ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ

811.111
О.В. Макеева
учитель английского языка,
первой квалификационной категории,
МБОУ Новоселковская СШ

ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены главные приемы и методы, направленные на духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка.
Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные качества, урок иностранного языка.

O.V. Makeeva,
English teacher,
the first qualification category,
Municipal Budgetar
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Язык - духовное богатство народа.
В.А. Сухомлинский.
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка.
На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык» затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации [2, с.126]. Ведущими аспектами иноязычного образования являются учебный и воспитательный, которые опираются на познавательный и развивающий. Данная стратегия переориентируется со знания языка на овладение его культурой, обеспечивая духовное развитие учащихся. [1, с.27-28]
На уроках иностранного языка используются различные методы и приёмы обучения. Развитие мировосприятия школьников обеспечивается широким применением аутентичных текстов страноведческого характера, разнообразных учебных материалов по культуре страны изучаемого и родного языков, фотографий, путеводителей, карт, объявлений, плакатов, меню, систематическим использованием звукового пособия, страноведческих видеофильмов на английском языке.
Развитие учащихся как членов общества обеспечивается чтением текстов различных функциональных стилей (художественных, научно-популярных, публицистических) и аудированием, обсуждением поставленных в них проблем. Школьники обмениваются мнениями и на основе прочитанного и услышанного, и на основе речевых ситуаций, аргументируют суждения по широкому кругу вопросов изучаемой тематики. Учащиеся вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями. [3, с. 8-9]
Особенности межкультурного общения с точки зрения нравственно-этических норм поясняет рубрика “In your culture”.[1, с. 45] Она вызывает интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран, стремление участвовать в межкультурной коммуникации, вести себя соответственно принятым в стране изучаемого языка нормам, способность представлять культуру родной страны. Навыки коллективной учебной деятельности формируются в парной, групповой работе и в использовании на уроках ролевых игр. У учащихся развивается готовность и стремление к коллективному творчеству, потребность считаться с мнением членов коллектива, умение нести индивидуальную ответственность за совместную работу. В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения.  Необходимо отметить поведение учителя на уроке, которое помогает раскрыть нравственно-этический потенциал текстов и упражнений. Отношение к учёбе как к творческой деятельности воспитывают проекты. Они позволяют во
·влекать учеников в творческую деятельность на разных этапах изучения учебного материала и развивают умение видеть красоту в труде и творчестве. Обучающиеся МБОУ Новоселковская СШ участвовали в районных конкурсах исследовательских работ и творческих проектов по темам: «Новый год в России и в Великобритании» (“New Year in Russia and in Great Britain”), «Уильям Шекспир – великий английский драматург и поэт» (“William Shakespeare is the great English playwright and poet”), «Билл Клинтон – президент США» (“Bill Clinton is the President of the United States”). На примере поступков и характерных черт литературных персонажей, героев фильмов учащиеся учатся различать хорошие и плохие поступки, анализировать нравственную сторону собственных поступков. Уважительное отношение к чужой культуре воспитывает иллюстративная наглядность. Школьники знакомятся с лучшими образцами культуры англоязычных стран. Театральные постановки на уроке - сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами, потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка. Немаловажное значение имеет проведение конкурсов чтецов на иностранном языке как на школьном, так и на районном уровнях. У учащихся вызывают интерес английские стихи и проза. В начальной школе они с удовольствием учат маленькие стихи из книг для детей. В средней и старшей школе интерес вызывают Уильям Вордсворт и Уильям Шекспир. Ученики МБОУ Новоселковская СШ участвуют в конкурсах детского творчества. Школьники могут показать не только знание английской поэзии, но и разыграть различные сценки из жизни героев английских книг. Они участвовали в конкурсе чтецов на иностранном языке в январе 2016 года на районном уровне. Все дети получили грамоты, ученица 9 класса заняла призовое, третье место, ей вручили книгу и диплом участника.
Таким образом, изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру, способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.
Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Именно так изучение языка оказывается наполненным для школьников живым содержанием, оказывается для них все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит их пониманию других культур.

Список литературы:
1. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.П. Кузовлева. 5-9 классы: пособие для учителей ОУ/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова. – М.: Просвещение, 2012. -128 с.

2. Пассов Е. И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка. - М.: Глосса-пресс Феникс, 2010. – 640 с.
3. Рабочая программа. Английский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Н.В. Языкова, Е.А. Колесникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 112 с.




15