План самообразования учителя ИЗО и МХК





Программа самообразования
ФИО: Горяева Елена Семёновна
Специальность: учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры.
Образование: Высшее, Московский государственный гуманитарный университет им.М. Шолохова, 2007 г. Педагог-психолог, социальный педагог.
Стаж работы: 16 лет
Квалификационная категория: первая (д/а: 11.04.2013 г)
Курсы повышения квалификации:
2013 г: КРИПКРО «Теория и методика преподавания предметной области «Искусство» на современном этапе»
2015: КРИПКРО «Проектирование образовательной системы школы, реализующей требования ФГОС»

Тема: «Уроки искусства как пространство формирования специальных предметных компетенций учащихся».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поэтапный переход на стандарты второго поколения предполагает несколько измененный взгляд на преподавание области «Искусство» в системе общего образования. Новые образовательные стандарты выделили в качестве приоритетных две стратегии современного образования – личностный и компетентностный подходы. Эти подходы органически связаны между собой: компетентность, в отличие от требуемых предыдущей педагогической парадигмой знаний и умений, принадлежит к личностной сфере учащегося и является инструментом самореализации его личности.
Сочетание предметов «Изобразительное искусство» (5-7 классы) и Мировая художественная культура (8-11 классы) позволяет реализовать принцип непрерывности художественно-эстетического образования на основе Концепции художественного образования. Эта система позволяет выстроить обучение поэтапно от приобщения к отдельным видам искусства к формированию целостной художественной картины мира, от навыков практического освоения языков искусства к формированию ценностных ориентиров учащихся, к решению задач нравственно-эстетического воспитания и социализации средствами искусства.
Предметы области «Искусство» обладают мощным арттерапевтическим эффектом и способствуют гармонизации личности учащихся, что отвечает современным задачам и реализации принципов здоровьесберегающего обучения.
Изучение предметов области «Искусство» позволяет каждому учащемуся почувствовать себя успешным в образовательном процессе и способствует повышению мотивации познавательной деятельности в целом. Этот эффект возрастает при освоении МХК как предмета, объединяющего возможности воздействия разных видов искусства на разные психологические типы личности учащихся.
Данная программа разработана на 3 года.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Как же меняются уроки Искусства под влиянием компетентностного и личностного подходов, составляющих главные ориентиры в постановке и решении современных образовательных задач? Что происходит с функцией урока? Как и любая форма организации обучения, урок зависит от своего содержания. Компетентностный и личностно-развивающий подходы меняют конфигурацию урока.
Первый (компетентностный) – усиливает удельный вес творческой, проектной, интерактивной, практической деятельности.
Второй (личностный) – предполагает диалогичность, самоорганизацию, избирательность в отношении содержания и форм деятельности, актуализацию гуманитарного опыта, связанного с ценностно-смысловым анализом текстов и познавательных проблем, востребованностью собственной «авторской», личностной позицией и учителя и ученика.

Приоритетной целью художественного образования в школе является эстетическое развитие личности . Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании патриотизма. Эта задача не в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами.

Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование художественной культуры учащегося посредством разнообразия форм, методов и приемов художественного творчества.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Развитие художественно-образного мышления.
- Формирование ключевых компетенций через различные формы деятельности на уроке и во внеурочное время.
- Формирование эмоционально-ценностного, чувственного опыта у учащихся, выражаемого в искусстве.
- Развитие креативности мышления, поиска особых приемов и способов передачи своего отношения к окружающему миру.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ценностно-ориентационные компетенции.
Эстетические компетенции.
Познавательные компетенции.
Информационные компетенции.
Коммуникативные компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2015-2016 уч.г.
Сбор и накопление информации из различных источников.
Внедрение отдельных приемов и методов художественного творчества на уроках.
2016-2017 уч.г
Знакомство с новыми техниками художественного творчества.
Применение изученных техник художественного творчества в практике внеурочной работы.
2017 – 2018 уч.г.
Подведение итогов реализации программы и анализ ее эффективности.
ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Направления деятельности
Содержание деятельности

Накопление теоретических знаний
Изучение литературы по теме и интернет-ресурсов
Накопление и изучение материала
Изучение опыта работы других педагогов по данной тематике

Проектирование собственной деятельности
Освоение новых форм и методов ведения уроков.
Апробация отдельных приемов и техник художественного творчества.
Внедрение в практику обучения ИЗО и МХК новых форм, методов и приемов художественного творчества .

Изучение состояния выбранной темы в практике работы
Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов художественного творчества.
М°Мониторинг изменения интереса учащихся к художественной деятельности.

Опытно-экспериментальная апробация собственных проектов самообразования
Проведение уроков с применением новых форм, методов и приемов художественного творчества.
Применение новых форм, методов и приемов художественного творчества во внеурочной работе.
Участие учащихся в творческих конкурсах различного уровня.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Формирование у учащихся ключевых компетенций:
ценностно-ориентационные компетенции – формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности; формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства; представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей; осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства.
познавательные компетенции – понимание смысла (концепции) художественного произведения, особенностей языка искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства.
информационные компетенции - умение самостоятельно находить, анализировать и использовать информацию.
коммуникативные компетенции – формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической компетенции; культура презентации своих творческих работ в различных формах и с помощью технических средств (диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для современников).
здоровьесберегающие компетенции - владение способами позитивного отношения к своему здоровью.
компетенции самосовершенствования - развитие рефлексии, креативности мышления, объективности оценки результатов собственной деятельности.














План работы по самообразованию на 2015-2016 учебный год

Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразования:

Месяц
Изученная литература
Источник
Где сохранено
Практический выход














































Разработать перспективный план работы:
Месяц
 
Формы работы
 


с детьми
с педагогами
с родителями

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 


Подготовить диагностику (входная, промежуточная, выходная):

Месяц
Класс
Тема работы
Результат











































Организация работы кружка «Фантазия»

График проведения занятий:
ВТОРИНК: 17.20-18.10
СРЕДА: 15.50-18.00

Список кружковцев:

ФИ
класс

1
Чакаева Светлана
4

2
Чакаева Гиляна
4

3
Сотаев Мерген
4

4
Темидов Александр
5

5
Чиряева Цагана
5

6
Бюрчиева Александра
6

7
Церенова Эльгена
8

Практические выходы:

Месяц
Конкурс, мероприятие, выставка
Участники, название работы
Результат









































































Подготовить выступления, принять участие в семинаре, открытые уроки/мероприятия:

Выступление на педагогическом совете, методическом объединении, семинаре по теме ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Открытый урок _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Открытое мероприятие _________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мастер-класс _________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________










8. Практические выходы (другое, не указанное выше)
Месяц
Мероприятие






























9. Вопросы самоанализа:
1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами школы и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская, проектная работа;



2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.;



3.Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.);









4.Творческое сотрудничество







5.Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы







6. Постановка новых задач.














Wђ Заголовок 1:ђ Заголовок 2:ђ Заголовок 315