Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия парикмахер


Алёнкина Ольга Арнольдовна
ПАРИКМАХЕР
Третье воскресенье марта – день работников бытового обслуживания населения.

Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер, несомненно
Подстрижёт вас современно.
Быстро ножницы достал,
Гребень взял, за кресло встал,
Щёлкнул ножницами звонко,
Раз другой взмахнул гребёнкой, От затылка до висков
Выстриг много волосков,
Расчесал прямой пробор.
Зашипело в чашке мыло,
Чтобы бритва чище брила,
Фыркнул весело флакон
С надписью «Одеколон».
Словарь:
Парикмахер – мастер, специалист по прическам, завивке, стрижке, бритью.
Парикмахерская – предприятие, где делают причёски, завивку, стригут, бреют.
Цирюльник – бородобрей, иногда он же рудомет, зуборвач и пр.
Цирюльничать – промышлять этим делом; цирю́льня вольное заведенье, где стригут, чешут, бреют, кидают кровь, рвут зубы и пр.
Исторические факты
Парикмахеры, или, как их ещё называют, «мастера причёски», работают в парикмахерских и салонах красоты. День за днем они трудятся, подстригая нас и делая нам причёски. Парикмахер очень интересная и творческая профессия. Ведь невозможно встретить двух людей, которые ходили бы с одинаковыми прическами. Ежегодно во всех странах мира проходят конкурсы на звание лучшего парикмахера и лучшую прическу. В этих соревнованиях участвуют тысячи мастеров причёски. Лучшие из них получают почётные призы и медали, а их фотографии печатаются на обложках красочных журналов.
Понятие красоты менялись на протяжении веков, что казалось прекрасным в один период, позднее выглядело уродливым наоборот.
Древние египтянки – красили волосы в черный цвет, а древние гречанки – в русый. Во времена античности в Древней Греции прически делали из завитых волос, укладывали в конусообразные пучки, волосы располагали волнами или мелкими локонами.
В античном мире законодательницей моды на прически была императрица. Придворные дамы и знатные римские матроны подражали ей.


В России женщины и девушки носили косы или распущенные волосы. В старину на Руси существовало правило: девушки носили одну косу, заплетённую низко на затылке и украшенную лентой. Выйдя замуж, женщина переплетала в день свадьбы девичью косу на две и укладывала их вокруг головы короной.

В высших сословиях волосы завивали в кудри. Позднее длинные косы заплетали на темени и украшали внизу лентами, шелковой, золотой, жемчужной кистью, треугольными подвесками и другими украшениями. Отдельные пряди перевязывались цветными шнурками, у девушек высших сословий золотыми и жемчужными нитями с подвесками и драгоценными камнями.


Генрих VIII, король Англии, впервые ввел в моду короткую стрижку для мужчин. Он повелел всем мужчинам стричь волосы, но разрешил отращивать бороды и закручивать усы. Когда королём стал Джеймс I, в моду снова вошли длинные волосы и парики (парики из волос, которые они покупали у простолюдинов).
В середине XVII века мужское население Англии раскололось на два лагеря: тех, кто носил длинные волосы и короткие бороды, и тех, кто стриг волосы и отращивал бороды. В течение следующих 100 лет мода постоянно менялась, и, наконец, в начале XIX века окончательно утвердился обычай носить длинные волосы женщинам и короткие мужчинам. Пётр I в XVIII веке запретил носить боярам бороды, издал Указ в 1699 году «О брадобритии».


Силуэты и формы причесок через определённое время повторялись. Так прически Древнего Рима стали носить в XIX веке по всей Европе, а парики спустя 200 лет в 60 годах XX века.


Культурные, деловые связи, которые стали успешно развиваться со многими странами мира, оказали большое внимание на моду и стиль прически. В 60-е годы входят в моду прически французских популярных киноактрис Бриджит Бардо и Марины Влади. Эти прически отличались друг от друга, но их объединяло одно – общее признание у женщин разных стран.
Во второй половине XX века начинают носить прическе с распущенными волосами, подражая героине фильма «Колдунья» в исполнении французской актрисы Марины Влади. Свободно падающие волной белокурые волосы надолго вошли в моду.


В 70-е годы, возвращаются «маленькие» прически с геометрической стрижкой. Новая волна особенно четко появилась в прическе «Гаврош», «под пажа», при которой стрижка делалась неравномерной наверху, надо лбом короче, от висков, к шее длиннее. Становится модным естественное «движение волос». Это проявляется в методе новой стрижке английского парикмахера Видала Сэссуна. Все его прически отличались простым, но вместе с тем изысканным движением волос.


В последние годы формы причесок изменились. На смену объемным формам причесок пришли более гладкие, маленькие прически с пышной челкой.


Модельеры сегодня пытаются предсказать, какими станут прически в будущем конце XXI века. В Японии лучшие парикмахеры решили «сконструировать» шедевр 2084 года. Печать отозвалась об этом произведении искусства так: «…нечто среднее между распущенным хвостом павлина и клумбой»
Смерть зеркальщиков, или как зеркало стало известно всему миру
На зеркало многие обижались. Крыловская обезьяна, например, глядя в зеркало ужасалась: «Какая рожа! Какие у неё ужимки и прыжки!» – и клялась, что сама она просто удавилась бы с тоски, если бы хоть чуть, хоть маленькую крошечку была похожа на это отражение.
Обижалась и царица-мачеха из Пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Хотя сама просила всю правду доложить, но потом так разгневалась, что разбила зеркальце вдребезги. Но зеркало не виновато. Оно просто очень честное. И всегда говорит правду, если, конечно, это зеркало не из «Комнаты смеха»: такое зеркало врёт, но не со зла, а чтобы нам смешно было. Такое зеркало похоже на дружеский шарж. А на что похоже обычное зеркало? На ровную гладь воды, отражающую склонившееся над ней дерево.
Ведь не зря же говорят: «Зеркало пруда» или «Вода блестела и отражала в себе небо, как зеркало». Наверное, именно сверкающая водная гладь и была для человека первым зеркалом. Но потом он увидел свое отражение в отполированном до блеска камне. «Замечательно!» – подумал он. – Теперь я могу видеться с собой когда угодно!»
Первобытный человек не понимал закона отражения и поэтому приписывал зеркалу магическую силу. Он шептал над ним заклинания, верил, что в нём заключена божественная сила, ждал от него чудес и поклонялся ему.
С появлением металла люди многие тысячелетия использовали в качестве зеркала выпуклые пластинки из серебра или сплава меди с оловом. Были и бронзовые зеркала. Их археологи находят при раскопках городов в Египете, Риме. Такие зеркала были очень несовершенны. Они быстро темнели, затем становились мутными и теряли свой блеск.
Когда люди поняли причину этого (влияние на металл воздуха), они догадались, что металл нужно прятать под стекло так же, как прячем мы под стекло картину или фотографию. Так появилось стеклянное зеркало.
В XII-XIII в. стёкла для зеркал вырезали из полых стеклянных шаров, внутреннюю сторону которых покрывали сплавом свинца с сурьмой. В XV века этот сплав заменили оловянной фольгой. На фольгу наливали ртуть. Ртуть растворяла олово и, соединяясь с ним, образовывала новый сплав, который хорошо прилипал к стеклу. Чтобы избыток ртути стекал, стекло держали наклонно. Требовался целый месяц, чтобы всё стекло покрылось ровным слоем.
Но ртуть – вещество ядовитое, вредное. Да и зеркало получалось темным, так как ртуть поглощает очень мало света. И вскоре ртуть заменили серебром. На стекло наливают раствор, из которого серебро оседает и покрывает поверхность стекла блестящим налётом. Чтобы зеркало было прочнее, заднюю стенку покрывают краской. Серебряное покрытие делает зеркало намного светлее.
«Как просто изготовить зеркало!» – кажется нам. Но из истории многих вещей мы уже знаем, что додуматься до простых вещей порой было очень сложно. Так было и с зеркалом. Представьте себе, что всего триста лет назад тайну изготовления зеркал знали лишь в одном городе мира – Венеции. Франция и многие другие страны закупали зеркала в Венеции в огромном количестве. Венеция богатела.
Правительство Венеции очень боялось потерять монополию на изготовление зеркал, боялось, что секрет изготовления зеркал станет известен другим странам. Был даже издан закон, по которому венецианец, рассказавший секрет, будет предан смертной казни. А вскоре все стекольные заводы были переведены из Венеции на остров Мурано.
Хорошо жилось искусным зеркальным мастерам Мурано. Они считались уважаемыми, знатными людьми. Остров Мурано стал чем-то вроде свободной республики: им управлял совет, избранный самими стекольщиками. Лишь в одном зеркальщики были несвободны: под страхом смерти им и их семьям запрещалось выезжать куда-либо за пределы Венеции. Так продолжалось до XVII века. Но вот французы твёрдо решили выведать тайну изготовления зеркал. Французский посол в Венеции получил секретное письмо от всемогущего министра финансов Кольбера с требованием: во что бы то ни стало сманить несколько мастеров с зеркального завода Мурано. Задача была не из легких. Ведь каждый из них знал наизусть слова закона:
«Стекольщик перенесёт своё ремесло в другую страну, то ему будет послан приказ вернуться. Если он не послушается, то его родственники будут посажены в тюрьму. Если он и тогда не захочет вернуться, будут посланы люди, чтобы его убить».
Прошло несколько недель, и вот тёмной ночью к остову Мурано пристала барка. Из темноты показались четыре человека. Вскоре послышался всплеск вёсел, и барка тронулась, унося из Мурано четырёх мастеров-зеркальщиков. Они отправились во Францию, где обещали им большие деньги и райскую жизнь. Через несколько дней бежали ещё четыре зеркальщика. Вскоре венецианское правительство узнало, что беглецы находятся в Париже и работают на королевской мануфактуре. Министр Кольбер платил им хорошие деньги, семьям их тоже помогли бежать во Францию. Зеркальщикам жилось так вольготно, что они совсем забыли о страшном законе, грозящем смертью.
Но вот через полтора года с одним из мастеров случилось несчастье. Он умер внезапно, прямо за работой. Через три недели также скоропостижно скончался ещё один, самый лучший мастер зеркал. В обоих трупах врачи нашли яд. Страх охватил мастеров, работавших на королевской мануфактуре: они стали проситься домой. Кольбер не удерживал их. Ведь секрет изготовления зеркал уже был известен, и французские рабочие его уже освоили.
Орудия труда

расчески расчески ножницы

кресло зеркало фен
Свет мой, зеркальце, скажи…
Вероятно, со многими первобытными людьми происходила история, знакомая по мультфильму о Крошке-еноте. Как он испугался собственного отражения в ручье. Несомненно, первым зеркалом человеку послужила водная гладь.
Потом люди, уже привыкли к своему отражению в воде, увидели его на отполированном металле – так появились первые зеркала. Их находят археологи во время раскопок поселений III тысячелетия до нашей эры. Правда, у этих зеркал было два больших недостатка: они быстро тускнели на воздухе и искажали изображение, так как их поверхность не была абсолютно ровной.
Когда у людей появилось стекло, его стали использовать и для изготовления зеркал: пластину полированного металла скрепляли со стеклянной. А в XVI веке в Венеции на стекло стали наносить амальгаму – сплав, в который входила ртуть. Так зеркала приобрели вид, близкий к современному. Сначала способ изготовления венецианских зеркал держали в строгой тайне. Но очень скоро о нем узнали в Европе.
Сейчас зеркало не является редкостью, без нее не обходится не один человек. Современные зеркала не тускнеют, не искажают (если только искажение не предусмотрено специально). С зеркалом связано много пословиц, поговорок, сказок, суеверий. Разбитое зеркало считают вестником несчастья. Зеркало часто использовали при гадании.
Чем Петру I бороды помешали
Петр I круто изменил жизнь России, внеся преобразования в армию, государственное управление, хозяйство и образование. При нем строились новые заводы шахты, корабли и города. Все это было очень важно для страны.
Но зачем Петру Великому понадобилось заставлять своих подданных брить бороду и носить европейскую – короткую – одежду? Оказывается, и бороды Петр собственноручно стриг не зря, и кафтаны «окорачивал» тоже не случайно.
Традиционная одежда знатных русских людей стесняла движения, в ней было неудобно ходить, трудно есть, а уж работать – и вовсе невозможно. А Петру нужны были знающие, энергичные, подвижные помощники.
С бородами дело обстояло сложнее. Дело не том, что борода несколько стесняла движения. Русские люди никогда не брили бороды: растёт, и пусть растёт. Но в Европе в то время мужчины в соответствии с модой брили бороду. Поэтому иностранцы резко отличались внешностью от подданных Петра. А иностранцев в России не любили. Царь же считал, что «оказываемое к иностранцам омерзение было одним из великих препятствий к намерениям его величества», вот и решил русских уподобить иностранцам – глядишь, «омерзение» и пройдет.
Издал царь Петр указ: некоторым было легче расставаться с головой, чем с бородой. Вот для них и был введен особый налог (плата в казну) за ношение усов и бороды, велено им было носить на себе особые жетоны – «бородовые знаки» – с изображением бороды и усов.
Вот эти изменения коснулись знатных, приближенных к царю людей. Жизнь и быт простого народа еще долго оставались неизменными.
Стихи
Парикмахер
Парикмахер всё умеет:
Хочешь – наголо обреет
Или чёлку уберёт
Иль височки подравняет –
Как захочешь подстрижет.
Он свою работу знает.
Кто подстричься хочет, тем
Он поможет без проблем.
Кто же он такой?
С. А. Васильева
В этот чистый светлый зал,
С чувством радости всегда
Ходит стар и ходит мал,
Так пойду и я туда.
Если слишком я оброс,
В кресло я усядусь смело,
Мне ведь стрижку для волос
Мастер сделает умело. Молча в зеркало гляжу:
Быстро ножницы летают,
Я за мастером слежу,
Как причёску он меняет.
С аккуратной головой
(Мастер очень постарался)
Возвращаюсь я домой.
Как же мастер этот звался?
Парикмахер
Кто сегодня парикмахер?
Разрешите, буду я.
Я вам сделаю причёску,
Например, как у меня.
Перед зеркалом садитесь,
Я накидку завяжу
И, конечно, первым делом
Аккуратно причешу.
А теперь накрутим чёлку
На большие бигуди,
Заплетём косички сбоку,
Хвост завяжем позади. Это всё закрепим лаком
Или гелем для волос,
Подведём помадой губки
И чуть-чуть припудрим нос.
Я всё сделала отлично,
Похвалите же меня.
Ведь теперь моя подружка
Стала лучше, чем была.
Вопрос – ответ
Кто делал прически знатным римлянам?
У большинства женщин из знатных семей было по две-три рабыни, которые делали им причёски. Иногда госпожа колола рабынь шпильками, если те случайно делали ей больно, и даже била их, если ей что-то не нравилось в прическе.
Почему знатные римлянки были бледными?
Бледность кожи отличала женщину из богатой и знатной семьи от простолюдинки. Модную бледность придавали лицу белила. Рабыни изготавливали их из муки, мела, ослиного молока и свинца.
Когда появились аксессуары для прически?
Никто не сможет ответить, кто первым догадался стричь и укладывать волосы. Но много-много тысяч лет назад первобытные женщины уже пользовались расческами, сделанными из зубов древних животных. Они закалывали волосы костяными шпильками из слоновой кости и украшали причёски цветами, собранными в окрестных лесах. Пользовались щипцами для завивки волос, пинцетами для выщипывания волосков и крохотными ложечками для чистки ушей. Позже причёски из длинных волос стали делать и мужчины: они завивали их и вплетали в них ленточки!
Когда люди начали носить парики?
Знаете ли вы, что некоторые обнаруженные египетские мумии более чем 4000-летней давности были украшены париками? Очевидно, для египтян парики были привычны. В Древней Греции их носили и мужчины и женщины. Считается, что парики вошли в употребление в Персии и затем распространились в Малой Азии.
Когда появились первые парикмахерские?
Парикмахерские появились сравнительно недавно. В Англии их признали только в 1461 году, а во Франции – во времена Людовика XIV.
Отрывки из литературных произведений
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуточку была похожа…
И. Крылов «Зеркало и обезьяна» (Басня) Мудрец в нём видит мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана.
Овца в нём видела овцу
И обезьяну – обезьяна.
И вот позвали к нему
Федю Баратова.
И Федя неряху увидел лохматого.
К. Чуковский «Зеркало»
«Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ…
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Загадки
Частый, зубастый,
Вцепился в чуб вихрастый.
(Гребешок) Два конца, два кольца,
А посередине – гвоздик.
(Ножницы)
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа) Вытирало я, старалось,
После бани паренька.
Все намокло, все измялось –
Нет сухого уголка!
(Полотенце)
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть, ему покажет.
(Зеркало) Пузыри пускало,
Пеной к верху лезло –
И его не стало:
Всё оно исчезло.
(Мыло)
Всегда правду скажет,
Как ты выглядишь – покажет.
(Зеркало) (Коса)
Пословицы и поговорки
На зеркало нечего пенять, коли рожа крива.
Коса – девичья краса.
И в ус не дует, и ухом не ведет.
В бороде ума нет. Не лицом богат человек, а добрым сердцем.
Мы и сами с усами.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Зеркало человека – его труд.
Скороговорки
Все озёра – зеркала
Из зеленого стекла.
Отгадай кроссворд: «Что нужно парикмахеру»
По горизонтали: 1. Электроприбор для сушки волос. 4. «Свет мой …….. скажи, да всю правду доложи!». О чем идет речь?
По вертикали: 2. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. 3. Хожу, брожу по лесу темному. Навожу порядок. 5. Вертящийся стул. 6. Моющее средство для головы.
Ответы: 1. Фен. 2. Ножницы. 3. Расческа. 4. Зеркало. 5. Кресло. 6. Шампунь.
Ключевое слово: парикмахер
Вопросы для самопроверки
Когда появились аксессуары для прически?
Когда люди начали носить парики?
Когда появились первые парикмахерские?
Расскажи историю причесок мужчин и женщин.
Почему Петр Великий издал указ «О брадобритии»?
ЛИТЕРАТУРА
Алёнкина,  О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи / О.А. Алёнкина, Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2009.
Алёнкина, О.А. Профильное обучение в коррекционной школе // Модернизация управления образовательным учреждением / О.А. Алёнкина [и др.]; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. – М.: АПК и ППРО, 2004. – С. 73–79.
Булычева, Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекции  / Н.А. Булычева // Коррекционная педагогика.  – 2004. – № 2 (4).
Герасимова В.А., Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Пословицы, поговорки, загадки народов России /сост. М.П. Филипченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 378 с. – (Мудрость тысячилетий).
Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2006.
Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М. : Педагогика, 1987.
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 2. З – О /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 503.
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 3. П – Я /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519
Шалаева Г.П., Большая книга профессий/Г.П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. – 240с.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1999.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.
1000 загадок. Для детей 3-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 240с. – Серия «Программа развития и обучения дошкольника.
Рисунки: Абуткина Н.Ю., Алёнкина О.А., Алёнкина О.М.