Исследовательская работа А Баба — Яга против

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ «Любинская СОШ № 3»



















«А БАБА ЯГА - ПРОТИВ! »

Исследовательская работа








Работу выполнил: Лежнёв Максим,
учащийся 2 класса
Руководитель: Модинова
Наталья Алексеевна,
заместитель директора по УВР









СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Баба Яга в славянской мифологии
Баба Яга в сказках
Выводы




































I. ВВЕДЕНИЕ

Все с детства знают, кто такая Баба Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят место в пантеоне нечистой силы. Тем не менее в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Но откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появился подобный образ?
Предмет исследования: Баба Яга как представитель добра или зла в
русских сказках
Цель исследования: определить есть ли у русских сказок, героиней которой
является Баба Яга, тайный смысл?
Задачи исследования:1.чтение русских сказок где Бабе Яге отводится не
последняя роль;
2. изучение различной литературы
(энциклопедический словарь, толковый словарь);
3.Результаты исследования довести до учащихся 1
класса и обсудить с учащимися нашего класса.
Гипотеза: если в процессе исследования я выясню, что Баба Яга
положительный персонаж, то выясню чем она делится с
читателями сказок.






II.БАБА ЯГА В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ



Баба-Яга - в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма, волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба-Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Баба-Яга старается изжарить похищенных детей. Кроме образов Бабы-Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя.
У Бабы-Яги одна нога - костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она - старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Бабы-Яги, как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков.
Наверное, многие удивятся, узнав, что старая безобразная старуха - самый мистический персонаж старинного русского фольклора, занимающий очень важное место в верованиях дохристианской Руси. И, чтобы уяснить ее роль, недостаточно ограничиться чтением одной сказки. Это можно сделать, только аккуратно сложив отдельные эпизоды, наиболее полно описанные в разных преданиях и сравнивая их со знанием обрядов древних славян, известных по археологическим данным.
Ну, с бабой все более-менее понятно, а что за имя такое - Яга? Ученые в точности сказать не могут. То ли от соснового таежного бора, в котором растет ягель (он когда-то так и назывался - «яг»), то ли от простого словосочетания - баба в яге (мохнатой шубе без рукавов).
Во всех сказках Баба Яга примерно одинаковая - некая древняя старуха, одетая в лохмотья, которая живет многие сотни лет в самом дремучем лесу в очень необычной избушке - «на курьих лапках, веретенных пятках», которая умеет вокруг себя повертываться. И вроде как Бабу Ягу надо бояться, ведь она идеальный персонаж, чтобы пугать непослушных детей. Но...



















III.БАБА ЯГА В СКАЗКАХ
Есть ли у русских сказок тайный смысл? Сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались. Многим дошедшим до нас сказкам по семь-десять тысяч лет! Нет сомнения, что в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам еще предстоит понять.
Я очень люблю сказки. Когда я был маленьким мне их читали мама, папа, бабушки. Сейчас я могу сам самостоятельно читать понравившиеся мне сказки, т.к учусь во втором классе. Мне нравятся русские народные сказки, сказки Г.Х.Андерсена, братьев Гримм, Шарля Перро, А.Н.Толстого, Т.Александровой и многих других писателей. Люблю смотреть мультфильмы про домовёнка Кузю, мультфильм «Летучий корабль». В этих сказках и мультфильмах я встретился с таким знаменитым персонажем, как Баба Яга. Она же ведьма и колдунья.
Я решил снова перечитать сказки: «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Царевна-лягушка», «Василиса Премудрая и Кощей Бессмертный», «Сказка о молодильных яблочках и живой воде»(А.Н.Толстого)и др. Я задумался над тем: «Почему Баба – Яга злая, косматая, нос – в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь толкает». Страшная? Не все так просто!
Нас, детей, часто пугают ею. Маленькие дети должны быть добрыми, Мне кажется, что и Баба-Яга тоже родилась доброй, но, к сожалению, некрасивой внешне. Вот и невзлюбили её дети, а потом и взрослые. Не разрешали мамы и папы своим чадам играть с ней.

Ведь, наверняка, она была очень умная. Она могла ворожить, собирать травы и из них готовить лекарства. Может, быть, от обиды на злых людей Баба Яга и ушла жить в дремучий лес, куда простому человеку попасть не так просто. Летом она жила в лесу. Собирала ягоды, грибы, спала под листьями.

А к зиме, как могла, сделала избушку на курьих ножках. Избушка получилась кособокая, но в ней было тепло. А почему у избушки были курьи ножки? Чтобы перебегать с места на место, перепрыгивать через торчащие из земли корни деревьев, землю разгребать, следы заметать. Поворачиваться к непрошенному гостю задом, а к лесу передом. Со временем к ней «прибился» кот, которого люди выгнали из-за его старости. Прилетел больной ворон, которого она вылечила. Думаю, что ворона тоже злые люди покалечили. Вот и стали они жить втроём. В древности мир русского человека делился на две абсолютно равные части - добрый мир, реальность, где русич мирно жил, пахал, охотился, рыбачил прочее, и злой, дальний, потусторонний, но также абсолютно реальный, существующий где-то не здесь, где-то за тридевять земель. Эти миры постоянно соприкасались между собой, и с той стороны приходило на Русь горе - то Змей Горыныч прилетит и села пожжет, то Кощей Бессмертный девок в полон уведет, то Тугарин с войной нагрянет. Все мы помним, как трудна и полна опасностей дорога в Тридевятое царство, что вход в таинственный мир находится где-то на границе земли и неба, в дремучем непроходимом лесу, куда еще не ступала нога человека. Так и появился в сказках образ некоей Бабы Яги, живущей ровно посередине между мирами и знающей путь в неизвестное. У кого спросить дорогу в невиданную страну, у кого узнать правду о волшебных чарах и неслыханном оружии супротив супостата? Только у Бабы Яги... И пусть живет она триста лет, пусть колдует, пусть обитает в избе на куриных ногах, но все же она человек! Хоть и особенный... А человек не может отказать в помощи другому человеку...
Баба Яга чаще всего живет в самом сердце дремучего леса. Этот лес в сказках представляет собой совсем иной, отличный от белого света живых, мир. Иногда граница между ними подчеркивается рекой, и не простой, а огненной. Перейти ее можно только по специальному Калиновому мосту. Этот мост также попал в русские сказки не случайно. Он, по верованиям древних индоевропейцев, разделяет мир реальный - явь и нереальный - навь, который часто ассоциировался не только с Тридевятым, но и с подземным царством. Ягоды калины могут долго храниться под снегом. Поэтому куст калины как бы связывал годичные циклы жизни природы: весны, лета, осени и ее временной смерти - зимы. А Калиновый мост связывал мир жизни и смерти.
Казалось бы, грубое требование Ивана Царевича: «Ты сначала напои, накорми, в баньке выпари, а затем и спрашивай!» - имеет самое настоящее сакральное значение. Ведь герой перечисляет все элементы древнего погребального обряда! Вот как говорила большая искусница в сказочном деле в начале XX века Агафья Лукьяновна Зайцева: «А в старину все было. Ужели станут брехать старые люди? Старые люди правду гутарили, они врать не станут. И мертвые воскресали, и звери говорили». Но Баба Яга не просто сторожит проход в волшебную страну. Она еще помогает некоторым людям-героям перейти границу, тот самый Калинов мост и существовать в волшебном мире. С помощью Бабы Яги герои сказок проникают из реальности туда, где меч кладенец камни рубит, растут сады молодильных яблок, солнце отражается в озерах живой и мертвой воды, а смерть может поместиться в железной игле.
Не всякому, пришедшему к Бабе Яге за помощью, открывала она путь в царство Кощеево. И как добрый молодец себя вел, такой прием от хозяйки и получал. Будет вежлив, трудолюбив - тут же заработает волшебный клубок или знания о том, как погубить страшное чудище... А нет - угодит на лопату и в печь. Это как древнейшие правила волшебного этикета, которые надо не только знать, но и исполнять! Вот и получается, что когда-то назначение сказки было не столько развлекательно-пугательным, сколько мудрым назиданием подрастающему поколению, правилами общения с потусторонним миром. Может потому образ Бабы Яги настолько ярок, что стоит особняком среди современных мультяшных героев-пустышек, не несущих в себе глубокого жизненного смысла?

















IY. ВЫВОДЫ

Итак, сказки - лишь хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена методом завуалирования истинных героев для получения персонажей, более удобоваримых для читателей и рассказчиков любого поколения. Ведь не зря, наверное, многие сказки заканчиваются словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».
Быть смелым, добрым, рассудительным, трудолюбивым, искать правду, не хамить - вот атрибуты победы, которыми делится с нами, людьми XXI века, сказочная старуха - Баба Яга. Только по-настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться из Кощеева царства с победой. Вот чему учат нас волшебные русские сказки. А еще тому, что этим настоящим и мужественным человеком может стать каждый из нас!












ЛИТЕРАТУРА
Иллюстрации: сайты: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], www.thumb medium baba-yaga-200.ipg,
Толковый словарь
Энциклопедический словарь.Научное издание «большая Российская энциклопедия». М-2005г
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2-CD
Большая российская энциклопедия. М-2006г






















15