Рабочая программа по ПМ 02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)
Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства
(филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»
в пгт Советский
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора ___________ Н.Н. Куксенко
«_____»_________2016г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор Техникума гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им.. В.И.Вернадского» в пгт советский
______________ О.В. Зарипов
«_____»_________2016г.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
п. Советский, 2016г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (утвержден приказом Минобрнауки России от 15 мая 2014 г. N 539. Организация-разработчик Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» в пгт Советский
Разработчики
Кушакевич О.В.,
преподаватель первой
квалификационной категории ______________ Кушакевич О.В.
Коновалова Т.В.
преподаватель высшейквалификационной категории ______________ Коновалова Т.В.
Программа профессионального модуля утверждена цикловой (методической) комиссией учетно-экономических дисциплин (Протокол № 1 от _29.08.2016 г.)
Председатель _______________ Кушакевич О.В.
Программа профессионального модуля рассмотрена на заседании методического совета (Протокол № 1 от 30.08.2016 г.)

Методист _______________ Луценко Н.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
5
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
9
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
19
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
22
6. Иные сведения и (или) материалы 27
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) по укрупнённой группе 38.00.00. «Экономика и управление» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.
2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.
3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.
4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.
5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.
6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.
7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.
8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.
9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- оформления финансовых документов и отчетов;
- проведения денежных расчетов;
- расчета основных налогов;
- анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации;
- выявления потребностей (спроса) на товары;
- реализации маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка;
- участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций;
- анализа маркетинговой среды организации;
уметь:
- составлять финансовые документы и отчеты;
- осуществлять денежные расчеты;
- пользоваться нормативными документами в области налогообложения, регулирующими механизм и порядок налогообложения;
- рассчитывать основные налоги;
- анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций;
- применять методы и приемы финансово-хозяйственной деятельности для разных видов анализа;
- выявлять, формировать и удовлетворять потребности;
- обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых коммуникаций;
- проводить маркетинговые исследования рынка;
- оценивать конкурентоспособность товаров;
знать:
- сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и функции денег, денежного обращения;
- финансирование и денежно-кредитную политику, финансовое планирование и - методы финансового контроля;
- основные положения налогового законодательства;
- функции и классификацию налогов;
- организацию налоговой службы;
- методику расчета основных видов налогов;
- методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности: цели, задачи, методы, приемы, виды; информационное обеспечение, организацию аналитической работы; анализ деятельности организаций оптовой и розничной торговли, финансовых результатов деятельности;
- составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты;
- средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров, маркетинговые коммуникации и их характеристику;
- методы изучения рынка, анализа окружающей среды;
- конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности;
- этапы маркетинговых исследований, их результат; управление маркетингом
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 463 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 355 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 242 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 113 часов;
учебной практики – 72 часа;
производственная практика – 36 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является
овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности»,
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 2. 1 Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации
ПК 2. 2 Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем
ПК 2. 3 Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов
ПК 2. 4 Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату
ПК 2. 5 Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров
ПК 2. 6 Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации
ПК 2. 7 Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений
ПК 2. 8 Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации
ПК 2. 9 Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 10 Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь
ОК 12 Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий
3.Структура и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяУчебная,
часов Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 1,2 Раздел 1. Проведение финансовых и налоговых расчетов 121 82 42 39 36 ПК 3, 4,9 Раздел 2. Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности 78 56 30 22 36 ПК 5,6,7,8 Раздел 3. Проведение маркетинговых исследований 156 104 68 52 Производственная практика (по профилю специальности), часов 36
36
Всего: 463 242 140 113 72 36
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1 Проведение финансовых и налоговых расчетов 121 МДК 1 Финансы, налоги и налогообложение 82 Тема 1.1 Финансирование и денежно-кредитная политика Содержание 16
4
4
4
4 1. Финансовая политика
Сущность финансов в экономике. Деньги и денежное хозяйство страны. Функции и роль финансов. 1
2. Финансовые ресурсы и функции денег
Финансовые ресурсы. Финансовая система. Финансовые потоки. Функции денег. Закон денежного обращения. 2
3 Денежно-кредитная политика
Финансирование предприятий. Кредитная политика государства. Методы финансового контроля. 2
4 Финансовое планирование.
Перспективное планирование. Текущее планирование. 2
Практические занятия 18
6
6
6 1. Составление финансовых документов 2. Составление финансовых отчетов 3. Проведение денежных расчетов Тема 1.2. Основы налогообложения в Российской Федерации
Содержание 24
6
6
6
6 1. Система налогов в Российской Федерации
Общие понятия и термины. Классификация налогов и сборов в Российской Федерации. Федеральные налоги и сборы. 3
2 Региональные и местные налоги
Региональные налоги. Местные налоги. Специальные налоговые режимы. Функции налогов. Организация налоговой службы. 3
3. Налоги и налогоплательщики
Основные элементы налогов. Налогоплательщики. Объекты налого-обложения. Налоговая база. Налоговые льготы. Налоговый период. 3
4 Методика расчета налогов
Срок уплаты налога. Авансовый платеж. Налоговая ставка. Пени. Формулы расчета налогов. 3
Практические занятия 24
6
6
6
6 1. Определение вида налогов и порядка его налогообложения. 2. Расчет федеральных налогов. 3. Расчет региональных и местных налогов. 4 Составление, хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем Самостоятельная работа при изучении раздела 1
Конспектирование учебной и дополнительной литературы.
Подготовка рефератов и сообщений.
Выполнение расчетов.
Подготовка презентаций
Составление финансовых документов.
Выполнение индивидуальных заданий 39
4
6
6
7
8
8
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Налоговая система РФ.
Налоговые декларации.
Федеральные, региональные и местные налоги.
Элементы налогообложения.
Налоговая служба.
Поступление налогов в бюджет. Учебная практика Виды работ:
заполнение кассовой книги;
заполнение платежных поручений;
составление отчета о прибылях и убытках;
заполнение финансовых кассовых документов. 36
9
9
9
9 Раздел 2 . Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности 78 МДК 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности 56 Тема 2.1. Методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности
Содержание 26
4
4
4
6
4
4 1. Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Цели, задачи, методы, приемы, виды анализа финансово-хозяйственной деятельности. 1
2 Информационное обеспечение и организация аналитической работы.
Анализ каналов распространения товаров и услуг. Изучение методов стимулирования сбыта как элемент комплекса маркетинговых коммуникаций . Разработка программы стимулирования. 2
3 Анализ деятельности организаций оптовой торговли.
Предприятия оптовой торговли. Оптовый товарооборот. Анализ оптового товарооборота 3
4 Анализ деятельности организаций розничной торговли.
Предприятий розничной торговли. Розничный товарооборот. Анализ розничного товарооборота. 3
5
___
6
___ Анализ финансовых результатов деятельности торговых предприятий.
Факторный анализ издержек обращения. Факторный валового дохода. Факторный анализ прибыли. Факторный анализ рентабельности
_________________________________________________________
Платежеспособность предприятия.
Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости
предприятия. 3
Практические занятия 30
4
4
4
4
4
2
4
2
2 1. Проведение анализа оптового товарооборота 2. Проведение анализа розничного товарооборота 3. Проведение факторного анализа издержек обращения 4. Проведение факторного анализа валового дохода 5 Проведение факторного анализа прибыли 6 Проведение факторного анализа рентабельности 7 Проведение анализа платежеспособности и финансовой устойчивости 8 Инвентаризация товарных ценностей 9 Решение задач Самостоятельная работа при изучении раздела 2
Конспектирование учебной и дополнительной литературы.
Подготовка рефератов и сообщений
.Составление графиков
Подготовка презентаций
Работа со справочными и нормативными материалами
Выполнение индивидуальных заданий 22
2
2
2
2
2
4
4
4 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Прибыль предприятия оптовой торговли
Прибыль предприятия розничной торговли
Рентабельность предприятия розничной торговли
Рентабельность предприятия оптовой торговли
Трудовые ресурсы торгового предприятия
Товарные ресурсы торгового предприятия
Материально-техническая база торгового предприятия
Финансово-хозяйственная деятельность Учебная практика
Виды работ
Выявление отклонений в деятельности предприятий оптовой торговли
Составление графиков рентабельности торговых предприятий
Составление графиков прибыльности торговых предприятий
Составление графиков анализа трудовых ресурсов
Участие в инвентаризации товарных ценностей
36
6
9
9
6
6
Раздел 3. Проведение маркетинговых исследований 156 МДК 3. Маркетинг 104 Тема 3.1. Основы маркетинга
Содержание 6 1. Сущность маркетинга, его современная концепция
Суть маркетинга и его определение. Содержание дисциплины порядок изучения и связь с другими дисциплинами учебного плана. Основные принципы, цели, функции и направления маркетинговой деятельности. Субъекты маркетинга. Основные маркетинговые категории. 1
2. Система и характеристика современного маркетинга
Основные элементы маркетинга. Понятие маркетингового комплекса
Виды маркетинга 3 Маркетинговая информация и ее виды
Маркетинговая информация – важный этап рыночных исследований.
Требования к маркетинговой информации, ее ценность Практические занятия 6 2
1 Ознакомление с методикой составления рабочего плана поиска маркетинговой информации 2 Проведение тестирования с обсуждением результатов 3
Тема 3.2. Маркетинговые исследования Содержание 8 1
1 Структура и процесс исследования рынка. Методы сбора маркетинговой информации
Макро- и микросреда. Сущность емкости рынка. Методы определения. Первичная и вторичная информация. Цель, функции вторичной информации. Методы сбора информации, источники, преимущества и недостатки 2 Определение сегментов рынка. Исследование конъюнктуры рынка.
Теоретические основы сегментации рынка. Принципы сегментации рынка. Факторы деления рынка на сегменты. Конъюнктура рынка. Последовательность ее исследования и основные показатели 1
3 Исследование конкурентной среды и конкурентов. Исследование поведения потребителей
Сущность конкуренции, функции и виды. Показатели конкурентных преимуществ предприятия. Сущность понятия «поведение потребителей». Классификация потребителей. 1
4 Исследования торговых марок. Исследования в сфере услуг
Задачи и цели исследования торговых марок. Организация и проведение маркетинговых исследований в сфере услуг. 1
Практические занятия 22 2
1 Методы анализа среды
Методика проведения наблюдений и разработки форм для регистрации наблюдений
Разработка анкеты для личностного опроса 2 Проведение оценки сегментов рынка
Определение предложения и спроса на товар 3 Исследование поведения потребителей с помощью метода фокус – группы. 4 Проведение исследований конкретной торговой марки в соответствующем регионе.
Проведение маркетинговых исследований в сфере услуг. 5 Проведение тестирования с обсуждением результатов 3
Тема 3.3. Маркетинговая товарная политика Содержание 6 1
1 Товары и услуги в коммерческой деятельности. Конкурентоспособность товара
Сущность маркетинговой товарной политики и ее структура. Маркетинговое понимание товара. Концепция жизненного цикла товара и характеристика его основных этапов. Маркетинговые действия на разных этапах ЖЦТ 2 Разработка объектов коммерческого предложения
Стратегия разработки новых товаров. Основные этапы разработки. 3 Маркетинговая политика распределения товаров
Суть маркетинговой политики распределения товаров, основные элементы. Рыночные посредники и их функции. Каналы распределения товара: длина , ширина, уровень. Маркетинговые решения относительно структуры каналов распределения и управления ими Практические занятия 8 2
1 Установка ЖЦТ. Анализ конкурентоспособности товаров 2 Разработка товарного знака 3 Каналы реализации и организации товародвижения 4 Проведение тестирования с обсуждением результатов 3
Тема 3.4. Маркетинговая ценовая политика Содержание 8 1
1 Ценовая тактика предприятия и ее совершенствование
Основы ценовой политики и анализ условий безубыточности предприятия. Ценовая стратегия и тактика предприятия 2 Суть, виды и функции цен. Основные ценообразующие факторы
Теоретические основы рыночного ценообразования. Цена как экономическая категория в условиях рынка. Экономическая суть цены. Функции цен. 3 Структура цены. Методы рыночного ценообразовании в системе маркетинга
Общие положения формирования цены. Расходы и их роль в формировании цены. Определение прибыли в цене. Методы рыночного ценообразования в системе маркетинга 4 Цены внешнего рынка. Цены биржевой торговли
Особенности формирования цен внешнего рынка. Биржевые цены, их виды. Практические занятия 12 2
1 Методы определения цен на товары
Расчет цены единицы товара. Расчет цены с учет влияющих факторов 2 Расчет состава цены по элементам затрат. Расчет розничной цены 3 Расчет цен на экспортно-импортную продукцию
Расчет цен предложения и спроса, цен биржевых соглашений их котировка 4 Проведение тестирования с обсуждением результатов 3
Тема 3.5. Комплекс маркетинговых коммуникаций. Организация и контроль маркетинговой деятельности предприятия Содержание 8 1
1 Система маркетинговых коммуникаций предприятия
Формирование системы маркетинговых коммуникаций предприятия (СМК).Факторы, определяющие систему маркетинговых коммуникаций предприятия 2 Торговая реклама
Виды рекламы. Определение целей и объектов рекламы. Средства рекламы 3 Рекламные кампании: суть, планирование, эффективность. Контроль рекламной деятельности 4 Организация и контроль маркетинговой деятельности предприятия
Организация маркетинга на предприятии. Служба маркетинга в системе управления предприятием, принципы организации службы маркетинга. Виды организационных структур службы маркетинга и их особенности, принципы строения эффективной организационной маркетинговой структуры. Практические занятия 20 2
1 Ознакомление с правилами выкладки товаров и оформления витрин в магазинах. Проведение выкладки товаров и оформление витрин в учебной аудитории – магазине. 2 Составление рекламных объявлений, листовок, афиш. Составление рекламы для газет и журналов. 3 Выбор средств рекламы. Расчет стоимости рекламы. Определение эффективности рекламной кампании 4 Разработка организационной структуры службы маркетинга предприятия 5 Проведение тестирования с обсуждением результатов 3
Самостоятельная работа при изучении раздела 3
История возникновения и развития маркетинга как науки и практической деятельности.
Основные тенденции развития современной концепции маркетинга
Последовательность процесса сегментации
Исследование спроса и предложения
Процесс принятия решения о покупке, его этапы.
Модели поведения потребителей
Методы исследований.
Этапы исследований в сфере услуг
Качество и конкурентоспособность товара.
Сущность, общие условия и методика оценки конкурентоспособности.
Определение параметров конкурентоспособности.
Методы торговли: оптовая и розничная торговля.
Система ценовых скидок и наценок.
Взаимодействие цены и предложения. Взаимодействие цены и спроса.
Виды цен внешнего рынка. Установление цен на экспортно-импортную продукцию
Котировка цен на бирже
Характеристика составляющих системы маркетинговых коммуникаций
Суть и этапы планирования рекламной кампании. Типы и этапы контроля рекламной деятельности
Выбор оптимальной организационной структуры службы маркетинга 52 3
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Эволюция концепций маркетинга, их суть.
Основные тенденции получения содержательной и качественной информации по Ф. КотлеруПрирода и роль оптовой торговли в экономике. Розничная торговля, ее роль в экономике: виды розничных торговых формирований.
Анализ внутренних и внешних факторов формирования политики предприятия
Виды цен в зависимости от факторов ценообразования. Классификация цен по признакам.
Выбор средств рекламы
Текст. Иллюстрация. Шрифт
Маркетинговый контроль, типы: контроль над выполнением планов, контроль над прибылью, стратегический контроль. Ревизия маркетинга. Этапы подготовки ревизии маркетинга. План ревизии маркетинга. 3
Производственная практика
Виды работ:
Оформление документации по начислению налогов и сборов;
Оформление финансовых документов
Оформление финансовых отчетов;
Составление показателей деятельности предприятия розничной торговли;
Составление показателей деятельности предприятия оптовой торговли;
Составление таблиц по результатам деятельности предприятий розничной торговли анализ
Финансово- хозяйственной деятельности предприятий оптовой и розничной торговли
Проведение денежных расчетов
Выявление потребностей (спроса) на товары
Реализация маркетинговых мероприятий в соответствии с коньюнктурой рынка;
Участие в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых куммуникаций;
Анализ маркетинговой среды предприятия.
36
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
3
Всего 462 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 3
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 3
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов междисциплинарных курсов, лабораторий Информационных технологий в профессиональной деятельности, Товароведения.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета междисциплинарных курсов:
Посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
специализированная мебель.
комплект законодательных и нормативных документов;
комплект учебно-методической документации;
комплект форм унифицированных первичных торговых документов;
рекомендации по подготовке к практическим занятиям;
рекомендации по составлению отчета по производственной практике;
задания для проведения практических занятий;
комплект тестовых заданий;
комплект комплексных практических и ситуационных заданий для
проведения учебной практики;
комплект учебно-наглядных пособий (слайд-фильмов, презентаций, видеофильмов).
Технические средства обучения:
компьютер;
аудиовизуальные средства обучения;
принтер;
сканер;
программное обеспечение общего и профессионального назначения;
Оборудование кабинета и рабочих мест лаборатории Информационные технологии в профессиональной деятельности:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- компьютеры по количеству обучающихся;
- принтер, сканер, модем;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения;
- комплект учебно-методической документации.
Оборудование кабинета и рабочих мест лаборатории Товароведения:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место мастера производственного обучения;
- комплект учебно-методической документации;
- натуральные образцы товаров (непродовольственных и продовольственных);
- наглядные пособия (стенды, планшеты, буклеты).
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- рабочее место менеджера по продажам
-ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров
-торговое оборудование
-весоизмерительное оборудование
Технические средства обучения:
- персональные компьютеры, ноутбук, мультимедийная установка, видеофильмы, кинофильмы, диапроектор.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Законодательные и нормативные акты:
1. Закон РФ «О защите прав потребителей» (ред. от 13.07.2014) от 07.02.1992 № 2300-1
2. Закон РФ от 28.06.2008г.N 102 «Об обеспечении единства измерений» с изменениями на 21.07.2014 г.
3. Закон РФ от 27.12.2002г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. На 21.07.2014г.)
4. Закон РФ от 26.12.2008г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» (с изм.на 31.12.2014 г., действ. с 22.01.2015г.)
5. Закон РФ от 17.07.2009г. N 162-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (11- ФЗ от 05.05.2014г.)
6. Налоговый кодекс РФ часть первая и вторая по состоянию на 29.12.2014
7. Федеральный закон РФ от 30.12.2006г. N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации»(с 9.01.2015
8. Федеральный закон от 07.03.2005 N11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»
9. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»
10. Постановление Правительства РФ №О проведении в 2014-2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения 14.07.20140г. № 657
Учебные издания:
Герасимов Б.И., Мозгов Н.Н. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2009
Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. – М.:ФОРУМ, 2014 г.
Гартвич А. Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления: ООО изд. «Питер», 2014
Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2015
5. Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2008.
6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие-М.: ИНФРА- М, 2008
Дополнительные источники:
1.Губина О.В., Губин В.Е., Анализ финансово-хозяйственной деятельности.- М.: ИНФРА-М, 2007.
2.Савицкая Г.В. Методика комплексного АФХД: учебное пособие. М.: - ИНФРА-М, 2007.
3.Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга: 100 экзаменационных ответов. – Ростов Н/Д.: Март, 2008.
4.Фридман А.М. Финансы организации (предприятия): учебник 2=е изд. –М. ИТК «Дашков и К», 2014
Интернет-ресурсы:
Российский налоговый курьер. – Режим доступа: http//www. rnk.ru / journal / articl /dorument 153359 phtm |.
Российская газета. – Режим доступа: http//www.rq.ru / sujet /671.htm |.
Российский налоговый портал. – Режим доступа: http//www.taxpravo.ru / rabrics / 116 – edinyi – socialnyi – nalog / view |.
Маркетолог.- Режим доступа: http://www.marketolog.ru/
Журнал "Маркетинг и Маркетинговые Исследования в России- "Режим доступа: http://www.marketingandresearch.ru/
.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение программы модуля носит практико-ориентированную направленность и заключается в изучении междисциплинарных курсов «Финансы, налоги и налогообложение», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» и «Маркетинг», которое проводится в кабинетах междисциплинарных курсов. Реализация программы модуля предполагает рассредоточенную учебную практику после изучения каждого раздела междисциплинарных курсов. Занятия по учебной практике проводятся в лаборатории «Учебный центр коммерции» с использованием специализированного программного обеспечения.
Производственная практика (по профилю специальности) проводится концентрированно после освоения всех разделов модуля. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» является освоение междисциплинарных курсов «Финансы, налоги и налогообложение», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Маркетинг» и учебной практики.
Аттестация по итогам производственной практики (по профилю специальности) проводится на основании результатов, подтверждаемых отчётами и дневниками практики студентов, а также отзывами руководителей практики на студентов.
Учебная и производственная практика (по профилю специальности) завершаются зачётом студентам освоенных общих и профессиональных компетенций. Результаты прохождения учебной и производственной практики (по профилю специальности) по модулю учитываются при проведении государственной (итоговой) аттестации.
При проведении практических занятий в рамках освоения междисциплинарных курсов «Финансы, налоги и налогообложение», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» и «Маркетинг» в зависимости от сложности изучаемой темы и технических условий возможно деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек, что способствует индивидуализации и повышению качества обучения
Изучение программы модуля завершается итоговой аттестацией, результаты которой оцениваются в форме общего зачёта как комплексной оценки выполнения студентами зачётных мероприятий по модулю. При изучении программы модуля с обучающимися проводятся консультации, которые могут проводиться как со всей группой, так и индивидуально. Необходимо организовать самостоятельную работу обучающихся в лаборатории «Учебный центр коммерции» с использованием мультимедийных пособий для самостоятельного обучения.
Освоение данного модуля должно осуществляться после изучение общепрофессиональных дисциплин «Экономика организации», «Статистики», «Менеджмент», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Логистика, «Бухгалтерский учёт», «Стандартизация, метрология и подтверждение квалификации» и профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих». Возможно изучение учебных дисциплин параллельно с модулем ПМ 2.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам:
- наличие высшего образования, соответствующего профилю преподаваемых МДК.
- наличие опыта деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла;
- стажировка в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: дипломированные специалисты: преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин «Экономика организации», «Статистики», «Менеджмент», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Логистика», «Бухгалтерский учёт», «Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия».
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата
ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации Квалифицированное проведение анализа нормативных документов в области бухгалтерского учета и налогообложения
Регулярный контроль за результатами коммерческой деятельности
Точный учет сырья, товаров, продукции, тары, других материальных ценностей в соответствии с инструкцией
Активное участие в инвентаризации товаров в соответствии с должностными инструкциями
ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления,
обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем Грамотное составление финансовых документов и отчетов с использованием автоматизированных систем
Надежное обеспечение хранения различных документов с использованием автоматизированных систем
ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов Обоснованное проведение анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций
Правильный расчет микроэкономических показателей и их анализ
Достоверное проведение анализа рынка ресурсов в соответствии с заданием
ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату Грамотное определение основных экономических показателей работы торговой организации
Уверенный и безошибочный расчет цены товара, услуг и заработной платы работников в соответствии с требованиями предприятия и законодательства
ПК 2.5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров Квалифицированное выявление, формирование и удовлетворение потребностей потребителей
Активное и целенаправленное проведение опроса покупателей, рекламных компаний
Грамотное стимулирование сбыта товаров методами маркетинговых коммуникаций
ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации Достоверное обоснование целесообразности использования маркетинговых коммуникаций
обеспечение распределения через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых коммуникаций;
ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений Успешное участие в проведении маркетинговых исследований рынка
Квалифицированная разработка программы маркетингового исследования в соответствии с запросами работодателя
Активное участие в реализации маркетинговых исследований
ПК 2.8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации Активное участие в реализации сбытовой политики организации
Оценка конкурентоспособности товаров и конкурентных преимуществ организации
Внесение предложений по повышению конкурентоспособности организации
ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты Точное выполнение денежных расчетов с покупателями с применением контрольно-кассовых машин
Грамотное составление финансовых документов и отчетов организации
Квалифицированное осуществление коммерческой деятельности на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. определение цели и задач своей деятельности;
определение способов деятельности;
выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области;
самостоятельное осуществление деятельности.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность при осуществлении коммерческих операций
принятие адекватных решений в стандартных и нестандартных ситуациях и несение ответственности за их выполнение.
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Широта использования различных источников информации, включая электронные.
Отбор и анализ информации;
структурирование информации в соответствии с заданием
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Коммуникабельность при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения.
Бесконфликтное общение с сотрудниками, стоящими на разных ступенях служебной лестниц;
аргументированное представление и отстаивание своего мнения.
Соблюдение правил деловой культуры при общении с коллегами, руководством, клиентами
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Самостоятельное планирование обучающимися повышения личностного и профессионального уровня.
адекватность самоконтроля при планировании повышения квалификации
ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь. Нахождение, отбор и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач
Логическое, аргументированное изложение информации клиенту в устной и письменной форме.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. Обоснование личной ответственности за соблюдение санитарных норм и правил.
Выполнение работ с соблюдением требований действующего законодательства, стандартов, технических условий при продаже товаров
6. Иные сведения и (или) материалы
6.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по профессиональному модулю.
Личностно-ориентированное обучение (ярмарка – продажа) дает возможность развивать индивидуальные качества у студентов, именно поэтому обучающимся предлагается разбиться на команды, в которых каждый из них играл свою социальную роль. Капитаны как более сильные личности играли роль лидеров. Команда и каждый участник в частности играли, как и исполнительскую роль, так и имели возможность отстаивать интересы команды, проявляя свои лидерские способности. Каждый из членов команды выбирал свое посильное задание, тем самым для каждого из них создавалась ситуация «успеха».
Занятие - игра с применением ситуационной производственной задачи.
Выполнение практических работ с муляжами продовольственных и непродовольственных товаров.
Блиц-опросы.
Работа со стандартами на продовольственные товары.
Тестирование при помощи компьютерной программы Ассист – 2.