Песочная терапия как средство психологической адаптации детей третьего года жизни к ДОО


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад № 33 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников
Песочная терапия
как средство психологической адаптации
детей третьего года жизни 
к ДОО
Составитель:
Педагог-психолог
МБДОУ детский сад №33
Моргунова Ирина Валерьевна
Киселевский городской округ, 2015 год.
Введение
Ребенок – самое совершенное и самое беззащитное существо из всех других существ, обитающих на нашей планете. Ни один детеныш, ни одного даже высшего млекопитающего не нуждается в таком внимании и заботе со стороны взрослых, как ребенок.
В среднем человеку требуется около двух десятилетий, прежде чем он подготовится физически, духовно и материально к самостоятельной жизни, т.е. сумеет независимо от родителей обеспечить себя всем необходимым и создать собственную семью. Эти два десятилетия необходимы человеку еще и для того чтобы овладеть знаниями, опытом, приобрести специальность, включиться в процесс труда, обусловливающий место каждого в жизни общества.
Основным условием успешного развития ребенка является удовлетворение его физических, духовных и социальных потребностей. Эти потребности в каждом возрасте свои, и от того, как и в какой мере, они удовлетворяются, зависит, будет ли ребенок развиваться нормально, отстанет ли от своих сверстников или же развитие его пойдет по нежелательному пути.
Отсюда вытекает следующий вывод: поступление ребенка в детский сад является одним из главных составляющих успешного развития его в современном социальном мире.
Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.
Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребенка. Боязнь жизненных осложнений порой заставляет взрослого ограждать малыша и лишать его самостоятельности.
Поступление в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может повышаться температура без видимых причин.
Первый приход в детский сад, как правило, сопряжен с целым рядом трудностей. Ребенок попадает в совершенно новый для себя мир, к которому он должен еще привыкнуть, приспособиться к незнакомой обстановке, не имея за спиной прежнего эмоционального тыла и родных, надежных людей. Здесь все зависит от типа личности ребенка, от того, насколько он привязан к своим близким, а те в свою очередь к ребенку. Важно здесь и то, способен ли ребенок уже понимать новую обстановку, насколько он общителен, как реагирует на поведение взрослых, впервые вступающих с ним в контакт, - словом насколько развит ребенок и физически, и духовно. Разумеется, очень многое зависит при этом и от самих воспитателей, от того, как они примут ребенка, какую обстановку ему создадут, насколько тесный контакт установят с другими детьми в группе и таким образом помогут ему преодолеть страх и неуверенность.
Жизнь в детских садах во многом отличается от жизни в семье. Дома, как правило, все приспосабливаются к ребенку, максимально учитывают его желания и наклонности, в зависимости от него устанавливают распорядок дня. В детских садах же, напротив, распорядок дня существует один для всех детей и исходит из общих требований гигиенистов, эпидемиологов, психологов, педагогов и д.р.
Общество, которое желает быть здоровым, должно пристально следить за тем, чтобы позитивные качества, приобретаемые его членами, не растрачивались легкомысленно по пустякам. Что важно для общества в целом, важно для каждого его члена в отдельности. В этом смысле очень важно рассмотреть психологические особенности адаптации ребенка к ДОУ, поскольку формирование личности ребенка, как общественно значимой единицей социума, начинается уже в дошкольном возрасте.
В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и педагогов, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к дошкольному обучению и адаптации в детском саду. Период адаптации играет очень важную роль для дальнейшего обучения ребенка, формирование сферы его интересов, общения, самооценки и, наконец, физического развития.
Объектом является процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Предмет: система использования игр с песком с детьми третьего года жизни в период адаптации к ДОО.
Цель: выявить психолого-педагогические особенности адаптации детей третьего года жизни; определить условия, при которых успешно проходит процесс адаптации; выявить и изучить особенности использования песочной терапии в период адаптации детей третьего года жизни в практике работы ДОУ.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Подбор диагностического инструментария и изучение особенностей адаптации детей третьего года жизни к ДОО.
Разработка системы игр с песком с детьми третьего года жизни в период адаптации к ДОО.
Методы: анализ литературы, эксперимент, беседа, конструирование системы игр с песком с детьми третьего года жизни в период адаптации к ДОО, анализ психолого-педагогической документации
Методологические основы исследования:
- изучение адаптации как процесса привыкания и приспособления человека к условиям жизни (Ж.Пиаже, А.И.Захаров, О.А. Андриенко и др.)
- исследование сущности и особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ (Р.В.Танкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина, А.И.Захаров и др.)
- подходы к организации периода адаптации детей раннего возраста в ДОУ (Н.Д.Ватутина, Шмидт, Кольмер, Севостьянова и др.)
- исследование песочной терапии и её использование в работе с детьми (К.Г.Юнг, Евстигнеева и др.)
Теоретическая значимость: изучены особенности адаптации детей третьего года жизни у ДОО; подходы к организации адаптационного периода со стороны ДОУ и семьи; возможности использования песочной терапии как средство адаптации детей третьего года жизни к ДОО.
Практическая значимость: представляемая система игр с песком может использоваться педагогами и психологами ДОО в организации адаптационного периода детей третьего года жизни.
Понятие адаптации в психолого-педагогической литературе
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Нелегко и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.
Определенный интерес к проблеме психологической адаптации личности наблюдается и в работах отечественных психологов (Н. Д. Левитова, Г. М. Андреевой, Ф. В. Бассина, В. В. Столиц, Ф. Е. Василюк и др.)
Адаптация – (от лат. adaptare – приспособляю) – процесс приспособления строения и функций живого организма, его органов и клеток к условиям окружающей среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация – одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж.Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.
Адаптация психологическая – приспособление человека к существующим в обществе требованиям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.
Адаптация сенсорная – (от лат. sensus – чувство, ощущение) изменение чувствительности сенсорных систем под воздействием раздражителя. Понятие сенсорная адаптация объединяет разнообразные явления изменения чувствительности, имеющие иногда совершенно различную физиологическую природу. Различают, по меньшей мере, три разновидности сенсорной адаптации:
1. адаптация сенсорная – полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия постоянного раздражителя.
2. адаптация сенсорная – ухудшение способности ощущать слабые раздражители и, следовательно, повышение нижнего абсолютного порога под влиянием действия сильного светового раздражителя. Явления снижения абсолютной чувствительности зрительной системы под влиянием интенсивного светового раздражения носит название световой адаптацией. Описанные два вида адаптации можно объединить общим термином негативная адаптация, т.к. их результатом является снижение чувствительности анализаторов.
3.позитивная адаптация – повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя, она выражается в увеличении абсолютной чувствительности глаза под влиянием пребывания в темноте.
Адаптация слуховая – изменения в характере восприятия звуков во время и после действия звукового раздражителя. Чаще всего слуховая адаптация проявляется в падении слуховой чувствительности, хотя при действии звуков могут изменяться и др. показатели слухового восприятия (оценка громкости, высоты звука). Слуховая адаптация в виде повышения порогов слуха зависит от интенсивности, частоты и длительности воздействующего тона, а также от времени, прошедшего после начала или прекращения действия звука.
Биологическая адаптация – приспособление к изменяющимся условиям внешней среды: температуре, освещенности, атмосферному давлению, влажности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функций.
Адаптация социальная – (от лат. аdapto – приспособляю и socialis – общественный):
1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
2) результат этого процесса.
Соотношение этих компонентов, определяющие характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер адаптация социальная, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.
Адаптация зрительная – приспособление чувствительности глаза (и всей зрительной системы) к различным условиям освещения. Различают адаптацию зрительную к свету и темноте. Адаптация зрительная к свету в норме происходит в течение одной минуты. При нормальном состоянии зрительного анализатора она зависит от интенсивности и яркости воздействующего на глаз света. Адаптация зрительная к темноте продолжается значительно дольше. За первые 30-45 мин. происходит повышение световой чувствительности в 8-10 тыс. раз. Однако процесс адаптации зрительной идет и течение последующих часов пребывания в темноте, достигая максимума примерно на 2 – 3-м ч. Адаптация зрительная к темноте (сумеречному свету) происходит в результате:
1) фотохимических реакций в сетчатке (восстановление зрительного пурпура);
2) переключения зрения с колбочкового на палочковый рецепторный аппарат;
3) увеличения площади зрачка.
4) увеличения площади рецептивных полей (пространственная суммация). Адаптацию зрительную измеряют с помощью специальных приборов, называемых адаптометрами.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Характер адаптации зависит от нескольких факторов:
- возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-11 месяцев до полутора лет);
- состояния здоровья и уровня развития ребенка;
- биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения – режим дня, питание, игры; заболевания в течение первых трех месяцев жизни);
- психологического климата в семье (установлено, что дети, в семьях которых царит спокойная обстановка проходят адаптацию легче).
С приходом ребенка трёх лет в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциального опасного, другой стиль общения.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая поможет привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.).
Повышение возрастного порога начала посещение дошкольного учреждения (1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ. Похудение либо вообще не наблюдается, либо оно очень незначительно. В данном случае напряженная адаптация является незакономерной, как и при всяком существенном изменении микросоциальной среды, во время которого организм ребенка справляется с возникшими трудностями и без каких – либо отрицательных последствий.
При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуется в течение полутора месяцев. Если раньше у него отмечалось похудение, то за это время восстанавливается первоначальный вес. На протяжении первого месяца посещения ДОУ у ребенка, как правило, возникает однократное заболевание, ребенок отсутствует по болезни 7 – 10 дней, т.е. это заболевание нетяжелое, протекающее без осложнения. Если ребенок на протяжении первого месяца 10 дней отсутствует в группе по болезни, то, естественно, его поведенческие реакции нормализуются только к концу месяца. Заболевание, возникающее как проявление патологической адаптации, свидетельствует в данном случае о превышении возможностей организма ребенка к микросоциальной адаптации в результате выраженного психического стресса. Если ребенок не заболевает, но его поведенческие реакции все, же нормализуется только к концу месяца, то, очевидно, и в этом случае выраженность психического стресса позволяет говорить об адаптации средней тяжести.
Тяжелая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии) Вес неустойчив – стабильная прибавка веса затруднена в связи с повторными заболеваниями, время восстановления первоначального веса задержано. При этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. Вторая форма тяжелой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении, граничащем с преневротическом состоянием. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода.
Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть в их поведении и общие закономерности. До трех лет у детей, тяжело переживающих смену обстановки, невротическая реакция выражается беспокойством, страхом и депрессивными состояниями (заторможенность, вялость, безучастность); этот период длится, по крайней мере, несколько месяцев – особенно у детей, эмоционально зависимых от родителей. В детском саду в их поведении будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые и дома, - но уже в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения. Процесс адаптации в подобных случаях растягивается на год и больше. Адаптационный стресс изменяет реактивность – защитные силы организма – и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекционными заболеваниями.
Легче адаптироваться к дошкольному учреждению помогут малышу знакомые предметы из семейного оружия. Впервые дни посещения детского сада желательно, чтобы ребенок брал с собой любимую игрушку, которая бы помогла ему эмоционально адаптироваться в мире чужих вещей.
Условия организации адаптационного периода детей третьего года жизни в ДОО и семье
Ребенку старше трех лет для оптимальной социальной ориентации требуются частые контакты с другими детьми его возраста, он нуждается в изменении и обогащении окружающей его среды, в новом притоке впечатлений. Все это ребенку может дать детский сад.
Детский сад – следующая ступень в многообразных видах всемерной помощи, какую оказывает общество молодым родителям. Именно в детском саду ребенок приобщается к педагогическому процессу, который направляет и которым руководит Министерство образования. Воспитание здесь строится на современных педагогических принципах, оно охватывает всю группу детей в целом и в то же время учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. Воспитание это комплексное, оно включает в себя физическое, медицинское, физкультурное и трудовое воспитание, а также воспитание умственное, моральное и конечно, общественное.
Подготовка детей к детскому саду имеет свои отличия: здесь на передний план выдвигается подготовка психологическая.
Под психологической готовностью понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для воспитания в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребёнка к ДОО – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Чем раньше ребёнок приходит в детский сад, тем меньше возникает проблем с адаптацией. Но с другой стороны дети легче и чаще заболевают. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстановятся.
Существенной причиной затрудненной адаптации является необщительность родителей, интровертированный (обращенный внутрь) характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкому общению со сверстниками в группе.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношению к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребёнка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче.
Трехлетние дети, поступающие в детский сад (дошкольное образовательное учреждение – ДОУ), как правило, проходят период адаптации к новым социальным условиям и одновременно переживают возрастной кризис. Важно определить, какую роль играют данные события в жизни ребенка и как они влияют на его эмоционально-личностное развитие.
Говоря словами Л.С. Выготского, кризис трех лет – это переход от раннего к дошкольному возрасту. Данный возрастной кризис относительно кратковременный – приблизительно от 2,5 до 3,5 лет. Как и все возрастные кризисы, он характеризуется противоречием между возросшими физическими и психическими возможностями ребенка и сложившейся системой его отношений с окружающими. Это противоречие может выражаться в непродолжительном обострении с близкими взрослыми, возникает стремление к самостоятельности в противопоставление своих желаний требованиям взрослых. Так и возникает кризис трёх лет.
У некоторых детей отмечается конфликтность, негативизм, упрямство. Причем эти процессы протекают по-разному, внутри семьи и в группе сверстников – на новой и значимой для ребенка ступени развития социальных взаимоотношений. Перед сверстниками и «посторонними» взрослыми малыш свою независимость не демонстрирует.
Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть.
С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Уже за несколько недель до этого родители должны тщательно продумать, как лучше подготовить малыша к новому для него окружению. И здесь очень многое зависит от того, как сами родители относятся к воспитанию ребёнка, исходя из того, что воспитание в детском саду положительно отразится на развитии малыша.
Воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей. Ребёнок, раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, что он сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большей упорядоченностью, организованностью. Такие дети легче проходят процесс адаптации. У них формируются навыки положительного взаимоотношения, они легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, способны считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам. Поэтому, большое значение в подготовке детей к ДОУ имеет воспитание в них «качеств общественности», умения жить и трудиться в коллективе.
Вступление в сообщество детей, как показывает опыт, легко переносится ребёнком, если он уже до того привык к контактам с взрослыми и детьми, не принадлежащим к его семье. Это поможет малышу быстрее приспособиться к новым людям и ситуациям.
Детское дошкольное учреждения лишь дополняют семейное воспитание, но не заменяют его. Это значит, что главная роль в заботе о детях принадлежит родителям, и они в первую очередь отвечают за ребёнка, за его нормальное развитие. Детские дошкольные учреждения помогают в этом родителям. Поэтому и в эмоциональной жизни детей первыми представителями их уверенности в себе и безопасности являются родители, и только за родителями следуют работники детского сада.
Игры с песком как средство организации адаптационного периода детей третьего года жизни
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.
Идея песочницы великолепна, поскольку песок — тот удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм. Для многих людей облечение мысли в слово — трудно, особенно для детей. Однако существует еще и язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. В рисунке, пластилине рука тоже выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу методики песочницы. Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру .
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для "заботы о душе", — именно так переводится термин "психотерапия". Основополагающая идея песочной терапии формулируется так: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.
Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим. Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она для них — средство коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются частью той среды, в которой может осуществляться его самовыражение. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально. Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.
Игровые методы могут применяться:
с целью диагностики;
оказания первичной психологической помощи;
в процессе краткосрочной психотерапии;
долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства. Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста.
Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Для коррекционных игр в песочнице используется следующее оборудование:
1. Деревянный ящик размером 50x70x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо. Ящик можно заменить и пластмассовой песочницей.
2. Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.
3.  «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх. Система использования игр с песком с детьми третьего года жизни в период адаптации к ДОО
Уютные уголки для игры детей с песком или с водой есть практически во всех детских садах. Одни педагоги считают главной ценностью самостоятельные игры с этими природными материалами, другие видят в них мощный ресурс для обучения. Очевидно одно – играя с песком и миниатюрными фигурками, ребёнок получает бесценный опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром.
Для организации Центра песка и воды потребуются:
емкость (ванночка, ящик, контейнер и т.п.) размером не менее 50х70х30 см;
очищенный от посторонних примесей песок (прокалить);
вода с начальной температурой не ниже комнатной;
коллекция мелких предметов, игрушек, природного материала и прочие средства (например, остатки пены для бритья или детского шампуня, пищевые красители и др.).
Примерное место расположения Центра – возле окна в непосредственной близости к умывальной комнате или в самой умывальной комнате, если она отделена от туалета перегородкой, достаточно просторна и хорошо проветривается. В случае размещения Центра в умывальной комнате место хранения игрушек следует найти как можно ближе к ней, но все же в группе. Оптимизировать работу помогут переносные контейнеры или подносы.
Правила работы в Центре песка и воды
Песок и вода неминуемо будут рассыпаться и проливаться. В этом нет признаков преднамеренности, невоспитанности или неаккуратности детей, просто во время вдохновенной игры амплитуда движений рук широка и резка, координация действий в системе «глаза – рука» несовершенна. Чтобы не стоять у них над душой, не досаждать постоянными оговорками «осторожно, не рассыпь, не пролей» и тем более не ограничивать время и характер действий, стоит немного подстраховаться: положить на пол старые газеты или клеенку, подготовить щетку, совок и тряпочку. К «страховочным» действиям также относится подготовка клеенчатых фартуков, нарукавников. Их можно заменить старыми мужскими рубашками с укороченными (отрезанными) рукавами. В этом случае, помимо прямого назначения защиты от песка и влаги, рубашки служат еще и средством социально-эмоционального развития («в папиной рубашке я такой же большой и умелый, как папа», «все в порядке ведь я в папиной рубашке»).
В качестве «страховки» в группах раннего возраста и в младших группах целесообразно пользоваться песком и водой попеременно. Даже если ёмкости две, одну следует наполнять песком или водой, а вторую накрывать крышкой и использовать как «поле для действий» или как полку для игрушек. Еще вариант – наполнять обе емкости только песком или водой, тем самым увеличивая «проходную способность». Как это ни парадоксально, но «страховкой» служит и постоянство работы этого Центра. Чем реже он бывает в свободном пользовании, тем дольше у детей сохраняется ажиотажный спрос и тем шире поле для конфликтов (в это время у многих педагогов возникает желание закрыть его навсегда). И напротив, если песок и вода находятся в ежедневном свободном пользовании, большинство успевает наиграться и стойкий интерес к работе сохраняется лишь у отдельных детей, действительно нуждающихся в стимулировании тактильных ощущений, испытывающих фрустрацию или захваченных каким-либо воображаемым сюжетом, требующим проигрывания.
При всех предусмотрительно предпринятых превентивных мерах стоит использовать то, что помогает детям учиться регулировать свои желания, управлять действиями. Если среди детей высока конкурентность, следует ввести «листы очередности». На листе бумаги вычерчивается простая таблица, в которую дети самостоятельно вписывают свои имена в той последовательности, в которой они условились играть. В случае, если дети не умеют писать, не стоит торопиться делать это за них, можно предложить несколько способов подсказки: «Посмотри на спинке стульчика (на дверце шкафчика), как пишется твоё имя», «Обратись к Диме (к ребенку, умеющему писать)», «Посмотри, как я напишу твоё имя на листочке, и скопируй его». Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно ввести еще один элемент – определять по часам (например, песочным) длительность игры: каждый играет 5 (10, 15…) минут. Второй момент – введение договорных правил. Прежде чем вводить правило, следует обсудить вместе с детьми, что помогает и что мешает играть с удовольствием. На основе обсуждения совместно выводится понятное всем участникам правило (если дети формулируют правило сами, они скрупулёзнее его соблюдают). Правило может быть записано словами и нарисовано схематично. В случае нарушения не обязательно морализовать – можно намеком («А не забыл ли ты, о чем мы договорились?») или жестом указать нарушителю на рисунок.
Довольно часто дети хотят сохранить начатое дело или же «продлить жизнь» очень удачной постройке. Помочь в этом может договорной знак, например в виде флажка или картонной ладошки красного цвета. Если ребенок кладет такой знак рядом с постройкой или непосредственно на нее, остальное получают сигналом о том, что «автор» планирует вернуться и продолжить работу. Таким образом , мы можем содействовать воспитанию у детей внимательного отношения к действиям друг друга, уверенности в том, что их самостоятельная важна и уважаема, развитию умения договариваться сотрудничать.
Для стимулирования исследовательской активности целесообразно время от времени наполнять емкости иными веществами: вместо воды можно использовать снег (и работать в варежках), песок заменить опилками, бобами, каштанами, сеном. Опилки, бобы не могут быть постоянными наполнителями, так как изменяют суть работы – из них нельзя создавать конструкции, значит, их функциональность ограничена.
Содержание и характер работы с песком и водой дети легко определяют самостоятельно, действуя в своем темпе и в своей логике. Довольно часто игра с этими материалами отражает то, что дети узнали на занятиях, чем увлеклись под воздействием информационного потока (увидели по телевизору, услышали от взрослых и сверстников и т.п.). В этом случае педагогам следует быть готовыми к тому, чтобы своевременно поддержать их интерес и инициативу. Заметив, что дети начинают строить дороги, мосты и военные укрепления, стоит добавить тонкие деревянные (щепяные) пластины, веточки, палочки, предложить материалы или совместно изготовить из них флаги, указатели, знаки. Интерес к морю, морским обитателям, путешествиям вызовет необходимость заготовок для корабликов и материалов для сооружения пристани, поиск пластмассовых матросов, способов конструирования «плавающих островов» и их обитателей и др.
Любой вид деятельности в Центре песка и воды, помимо удовольствия, имеет своим результатом продукт. Уважительное отношение к постройкам и играм может быть отражено в фотографиях, записанных высказываниях и рассказах, зарисовках.
Игры
В гости к песочному человеку (занятие проводится по подгруппам).
Цели: познакомить с Центром песка и воды, правилами поведения в нем;
развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка и воды; снизить психофизическое напряжение.
Оборудование: песок, вода и игрушка «песочный человек», формочки, мелкие предметы для обыгрывания.
Содержание : педагог-психолог обращает внимание детей на то, какой красивый песок (желтый, мелкий, зернистый – определения будут зависеть от качеств подготовленного песка), и предлагает рассказать все что они знают о песке (сыплется, сухой, есть на улице и на пляже, и т.д.). Подводя итог, воспитатель говорит о том, что даже такой знакомый всем детям материал, как песок, может многому научить, рассказать немало тайн. Например, песок может научить строить дома, ходить по пустыне, может рассказать о море или о реке, в которых он живёт. В нашем Центре песка и воды живёт хранитель песка – песочный человек. Он маленький, весёлый, знает много историй и игр. Но рассказывает эти истории песочный человек только тем, кто выполняет правила (не ссориться, не сыпать песок на пол, не бросать песок в глаза и т.п.).
Оставляем «необыкновенные следы»
Цели: развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка и воды; развитие тактильной чувствительности и воображения
Содержание: играем, придумывая, кто бы мог пройти по этому песочку.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса; знакомство со свойствами песка.
Оборудование: песок, перышко, палочки, кисточки.
Содержание: педагог-психолог: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
«Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей; знакомство со свойствами песка.
Оборудование: песок, кисточка.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Педагог-психолог: « Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников».
Работа с мокрым песком.
Мокрый песок – предоставляет огромный простор детскому творчеству: из такого песка можно лепить не только фигуры из мелких деталей, но и грандиозные по своему внешнему виду фигуры-скульптуры. Из песка можно сооружать не только дворцы, но и корабли, машины, скульптуры, украшать их камешками, цветными бусинками, ракушками.
Игры с мокрым песком:
«Секреты мокрого песка»
Цели: познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства сухого (подвести к выводу); научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур, стабилизация эмоционального состояния.
Ход занятия:
1.  Приветствие.
2.  Психологический настрой.
3.  Повторение свойств сухого песка.
4.  Что нужно сделать, чтобы песок стал влажным? (добавить воды)
Выливаем    немного   воды,    перемешиваем    так,    чтобы   половина песочницы была мокрой, а половина - сухой.
Опустим руки во влажный песок. Что ты чувствуешь? (холод, он влажный, мокрый, сырой, он перестал быть рассыпчатым, из него теперь можно что-нибудь слепить, он не «течет», а падает).Давайте попробуем что-нибудь слепить из мокрого песка, («пирожки», комочки, можно поработать с формами для песка, а можно и показать, как из мокрого песка слепить буквы, например, или цифры).
Итак, какой вывод мы можем сделать? Мокрый песок - вязкий, из него можно делать любые формы.
Игра «Кто к нам приходил?»
Цель:  развитие зрительного и тактильного восприятия; познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства, научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур.
Оборудование: мокрый песок, формочки
Содержание:
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные или горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Кап-кап-кап, дождик пошел»
Цели: изучение свойств мокрого песка; учить детей сравнивать, анализировать и делать выводы.
Оборудование: песочница, ведёрочко или лейка.
Содержание:
Пора увлажнять песочек. Можно «маленьким дождиком» — намочив руки, оставляем капельки на песке, а можно целым ручейком, поливая из ведерочка. Мы замечаем, как он изменяется (становится темнее, уже не рассыпается).
А можно просто попробовать построить что-либо из сухого песка, который находится вдали от воды и из увлажненного, которого нежно смочила водичка реки или моря — и сравнить результаты.
«Я пеку, пеку!»
Цели: развитие зрительного и тактильного восприятия; познакомить со свойствами мокрого песка; научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур.
Оборудование: мокрый песок, формочки, совочек
Содержание:
Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.
«Осенняя картинка»
Цели:  познакомить со свойствами мокрого песка; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие пространственного мышления;
развитие умений выполнять действия по инструкции; коррекция умения сравнивать величины.
Оборудование: песочница, сосуд для увлажнения песка, муляжи тучек, пластмассовые формы для песка - «ручки».
Ход занятия:
1.  Психонастрой2.  Речевой настрой: Раз вдохнули, два вдохнули,
Хлопнули в ладошки,
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки.
3.  На прошлом занятии мы выяснили, что мы работаем с песком, что он - светлый, прохладный, сухой, сыпучий. На нем остаются следы, следовательно, мы можем рисовать.
- отпечатаем ладошки;
- «погружаем» ладошки в песок;
-   возьмите правую «ладошку» (левую), наложите на нее свою ладошку. Что больше, что меньше?
(с не говорящими детьми комментарий проводит взрослый).
4.  Какое у нас сейчас время года? (осень). Взрослый кладет на песок тучку (или рисует). Часто идет дождь, и мочит землю. Проведем линии от тучки вниз, на землю (с малышами - «рука в руке»).
Идет дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас получилось? Настоящая осенняя картинка!  Как мы ее назовем?
5.  Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть. У меня сейчас вот такое настроение - рисуем, какое. Я испытываю радость от общения с тобой.
6.  Отряхнем руки, и - в группу. Но по пути зайдем и вымоем руки с мылом. Спасибо, до свидания.
 
Песочные сюжеты
Основополагающая идея песочной сюжетных игр с песком заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.
Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.
• люди, разнообразные по полу возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных) Позы должны быть как динамические, так и статические,• наземные животные (домашние, дикие, доисторические),
• летающие животные (дикие, домашние, доисторические),
• обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы),
• жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения),
• домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола),
• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр),
• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака)
• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства),
• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки),
• предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари),
• объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы),
• аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр ),
• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр ),
• оружие,
• фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни,
• злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок)
Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.
Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Дошкольник сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях малыш чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.
Игра в песок дает средства для разрешения конфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки, помогают ребенку самовыразиться: в свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить словами, рассказать или ребенку тяжело выразить свои эмоции, страхи, переживания.
Заключение
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Необходимо также перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
Цель адаптации ребенка к коллективу детского учреждения вовсе не заключается в нарушении связей с родителями, давно закрепившихся в те первые месяцы жизни, которые ребенок при нормальных семейных условиях проводит исключительно в семье. Речь идет о временной разлуке с близкими и формировании новых связей, которые, однако, не должны иметь характера семейных.Выполнение требований, стоящих перед ребенком с момента знакомства с новыми условиями среды, безусловно, является для него трудной задачей. Степень трудности зависит от индивидуальных особенностей имевших место ранее жизненных ситуаций, уровня развития и состояния здоровья ребёнка.
Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации при изменении условий среды. При этом изменяется эмоциональное состояние ребёнка, у него нарушается аппетит и другие поведенческие реакции.
Исследования, посвященные социально-гигиеническим аспектам, показали, что для детей дошкольного возраста существует ряд значимых для периода адаптации параметров: заболеваемость, вес, поведение и нервно-психическое развитие, речевая активность. Все эмоциональные реакции ребёнка содержат соответствующие вегетативные компоненты: учащаются или, наоборот, становятся более редкими пульс и дыхание, краснеет или бледнеет кожа.
Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Эмоциональное состояние основано на изменениях в окружающем ребенка мире и зависит от уровня развития ребенка и его воспитания.
Изменения обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или, напротив, заторможенность.
Трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка. Успех адаптационного процесса зависит, прежде всего, от состояния эмоциональной среды.
Говоря об особенностях социальной адаптации у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать незавершенность развития функциональных систем и рассматривать в комплексе все проявления состояния адаптации – поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменение реактивности и повышенную заболеваемость на протяжении первых лет жизни, колебания в психическом и физическом статусе.
Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему
Главной и основной причиной затруднений при адаптации детей в детском саду является отсутствие у них опыта общения с взрослыми и детьми. Чем уже круг общения ребенка до поступления в детское учреждение, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем и со сверстниками. Безусловно, в семье возможно и необходимо формировать у ребенка опыт общения не только с близкими, но и другими взрослыми, а также со сверстниками. Однако практика показывает, что чаще всего родители учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.И самое главное, игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Психолог или воспитатель естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.
В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1) В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2) В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
3) В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4) В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5) Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Литература
Андриенко, О. А. Понятие о социально-психологической адаптации личности [Текст]: методическое пособие/ О. А. Андриенко. – Магнитогорск: 2005.- 70с.
Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика – педагогика развития [Текст]: методическое пособие /Т. М. Бабунова. – Москва: «Академия», 2004.– 400с.
Белкина, В. Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст]: методическое пособие/ В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия, 2001.
Мещерякова, Б. Г. Большой педагогический словарь [Текст]: методическое пособие / Б. Г.Мещерякова. – Санкт - петербург: «Прайм-Еврознак»,2006.
Гуткина, Н. И. Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний [Текст]: методическое пособие/Н. И. Гуткина: Москва, 1995.
Захаров, А. И. Неврозы у детей [Текст]: методическое пособие/ А. И. Захаров. – Санкт - петербург, 1996.
Андриенко, О. А. К вопросу о социально-психологической адаптации личности в производственном количестве [Текст]: методическое пособие/ О. А. Андриенко. – Магнитогорск, 2006. –65-69 с.
Козлов, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: методическое пособие / С. А. Козлов. – Москва: Академия, 2000.
Кочетова, Н. П. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст]: методическое пособие/ Н. П. Кочетова. – Москва: Просвещение, 2000. – 256с.
Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учебное пособие/ Е. И. Рогов. - Москва, 1996.
Сафонова, Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. В.Сафонова. – Москва: Академия, 2006. – 224С.
Соснин, В. А. Социальная психология [Текст]: учебник /В. А. Соснин. – Москва: Форум-Инфа – М,2005. – 336с.
Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст]: учебное пособие/ Г. А. Урунтаева. – Москва: Академия, 2001. – 336 с.