Исследовательская работа ученицы 4 класса Монтоскиной Александры Стрит-арт: творчество, свобода, жизнь


IV муниципальная конференция проектно-исследовательских работ
обучающихся 1-4 классов «Ступеньки открытий»

Стрит-арт: творчество, свобода, жизнь
автор: Монтоскина Александра Николаевна
МБОУ г. Иркутска Средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучением отдельных
предметов № 64
Научный руководитель: Сигаева Ольга Викторовна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 64
2016 год
Содержание
Содержание………………………………………………………………………………………2
Введение…………………………………........………………………………………………….3
Историческая справка……………………………………………………………………….…..4
Стрит-арт в Иркутске………………………………………......………………………………..4
Исследование об стрит-арте……………...……......……………………………………………5
Заключение...…………………………………………………………………………………….6
Приложение 1………………………………………………………………….....……………..7
Приложение 2…………………………………...………………………………………………8
Список используемой литературы……………………………………………………………..9
Введение
Стрит-арт – направление в современном изобразительном искусстве. Его основной частью является граффити, но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры, трафареты, различные скульптурные инсталляции. Художник создает свой «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте – не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу.
Актуальность. Тема стрит-арта стала актуальной для специалистов по оформлению культурной среды города с самого начала своего существования. Актуальна она и по сей день. Но самое большое распространение пришлось на начало 2000-х. Появилась определенная свобода по многим направлениям жизни, в том числе и стрит-арт завоевал свою нишу в городской среде.
Актуальность нашей работы заключается в том, что стрит-арт приобретает большую популярность, но кто-то видит в нем искусство, а кто-то придерживается мнения о том, что это вандализм.
Цель: осмыслить значение стрит-арта в современном обществе.
Задачи:
Изучить литературу по данной проблеме;
Провести опрос среди учеников 4 Г класса школы № 64 на знание этого направления;
Изучить развитие стрит-арта в городе Иркутске.
Методы исследования: изучение литературы, сбор Интернет-ресурсов, анкетирование, анализ полученной информации.
Объект исследования: стрит-арт.
Предмет исследования: мнение общественности о стрит-арте.
Гипотеза: Возможно, стрит-арт является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае – это вандализм.
Историческая справка
Еще несколько лет назад стрит-арт принимали за хулиганство: граффити на вагонах метро, задержания и обвинения в вандализме. Никто не воспринимал творчество «художников» всерьез, власти устраивали слежки, обыски домов и мастерских. Только к концу XX века стрит-арт находит своих приверженцев и поклонников, а в начале XXI — становится полноценным видом художественного искусства, со своими выставками, аукционами и идолами. Сегодня многие работы уличных художников могут посоревноваться в стоимости с картинами известных живописцев.
История стрит-арта началась с того, что еще в 60-х годах прошлого века на зданиях улиц Филадельфии начали появляться замысловатые надписи, впоследствии получившие название «тэги». Тэги не имели никакого отношения к искусству, их нужно было написать, как можно больше и в самых необычных местах. К концу десятилетия тэги появились в Нью-Йорке, они заполонили все возможные поверхности: стены зданий, вагоны метро, биллборды. Уличные банды с помощью тэгов метили свою территорию влияния.
В 1973 году появилось самое распространенное направление стрит-арта – граффити, предоставляющее гораздо больше возможностей для самовыражения, нежели тэги. Масштабы стрит-арта благодаря граффити сильно увеличились, райтеры украшали стены художественными зарисовками и различного рода лозунгами, но вскоре их деятельность была приравнена к вандализму и запрещена. Стрит-арт на некоторое время покинул улицы и оказался на грани исчезновения.
В начале 21-го века художники стрит-арта начали создавать 3D-изображения, выполненные с учетом перспективы и угла зрения, появился термин «оптические иллюзии». Благодаря своим интерактивным иллюзиям получил известность Курт Вернер, бывший сотрудник НАСА. Свои математические навыки теперь художник использует для создания огромных напольных и настенных фресок. Люди, которые фотографируют эти творения стрит-арта, словно взаимодействуют с персонажами на рисунках и тем самым «оживляют» их.
Стрит-арт в Иркутске
В стрит-арт находят место произведения художников, фотографов, писателей, дизайнеров, музыкантов, танцоров, кинематографистов. Жанр диктует ряд условий:
свежий взгляд на проблему;
необычные или нетрадиционные изобразительные средства;
креативное позитивное мышление.
Уже стал традиционным в Иркутске экстрим-фестиваль «Голос улиц». Художники, танцоры, рэп-исполнители и экстрималы собираются в скейтпарке на сквере Кирова.
Программа фестиваля предусматривает марафон наиболее ярких событий в стиле стрит-арт. Иркутяне с интересом наблюдают показательные выступлений экстрималов, брейкденсеров, реп-баттла.
Работа художников на легальной стене продолжается в течение одного дня. В итоге иркутяне до сих пор любуются яркой необычной композицией на центральной площади города. По отзывам, у большинства прохожих такое Граффити вызывает не только интерес, но положительный заряд энергии. На заключительном этапе фестиваля горожане могут увидеть завершённый спектакль – крупная картина в комплексе с шоу программой.
Главный и единственный организатор фестиваля - команда «360 BoardshopTeam» с 2005 года занимается подготовкой и проведением мероприятий экстрим-формата. «Голос улиц» проходит при поддержке комитета по молодёжной политике при администрации города.
Все настоящие иркутские художники стрит-арта соблюдают кодекс, который гласит: «Не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще, не рисуй на жилых домах - не навязывай людям свое мировоззрении, Не пиши на именах других художников, тем более на чужих работах. Под строгим запретом рисунки на надгробиях, мемориальных стен и машинах».
Исследование знаний об стрит-арте
Мы провели опрос среди учеников 4 «Г» класса иркутской школы № 64. В нем приняли участие 21 человек. Им были заданы следующие вопросы:
Знаете ли вы, что такое стрит-арт?
Хотели бы вы им заниматься?
Где на улицах Иркутска вы видели работы уличных художников?
Привлекли ли они ваше внимание?
Что запомнилось больше всего?
Всего 8 человек знают, что такое стрит-арт. Остальные 11 не знают, что это такое. Один из опрашиваемых дал пояснение, что это рисунки на стенах. (Приложение 1).
Из них 7 учеников хотели бы заниматься украшением улиц. Свой выбор не определили 3 человека. Остальные 11 ответили, что не хотели бы познакомиться с новым направлением. (Приложение 2).
Наиболее запоминающиеся творения находятся в Радужном, на Академической, Якоби, в Ново-Ленино, на Нижней Набережной, в Центре, возле «Модного Квартала». Детей привлекло изображение вида Иркутска, портрет Александра Сергеевича Пушкина, Радужные птицы, рисунок Ангары, лица. Больше всего детям нравятся яркие рисунки, в том числе космическая тематика.
Заключение
Многие молодые иркутяне стремятся приобщиться к экстремальным видам спорта. Им очень нужны опытные наставники, поддержка взрослых, способных обезопасить жизнь и здоровье подростком, сохранив при этом интерес к новым веяниям уличной культуры.
Организаторы рассчитывают, что «Голос улиц» станет доброй традицией, ежегодным фестивалем, укрепит отношения неформальной молодёжи с администрацией.
Мои сверстники в большинстве случаев не знают, что такое стрит-арт. Мне кажется, что многие хотели бы им заняться, если бы владели информацией по этому направлению.
Стрит-арт, как одно из направлений современного молодежного движения, является искусством и имеет право на существование. Но при этом мы должны отметить, что как любой другой вид общественной деятельности стрит-арт должен приносить пользу, а райтеры не должны переходить определенные рамки, за которыми искусство превращается в вандализм.
Предлагаем начать строительство полноценного современного крытого скейтпарка, салонов стрит-арта, которые, возможно, станут визитной карточкой города на Ангаре.
Приложение 1

Приложение 2

Список используемой литературы
История развития стрит-арта. [Электронный ресурс]. Форма доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82-%D0%B0%D1%80%D1%82
Новое литературное обозрение. Стрит-арт в контексте современной городской культуры. [Электронный ресурс]. Форма доступа: http://www.nlobooks.ru/node/2954Второй Стрит арт и Экстрим Фестиваль "ГОЛОС УЛИЦ" в Иркутске [Электронный ресурс]. Форма доступа: https://vk.com/club37757719Словарь терминов Российской Академии художеств [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rah.ru/science/
ХанМагомедов, С.О. Пионеры Советского Дизайна / С.О. ХанМагомедов, К.А. Сельвинский – М. : «Галарт», 1995. 108 с.
Стритарт как искусствоведческая проблема. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://shmandercheizer.livejournal.com/20232.html