Конспект классного часа на тему Отстоим Сталинград (11 класс)

Литературно-музыкальная композиция «Отстоим Сталинград»

Цели классного часа:
Расширить знания обучающихся о Сталинградской битве и ее роль в исходе Великой Отечественной войны; развивать интерес и уважительное отношение к исторической памяти народа; продолжить формирование патриотических чувств и уважительное отношение к героизму и самоотверженности советского народа.
Оборудование: компьютер, экран, диск с презентацией и музыкальные записи.
При проведении классного часа желательно использовать презентацию с хроникой Сталинградской битвы.

Учитель. Вступительное слово
.
Фонограмма песня Лебедева-Кумача «Священная война»

Ученик 1. Территория Сталинградского сражения стала ареной битвы двух титанов – силы были стянуты сюда непомерные. Так что об исходе ее едва ли можно было знать определенно
Сталинградская битва была длительной и кровопролитной. Погибло много не только военных, но и мирных гражданских людей, город был полностью разрушен.

Учитель. 23 августа 1942 года – воскресенье. Самый страшный день в жизни сталинградцев. Утром фашисты начали обстрел СТЗ. Войск не было. Подняты истребительные батальоны, части народного ополчения. Враг был задержан в районе Рынка, у Орловки и в 500 метрах от завода силами рабочих завода. В 3 часа дня немецкая авиация начала свои уничтожающие бомбежки города, сделав 2000 самолето-вылетов и потеряв в первый день 46 самолетов.

Ученик 2. Как трудно было умирать
Солдатам, помнящим о долге,
В том самом городе на Волге –
Глаза на веки закрывать.
Как страшно было умирать:
Давно оставлена граница,
А огневая колесница
Войны еще ни шагу вспять
Как горько было умирать:
«Чем ты подкошена , Россия?
Чужою силой иль бессильем
Своим? – им так хотелось знать
А пуще им хотелось знать,
Солдатам помнящим о долге,
Чем битва кончится на Волге,
Чтоб легче было умирать

Ученик 3. Эти пронзительные строки Сергея Викулова о многом заставляют задуматься. Кажется, что только теперь начинаешь сознавать в чем главная драма Великого сражения на Волге. В невозможности выбора.. Человек, простой смертный, в условиях войны должен забыть себя и помнить только о долге. Это единственное решение, которое возможно на войне. Им, правда, было страшно умирать в неведении: что там впереди?

Ученик 4. Предсмертная записка бойца 62-й армии Алексея Черкашкина отцу. Сентябрь 1942 года.
«Эту записку тебе перешлют, когда я буду убит. Не плачь, отец, в сердце своем носи гордость, гордись своим сыном. Умирая, плюю в лицо врага, последним напряжением пальцев выпускаю пулеметную очередь по фашистам. Да здравствует жизнь!»

Фонограмма песни «Горячий снег»


Ученик 5. « С затаенным дыханием следит мир за гигантской битвой, развернувшейся на берегах Волги. Каждое сообщение мгновенно облетает весь мир. Газеты всех стран на первых страницах печатают телеграммы о положении в районе Сталинграда, о ходе небывалого в истории сражения...

Ученик 6. Немцы бросили на подступы к городу десятки моторизованных и пехотных дивизий, более тысячи самолетов. Обозленные героическим сопротивлением советских воинов, гитлеровцы с яростью вандалов обрушились на наш город. Его просторные площади изрыты воронками от разрывов бомб и снарядов, его театры, дворцы культуры, школы. Больницы, дома разрушены и сожжены. Над городом повис багровый дым пожарищ.

Фонограмма песни «Священная война»

Ученик 7. Илья Эренбург Сталинграду.
« Не первую неделю идет битва за Сталинград. Тяжелая и трудная битва. Немцы решили захватить город, перерезать Волгу, задушить Россию. На Сталинград брошены десятки немецких дивизий. Здесь беснуется Германия, в горящей степи, перед неукротимым городом.»

Ученик 8. «Все ожесточеннее и кровопролитнее становятся бои за Сталинград. Враг несет колоссальные потери. Враг не унимается и бросает в бой все новые силы. Судьба города зависит от железной стойкости, выдержки, воинского умения защитников Сталинграда»

Ученик 1. Из передовой статьи газеты «Правда»
«Героический Сталинград» 5 октября 1942 год
«Сколько раз на протяжении четверти века этот город стоит в центре внимания человечества! Как много в нем заключено для сердца советского народа! с этим городом связана ярчайшая страница гражданской войны. С ним неразрывно связан взлет нашей индустриализации. И сейчас снова над миром, объятым огнем пожарищ и войны, полыхает слава Сталинграда»

Ученик 2. Сталинград – это Волга. Нет в Европе такой реки. Она прорезает Россию. Она прорезает сердце каждого русского. Народ сложил сотни песен о Волге-матушке. Волгу он поет и Волгой он живет. Над Волгой выросли красивые и шумные города. Заводы-гиганты, и над Волгой, в душистых садах, глядя на таинственные огни пароходов, юноши говорили о свободе, о любви, о вдохновении

Ученик 3. Из фронтового блокнота корреспондента Ю.Чепурина.
«Я научился в Сталинграде любить Родину, как родную мать, жену или девушку. Я научился боевой дружбе, теплому отношению к товарищу. Какой бы он нации не был, я в любую минуту готов помочь ему в беде, разделить радость, перевязать его горячую рану»

Ученик 4. У немцев теперь много слов. Которыми они будут пугать друг друга до смерти. К этим словам прибавилось еще одно6 Сталинград.
Гитлер посылает в бой все новые и новые дивизии. Припадочный не остановится ни перед чем6 «еще солдат! Еще самолетов!» Ему нужен Сталинград во что бы то ни стало. И немцы рвутся в город. Неслыханно тяжело защитникам Сталинграда, но они держатся

Фонограмма песни «Поклонимся великим тем годам»

Ученик 5. Дивизии вступали в Сталинград.
Глубокими снегами город был завален.
Пустыней веяло от каменных громад,
От пепелищ и горестных развалин.
Заря была похожа на стрелу –
Она пробила тучи над буграми.
Взметали взрывы щебень и золу,
И эхо отвечало им громами.

Ученик 6. Отсюда мы готовили удар,
Удар святой, жестокой нашей мести
Напрасно враг растратил злобный жар
На площадях и улицах предместий.
Нам долг сказал: пора идти вперед!
И мы пошли лавиною могучей.
Ломая все, как ломит ледоход,
Бросая трупы вражеские в кучи.

Ученик 7. «Самой отрадной вестью из всех, какие мы услышали на пороге Нового года, является сообщение Совинформбюро об итогах шестинедельного наступления советских войск на подступах к Сталинграду. Моральный уровень советских войск поднялся еще выше, их героизм не поддается описанию. Если они мужественно дрались в период неудач . то еще более эффективных действий мы можем ждать от них в период военных успехов. Гитлер допустил величайший просчет, когда он напал на Советский Союз»
Из обзора американского радиокомментатора.

Ученик 8. Из передовой статьи австралийской газеты . 20 января 1943 г.
« Наступление Красной Армии породило среди немцев страх. Русские ведут наступление сокрушительной силы. Сталинград уже стал могилой гитлеровских планов в России: на подступах к нему погибло огромное число немецких солдат. Именно здесь немецкое летнее наступление достигло своей кульминационного пункта и было сломлено. Провал попытки Гитлера овладеть Сталинградом, безусловно, должен серьезно повлиять на моральный уровень населения Германии.

Ученик 1. Из статьи американской газеты. 5 февраля 1943 г.
«Разгром под Сталинградом напоминает о неизбежной гибели Гитлера и его армии, которая испытала под Сталинградом самую большую катастрофу, какая когда-либо обрушивалась на германскую армию с тех пор, как существует Германия »

Ученик 2. Из статьи скульптора Е. Вучетича.
«Передо мной предстали руины и вздыбившаяся земля – безмолвные свидетели минувших событий. Но так ли они были безмолвны? Нет1. Они как будто говорили. Вот наскоро нацарапанная на стене надпись, словно пронзившая сердце. Вот осколок снаряда, вот поржавевший автомат, вот пробитая каска.
Вот Мамаев курган. Как выстояли здесь люди, что они перенесли, что свершили?
Да и какими были они – те, кто выбрал бессмертие?»

Ученик 3. . Бой затих. И вот они сошлись,
Дивизии от севера и юга,-
Ряды суровых, утомленных лиц,
Приветствуя величие друг друга.
Кричали все. Тяжелыми руками
Обхватывались накрест и рывком,
Подбадривали добрыми словами,
Делясь теплом, бинтом и табаком.
Все выдержали их сердца простые,
Чего видать не привелось веками,-
Смолою слезы черные, густые,
Ползли по их не выбритым щекам.

Ученик 4. Солдатских слез ты не увидишь часто,
Но если навернется та слеза,
У смерти отвоеванное счастье
Ее лишь сможет вызвать на глаза.
И стало вдруг так тихо до отказа
Казалось слышен птиц далекий лёт,
И сам полковник выступил вперед,
Нахмурившись и улыбаясь сразу,
Хотел сказать какие-то слова,
Но разве в миг такой подыщешь слово?
Обнял ближайших – первого, второго,
Колючие их щеки целовал.
И выпрямились перед ним они,
Как непреоборимая преграда,
Как огненные стены Сталинграда –
Несломленные витязи войны!

Ученик 5. Из статьи Ильи Эренбурга «Битва за мир» февраль 1953 г.
«Люди, которые отстояли Сталинград, были великими зачинателями мира. Герои на берегу Волги погибали за то, чтобы их дети , их народ, чтобы все народы мира не знали бы более ужасов войны.
Когда пройдут годы и люди будут спрашивать, где родилось счастье наших дней, нужно ответить: на этих пострадавших от огня берегах, на этой земле, на этих испепелённых камнях, где было уничтожено варварство»

Ученик 6. Здесь орден мужества надет
На грудь земли,
Недаром эта грудь истерзана снарядом,
Со смертью билась жизнь, и смерть враги нашли,
И победила жизнь
В боях по Сталинградом.

Ученик 7. .Эпическая битва за Сталинград закончилась. Она означает, что гитлеровцы уже перевалили за вершину своего могущества и отныне начинается их падение, на которое они обречены. Доблестный подвиг русской армии будет жить в веках. О нем не забудут, пока будут живы свободные люди, готовые умереть во имя свободы.

Фонограмма песни «День Победы»
15