Презентация для методического семинара Проблемное обучение на уроках математик — залог успешности ученика


Проблемное обучение на уроках математики-залог успешности ученикафилиал МБОУ СОШ с.Каменка в с.Залесянкаучитель математики Лозина Е.А. Активизация познавательной деятельностиУмение учителя активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке имеет большое значение для качественного усвоения ими учебного материала.
Проблемное обучение– организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания; - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Основа школьного обучения – научное творчество. На уроках математики создаются условия, позволяющие ученикам занять позицию ученых, открывающих новые для себя знания. Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации : Адресность опытаОпыт универсален в использовании, так как может быть применим учителями с опытом работы и начинающими педагогами.Технология проблемного диалога применима на любом предметном содержании и любой ступени, в классах с различным уровнем подготовки. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний, дает возможность открывать знания вместе с учениками. Проблемно-диалогическая технология направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Перспективность опыта Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. Такие диалоги прописаны в методических рекомендациях ко всем урокам «открытия новых знаний», однако, текст предлагаемых диалогов, как правило, претерпевает ряд изменений при подготовке к уроку. Приходится учитывать уровень подготовленности класса, способности учащихся, настроение, и даже погоду. Затем пошагово подвожу их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу. Правила создания проблемных ситуаций  Преподаватель дает обучаемым практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме. Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям, т.е. быть достаточно трудным, но разрешимым. При предъявлении проблемного задания преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний обучаемых. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить обучаемых в проблемные ситуации. Если обучаемые не смогли разобраться с проблемной ситуацией, то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению материала, необходимого для его решения. 6 класс. Тема: Задачи на проценты.Учитель: Если цену товара повысить на 10%, а в новом году снизить на 10%, изменится ли первоначальная цена товара? (Вопрос на ошибку). Ученики: Цена товара не изменилась. (Житейское представление)Учитель: Давайте посчитаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% цена стала 110 руб. А после понижения на 10% стала 99 руб. (Предъявление научного факта). Ученики: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации). Учитель: Итак, что вы сказали сначала? Ученики: Что цена не изменится. Учитель: А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия.) Ученики: Цена уменьшилась (осознание противоречия). Учитель: Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Ученики: Задачи на проценты (учебная проблема как тема урока). 7 класс. Тема: Сумма углов в треугольнике.Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 1000, 1200, 1600.Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)Ученики: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)Ученики: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)Формулировка учебной проблемы.Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.- Начертите треугольник.- Измерьте его углы транспортиром.- Найдите сумму углов.- Какие результаты у вас получились?- Постройте треугольник с двумя прямыми углами.- Постройте треугольник с двумя тупыми углами.- Постройте треугольник с тупым и прямым углом.- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?- Сверим вывод с учебником. Урок геометрии в 8-м классе. Тема: «Подобные треугольники»Учитель: У вас на партах по три треугольника. Рассмотрите их. Ученики рассматривают треугольники.Учитель: Уберите лишний треугольник. Почему именно так сделали? Ученики убирают один треугольник. Потому, что оставшиеся два похожи.Учитель: Что значит похожи? Какие элементы определяют основные свойства треугольников? Ученики: стороны и углы.Учитель: Что можно сказать об углах треугольников 1 и 2?Ученики: углы равны, так как при наложении совпали.Учитель: А стороны? Давайте их измерим. Ученики: Стороны 1-го в два раза больше сторон 2-го.Учитель: Значит, что можно сказать о треугольниках 1 и 2? Ученики: У них углы равны, а стороны пропорциональны.Учитель: Такие треугольники называются подобными. Дайте определение подобных треугольников.Ученики формулируют определение.Учитель: Значит, тема урока сегодня? Ученики: Подобные треугольники. Сообщение темы с мотивирующим приемом Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока. Учитель: -первыми появились натуральные числа, когда древний человек посчитывал количество предметов. Когда он столкнулся с делением меньшего числа на большее, пришлось «придумать» дробные числа. Однако и этих чисел оказалось мало, когда люди стали измерять температуру воздуха, при вычитании из меньшего числа большего. Мы узнаем, что числа, которые характеризуют мороз за окном, глубину океанов, расходы семьи, называются отрицательными, а рост человека, количество учеников в классе – положительными. Кто догадался, как звучит тема нашего урока? Вывод Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, способствует воспитанию нравственных качеств, создает условие для творческого саморазвития личности. Естественно считать, что после окончания школы, ребёнок, привыкший думать и поступать логически, и во взрослой жизни будет принимать логические поступки и решения. Он способен творчески мыслить и, следовательно, добиваться успехов и высокого положения в обществе. Теоретическая база опытаОпыт использования данной технологии был изучен и проанализирован мною по следующим публикациям: 1.     Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Баласс, 2008.2.     Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3.-М., Баласс, 1999.3.     Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ . – М, 20044.     Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения.// Школа 2000, Москва, 2007. СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ !