Научно-исследовательская работа на тему Сохранение и восстановление леса


-800735-710566

Секция: Экология
Автор исследовательской работы:
Хайдарбиева Милана Халидовна,
ученица 10а класса
МКОУ «Гимназия №2 им. А.М. Сайтиева»
Научный руководитель:
Исмаилова А.И.

г. Хасавюрт
2016г.

Содержание
Аннотация----------------------------------------------------------------------------3
Введение ------------------------------------------------------------------------4
1. Методы работы школьного лесничества--------------------------------5
2. Области деятельности школьного лесничества‎ (‏этапы развития)-6
3.Результаты работы школьного лесничества (выводы‎)-----------------7
4.Заключение.‎ (‏Практическая значимость работы лесничества)-----8
6.Литература-------------------------------------------------------------------------9
7.Приложения-----------------------------------------------------------------------11
‎ ‏Карта-схема школьного лесничества «Зеленая планета»





Аннотация
Реализуя Программу развития движения школьных лесничеств Федерального агентства лесного хозяйства, в Учебно – методическом центре создана Общероссийская база данных передового опыта школьных лесничеств.
Школьное лесничество - один из вариантов организации дополнительного образования обучающихся образовательных учреждений по лесовосстановительному, эколого - просветительскому направлениям.
В нашей гимназии 1 марта 2012 года по инициативе Хасавюртовского лесхоза и администрации гимназии было организовано школьное лесничество. Организаторы лесничества директор Хасавюртовского лесхоза Аджиев И.Б., Государственные инспектора по охране леса ГКУ РД «Хасавюртовское лесничество» Изаметдинов А.Г. и Кочкаров М.К. и директор гимназии №2 им. А.М. Сайтиева Хайдарбиев Х.С. . Оно работает и в настоящее время. За школьным лесничеством «Зеленая планета» закреплено квартал №6 лесных угодий общей площадью 2 гектара. На этой площади ребята учатся ухаживать за лесом, выращивать и оберегать лес.
В честь 200-летия Лесного Департамента России заложены культуры лиственницы сибирской и ели обыкновенной на площади 1 гектар с количеством посадочных мест 2 тысяч штук. В среднем каждым учеником лесничества произведена посадка 120 саженцев. Тем самым внесён посильный вклад в выполнение Всероссийской программы «Леса России». На каждый год лесничеству доводится производственное задание.
На занятиях школьного лесничества выступают работники лесничества, помогают осуществлять санитарные рубки лесники.


Введение
Когда 2011 год был объявлен Ассамблеей Организации Объединённых Наций Международным годом лесов наша страна отмечала 185-летие с момента появления в России профессии лесничего – профессии, которая всегда считалась в нашей лесной державе благородным и уважаемым делом.
В Хасавюртовской гимназии №2 им. А.М.Сайтиева уже 4 года работает школьное лесничество «Зеленая планета», которое активно участвует в сохранении и восстановлении лесов. Моя работа актуальна, как сказал русский писатель Л. Леонов: «Создавать творцов и покровителей леса ещё важнее, чем выращивать сам лес». В 2014 году было сухое жаркое лето не только в нашей стране, но и во всей Европе, сгорели не только площади, покрытые лесом, но и многие посёлки и даже окраины городов, пострадали и погибли люди и остались без крыши над головой. Необходимо восстанавливать и сохранять леса. В нашей республике Дагестан в мае 2012 года проходил конкурс среди школьных лесничеств, а в сентябре 2013 года наша гимназия заняла 3 место в этом конкурсе.
В нём школьники-лесники приняли активное участие.
Цель исследования: активизировать работу школьного лесничества по сохранению и восстановлению лесов.
Задачи:
1. Продемонстрировать основные методы работы школьного лесничества
2. Показать этапы развития и области деятельности лесничества
3. Познакомить с результатами работы школьного лесничества
4. Раскрыть практическую значимость школьного лесничества




Методы работы школьного лесничества
Основным методом работы школьного лесничества является экологический мониторинг (информационная система слежения за состоянием отдельных компонентов окружающей среды), включающий:
-наблюдение,
-сравнение,
-измерение,
-эксперимент, как способ проверки предположений,
-оформление наблюдений и экспериментов в виде таблиц, формул, диаграмм, графиков, экскурсии по экологической тропе и по эколого-краеведческому музею,
-флористическое описание природных комплексов.
Области деятельности школьного лесничества ( Этапы развития)
Самым первым делом школьного лесничества была посадка саженцев лиственницы сибирской и ели обыкновенной в год 200-летия Лесного Департамента России. Проведение каждой практической работы сопровождается инструктажем по технике безопасности работы в лесу. Затем проходит теоретическое занятие, показ мастера леса, как выполнять посадку и непосредственное выполнение работы.
Второе крупное дело – это создание экологической тропы длиной 1,5 км с восемью учебными площадками на ней.
Следующим этапом развития лесничества стали исследовательские работы на экологической тропе и делянках школьного лесничества, которые проводились под руководством работников лесного хозяйства города Хасавюрт, ребята посещали экологическую школу еженедельно по средам, принимали участие в конкурсах «Знатоки природы», практических занятиях, конференциях по охране окружающей среды, участвовали в конкурсах на звание лучшей экологической школы. Создание лесопитомника в 2015 году, точнее его школьного отделения, дало возможность иметь собственный посадочный материал для озеленения посёлка. Следующим этапом развития лесничества стало восстановление краеведческого музея, который получил статус эколого-краеведческого, так как прадеды, деды и отцы большинства ребят работали в леспромхозе, лесхозе или в лесничестве, то необходимо было сохранить память о замечательных тружениках родного края. Музей имеет следующие отделы: природа родного края, история посёлка, история леспромхоза и лесхоза, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны лесных предприятий, история школы. Кроме перечисленных выше мероприятий, ребята изготовляют скворечники и кормушки, огораживают муравейники, создают места отдыха на экологической тропе, ведут пропагандистскую работу среди населения и помогают ветеранам.

Результаты работы школьного лесничества
Убийца всех достоинств человека – безделье.
И позорнее порока в людях не было и нет.
Не в праздном воздыханье на диване,
А в празднике полезного труда ищи свой смысл.
Эти слова Фазу Алиевой мы взяли эпиграфом к работе школьного лесничества, так как оно приучает детей к полезному труду на благо своей малой Родине, воспитывает любовь к России.
Создание экологической тропы «Войди в лес другом!» длиной 1,5 км с восемью учебными площадками на ней позволило создать условия для проведения экскурсий с непосредственным показом экосистем леса, проводить практические и исследовательские работы на ней, активизировать участие населения в охране природы родного края, воспитывать экологическую культуру и проводить профессиональную ориентацию учащихся. На экологической тропе проведено 7 экскурсий для учащихся разного возраста, выполнено несколько практических работ, 10 исследовательских работ. С этими работами юные лесники выступали на городских конкурсах.
Создание лесопитомника, точнее его школьного отделения дало возможность посадки саженцев на территории посёлка, а также научить юных лесников выращивать саженцы различных пород.
16 сентября 2015 года школьное лесничество «Зеленая планета» приняла участие в акции «Лесники открывают двери»
Работа школьного лесничества летом 2015 года научила ребят осветлять лесные культуры на делянках в лесу, создать альпийскую горку и клумбы. В июле 2015года рассадили ёлочки вдоль дороги через лес. Заложили новый питомник лесных культур на пришкольном участке. Высадили в Национальный день посадки леса в России – 14 мая 500 саженцев.
Заключение
Одним из центров развития творчества учащихся, кроме школы и Дома культуры является школьное лесничество. Многие дети хотят работать в лесничестве и охранять природу родного края. Они с удовольствием участвуют в конкурсах на лучший рисунок птичьей столовой, лучшего места отдыха, операциях «Кормушка», «Птичье новоселье», «Сохраним муравейники», в акции «Больше кислорода!», посадке саженцев и уходе за лесными культурами, озеленении поселка. Лесничество продолжает работать, передавая эстафету следующим поколениям учеников. Для проведения экскурсий по экологической тропе и в эколого-краеведческом музее готовятся юные экскурсоводы, продолжается сбор и оформление экспонатов для музея. За хорошую работу Хасавюртовское лесничество организовывает разные экскурсии.
Практическая значимость работы школьного лесничества состоит в том, что дети приучаются любить природу своего края, участвуют в сохранении и восстановлении лесов, любят свою малую родину и свою страну. Перенимая опыт старших, они перенимают их умения по уходу за лесом, экологическую ответственность за состояние окружающей природы. Участвуя в исследовательских работах, глубже познают школьные предметы: биологию, экологию, географию, часто выбирают лесные профессии, чтобы продолжить дело дедов и отцов. Представители лесничества проводят практические занятия, выступают с беседами. В школьное лесничество приезжают из других лесхозов по обмену опытом.
Поддерживается постоянная связь с Хасавюртовским эколога - биологическим центром, а также с ГКУ «Хасавюртовское лесничество»


Список литературы
1. Биология древесных и кустарниковых Шиманюк А.П.
2 Гидрология болот. К.Е. Иванов Ленинград.1953.
3. Иллюстрированный определитель растений.
5. Красная книга природы. Санкт-Петербург Издательство «Акционер и К» 1999. 6. С.В.Алексеев, Н.В.Груздева, А.Г.Муравьёв, Э.В.Гущина Практикум по экологии, Москва, АО МДС, 1996
7. Лесная типология. Степаненко И.И. 1999.
8. Очерки растительности особо охраняемых природных территорий Под редакцией М. С. Боч, В. И. Василевича. СПб.1992.
9. Природа Словарь- справочник для школьников. Санкт-Петербург,2006
Приложение
Карта-схема школьного лесничества «Зеленая планета»


Фото 2 и фото 3 Школьный состав лесничества
389890291465


Фото 4. Посадка деревьев в год 200-летия основания Лесного Департамента в России

Фото 5. Экскурсия по экологической тропе

Фото 6 и7. Открытие школьного эколого-краеведческого музея


Фото 8 и 9 Участие в Акции «Лесники открывают двери»


Фото 10. Экскурсия в лесопитомник