Методическая разработка Проектная деятельность на уроках биологии и экологии


Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы "Кадетская школа-интернат № 5
"Преображенский кадетский корпус"
Проектная деятельность
на уроках биологии и экологии.методическая разработка
учитель биологии
Омарова Э. Р.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………....3
2. Теоретическая часть ………………………………………………………...4
3. Организации проектной деятельности на уроках ………………………...7
4. Заключение……………………………………………………………………9
5. Литература…………………………...………………………………………..10
Введение.
Целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни, как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде.
Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Для развития познавательного интереса у учащихся в своей педагогической деятельности я широко использую методы проектной технологии.
В чем я вижу актуальность данной темы?
Я хочу, чтобы учащиеся овладели определенными умениями самостоятельной работы, помогающими им организовать свою деятельность (умение читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, брать интервью, работать со справочным материалом, пользоваться компьютером, планировать свою деятельность, уметь аргументировано отстаивать свою позицию, исследовать, оформлять, оценивать, документировать результаты работы и т. д.). Данная тема занимает немаловажное место в содержании образования, т.к. самостоятельная деятельность учащегося на обычном занятии регламентируется указаниями и заданиями учителя. Проект же предполагает собственную ответственность учащегося за распределение времени, за содержание и формы работы.
Теоретическая часть.
Мое понимание проектной деятельности.
Метод учебных проектов подразумевает:
- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;
- выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование;
- социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.
Преимущества проектного обучения
•Поощрение активного исследования и мышления на высоком уровне.
•Возрастание уверенности учащихся в собственных силах и возможностях и улучшение отношения к учебе.
•Учащиеся, участвующие в работе над проектами, берут на себя ответственность за собственное обучение более осмысленно по сравнению с традиционными методами учебной деятельности. В результате улучшается качество обучения.
•Усиливаются возможности развивать у учащихся обобщенные умения и способы деятельности, такие как мыслительные умения высокого уровня, видение и решение проблем, сотрудничество и общение.
•Появляется более широкий спектр возможностей для обучения учащихся разного уровня развития, разных в культурном отношении.
Учебные проекты классифицируют на:
По направленности:
- исследовательские, информационные, творческие и др;
- групповые или индивидуальные;
- монопроекты или межпредметные.
По продолжительности:
- мини, краткосрочные и долгосрочные
Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов
УУД, формирующиеся в процессе проектной деятельностиРефлексивные умения
Умение осмыслить задачу, для которой недостаточно знаний;
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Исследовательские умения
Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия;
Умение самостоятельно найти недостающую информацию;
Умение запросить недостающую информацию у учителя, у специалиста;
Умение находить несколько вариантов решения проблемы;
Умение выдвигать гипотезы;
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умения и навыки работы в сотрудничестве
Умения коллективного планирования;
Умение взаимодействовать с любым партнёром;
Умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
Умения находить и исправлять ошибки в работе других участников.
Коммуникативные умения
Умение вступать в диалог, задавать вопросы;
Умение отстаивать свою точку зрения;
Умение находить компромисс.
Презентационные умения и навыки
Навыки монологической речи;
Умение уверенно держать себя во время выступления;
Умение использовать различные средства наглядности;
Умение отвечать на незапланированные вопросы;
Артистические умения.
В своей практике я использую несколько видов проектов: 1. Информационно - поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
При выполнении информационно - поискового проекта ученик:
- Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции,
- Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией,
- Обобщает и анализирует информацию,
- Делает выводы,
- Корректирует поиск по уточненным направлениям,
- Анализирует и обобщает новые факты,
- Организует проведение «внешней» оценки.
2. Исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
При выполнении исследовательского проекта ученик:
- Структурирует проект в логике научного исследования,
- Включает в проект аргументацию его актуальности,
- Определяет объект и предмет исследования,
- Обозначает цели и задачи проектного исследования,
- Формулирует гипотезу исследования,
- Определяет методы исследования,
- Конкретизирует источники информации,
- Выводит методологию исследования,
- Определяет пути решения проблем,
- Осваивает новое опытным путем,
- Оформляет проект в виде выводов,
- Подтверждает или опровергает гипотезу.
3. Продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.
При выполнении данного проекта ученик:
- Определяется со способом реализации проекта,
- Развивает проект в подчинение формы конечного результата,
- Стремится получить творческий продукт,
- Проводит презентацию,
- Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
Организации проектной деятельности кадет на уроках.
Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: 1.Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки. 2.Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. 3.Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта.
При изучении в 8 классе темы «Пищеварение в ротовой полости» предлагаю ученикам в рамках мини-проекта дать физиологическое обоснование пословицы «Кто долго жуёт, тот долго живёт»
Учащимся предлагается алгоритм работы:
1. Определение темы мини-проекта.
2. Постановка проблемы.
3. Определение цели и задач.
4. Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели.
5. Результаты исследований.
Оформление учащимися мини-проекта /пример/
Тема мини-проекта: «Кто долго жуёт, тот долго живёт»
Проблема: что происходит с пищей в ротовой полости
Цель работы: выяснить, почему так важно тщательно пережевывать пищу
Задачи:
- установить, что происходит с пищей в ротовой полости;
- определить значение механической обработки пищи;
- выяснить, как правильно жевать.
Рабочая гипотеза: тщательно пережеванная пища лучше усваивается.
Результаты исследований: При тщательном пережевывании пища измельчается, а это увеличивает ее площадь соприкосновения с пищеварительными ферментами слюны и эффективнее происходит процесс обеззараживания, и тем безопаснее становится наша пища. Пищеварение начинается в ротовой полости, поэтому жевать нужно до тех пор, пока пища не превратится в однородную кашицу и пока ощущается её вкус.
Некоторые темы мини-проектов, которые мои ученики с удовольствием выполняют на уроках и в качестве домашнего задания:
7 класс «Паразитические простейшие», «Простейшие - симбионты»,
«Опасные кишечнополостные»
8 класс «Кто долго жует, тот долго живет?», «Витамины. Азбука здоровья»,
«Мы живем не для того, чтобы есть или едим для того, чтобы жить?»,
«Кровь – зеркало здоровья», «Предупреждать лучше и легче, чем лечить»,
«Какие привычки вредные и почему?».
9 класс «Клетка – государство в миниатюре», «Белки – основа жизни»,
«Мутации: двигатель эволюции или угроза человеку».
10 класс «Водные ресурсы Москвы. Грозит ли Москве дефицит воды?»,
«Транспорт Москвы. Какой городской транспорт является наиболее перспективным с точки зрения экологической безопасности топлива и эффективности перевозки пассажиров », «Энергетика Москвы. Энергосберегающие технологии».
Убеждена, что проектная деятельность способствует формированию субъект - субъектных отношений между учителем и учениками. Я выступаю как равноправный участник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Совместная деятельность помогает мне накопить новые знания, а ученикам интегрировать знания и умения, а затем применить в практической деятельности. Все это способствует расширению образовательного пространства. Предоставляю обучающимся как можно большей самостоятельности в работе на всех этапах проекта, но всегда помню о необходимости постоянного контроля их деятельности. Проект позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда. Проявляется внутренняя мотивация, побуждающая увлеченную, заинтересованную личность продолжить процесс погружения в проблему и вывести данного ученика на качественно новый уровень познания. В процессе разработки и реализации проекта создаю условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. У учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то рисовать, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику. Таким образом создается ситуация успеха для каждого кто принял участие в работе.
Заключение.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. 
Используемая литература: 
1. Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания: М.: Школа-пресс, 1998. 2. Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников: Сунтарский республиканский политехнический лицей, 2004. 3. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004, № 1. 4. Маш Р.Д. Юный медик: Журнал "Биология” № 26, 1995. 5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001. 6. Русских Г.А. Технология проектного обучения: Биология в средней школе.//Биология в школе. – 2003. - № 3. 7. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - Санкт-Петербург: "Каро”, 2005. 8. Терехова Г.В. Замкнутый круг? // Технологии творчества. - 1998. - № 2. 9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.