Статья Проблемное обучение в начальной школе

Проблемное обучение как средство активизации мыследеятельности учащихся
Обухова Л.Ю.

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили.

В настоящее время отмечается усиленное внимание к проблеме совершенствования методики и содержания развивающего обучения. Учителями-практиками осваиваются педагогические технологии, помогающие выйти на решение данной проблемы.
Я стараюсь освоить технологию проблемного обучения. Преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования – это цель и назначение проблемного обучения.
13 TOC \o "1-3" \h \z 1413 LINK \l "_Toc59443042" 14Задачи 13 PAGEREF _Toc59443042 \h 1411515
13 LINK \l "_Toc59443043" 14Урок математики, 3 класс (1-4). 13 PAGEREF _Toc59443043 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc59443044" 14Поле 1кв.м 13 PAGEREF _Toc59443044 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc59443045" 14Тема: Термометр. 13 PAGEREF _Toc59443045 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc59443046" 14Проблемные вопросы: 13 PAGEREF _Toc59443046 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc59443047" 14Проблемная задача: 13 PAGEREF _Toc59443047 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc59443048" 14Тема: Осень. 13 PAGEREF _Toc59443048 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc59443049" 14Проблемные вопросы: 13 PAGEREF _Toc59443049 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc59443050" 14Проблемные задания: 13 PAGEREF _Toc59443050 \h 1441515
15
Задачи
Проблемное обучение ставит своей задачей:
развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;
усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется: 1) степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и неизвестного ученикам в рамках данной проблемы; 2) долей творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы. Естественно, уровень проблемности должен закономерно возрастать по мере накопления учащимися опыта творческой работы.

Важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться: «Как разрешить это противоречие?», «Чем это объяснить?»
Выделяют основные условия успешного проблемного обучения:
- Необходимо вызвать интерес учащихся к содержанию проблемы;
- Обеспечить посильность работы для учеников с возникающими проблемами;
- Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане;
- Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.
В результате такое общение в виде диалога направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности учеников. Проблемный диалог должен быть подготовлен предыдущим опытом детей, должна возникнуть проблемная ситуация, дающая толчок к нему. Вот как это произошло на одном из уроков.

Урок математики, 3 класс (1-4).
(На одной стороне откидной части доски изображен квадрат, разделенный на 9 маленьких квадратов, на другой стороне той же части доски такой же квадрат, разделенный на 16 равных квадратов.)
Учитель: (предъявляет первый квадрат). Сколько маленьких квадратов содержится в большом квадрате? (9 квадратов).
Можно ли сказать, что площадь этого квадрата равна девяти меркам? (Да, можно).
(Затем детям предъявляется второй квадрат и задаются те же вопросы. В результате устанавли ается, что площадь квадрата равна шестнадцати меркам.)
Учитель: Сравните их площади. Что вы о них можете сказать? Почему?
Дети: Площадь второго квадрата больше, в нем поместилось больше мерок.
Учитель: (Достает квадрат такой же величины, как изображенные на доске и совмещает его с одним из квадратов на доске). Что вы можете сказать о площадях этих квадратов?
Дети: Они равны, ведь квадраты при наложении совпали.
Учитель: Лена, подойди к доске и сравни бумажный квадрат со вторым квадратом на доске.
(Лена подходит к доске, накладывает один квадрат на другой и убеждается в их равенстве).
Учитель: Как же так, сначала у нас получилось, что площадь одного квадрата больше площади другого, а теперь оказалось, что их площади равны?
Саша: Все понятно, мы наверно измеряли площадь разными мерками, а так делать нельзя, нужно одной меркой!
Учитель: Сделайте вывод: как можно сравнить площади фигур? Дети: Чтобы сравнить площади фигур, можно:
наложить их друг на друга;
измерить площади фигур одинаковыми мерками и сравнить полученные числа;
если фигуры одинаковой формы, например, квадраты, можно измерить длину сторон этих фигур. У какого квадрата стороны длиннее, у того площадь больше.
Учитель: Назовите единицы измерения площади. (1кв.мм, 1кв.см, 1кв.дм, 1кв.м, 1кв.км.)
Какие единицы площади потребуются, чтобы измерить данные объекты. (Раздает детям карточки с записью:
Дачный участок 1кв.см
Поле 1кв.м
Блокнот 1кв.дм
Парта 1кв.км
Тюменская область 1кв.мм
(Учащиеся соединяют стрелочками объекты и подходящие единицы измерения.)
Можно ли измерить площадь дачного участка не только квадратными метрами, а, например, квадратными дециметрами или квадратными километрами?
(Учащиеся делают вывод: площадь можно измерять разными единицами, но лучше измерять удобными единицами измерения)
Главное приобретение ребят – осознание того, что, «включив мысль», они многое могут открыть из загадочного мира математики, и что тайн математика хранит еще немало.
Средствами создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения и уровнем ЗУН учащихся, их умственным развитием, служит движущей силой обучения.
Приведу в качестве примера проблемные ситуации, которые использую на уроках курса «Мы и окружающий мир».
Тема: Термометр.
Проблемные вопросы:
Можно ли уличным термометром измерить температуру человеческого тела?
Чем опасен медицинский термометр?
Верно ли, что без термометра некоторые люди могут стать плохими специалистами?
В каком случае исправный водный термометр покажет неверную температуру? (если вынуть его из воды и поднести к глазам, чтобы снять показания).
Есть ли разница между термометрами, если один висит в столовой, а другой – в сталеварном цеху?
Проблемная задача:
Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5
·С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20
·С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? (взяла комнатный термометр, измеряла на солнце или держалась рукой за ртутный шарик)
Тема: Осень.
Проблемные вопросы:
Что приблизит наступление осени: затяжные летние дожди или изменения положения солнца на небосклоне?
Почему осенью полевые насекомые «обижаются» на добросовестных работников сельского хозяйства? (вспаханная почва с насекомыми быстро промерзает)
По каким признакам птичка-незнакомка, пролетая над полем и огородом, приняла осень за весну? (посев озимых, моркови петрушки, укропа, свеклы; посадка молодых деревьев и т.д.)
Почему птицы не прячутся от холодов в снегу, ведь там тепло, даже листья у трав зеленые?
Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи домики?
Проблемные задания:
Рассмотри плоды: клюкву (малину, ежевику), огурец, яблоко, лесной орех. Обрати внимание на размер, цвет, форму; потрогай – твердые они или мягкие, постучи каждым плодом тихонько по столу и установи, чей звук сильнее. Рассмотри семена плодов: цвет, размер, количество. Подумай, почему маленькая лесная клюквочка приняла за своих родственников огромный огурец и яблоко, а не лесной орех? (сочные и сухие, односемянные и многосеменные плоды)
Если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».
Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить многотрудный путь от абсолютного знания к «ученому незнанию» (термин С.Ю.Курганова). Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.









13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315