Статья Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности


Единственный путь,
ведущий к знаниям - это деятельность...
Бернард Шоу
С 1 сентября 2015 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общегообразования (ФГОС ООО).
Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) – ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования.
- Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).
- Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия.
- Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход.
- Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность.
Метод проектов – это метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении.
Проектная деятельность – это форма деятельности детей, структура которой совпадает со структурой проекта и позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. (Особенно актуальна для детей с пониженной мотивацией)
Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
На экране представлены требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по тексту ФГОС ООО)
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся
Формирование личностных УУД:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД
Сбор, систематизация, хранение, использование информации
Какие бывают типы проектов?
Проекты бывают:По продолжительности подготовки: – краткосрочные (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);– средней продолжительности – долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более.По количеству участников: – индивидуальные – работа в парах – групповые (4-6 человек) По методу: – творческие проекты (формируются креативные способности). Пример: газета, видеофильм, подготовка выставки.
- ролевые, игровые проекты. В них участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий математического вечера, фрагмент урока, кроссворды.
– исследовательские (моделируется ситуация реального научного исследования) . Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.
– информационные (ознакомительно-ориентированные) проекты.
Пример: различные сообщения, доклады.
- практико-ориентированные проекты (создается социально- значимый продукт, который в дальнейшем может быть использован его авторами и другими учащимися) Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.
Основными этапы организации проектной деятельности учащихся являются:
1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий. Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта). Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.
Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.
2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Учащиеся вырабатывают план действий.
Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.
3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы).
4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).
Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
5. Презентация (итоговый отчет каждой группы).
6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).
Важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.
Учащиеся приобретают следующие ключевые компетентности: 
- готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к  самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность.
Метод проектов или проектная деятельность - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащихся путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем преподавателя новых «продуктов».
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Именно проектно-исследовательскаядеятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности.
Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование данного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.
Ещё Конфуций говорил:
«Я слышу – и забываю,Я вижу – и запоминаю,Я делаю – и понимаю».