Презентация по педагогике проблемное обучение в начальной школе


Государственное Бюджетное Общеобразовательное УчреждениеСреднего Профессионального Образования «Ейский Педагогический Колледж»Краснодарского Края Подготовила студентка Ш-21 группыИванова ДинаПреподаватель:Великановская Л.А.2015-2016гг. Проблемное обучение в начальных классах Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, но тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.Проблемное обучение – это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. (В. Оконь, 1975)Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-предствленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения (учатся мыслить, творчески усваивать знания).Проблемное обучение… Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью]. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания.Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями Л.В. Занкова (организация содержания и построение процесса обучения), М.А. Данилова (построение процесса обучения), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения), Н.А. Менчинской и Е.Н. Кабановой-Меллер (построение системы приёмов познавательной деятельности), Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина (построение процесса научения), В. В. Давыдова и Д. Брунера (организация содержания) и М.И. Махмутова (построение процесса обучения).Выдвинув идею новой дидактической системы, Л.В. Занков представил её как сочетание новых дидактических принципов, построенных с учетом закономерностей соотношения обучения и развития (младших) школьников, экспериментально доказал преимущество новой схемы учебного процесса над традиционной.Дальнейшее развитие новая дидактическая система получает в исследованиях В. В. Давыдова, который обосновал необходимость иметь новую структуру содержания учебного материала, построенную на основе сочетания современной формальной логики с логикой диалектической. Экспериментально доказав возможность формирования теоретического мышления у младших школьников, В. В. Давыдов сформулировал ряд принципов построения учебных предметов и раскрыл диалектическую связь содержания и методов обучения.Из истории возникновения Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.Особенности методики Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, что бы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения 1) организовать основную часть учебного материла от общего к частному, от принципа - к применению в порядке логического развертывания исходных понятий в систему понятий данной науки;2) начинать обучение с актуализации с помощью создания проблемной ситуации путём введения новой информации;3) новые понятия и принципы вводить как через деятельность учащихся по решению учебных проблем, так и через объяснение их сущности;4) добиваться усвоения понятий и способов умственной деятельности путем применения соответствующих им знаковых систем (слов, формул, высказываний, схем) и образов через анализ информации, решение учебных проблем и классификацию конкретных объектов;5) формировать у учащихся систему приемов и способов умственной деятельности для различных тиров проблемных ситуаций;6) обеспечить ученика текущей информацией о результатах его собственных действий, необходимой для оценки и самооценки;7) предоставлять ученику необходимые источники информации и управлять ходом её анализа, систематизации и обобщения (извлечение из неё новых знаний и способов деятельности). Характер изложения учебного материала учителем зависит от внутренних условий, которыми являются уровень проблемности усвоения знаний и уровень эффективности ученияДидактическая система включает следующие принципы организации учебного материала и построения процесса проблемного обучения: Приемы создания проблемной ситуацииС удивлениемС затруднением {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Тип проблемной ситуацииТип противо-речияПриемы создания проблемной ситуацииПобуждение к осознанию противоречияПобуждение к формулированию учебной проблемыС удивлениемМежду двумя (или более) положениями1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданиемЧто вас удивило? Что интересного заметили?Какие вы видите факты?Вопрос был один? А сколько мнений в наше классе? Почему так получилось?Выбрать подходящее:Какой возникает вопрос?Какова будет тема урока?Между житейским представлением учащихся и научным фактом3. Шаг 1. обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностьюВы сначала как думали? А как на самом делеПриемы создания проблемной ситуации {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Тип проблемной ситуацииТип противо-речияПриемы создания проблемной ситуацииПобуждение к осознанию противоречияПобуждение к формулированию учебной проблемыС затруднениемМежду необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполненоВы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполненоВыбрать подходящее:Какой возникает вопрос?Какова будет тема урока?Приемы создания проблемной ситуации точно формулирует задание; выдерживает «деловую» интонацию; разрешает ученику сомневаться и не знать;   разворачивает ребенка спиной к себе, лицом к классу;организовывает фиксацию результатов обсужде-ния  на доске;занимает равноправную позицию с классом; пытается гибко перестроиться по ходу урока, идя от ответа ребенка; идет от класса к учебнику, а не от учебника к классу.Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке: не повторяет за детьми; не задает лишних вопросов; не говорит больше, чем дети; не выделяет интонационно правиль- ные и неправильные высказывания.Что НЕ делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке: