Презентация коучинг — семинар для учителей на тему: Развитие логического мышления на уроках русского языка


« Учение есть труд и должно быть трудом, полным мысли» К.Д.Ушинский. «Учение без мысли – напрасный труд.» Конфуций. . Цель: Определить понятие « логическое мышление , научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приёмами и методами для развития логического мышления школьников.Задачи:1.Выявить уровень знаний учителей по данной теме.2.Рассмотреть различные подходы к формированию логического мышления учителя и учеников.3.Обосновать необходимость развития логического мышления для учителей и учеников.4. Научить различным приёмам развития логического мышления, которые можно использовать на различных этапах урока. Ожидаемый результат: Знания учителей о различных приёмах и техниках развития логического мышления;умение применять их на различных этапах урока. Подходы к проведению занятия: Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата. План работы коучинга:1.Вводная часть.2.Определение целей и задач семинара.3. Слово коуча о стратегиях и приёмах развития логического мышления.4. Работа групп по выполнению заданий.5. Обобщение. Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво требуется нам во многих жизненных ситуациях , начиная с решения несложных задач.Чтобы объяснить, что такое « логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих. Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», « искусство рассуждения», « речь», « рассуждение» и даже «мысль». Логическое мышление- это одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка. Развитие его ума, формирование занимательных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое.Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребёнка больше характерно наглядно – образное мышление, для другого – наглядно- действенное, а третий – с лёгкостью оперирует понятиями.Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.Логическое мышление не даётся нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический. Обучение русскому языку имеет большое значение в развитии логического мышления учащихся. « Тот, кто хочет развивать способность языка в ученике, должен развивать в нём прежде всего мыслящую способность», - писал К.Д.Ушинский.В процессе обучения русскому языку у учащихся совершенствуются сложившиеся на уроках родного языка и других предметов мыслительные операции.( умение наблюдать, способность сравнивать, анализировать и синтезировать, абстрагироваться от конкретных фактов).Таким образом, русский язык как учебный предмет позволяет реализовать в ходе обучения воспитательные, коммуникативные и общеобразовательные цели в неразрывном единстве. Задача учителя – использовать эти возможности в своей повседневной практической деятельности. Высшей формой познавательной деятельности человека в реальном мире выступает мышление, получающее своё выражение в языке. Без языка мысли не могут быть оформлены, закреплены и сохранены, так как « язык есть непосредственная деятельность мысли». Таким образом, язык и мышление неразрывно связаны между собой, что, однако, не позволяет их отождествлять. Развитие логического мышления школьников не может наиболее эффективно осуществляться в рамках одного предмета (математики), а лишь при чередовании вопросов из разных областей знания - и в русском, и в истории, и в чтении.Для развития логического мышления использую разнообразные игры и упражнения. Вот некоторые из них, которые я использую на уроках русского языка:Игра «Зашифрованное слово» (формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез). Задание: Из каждого слова взять только первый, второй, последний слоги и записать полученное слово.По первому слогу:Предлог, логово, железо, низина, енот. (Предложение).По второму слогу:Пуговица, молоток, лава. (Голова.)По последнему слогу:Колесо, село, панама. (Солома).Найти самим спрятанное слово:Сапоги, парашют, фантазия. (Сарафан.)Игра «Выбывание слов» (игра учит сравнивать, анализировать и рассуждать).Задание: найти лишнее слово.Темный, темнеть, зеленеть, цветет.Грамматическая арифметика.Череп – п + муха = черемухаЧистый – ый + о + тело – о = чистотелЧасть – ь + ушко – о + а = частушкаЧерный – ый + о + слива - а = чернослив На доске записаны слова: Медведь карась комар Ж р ? Азбука кровать ель К м ?-Какие буквы нужно написать под словами и почему?(Медведь-животное, карась-рыба и т. д.)Замените выражение одним словом.Странный человек. (Чудак.)Сказочное существо. (Чудовище.)Пастух, который пасет овец в горах. (Чабан.)-Какую букву будем писать на минутке чистописания? Почему так решили?На доске написаны слова:Снег, флаг, враг, друг, круг, утюг.-Прочитайте слова. Какое слово лишнее? (Утюг-2 слога) Что общего? Какая буква на конце слов? Лотографы-слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв.Например: Известное я блюдо, Но лишь прибавишь «м» Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (Уха-муха.) 4.Загадки-шутки, связанные с омонимичностью слов.Например: Какой город летает? (Орел.) На уроках использую разноуровневые самостоятельные работы. Ведь самостоятельная работа – одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, внимания, а также творческих способностей. Не секрет, что в школу приходят ученики с разным запасом знаний, с разным потенциалом. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное задание. При выполнении I уровня ученик закрепляет базовые знания каждой ступени традиционной системы. II уровень-уровень повышенной сложности. Предполагает к усвоению базисных знаний развитие речи и логического мышления. III уровень - творческий. Он предполагает написание мини-сочинений, исправление грамматических ошибок.Через поуровневое обучение создаются благоприятные условия для образования, творческого развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и интересов. Имена собственные.I уровень а) Прочитайте.Первым пришел Аркаша. Затем пришел Руслан. Они выпустили Геракла, который помчался к домику, где ночевали три собаки - Полкан, Мухтар, Султан. Прибежали близняшки Маша и Наташа. При их виде дельфины Гришка и Мидея высунулись из бассейна.б) Запишите имена собственные в два столбика.II уровень а) Составьте предложения из слов каждой строчки.Волги, на, заливные, берегах, луга.Африке, год, в, зеленеют, круглый , деревья.Зорге, на, построили, улице, дом. б) Напишите предложения.III уровень. Придумайте имена собственные и запишите их.Город..., планета..., река..., деревня..., фамилия..., Урок-презентация Беседа Урок - практикум Сочинение-эссе, творческие изложения Ребусы, кроссворды,загадки Синквейн Кластер Учебно – мозговой штурм Самостоятельная работа Занимательные игры Разноуровневые задания Урок - зачёт «У всякой науки есть своя логика. Есть она и у школьного предмета «Русский язык». Разные виды уроков помогают учителю сделать деятельность своих учеников интересной, полезной. активной и в конечном результате, успешной.Вывод: тренируя ум, человек:становится наблюдательным, сообразительным, остроумным, приобретает многие полезные качества, которые составляют культуру мышления или умственную культуру.Наша страна доверила нам самое дорогое – своё будущее, свою смену. Мы должны оправдать это доверие. И пусть девизом каждого учителя будут мудрые слова « Сердце отдаю детям!»Возможно, когда-нибудь , кто-нибудь из наших учеников скажет как А.Македонский: « Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Ради этого стоит быть современным учителем! Учитель! Независимость страныЗависит от того , каков ваш труд,-За что вас любят, и за что вас чтут,И от того, как вы учили жить,Зависит всё, что важно для страны – Её промышленность, наука, - может быть,Отсутствие болезней и войны. Спасибо за внимание! Следующий этап работы : учителя делятся на группы , составляют постеры и защищают их.Задание :на основе полученных текстов притч « Притча о материнском сердце» и « Я поздно понял» учителя должны показать какие виды и методы работы будут применять на уроке по развитию логического мышления учащихся.Обсуждение. Анализ. Итог коучинга.Рефлексия по методике « Две звезды и одно пожелание»