Презентация Проблемное обучение на уроках в начальной школе


Научный руководитель: д.п.н., профессор кафедры общей и социальной педагогикиЗадорина О.С.Автор: Жиделева Е.А. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Методологический аппарат исследования Объект исследования – процесс обучения в начальной школе.Предмет исследования – способы реализации технологии проблемного обучения в начальной школе.Цель исследования – раскрыть особенности использования технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе. Сущность проблемного обучения Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов). Сущность проблемной ситуации Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий. Проблемная ситуация по сути является: закономерностью продуктивной, творческой познавательной деятельности;причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий. Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения: Проблемные ситуации должны:отвечать целям формирования системы знаний;быть доступными для учащихся и соответствовать их познавательным способностям;вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Методы проблемного обучения: По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение). Планируемые результаты: умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески;способствование переходу знаний в убеждения;пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях);пробуждение интереса к научному знанию. Деятельность учителя и учащихся в условиях проблемного обучения Деятельность учителя: Деятельность учащихся: создаёт проблемную ситуацию; осознают противоречия; организует размышление над проблемой и её формулировкой; формулируют проблему; организует поиск гипотезы; выдвигают гипотезы, объясняющие явления; организует проверку гипотезы; проверяют гипотезу в эксперименте; организует обобщение результатов и применение полученных знаний. анализируют результаты, делают выводы; применяют полученные знания. Структура «проблемного» урока в формате программы «Школа 2100» № Этапы урока Требования к этапам 1 Орг. момент (1-2 мин.) 1.Включение детей в деятельность.2.Выделение содержательной области. 2 Актуализация знаний (5-7 мин.) 1.Актуализация ЗУН и мыслительных операций,   достаточных для построения нового знания.2.Фиксирования затруднения в индивидуальной деятельности 3 Постановка проблемы (5 мин.) Выявление и фиксирование в громкой речи:1) где и почему возникло затруднение;2) темы и цели урока. 4 "Открытие" детьми нового знания (10 мин.) 1. Выбор метода решения проблемной ситуации.2. Подведение детей к "открытию" нового знания с помощью подводящего или побуждающего диалога.3.Использование материальных или материализованных моделей.4. Фиксирование нового способа действия в языке и знаково. 5 Первичное закрепление 1.Решение детьми типовых заданий на новый способ   действия.2.Проговаривание способа решения в громкой речи. 6 Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 1.Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий на новый способ действия.2.Создание мотивации на успех у каждого ребенка. 7 Повторение 1.Включение нового знания в систему знаний.2.Решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. 8 Итог занятия 1.Рефлексия деятельности на уроке. (Что нового узнали? Каким способом?)2.Самооценка детьми собственной деятельности.3.Домашнее задание (элемент выбора, творчества, отсутствие перегрузки). Примеры проблемных ситуаций 1)Используем подводящий к теме диалог: Даем задание:- Прочитайте слова: Дарья, Софья, Илья.- Что они обозначают? (имена)- Что надо помнить при написании имён? (пишем их с заглавной буквы)- Что общего в этих словах? (разделительный Ь)- В каких случаях пишется разделительный Ь? (середине слова между согласной и гласной)- Какая же будет тема урока? (повторение написания заглавной буквы в именах и разделительного Ь) Примеры проблемных ситуаций 2) Даем невыполнимое задание вообще, например, задаем вопрос:- Что такое склонение? (изменение по падежам)Побуждаем к осознанию:- Какие части речи мы научились склонять? (имена существительные и прилагательные).Побуждение к проблеме:- Попробуйте просклонять глагол прыгать (испытывают затруднения, проблемная ситуация)- Получилось? (нет).- В чем затруднение? (глаголы не склоняются)- Какой возникает вопрос? (как изменяются глаголы?- учебная проблема на вопрос.) Примеры проблемных ситуаций 3) Сообщение темы с мотивирующим приёмом. - Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал:«…Такой падеж, как…………….Я с детства не терплю:Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю!...»- Кто догадался, о каком падеже идёт речь? (о дательном)- Назовите тему нашего урока. Примеры проблемных ситуаций 4) Работая по теме непроизносимые согласные в корне слова представляем ученикам противоречивые факты:На доске записаны слова: вестник, весть, известие, известный.Представляем первый факт: прочитайте эти слова орфографически.(читают).Представляем второй факт: прочитайте эти слова орфоэпически. (испытывают затруднение, возникает проблемная ситуация)- Что вас удивило? Что интересного заметили? (везде «т» пишется, но не везде произносится)- Какой же у вас возникает вопрос? (почему в некоторых словах «т» не произносится? Задания для детей 1)Урок «Русского языка»Тема: «Составление предложений по схемам»На доске изображены схемы:  .– Что изображено на доске? (Схема слова и схема предложения.)– Как вы их различили? (В схеме слова нет большой буквы, нет знака в конце предложения; в схеме предложения несколько слов, первое – с большой буквы, в конце предложения – точка.)– К какому из записанных на доске и в тетрадях предложений подходит эта схема? (1 и 2.) Почему? (В них четыре слова.)– Попробуйте самостоятельно составить предложение по такой же схеме. (Из дома выскочила собака. На улице идёт дождь.)– Чем же отличается схема от конкретного предложения? (Схема одна, а предложений к ней можно составить много.)– Сформулируйте тему урока. («Схема слова и предложения. Составление предложений по схемам».)– Какие действия будем выполнять, какие умения развивать? (Составлять схемы слов, предложений; составлять предложения по схемам.) Задания для детей 1)Урок «Математика»Тема: «Уравнения».1. Самостоятельная работа в парах. Для решения и проверки предлагается уравнение у-6=7.Необходимо построить объяснение, используя названия компонентов действий. (Комментирование проверки вызывает затруднения). - В чём затруднение? (Пробуем сами сформулировать правило решения и проверки).2. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке. Сравнение своего вывода с авторским.Чем будем заниматься на уроке? (Будем учиться решать уравнения с объяснением и проверкой). Достоинства и недостатки проблемного обучения: Достоинства: Высокая самостоятельность учащихся; Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;Развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки: В меньшей степени, чем другие подходы в обучении, применима при формировании практических умений и навыков; Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы. Спасибо за внимание!