«Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика и фразеология». 6 класс.


Сафиулина Нурия Ахматовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Осиновская гимназия им.С.К.Гиматдинова Зеленодольского муниципального района РТ»
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:
«Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика и фразеология».
Тип урока: Обобщение и систематизация изученного; урок контроля и оценки знаний, умений, навыков по изученной теме.
Форма урока: урок-исследование.
Формы работы: индивидуальная, коллективная;
Методы: поисковый, исследовательский, игровой;
Цели урока:
учебные: обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний учащихся, формирование лингвистической компетенции, поддержка одаренных детей;
развивающие: развитие познавательных интересов к русскому языку и к данной теме, совершенствование любознательности, трудолюбия, внимания, культуры речи, лидерских качеств, самостоятельности в нахождении материалов к уроку.
воспитательные: воспитание коммуникативной культуры, умение сотрудничать в группах
Оборудование: интерактивная доска, словари, творческие работы учащихся- задания и рисунки (выставка рисунков на доске)
Ход урока:
-Учитель: Здравствуйте, ребята! Накануне вам было объявлено об уроке-исследовании и дано домашнее задание не по учебнику, как обычно. Нужно было найти материал для урока самостоятельно и приготовить задание для других групп. Сегодня тема нашего урока «Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика и фразеология». Учителем у вас будет ваша одноклассница, с которой мы консультировались заранее. Она будет вести у вас урок. В каждой группе есть свой лидер, его вы выбрали заранее. Он раздает карточки с заданиями. Помимо того что каждая группа приготовила свои задания, все группы одновременно выполняют эти задания. Я буду оценивать ваши ответы. За правильный ответ- 1 балл. Лидирует та команда, которая больше набирает баллов. А также я оцениваю индивидуальные ответы. Таким образом, каждый отвечает за себя, и все за одного.
1.Актуализация прежних знаний.
Ученица-ведущая. Записываем число и тему урока. 1 задание для всех групп одинаковое, записываете только ответ.(1-2 мин)
Терминологический диктант.
1) Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав (лексикология)
2) Словарный запас человека (лексикон)
3) Слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы)
4) Слова, связанные с особенностями работы той или иной специальности (профессионализмы)
5) Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы)
6) Устойчивые сочетания слов, равные по значению или одному слову или одному предложению (фразеологизмы)
7) Слова, вошедшие в русский язык из других языков (заимствованные)
(проверка написания на интерактивной доске)
2. Работа в группах по теме урока.
---Ученица-ведущая: Работаем в группах (знакомит с названиями групп)
1 группа- исследователи заимствованных слов, 2 группа- исследователи словарей, 3 группа- исследователи многозначных и профессиональных слов, 4 группа- исследователи фразеологизмов, 5 группа- исследователи синонимов, омонимов, антонимов.
Ученица-ведущая: расскажите о проделанной работе в виде заданий для других групп.
1 группа (исследователи заимствованных слов). Выступает лидер группы, задания могут давать и члены группы. (7-8 мин)
--Заимствованные слова занимают 10% состава русского языка. Мы в свое работе использовали «Школьный словарь иностранных слов» и другие словари. 1 задание: Подберите по 2- 3 слова, включающие в свой состав иноязычные корни и объясните их значение. Пример слов: автомобиль, география, биология и др. Даны корни: Теле-, био-,гео-, аква, вит-. ( ответы учащихся: Теле- : телевизор, телеэкран, телефон, телеграмма: био-(жизнь-: биология, биография; гео-(земля): география, геология,; аква-(вода) : аквариум, акваланг, аквамарин; вит-(жизнь): витамин. 2 задание. Подберите синонимы к заимствованным словам: сувенир (подарок), обелиск (памятник), пейзаж (вид), пациент (больной). Составьте с ними предложения. Предложите свои примеры заимствованных слов.
Учащиеся подбирают слова и составляют предложения. Затем зачитывают получившиеся предложения.
Ученица-ведущая: Слово предоставляем 2 группе (7-8мин)
2 группа- исследователи словарей. Выступает лидер группы, но задания могут давать и члены группы. Лидер группы: В русском языке существует множество разных словарей, и мы просмотрели разные виды словарей, мы знаем, как надо ими пользоваться. 1 задание: напишите на листочках, какие вы знаете словари..(ответы учащихся). Посмотрите выставку словарей. В кабинете русского языка есть такие словари: «Орфографический словарь русского языка» С.Ожегова, «Толковый словарь современного русского языка» С.Ожегова, «Словарь иностранных слов» Крысина Л.П., «Словарь русских синонимов» Н.Абрамова, «Словарь антонимов» М.Р.Львова, «Словарь фразеологизмов» А.Н.Булыко (выставка словарей).
2 задание. Выпишите из словаря по 1-2 слова: заимствованные, устаревшие, профессиональные, многозначные ( учащиеся пользуются словарями в конце учебника). Взаимопроверка: сами учащиеся проверяют в своей группе, затем лидер отвечает).
3 задание. Словарный диктант «трудных слов». Можно пользоваться орфографическими словарями. Декорация, террариум, ровесник, каталог, брошюра, стеллаж, абонемент. Взаимопроверка. Для проверки эталон слов даны на интерактивной доске.
--Физминутка (упражнения под музыку) (1-2мин)
3 группа- исследователи многозначных и профессиональных слов. (7-8мин)
Наша группа приготовила вам такие задания: 1задание. Вам нужно сгруппировать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.
Скрипка, прививка, инфляция, адвокат.
Нота, скальпель, ценообразование, судья.
Романс, микстура, капитал, свидетель.
Гитара, бронхит, долларизация, прокурор.
(Ответ: музыканты, врачи, экономисты, юристы).
 2 задание. Как называются такие слова? Подберите к ним 1 прилагательное из данных ниже: Большой, горячий, главный, могучий, тонкий.
1)Проспект, архитектор (главный)
2) Знаток, город, перемена (большой)
3) Нитка, тетрадь, работа (тонкий)
4) Дуб, держава, талант (могучий)
5) Чай, любовь, время (горячий)
4 группа- исследователи фразеологизмов. (7-8 мин)
Лидер группы: мы использовали словарь фразеологизмов, узнали много новых выражений и хотим проверить вас. 1 задание. Замените фразеологизмы синонимами. Задрать нос (воображать), водить за нос (обманывать), ахиллесова пята (уязвимое место), рукой подать (близко), за тридевять земель (далеко), из одного теста (близкие люди), белая ворона (отличается от всех).
2 задание. Подберите фразеологизмы со словом рука, нос, глаза и другие (рукой подать, из рук в руки, из рук вон плохо, не видит выше носа, заруби на носу, хоть глаз выколи, глаза разбегаются и др. Каждая команда предлагает свои фразеологизмы.
5 группа- исследователи синонимов, омонимов, антонимов (5-6 мин)
1 задание. Определите, какое это слово, назовите его. 1)Это промышленное предприятие и игрушка с приспособлением для приведение в действие ( завод). 2)Это русая и острая (коса) 3) Есть барабанная и есть десятичная (омоним дробь) 4) Это хищный пушной зверек и небольшой звериный домик (норка). 2 задание. Подберите синонимы к словам: артист (актер), беспокойство (тревога), вежливый (любезный), великан (гигант), красивый (привлекательный), вдохновлять (воодушевлять), перегнать )опередить). Подберите антонимы к словам: свежий хлеб (черствый хлеб), свежий журнал (старый журнал), легкий шаг (тяжелый шаг), свежий воздух (тяжелый воздух). А также по желанию команды могут предложить свои задания.
Учащиеся отвечают, учитель оценивает в баллах.
3.Подведение итогов. Учитель объявляет баллы и победившую группу (1-2 мин)
4.Рефлексия.
Учитель: Что сложного было на уроке? Что нового вы узнали? Что понравилось на уроке?
5.Самооценка.
6. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по 1 фразеологизму на выбор. Объем сочинения 70-100 слов.