Презентация по природоведению на тему: Лес. Растения и животные леса

Тема: Лес. Животные и растения леса.
Цели: формировать понятие о лесе, подвести детей к ответу на вопрос « почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен». Обобщить знания о взаимосвязи леса и человека; обогатить знания учащихся о растениях и животных леса; развивать внимание, память, мышление, выразительность речи, продолжить на основе диалектико – материалистического мировоззрения, формировать представление о связях природы и человека, в том числе и между компонентами леса. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства и заботливое отношение к зелёному другу, учить беречь природу.
Ход урока
Организационный момент.
Домашнее задание (о почве) Слайд 2-7
Что такое почва? (Это верхний рыхлый, плодородный слой земли, на котором растут растения)
Из чего состоит почва? (Из песка, глины, перегноя, содержит воду и кислород)
Основное свойство почвы? (Плодородие)
В каких случаях почвы разрушаются? (Вымываются водой, выдуваются ветрами)
Какие меры принимают люди для охраны почв? (Сажают лесные полосы).
Учитель: Сегодня, ребята, мы совершим экскурсию - путешествие. А вот куда? Вы узнаете, отгадав загадку.
Учитель. Город этот не простой,
Он дремучий и густой. (Лес)
Лес он очень уж богат,
Угощает всех ребят:
Ваню земляникой,
Таню костяникой,
Машеньку орешком,
Петю сыроежкой,
Катеньку малиной,
А Васю хворостиной.
Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы будем с вами говорить о лесе, о нашем земном друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с живой природой - растительным и животным миром... Оглянитесь в своей комнате: мебель, пол, двери, окна, стулья, парта сделана из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, дёготь, скипидар и многое - многое другое. Более десяти тысяч изделий производится из древесины промышленностью. Без деревьев жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось.
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы она для нас кладовая солнца её надо беречь. Для рыбы нужны чистые водоёмы будем их охранять в лесах, степях, горах живут разные ценные животные будем охранять леса, степи, горы. А человеку нужна родина и охранять природу- значит охранять Родину". (читает ребёнок. Под музыку. Просмотр отдельных сюжетов о лесе.)
Ученик. Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листовою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в сентябре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь мы свои!
Учитель. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен?
Ученики (цепочкой друг за другом).
Лес - это наше богатство.
Лес - это зелёный наряд нашей Земли.
Там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес - это дом для зверей и птиц.
Лес - это наш друг: он задерживает влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Учитель. Лес - это сложное единство живой и неживой природы. Это - сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья и кустарники, травы, птицы и звери. Есть здесь и грибы. Растения предоставляют пищу и укрытие животным, а животные распространяют плоды и семена растений. Мы видим, что живые организмы в лесу тесно связаны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.
Учитель (показ картинок).
Лес. Он составляет большой зелёный океан. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Земля, является - лес.
А что является основой леса?
Учитель загадывает загадку
Его весной и летом
Мы видим одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В лесах его одели. Показ иллюстраций леса во все времена года (Дерево)
- Докажите, что это дерево (имеет корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды, семена).
- Какие деревья растут в лесу? (Дети перечисляют)
- Каким одним словом можем объединить ель, сосну, кедр? (Хвойные деревья) Слайд №14
- Как называется лес, где растут одни хвойные деревья? (Хвойный)
Сосна и ель - хвойные деревья. Их листочки - хвоинки. Они опадают не все сразу, как листья у лиственных деревьев, а постепенно, в течении нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год - зелёные. Ель влаголюбива, растёт на влажных глинистых почвах. Еловые леса тёмные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет. Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека. Сосна - одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было ещё на земле зелёных лиственных лесов. Недаром жесткой хвоей сосны питаются глухари, тоже древнейшая на земле птица. Из сосновых брёвен строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны, которую собирают, надрезая сосновую кору.
К хвойным деревьям относится кедр.
- Каким одним словом можно объединить берёзу, дуб, клён? (Лиственные деревья) Слайд № 13
- Как будет называться лес, в котором растут одни лиственные деревья?(Лиственный)
- А как будет называться лес, в котором как бы смешались и хвойные и лиственные деревья? (Смешанный)



Схема (на доске)
Лес

хвойный лиственный смешанный
Поговорим об опавших листьях, что они образуют. Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем.
Так поддерживается круговорот веществ в лесу. Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки растений перегнивают быстрее.
Изучение нового материала.
Работа с учебником с. 166 - 167. Рассматривание ярусности леса. Слайд № 21, 22.
Деревья.
Кусты.
Травянистые растения.
Мхи, лишайники.
Возьмём третий ярус (трава, цветы, грибы).
Вопрос. Можно ли сжигать траву? (Отвечает ученица)
Многие люди стараются сжечь прошлогоднюю траву, так как думают, что от этого трава будет расти лучше. Но получается наоборот: корни трав выгорают, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе не вырастает. При этом погибает масса насекомых и их куколок. В лесу на месте, где был костёр, трава не растёт 3 года, а то и больше.
Поговорим о растениях. Слайд № 17,18.
Здесь мы встречаем великое множество ягод (показ картинок). Дети их называют. Загадки о ягодах.
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушёная в запас
От простуды лечит нас. (малина)
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто меня любит
Тот рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица. (земляника)
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
А раскусишь - кисло. (брусника)
Кустом в лесу, в саду растёт
И белым зонтиком цветёт.
Созреет красной, как малина,
Но это горькая (калина).
Но не все ягоды можно употреблять в пищу. Они могут быть ядовитыми (волчьи ягоды, ландыш майский, паслён сладко – горький, волчьи ягоды, волчий глаз, болиголов, воронец).
Есть растения, которые несут в себе опасность. (белена (ядовиты все части растения, а особенно семена, напоминающие мак) Слайд №23
Белена двулетнее озимое растение семейства пасленовых. Покрыта мягким, клейким, оттопыренным пушком, обладает неприятным запахом. Корень вертикальный, ветвистый, мягкий, иногда почти губчатый, морщинистый, с утолщенной корневой шейкой. Стебли одиночные, высотой 20115см, ветвистые, зеленые, опушенные. Листья мягкие, тусклые, темно-зеленые, снизу светлые, сероватые, с более густым и длинным опущением вдоль жилок и по краям. Цветки немногочисленные, в начале цветения они скучены на верхушках стеблей и ветвей. Венчик грязно-желтоватый, реже беловатый с сетью пурпурно-фиолетовых жилок. Плод кувшинообразная, многосемянная коробочка. Семена мелкие, многочисленные, напоминающие семена мака. Масло белены применяют, как болеутоляющее средство при ревматических и невралгических болях Листья белены входят в состав комплексных препаратов, используемых при лечении астмы. Белена чёрная ядовита, поэтому все её препараты применяют только по назначению врача.
Учитель. Назовите лекарственные растения. (Подорожник, мать - и - мачеха, тысячелистник, чистотел, пастушья сумка, ромашка, мята, мелисса, медуница). Слайд № 23. Показ картинок.
Ученик. (С корзинкой в руках, у детей карточки с изображением грибов)
(Отправляясь в лес, дети слушают звуки леса)
Тропинкою лесною
Свернём в чудесный лес,
Туда, где сосны рослые
Касаются небес,
Где сказки шепчут ели,
Берёзы и дубы,
Где ягоды поспели
И выросли грибы.
Учитель. При сборе грибов нужно быть очень внимательными. Ведь среди них попадаются не только съедобные, но и ядовитые. (Мальчик собирает в лукошко грибы под музыку, но среди них попался мухомор).
Ребёнок одевает шапочку мухомора и рассказывает о нём.
Мухомор - это ядовитый гриб, который предупреждает окружающих об опасности своим ярким внешним видом. Смертельная доза для человека составляет 5 - 10 грамм. Убивает все формы насекомых. Это рослый массивный гриб, который обладает яркой красной расцветкой шляпки. На наружной поверхности присутствуют белые пятна, которые образуются наслоением чешек. Цвет шляпки может быть от ярко - оранжевого до ярко - красного. Диаметр шляпки достигает у взрослого гриба до 30 см. Обладает приятным ароматом и достаточно привлекательным вкусом.
Лоси употребляют в пищу в случае заболеваний.
Учитель. Отгадайте загадки о грибах (с показом иллюстраций)
(Выходят дети)
Под старою сосною,
Где склонился пень - старик,
Окружён своей семьёю,
Первый найден...(боровик).
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом
Золотистые...(лисички).
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных,
Собирай, не мешкай,
Это...(сыроежки).
Учитель. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей.
Физминутка Слайд №24
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Далее продолжается работа по изучению нового материала по учебнику с. 166-167.
Учитель. Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей.
(Знакомство с жителями леса)
Это птицы, насекомые, звери.
Дети сообщают интересные факты о животных.
Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть один килограмм зерна, то, значит одна сова спасёт в год тонну хлеба!
У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появится большое количество насекомых - вредителей, она расправляется с ними в течении нескольких дней.
Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160 - 170 комаров.
В каждом пчелином улье живут от 20 до 60 тысяч пчёл. Чтобы сделать килограмм мёда, пчёлка должна облететь 2 млн. цветков.
За сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз.
Неспроста живот муравья делится на два отсека. Оказывается, один отсек удерживает еду непосредственно для муравья, а во втором находится еда, которая будет впоследствии разделена с другими муравьями. Животные с самым большим мозгом по отношению к телу - муравей. Ещё муравьи способны переносить различные вещи, вес которых в 10 раз превышает их собственный. В среднем муравей живёт от 45 до 60 дней.
Кровь кузнечика белого цвета.
Бобры могут задерживать дыхание под водой до 45 минут.
Кузнечик слышит ногами.
Сердце ежа бьётся 300 раз в минуту.
Учитель. Какие животные живут в лесу? Назовите их.
(Далее дети выходят в костюмах и говорят о себе загадками)
1. Я в берлоге спал полгода
Дайте мне скорее мёда!
Громко требует спросонок
Косолапый ...(медвежонок)
2. Коротышка, слабый с виду,
Но себя не даст в обиду.
Лучше ты его не трошь!
В колкой шубе ходит ...(ёж)
3. Кто в пушистой, рыжей шубке
Сбросил с дерева скорлупки?
Угадали, чья проделка?
У дупла хлопочет ...(белка)
4. Обо мне, о Хитроглазке,
Знаешь ты стихи и сказки.
Хвост мой пышный, что коса!
Я красавица....(Лиса)
5. С Красной Шапочкой знаком
И в козлятах знаю толк!
В зоопарке под замком
Очутился серый....(Волк)
6. Он рычал, стучал хвостом:
Кто назвал меня котом?
Не терплю ребячьих игр!
Я свирепый, грозный....(Тигр)
7. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он
Видно желуди искал,
Я пугать его не стал
Не спугнул и мой Полкан
Очень грозен был ..(кабан).
8. Говорите я лохматый
Мне причёсываться лень
Не лохматый, а рогатый
И зовут меня(олень)
Учитель. Ребята, находясь в лесу, никогда не вступайте в близкие контакты с дикими животными, и ни в коем случае не берите детёнышей домой.
Итог урока
Учитель. Ребята! Сделайте вывод о взаимосвязи леса и человека.
Вопросы:
Может ли человек обойтись без леса?
А почему? Что мы сажаем, сажая лес?
Учитель.
1.Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль -
Странствовать по морю
В бурю и штиль.
2.Что мы сажаем, сажая леса?
Лёгкие крылья - лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
3.Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пёстрые дятлы стучат.
4.Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень -
Вот что сажаем в сегодняшний день.
Учитель. Когда вы, ребята, идёте в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя на природе. Какие вы знаете правила друзей природы?
Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму и всё закопать.
Не ломать ветки и деревья, не качаться на них.
Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.
Не собирать букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесённые в Красную книгу (ландыши, подснежники, колокольчики...)
Не разжигать костры, беречь природу от пожара.
Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одна спичка может сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны в лесу с огнём!
Работа с раскрасками.
Дети раскрашивают карточки с изображением "Друзей природы".
В конце:
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
Берегите землю. Читает ученик.
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Учитель. Сейчас наш класс превращается в сказочный лес. (Дети одевают шапочки с изображением животных)
Домашнее задание с.164-169, отвечать на вопросы.
Учитель. А на следующем уроке мы поговорим о растениях и животных, занесённых в Красную книгу.









13PAGE \* MERGEFORMAT14115



15