Конспект урока по Всемирной истории на тему Афганистан. Иран


Тема: Афганистана и Иран
Обучения: рассмотреть этапы развития Ирана и Афганистана, особенности революций в этих странах и их последствия, основные направления внутренней и внешней политики; организовать познавательную деятельность учащихся на уроке, продолжить формирование общеучебных умений и навыков, мотивации к учебной деятельности.
Воспитания: прививать учащимся идеи гуманизма, уважения к правам человека, национальному достоянию народов мира; продолжить воспитание активной жизненной позиции, умения объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию, считаться с позицией другого человека.
Развития: способствовать развитию личности учащихся; научить ставить и решать проблемы, обобщать и систематизировать учебный материал, развивать внимание, память, речь, ее коммуникативные свойства, навыки работы с тестовыми материалами.
Тип урока: комбинированный.
Методы: 7 Модуля :использование опережающих заданий, икт, фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, частично-поисковые, оценивание.
 
Основные понятия
Теократия — форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовным лицам, глава государства является одновременно его религиозной главой.
Суннизм — одно из двух основных направлений ислама. Наряду с Кораном признает сунну (мусульманское Священное Предание). При решении вопроса о власти опирается на согласие всей общины.
Шиизм — одно из двух направлений в исламе, признающее в отличие от суннизма имамами-халифами лишь алидов. Шиизм не признает светскую власть, считая единственными законными правителями мусульман имамов.
Инвестиция — вложение капитала.
 Основные события
1951 г. (апрель): Закон о порядке национализации нефтяной промышленности Ирана.
1952 г.: прекращение дипломатических отношений Ирана с Великобританией.
1959 г.; заключение Ираном военного соглашения с США, усилившего американское влияние в регионе.
60-е годы “белая революция” в Иране.
1973 г. (17 июля): государственный переворот в Афганистане, упразднение монархии.
1975 г.: замена в Иране многопартийной системы однопартийной.
1978 г.: антимонархическая революция в Иране.
ядерной проблеме.
 Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
34. В ходе самостоятельной работы с текстом учебника учащиеся составляют сравнительную таблицу “Сходства, различия и особенности в развитии Ирана и Афганистана”.
 
Сходства Различия Особенности
1. Слабое экономическое развитие.
2. Развитие нефтяной промышленности.
3. Низкий жизненный уровень населения.
4. Отсутствие политического единства в стране.
5. Высокая активность религиозных течений.
6. Свержение монархических режимов.
7. Государственные перевороты.
8. Слабое демократическое движение. 1. Попытки              экономических реформ в Иране.
2. Ориентация внешней политики Ирана на США.
3. Вмешательство СССР во внутренние дела Афганистана.
4. Дестабилизация внутреннего положения Афганистана присутствием советских войск. 1. Сильные позиции движения “Талибан”.
2. Подготовка исламских боевиков на территории Афганистана.
3. Устойчиво нестабильное внутриполитическое положение Афганистана.
4. Длительный политический и территориальный конфликт между Ираном и Ираком.
 
5. Защита проектов: “Исламский фундаментализм”; “Движение талибан”.
Вопросы учителя. 1. Чем отличается современный ислам от исламского фундаментализма? 2. Какая связь между исламским фундаментализмом и движением “Талибан”? 3. На что была направлена деятельность организации “Аль-Кайеда”? 4. Кто такой Усама бен Ладен? Что вы о нем знаете?
6. Работа с ДМ.
7. Рефлексия. 1. Главная особенность современного развития Ирана. 2. Причины устойчиво нестабильного развития Афганистана.
8. Домашнее задание: § . Опережающее задание: “Курдская проблема”. Сообщения: “Сулейман Демирель — лидер Партии справедливости”; “Тургут Озал и его “турецкая модель”.