и значение.
Отдел Голосеменные (Сосновые). Происхождение, общая характеристика. Класс Хвойные. Семейства: Сосновые, Кипарисовые. Характеристика представителей семейств. Роль хвойных в растительном покрове, хозяйственное использование.
Лабораторные работы: Изучение внешнего вида хвойных растений.
Тема 6. Отдел Покрытосеменные. 18 часов
Цветковые - высшая ступень эволюции растений. Общая характеристика. Происхождение Покрытосеменных. Теории происхождения цветка. Деление на классы, сравнительная характеристика классов.
Класс Двудольные .Подкласс Магнолииды. Подкласс Ранункулиды.
Подкласс Дилленииды. Семейства Тыквенные, Крестоцветные .Подкласс Розиды. Семейства: Розовые, Подсемейства Яблоневые, Сливовые. Семейство Мотыльковые.
Подкласс Ламииды. Семейство: Пасленовые.
Подкласс Астериды . Семейство Сложноцветные.
Класс Однодольные. Подкласс Лилииды. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки .Подкласс Арециды . Cемейство Пальмы, семейство Рогозовые.
Лабораторные работы: Определение растений класса Двудольные семейств Розовые, Пасленовые, Сложноцветные, Крестоцветные.
Определение растений класса Однодольные.
Тема 7. Флора и растительность. 5 часов
Флора. Ареалы растений и типы ареалов. Понятие о флористическом районировании Земного шара. Антропофиты. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
Растительность. Распределение растительности в зависимости от климатических условий зоны. Понятия зональной, интразональной и азональной растительности.
Тема 8. Экология растений. 9 часов
Общая экология и экология растений. Разделы экологии.
Аутэкология. Классификация экологических факторов (абиотические, биотические, антропогенный). Их влияние на растения.
Правило лимитирующих факторов и пределы выносливости. Экологические группы растений по отношению к свету, воде, почве. Зоохорные и зоофильные растения. Взаимовлияние растений. Понятие об аллелопатии.
Жизненные формы растений, как результат приспособления к экологическим факторам.
Синэкология – экология растительных сообществ. Понятие о фитоценозе, его структура, классификация. Влияние фитоценозов на среду обитания.
Агроценозы, их отличие от естественных сообществ. Создание высокопродуктивных агроценозов.
Лабораторные работы: Жизненные формы растений.
Учебно-тематический план
№ п/пНазвание разделов курса Всего часов Лекц. Практ. Сем. Зачет Экзамен
Введение в систематику. 1 1     Надцарство Ядерные организмы. Царство Грибы 9 3 3  1 Царство Растения. Водоросли . 9 3 2 1 Высшие растения. Высшие споровые растения. 10 4 2 2 1 Семенные растения. Отдел Голосеменные растения. 7 3  1 1 Отдел Покрытосеменные. 18  9 3 3 Флора и растительность. 5 3 8. Экология растений.
9 4 1 1 1
9. Резервное время 2 Итого 70 30 12 9 1 1
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения курса «Ботаника» ученик должен
знать/понимать:
– признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
уметь:
– объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений
– изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
– распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов ; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов,
– сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
– определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
– проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
– оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
– выращивания и размножения культурных растений.
Литература и средства обучения
По всем разделам - уроки лекции
1. Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., СеребряноваТ.И., Шорина Н.И. Ботаника. М.: Высшая школа, 1990.
2. Жуковский П.М. Ботаника. М.: Колос, -1982.
Дополнительная литература:
3. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 2003.
4. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – Санкт-Петербург, Изд-во: СПХФА, 2003.
4. Губанов И.А., Киселев К.В., Новиков B.C., Тихомиров В.Н. Определитель сосудистых растений центра европейской России. Изд. 2-ое, дополненное и переработанное. М.: Аргуз, 1995.
5. Жизнь растений. Т.1-6. М.: Просвещение 1974 - 1982.
6. Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части СССР. Л.: Колос, 1965.
7. Суворов В.В и др. Пособие к учебной практике по ботанике. М.: 1982.
8.. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники. Ч. 1,2. М.: Высшая школа, 1989.
9. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1989.
10. Хржановский В.Г., Викторов С.В., Литвак П.В., Родионов Б.С., Родман Л.С. Ботаническая география с основами экологии растений (1-ое изд. перераб, и доп.), М.: Колос, 1994.

Приложение. Календарно- тематическое планирование по ботанике
2014-15 уч. год 11 класс.
2ч/нед. Всего: 70 часов
Количество часов - 70
Количество л/р -12
№ п/пНаименование раздела Тема урока Кол-во часов Дата проведения Дата провед. фактичВиды, формы контроля
Введение в систематику. 1 1. Задачи и методы систематики и флорографии. 1 Надцарство Ядерные организмы. Царство Грибы 9 2. Общая характеристика, строение, размножение, классификация грибов. 1 3. Низшие грибы. Классы, представители, значение. 1 4. Л/р «Строение низших грибов: фитофтора, мукор». 1 л/р5. Высшие грибы: Аскомицеты, Базидиомицеты Характеристика, представители, особенности размножения, значение.
1 Индивидуальная самостоят.работа6. Л/р «Строение высших грибов класса Аскомицеты» 1 л/р7. Л/р «Строение высших базидиальных грибов» 1 л/р8. Отдел Слизевики .1 9. Отдел Лишайники. Особенности строения и размножения. 1 Фронтальный опрос
10. Обобщение по теме : Царство грибы. 1 тестирование
Царство Растения. Водоросли .9 11. Характерные признаки низших и высших растений. Классификация растений. 1 12. Общая характеристика, классификация водорослей. 1 13. Отделы: Красные (Багряные) водоросли , Зеленые водоросли. 1 Фронтальный опрос
14. Л/р « Строение низших водорослей».
1 л/р15. Отделы : Диатомовые водоросли. 1 16. Отдел:Бурые водоросли. 1 Индивидуальный опрос
17. Л/р «:Строение бурых и красных водорослей.» 1 л/р18. Распространение и экология водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. 1 Индивидуальный опрос
19. Обобщение по теме : Водоросли. 1 тестирование
Высшие растения. Высшие споровые растения. 10 20. Общая характеристика высших растений. Происхождение и классификация высших растений. 1 21. Высшие споровые растения: классификация, размножение, чередование ядерных фаз. 1 22. Отдел Моховидные. Общая характеристика и классификация. Экология мхов. 1 23. Отдел Плауновидные. Общая характеристика и классификация, значение. Равноспоровые и разноспоровые плауны. 1 Индивидуальная самостоят.работа24. Л/р «Внешнее строение Моховидных и Плауновидных». 1 л/р25. Отдел Хвощевидные. Общая характеристика. Значение. 1 26. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика, классификация. Строение и жизненные циклы. 1 Фронтальный опрос
27. Л/р «Строение хвоща и папоротника». 1 л/р28. Водные папоротники как представители разноспоровых папоротников. Значение папоротников. 1 Индивидуальный опрос
29. Зачетная работа по теме: Царство Грибы, Растения. 1 дифференцированная работа
Семенные растения. Отдел Голосеменные растения. 7 30. Биологические преимущества семенных растений. Классификация и значение.
1 31. Отдел Голосеменные или Сосновые: характеристика строения и развития. 1 32. Семейство: Сосновые, Кипарисовые. Представители, их значение. 1 устный опрос
33. Семейство: Кипарисовые. Представители, их значение. 1 устный опрос
34. Л/р «Изучение внешнего вида хвойных растений». 1 л/р35. Роль хвойных в растительном покрове, хозяйственное использование. 1 Фронтальный опрос
36. Обобщение по теме : Семенные растения. Отдел голосеменные растения. 1 тестирование
Отдел Покрытосеменные.
18 37. Общая характеристика, происхождение Покрытосеменных. Теории происхождения цветка. 1 38. Деление на классы, сравнительная характеристика классов Двудольные и Однодольные. 1 39. Подкласс Магнолииды. Представители. 1 40. Подкласс Ранункулиды. Представители. 1 41. Подкласс Дилленииды. Семейство Тыквенные. 1 42. Семейства Крестоцветные (Капустные). 1 43. Подкласс Розиды. Семейства: Розовые, Подсемейства Яблоневые, Сливовые.
1 Фронтальный опрос
44. Семейство Мотыльковые.
1 Фронтальный опрос
45. Семейство: Пасленовые 1 46. Подкласс Астериды . Семейство Сложноцветные 1 Фронтальный опрос
47-48 Л/р «Определение растений класса Двудольные семейств Розовые, Пасленовые, Сложноцветные, Крестоцветные». 2 л/р49. Обобщение по теме: Класс Двудольные. 1 тестирование
50. Систематика класса Однодольные. 1 51. Подкласс Лилииды. Семейства: Лилейные, Луковые. 1 Индивидуальн.опрос52. Подкласс Арециды . Cемейство Пальмы, семейство Рогозовые. 1 53. Л/р «Определение растений класса Однодольные» 1 л/р54. Обобщение по теме: Класс Однодольные. 1 тестирование
Флора и растительность.
5 55. Флора. Ареалы растений и типы ареалов. 1 56. Понятие о флористическом районировании Земного шара. Антропофиты. 1 57. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
1 Индивидуальн.опрос58. Распределение растительности в зависимости от климатических условий зоны. 1 59. Обобщение по теме: Флора и растительность. 1 Дифференциров.работаЭкология растений. 9 60. Общая экология и экология растений. Разделы экологии. 1 61. Аутэкология. Классификация экологических факторов. Их влияние на растения.
1 62. Экологические группы растений по отношению к свету, воде, почве. 1 Индивидуальн.опрос63. Взаимовлияние растений. Понятие об аллелопатии. 1 64. Жизненные формы растений, как результат приспособления к экологическим факторам.
1 65. Синэкология – экология растительных сообществ. 1 66. Агроценозы, их отличие от естественных сообществ. 1 Устный опрос
67. Л/р «Жизненные формы растений». 1 л/р68 Итоговое тестирование по курсу ботаники 1 экзамен
69-70 Резервное время 2