Консультация для воспитателей Подвижные игры народов-фактор развития нравственных качеств личности и двигательных навыков


-363855204470Консультация
для воспитателей.
«Подвижные игры разных народов – фактор развития нравственных качеств личности и двигательных навыков.»
0Консультация
для воспитателей.
«Подвижные игры разных народов – фактор развития нравственных качеств личности и двигательных навыков.»

-594360-228600Здоровье детей - будущее страны! В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Необходимо обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить их использовать в повседневной жизни. Эти основные задачи мы решаем в процессе игровой деятельности детей.
Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения, а так же основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость и волю. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны. Детские народные подвижные игры отражают не только обрядовые традиции, носят не только отголоски религиозных верований, а также показывают социальную жизнь различных слоев населения.
В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в народе подвижные игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п. Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т. п.), а также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и с современной точки зрения недопустимые).
На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.
Прежде всего, необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации.
Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К.Д.Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.
Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А. П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего, игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.
П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей.
На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости.
На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А.Н.Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Почти всегда народные подвижные игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности, чем и привлекают детей. Народная подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решить задачи в разных областях:
- развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность; воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познавательное развитие»);
- создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства; развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область «Социально-коммуникативное развитие»);
- развивать двигательную активность и физические качества (область «Физическая культура»;
- знакомить с различными видами фольклора – приговорками, считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др. (область «Художественно-эстетическое развитие»).
Народная подвижная игра несет одну из важнейших функций - это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Народные подвижные игры можно отнести к разряду оздоровительных, так как они укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем.
Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Народная подвижная игра способствует развитию у ребенка умственных способностей, нравственных чувств, создает богатый эмоциональный настрой, развивает его волю и характер. Опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры показывает, что ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важное значение в формировании у ребенка нравственных чувств. Русские народные подвижные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре нормы нравственного поведения, гуманные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях. Классификация народных подвижных игр1.По возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста). Различают игры по содержанию, тематике и организации.2. Народные подвижные игры имеют правила. Народные подвижные игры различаются по двигательному содержанию (игры с бегом, игры с прыжками, метание и т.д.). Некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года.3. По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. 4. Особую группу составляют игры-хороводы – это маленькие театрализованные представления, где Вы как будто переноситесь в иной мир, становитесь царевичем и царевной, серым зайкой или злым волком.5. По динамическим характеристикам различаются игры большой и малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.
  Народные подвижные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.
  Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Картотека народных подвижных игр
 Русская народная игра “Плетень”Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест на крест. По сигналу первая шеренга идет на встречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. Тоже делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем присаживаются. По сигналу дети должны построиться в шеренги.Правила игры. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.Есть старинная игра, называется “Плетень”. Нам в нее играть охота, нам в нее играть не лень. Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.Посидим, отдохнем и опять играть начнем.  Белорусская народная игра “Мельница” (млын)Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.Закружилась мельница, крыльями вертя.Мельница-бездельница, кружит не спеша.Но подует суховей, заработает быстрей.Дует, дует ветерок, быстро ловит мяч игрок. Кто свой мячик не поймал, тот, наверное, устал.Он в сторонке постоит за другими поглядит.Калмыцкая народная игра “Кружиться вокруг колышка” (гас эрглген)В землю вбивается небольшой колышек, один из игроков держится за него правой рукой и начинает кружиться по часовой стрелке. Одновременно игрок пытается достать левой рукой правое ухо из- под правой руки.Игра требует большой ловкости и гибкости.Правила игры: выдержавшие пять-шесть кругов считаются победителями.Нарисуем мы часы, стрелкой будем я и ты.Кто быстрее круг пройдет, место первое займет. Башкирская народная игра “Юрта” (тирме )Подгруппы детей по четыре человека образуют круг около свернутого платка, который лежит на земле. Взявшись за руки, дети идут кругами переменным шагом под национальную музыку. Музыка заканчивается, и дети должны развернуть платки. За четыре конца поднять его высоко над головой.Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.Кружит суховей-песок, кружат дети в хороводе.Дом построить нет досок, вот уж силы на исходе.Но додумались и мигом за постройку все взялись.Кто быстрей построит юрту? Хочешь первым? Шевелись!Дагестанская народная игра “Слепой медведь” (сокъур аюв.Бецаб ци.)Играющие дети свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего- медведя, которому завязывают глаза. Они водят по зубчатой палочке - гладкой и получается звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих детей. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.Злые собаки на мишку набросились,Кружится он и ревет.Хоть и слепой, но попробуй попасться,Сразу в клочки разорвет.
 Татарская народная игра “Лис и курочки” (тельки хам тавыклар)На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – лис. Курочки ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки. Когда к ним подкрадывается лис, петухи кричат ку-ка-ре-ку. По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лис, который старается запятнать любого из игроков.На лугу гуляют куры, рядом с ними петушок.Ходит важною походкой, золотистый гребешок.Лис подкрался незаметно, бросился на кур, те в мигЗакричали и в курятник побежали напрямик.Кто не ловкий, не спешит, от лисы не убежит.
Чеченская народная игра “Утушка” (Бобешк)Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх, носки соединяют и получается мостик. Выбирается утка, остальные дети-утята. Утушка зовет своих утят. Утята выстраиваются друг за другом вслед за уткой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). Играть могут от 10 до 12 человек.Правила игры. Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.Утка позвала утят и поставила всех в ряд.Кря-кря-кря за мной идите и с дороги не сходите.И пошли тропою важно мама с детками отважно.Впереди стоит мосток через быстрый ручеек.Надо тот мосток пройти, а не просто обойти.Не споткнуться, не упасть, так ведь можно и пропасть.Татарская народная игра “Скок-перескок” (Кучтем-куч).На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: “Перескок!” После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих детей не могут находиться в одном кружке. Мы займем свои кружки, будем смирно в них стоять,Но, услышав “Перескок”, быстро бросимся скакать.На одной ноге скачу, я в другой кружок хочу.Надо всех опередить, мне не хочется водить. Таджикская народная игра “Немая игра” (Гунгакбози )Игроки садятся в круг. Выбирается водящий. Он тоже сидит в кругу вместе с детьми. Водящий медленно толкает плечом игрока с правой (или левой) стороны от себя. Тот в свою очередь передает это движение соседу по кругу, и так продолжается до тех пор, пока движение не вернется водящему.Смысл игры: заставить соседа заговорить или засмеяться. Если он засмеялся или заговорил, то выходит из игры.Правила игры: Проигравшие должны в конце игры спеть или станцевать.Поиграем мы с тобой, ты немой и я немой.Слов в “немой” игре не надо, поиграть и так мы рады.
 Башкирская народная игра “Липкие пеньки” (Иэбешкек букэндер).Три- четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей.Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.На полянке у реки появились вдруг пеньки.Кто-то их смолой облил, сверху донизу залил.Обойдем их стороной, ни коснувшись, ни задев,Мы найдем пенек сухой, отдохнем на нем присев.  Якутская народная игра “Белый шаман”Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры. Над водой стоит туман, звонко в бубен бьет шаман,То быстрее застучит, то внезапно замолчит.Пусть попробует другой настучать мотив такой.Ты возьмись и повтори, начинаем “Раз, два, три”.