«Практическая работа на уроках окружающего мира как способ развития исследовательской деятельности обучающихся»


«Практическая работа на уроках окружающего мира как способ развития исследовательской деятельности обучающихся»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет к предмету «Окружающий мир» такие требования:
-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Задача учителя научить детей исследовать мир с помощью собственных наблюдений и экспериментов, задавая вопросы и добывая на них ответы, научить нестандартно мыслить, творчески подходить к любому вопросу, сделать всё, чтобы дети получали удовольствие от происходящего на уроках, от собственных исследований и догадок. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. Это очень важное умение, как с образовательной точки зрения, так и с точки зрения исследовательского обучения.
 Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Образовательная область «Окружающий мир» дает все возможности для организации исследовательского обучения, так как в основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
 Нужно отметить вариативность форм работы исследовательского обучения. Это может быть как индивидуальная работа, тогда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Это связано с тем, что учащиеся имеют различный уровень подготовки, различный уровень сформированности познавательных умений и навыков, различный темп работы, психологические особенности. То есть,  осуществляется в некоторой степени индивидуализацию и дифференциацию обучения. Цель подобной дифференциации – обеспечить наиболее благоприятные условия для развития у учащихся такого качества личности, как самостоятельность. Нужно использовать индивидуальную работу, так как исследовательское обучение, прежде всего, направлено на формирование личности, готовой к исследовательской деятельности, умеющей искать, анализировать, синтезировать, делать выводы и т.д. В групповой же работе ребёнок либо выполняет одну функцию, либо все, но в наименьшем объёме. Но нельзя забывать и о преимуществах групповой работы. При групповой работе ребёнок учится применять свои умения, помогать другим, что является не менее важным умением, больше того, он готовиться применять всё, чему научился в будущем, для чего собственно и нужно образование. Так же можно сочетать обе формы работы. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, на экскурсии собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал .Основная цель практической работы на уроках окружающего мира: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. В своей работе учителю необходимо формировать у детей представления об исследовательской деятельности, как о ведущем способе учебной деятельности. Содействовать развитию у обучающихся навыков связной речи и творческой исследовательской активности. Стимулировать у младших школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам. Содействовать формированию у детей научной картины мира.
Практические работы могут носить характер учебно-тренировочных (отработка умений работы с инструментами, конкретными материалами, приборами, станками, оборудованием, животными, растениями и т.п.). Быть опытно-конструкторского характера, например, изготовление действующих моделей учебных пособий, разработка радиосхем и изготовление радиоприборов, разработка проектов конструкций, компьютерных программ, совершенствование технологических процессов, стимулирующих познавательную деятельность учащегося. Опыт подобной работы присущ специализированным классам.
          Необходимо выделить три основополагающих этапа, в рамках которых  организовывается деятельность учащихся:
1 этап – подготовительный;
2 этап – непосредственное выполнение практической работы;
3 этап – этап итогового контроля.
Предварительно готовившись к занятию, учащиеся знакомятся с теорией по данному материалу, работают с картой, представленной в атласе, изучают материал учебника и дополнительной литературы, применявшийся в практической работе, готовятся к беседе с преподавателем по основным вопросам (представлены в методическом описании), пользуясь при желании дополнительной литературой. Непосредственно на практическом занятии преподавателем еще раз ставится цель и основные задачи. В зависимости от полученной в результате общения со школьниками обратной информации, как об их знаниях, умениях и навыках, так и их индивидуальных особенностях (темп работы и т. д.), преподаватель принимает решение о том, один ученик или с товарищем будет выполнять работу, сколько заданий и какие именно предоставить учащимся. В соответствии с этим учащимся предъявляется задание с полным описанием выполняемых действий и подробным инструктажем; с указаниями к действиям или только с целью задания, но без его подробного описания.
По окончании выполнения заданий учащимися производится анализ полученных результатов, сравнение их с теоретическим материалом. Сделав соответствующие выводы, они выполняют контрольные задания, отвечают на вопросы. Защита практической работы проводится в форме беседы с преподавателем. Вопросы к учащимся теперь уже носят преимущественно эвристический характер. Кроме того, педагог осуществляет более глубокий контроль, определяя, на каком уровне усвоен учебный материал: знание, понимание, применение, анализ, оценка.В проведении уроков и практических занятий по предмету «Окружающий мир», педагогу могут оказать колоссальную помощь такие новомодные гаджеты, получившие широкое распространение в сфере образования, как интерактивная доска или проектор, интерактивный глобус. Польза таких технологических инноваций неоспорима, ведь с их помощью можно наглядно смоделировать практически любой процесс либо природное явление. Дети наблюдают за тем, как происходят, казалось бы, самые простые, но вместе с тем трудно объяснимые события в жизни окружающего мира, совершенно неважно при этом, о какой именно среде идет речь — воде, воздухе или даже космосе.... При проведении практических работ и опытов в школе мы сталкиваемся с различного рода трудностями: в классе нельзя проводить опыты с нагреванием, т.к. установлены датчики пожарной сигнализации; нет специального оборудования для проведения практических работ. Поэтому в своей работе я постаралась подобрать такие опыты, которые не требуют особых материальных затрат, подручных средств, безопасны и интересны детям. Я работаю два года по программе «Начальная инновационная школа» и хочу поделиться своим опытом в проведении практических работ и опытов на уроках окружающего мира.
В первом классе при изучении темы «Сад на твоём окне» программой предусмотрена практическая работа «Уход за комнатными растениями». Детям предлагается вырастить фиалку из листа. Так как этот процесс довольно длительный, то фиалку дети выращивали дома, а для приобретения первоначальных навыков ухода и наблюдения за комнатными растениями мы решили вырастить на подоконнике в классе лук. Вот какие у нас получились Чипполинки.
В ходе выполнения практической работы учащиеся научатся называть и обосновывать основные правила ухода за комнатными растениями, понимать необходимость бережного отношения к природе, знать основные способы размножения некоторых видов растений.
При изучении темы «Книга источник знаний» была проведена практическая работа «Изготовление –гармошки». На этом уроке работа проводится в группах. Учащиеся изготавливают книжки-гармошки на одну из тем, указанных в третьем задании на с. 20 рабочей тетради: «Мои питомцы», «По дороге в школу», «В воскресенье», «Моя коллекция», «Мои удивления», «Мои любимые книги», или на какую-нибудь другую тему.
В ходе выполнения практической работы происходит знакомство с книгами различного жанра и назначения, с историей книги (книгопечатания), разделение книг на группы по основному признаку (по содержанию).
При изучении темы «Что такое явления природы» я показала детям опыты «Извержение вулкана» и «Землетрясение». Они вызвали огромный интерес у детей. Чтобы наглядно показать извержение вулкана я сделала из пластилина его модель. Для опыта мне потребовалась сода и уксус, подкрашенный красной краской. Дома ребята вместе с родителями сделали свои модели вулканов. Чтобы узнать как происходит землетрясение я раздала детям на каждую парту по два деревянных бруска и пластилин. Задание: 2 бруска положить рядом. Раскатайте пластилин так, чтобы он смог покрыть оба деревянных бруска. Накрыть бруски пластилином. Осторожно подвигайте бруски в противоположных направлениях. Посмотрите, что происходит. Сделайте выводы.
В ходе выполнения практической работы обучающиеся приобретают навыки безопасного поведения во время неблагоприятных природных явлений, учатся называть природные явления, распределять их на группы по существенному признаку; устанавливать причинно-следственные связи.
Одной из тем практических работ во втором классе является тема «Поиск ответа на проблемный вопрос». Каждый учащийся подготовил свой вопрос, используя источники интернета и детские энциклопедии. Я рекомендую книгу Т.Яценко «Почему трава зеленая и ещё 100 детских «почему». Ребята подобрали очень интересные вопросы и мы решили на каждом уроке отвечать на один из таких вопросов. Я посоветовала детям посмотреть в интернете ролики опытов, которые можно сделать вместе с родителями в домашних условиях. Дети попробовали вырастить сахарные кристаллы и у них это отлично получилось.
При проведении практической работы по теме урока «Изучаем свойства воды», после изучения основных свойств воды я продемонстрировала следующие опыты: преломление света в воде, оптические свойства воды и опыт«Радуга» . (Предмет, погруженный в воду, кажется больше своих реальных размеров из-за преломления лучей света при прохождении из одной оптической среды (воздух) в другую(вода). В этом случае вода выполняет роль увеличительного стекла.) , Для опыта «Радуга» нужна белая салфетка, фломастеры и стакан с водой. Ребята нанесли на салфетку точки фломастерами, в соответствии с расположением цветов радуги, и опустили один конец салфетки в воду. Радуга готова.  Почему так происходит: Бумага имеет волокнистое строение, которое напоминает строение стебля растений. Попадая в тонкие волокна (у растений они называются капилляры), вода принимает вогнутую форму и стремится подняться вверх. Чем тоньше волокно, тем выше поднимается вода. 
В ходе выполнения практической работы обучающиеся научатся определять свойства воды, проводить несложные исследования и опыты, извлекать из источников дополнительную информацию.
При изучении темы «Знакомьтесь- воздух» был проведен опыт«Сухая салфетка» ( Сухую бумажную салфетку располагаем на дне стакана. В таз наливаем воды, стакан переворачиваем и опускаем его на дно. Стакан придется удерживать усилием, т.к. он будет пытаться выпрыгнуть из воды. Если аккуратно опустить стакан на дно и потом достать, то салфетка, расположенная на дне стакана, останется сухой. Вода не сможет наполнить стакан и намочить салфетку, поскольку в стакане остался воздух. Воздух в стакане сжимается и создает давление, которое не дает воде заполнить весь стакан. Вода в стакане есть только у верхней кромки. По такому принципу работает «водолазный колокол» — металлический колпак, который создает условия, для работы на дне водоема). После изучения темы «Царство животных» мы провели практическое занятие «Почему клювы у птиц разные?». Для практической работы нам понадобились разные предметы: 2 чайные ложки, 2 китайские палочки для еды, щипцы, пинцет, прищепки, зубочистки и т. п. Используя все приготовленные материалы («клювы»), посмотри, какие предметы ты можешь поднять (зёрнышко, камушек, карандаш и т. п.). Составьте список предметов, которые удалось понять каждым из «клювов». Сделайте вывод.
В ходе выполнения практической работы перед учащимися была поставлена задача выявить основные и отличительные признаки класса птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва;
Ещё один способ провести практическую работу по этой теме- это предложить учащимся дома найти и вырезать из старых газет, журналов изображения животных. На уроке, желательно в парах или небольших группах, попробуйте рассортировать и классифицировать этих животных: по количеству конечностей, по месту обитания, по стране происхождения. Являются ли они плотоядными или травоядными, быстрыми или медлительными, водными или сухопутными. Активны ли они днём или в ночное время и т. д. Придумайте свой способ классификации.
Эта практическая работа позволяет расширить мотивацию учащихся, общий кругозор и эрудицию, учит работать самостоятельно и в группах.
Так же программой предусмотрены различные практические работы с глобусом (смена дня и ночи, смена времён года). Я использовала интерактивный глобус который позволил сделать работу более интересной ,так как дети получили дополнительные знания о нашей планете.
Я считаю, что данный опыт проведения практических работ и опытов на уроках окружающего мира помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал. У них развивается познавательный интерес. Появляются вопросы, на которые им хочется найти ответ, что в конечном итоге ведёт к развитию исследовательской деятельности обучающихся.
Список использованной литературы.
1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/01/20/prakticheskie-raboty-na-urokakh-okruzhayushchego
2. http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/okruzhajuschij-mir-jekologija/169300-prakticheskaja-rabota-na-urokah-okruzhajusche.html3. http://razvivash-ka.ru
4.https://infourok.ru/pourochnye_razrabotki_po_okruzhayuschemu_miru_1_klass_uchebnik_v.a._samkova-191966.htm
5. Т.Яценко «Почему трава зеленая и ещё 100 детских «почему».ООО «Питер Пресс» 2014г.
6. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/uroki/proviedieniie-opytov-i-ekspierimientov-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie
7. http://ppt4web.ru/pedagogika/ispolzovanie-ehlementov-issledovatelskojj-dejatelnosti-na-urokakh-okruzhajushhego-mira.html