Конспект интегрированного урока Биология + Немецкий язык по теме «Экологические проблемы леса» для учащихся 8 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
с углублённым изучением отдельных предметов» г. Сосногорска
РОССИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГОВ
«РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»
Номинация: Открытый урок
Конспект интегрированного урока Биология + Немецкий язык
по теме «Экологические проблемы леса»
для учащихся 8 класса
Авторы:
Савельева Ирина Анатольевна,
учитель иностранного языка;
Шикина Анастасия Викторовна,
учитель биологии
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска
Сосногорск 2016
Тема занятия
Экологические проблемы леса
Őkologische WaldproblemeГод обучения 8 класс
Цель
Для ученика: Через взаимоотношение человека и леса совершенствовать личностный опыт учащихся в решении экологических проблем леса.
Результат: отношение учащихся к проблеме в течение урока, продукт – отношение выражено в манифесте и проведении экологических акций в дальнейшем.
Для учителя: Помочь обучающимся осознать суть современных экологических проблем и их актуальность для населения всей страны и нашей Республики Коми.
Задачи
Обучающие:
1. Повторить и закрепить материала по теме «Экологические проблемы».
2. Тренировать учащихся в умении вести общение на немецком и на русском языке в предлагаемой ситуации.
3. Учить систематизировать лексику на основе ассоциативных связей.
4. Развивать умения учащихся работать с текстовой информацией.
5. Применять навыки работы с компьютером, со справочной литературой.
6. Применять навыки работы с компьютером. формировать умения учеников применять знания фактического материала (отвечать на прямые вопросы, воспроизводить изученный материал в сокращенном виде) и оценить уровень усвоения изученного материала.
Развивающие:
1. Формировать и развивать коммуникативные умения и навыки (умение пользоваться речью; умение слушать и слышать; умение участвовать в дискуссии);
2. Формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (взаимоконтроль, навыки самостоятельной работы, умение участвовать в коллективной познавательной деятельности, умение обобщать и анализировать).
3. Повышать интереса и мотивации к изучению немецкого языка
Воспитательные:
1. Привлечь внимание учащихся к значимости проблем экологии.
2. Прививать ответственное отношение к родной земле, ощущать свою сопричастность к проблемам экологии.
3. Вовлекать детей в практическую деятельность по решению экологических проблем.
Тип занятия
Интегрированный урок (биология + немецкий) комплексного применений знаний и умений.
Вид интеграции – горизонтальная (объединение сходного материала в разных учебных предметах).
Уровень интеграции – тематический (два предмета раскрывают одну тему).
Форма занятия
Комбинированный урок
Используемые технологии, методы и приемы Системно-деятельностный подход, коммуникативный метод, метод проектов, ключевые слова, работа в группах, поисковый, практический, наглядный, вербальный, эвристическая беседаОборудование Мультимедийный проектор; ноутбуки, подключение к сети Интернет, мел, доска, словари
Дидактические средства
Мультимедийная презентация, карточки с текстом на немецком языке, раздаточный материал по биологии, карточки для ассоциограммыПланируемые результаты Формировать умения учеников применять знания фактического материала (отвечать на прямые вопросы, воспроизводить изученный материал в сокращенном виде), работать со справочным материалом.
Продукт: Создание Экологического манифеста и проведение экологической акции «Береги природу!»
Формируемые УУД: Предметные:
тренировка учащихся в умении вести общение на немецком языке и на русском языке при обсуждении экологических проблем леса и поиске путей их решения для создания продукта; чтение про себя с извлечением основной информации;
личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
коммуникативные:
формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; осуществление коммуникации в малых группах; понимание на слух речи учителя и одноклассников;
познавательные:
построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; освоение поискового и изучающего чтения;
регулятивные:
выбор наиболее рациональной последовательности по выполнению учебной задачи; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; осуществление чтения в соответствии с целевой установкой.
ХОД УРОКА
Этапы Содержание учебногоматериала Форма организации деятельности учащихся Деятельность педагога Деятельность
учащихся
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ I.A.
Schönen guten Morgen, Mӓdchen und Jungen, liebe Gäste! Ich bin froh,
alle zu begrüßen!
Wie geht,s?
Wie geht es Ihnen? (обращение к гостям)
А.В.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня мы проводим необычный урок – интегрированный урок Немецкий язык + Биология
Фронтальная Приветствует детей, задаёт вопросы о самочувствии.
Создаёт эмоциональный настрой. Реагируют на приветствие, отвечают на вопросы
II. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 1. Определение темы урока
I.A.: Kinder, schaut an die Tafel, hier ist eine Assoziogram. Versucht, bitte, diese Assoziogram komplett machen.
(Приложение 1)
Wie meint ihr, welches Wort fehlt hier?
Sch.: Der Wald
Igor, gehe an die Tafel und mache diese Assoziogram komplett.
A.В. Ребята, прочитайте слова Ю. Гагарина
Слайд 2. Слова Ю. Гагарина
Ребята, попробуйте определить тему урока на основе ассоциации, высказывания Ю. Гагарина и учитывая вот эту информацию
(2017год – Год Экологии)
Слайд 3. Тема урока: «Die ӧkologosche Waldprobleme» «Экологические проблемы леса»
А.В. – Молодцы, вы правильно определили тему нашего урока.
I.A. Das werden wir heute auf unserem Treffen besprechen.
2. Определение цели урока
А.В. Сегодня мы посвящаем наш необычный урок вопросам экологии. Мы обсудим много разных проблем, связанных с нашей темой. Вы расскажете, как можно решить проблемы леса.
И мы свами постараемся выработать свой «Экологический манифест» и провозгласим лозунги для первой страницы манифеста.
Но для этого нам нужно познакомиться со словом «манифест»:
выяснить и объяснить значение этого слова.
I.A.
1 группа сравнивает значение этого слова, представленных в различных словарях, в том числе немецко- русском, словаре Ожегова
По словарю Ожегова слово «манифест» означает «воззвание, изложение положения программного характера».
2 группа познакомиться со значением этого слова в этимологическом онлайн –словаре русского языка Макса Фасмера
3 группа найдет значение слова в Википедии
(Приложение 2)
Слайд 4
I.A. Итак, ребята, принимайте активное участие в работе.
Viel Spaβ und Erfolg! Фронтальная
Индивидуальная
Групповая Предлагают работать с ассоциограммой.
Мотивируют детей на вывод.
Дают задание, предусматривающее ответы на вопросы.
Озвучивает цель урока.
Предлагает различные способы и средства для определения значения слова «манифест» Организует деятельность учащихся по постановке цели Заполняют ассоциограммуЧитают высказывание Ю. Гагарина.
Определяют тему урока на основе полученной информации.
С помощью различных источников знакомятся со значением слова «манифест»
III. ОСНОВНОЙ 1.Эвристическая беседа
А.В.
Вводный рассказ о лесе, его функциях и о его значении для человека и живых организмов.
Слайд 5
Лес это особая экосистема на нашей планете. Лесной фонд составляет более одной третьи территории России. Потенциал лесных ресурсов Республики Коми значителен. На её долю приходится 4,1 всей лесопокрытой площади России.
Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечительные функции:
1.Экологическую
2.Экономическую
3.Культурно-оздоровительную
Слайд 6
Леса имеют и большое значение как для человека так и для всей экосистемы в целом.
Ребята, разумное пользование дарами природы - неотъемлемое право человека. Тем не менее, необходимо заботиться об экологии лесов.
-Вы со мной согласны?
-Да согласны.
Существует много экологических проблем леса, но мы с вами остановимся только на трёх из них.
Обратите внимание, на столах у вас имеются конверты, в них помещена информация об экологической проблеме, вы должны прочитать, определить о какой проблеме идёт речь и постараться найти пути решения этой проблемы.
(Приложение 3)
-На работу я вам даю 3 минуты. Приступаем к работе.
Ребята работают.
Обсуждение проблем
Во время беседы :Слайд 7 Вырубка лесов
Слайд 8 Пожары
Слайд 9 Биологическое загрязнение
Слайд 10
И все – таки, ребята ответьте на вопрос: « Умирает ли лес?»
2.I.A.
1)
«Stirbt der Wald?», so heisst der Text, der auf euren Tische liegt.
Aus diesem Text kӧnnt ihr einige Information űber die Waldprobleme erfahrenLest, bitte diesen Text fűr sich und danach besprechen wir diese Probleme!
(Приложение 4)
Sagt, bitte: Wofűr ist hier die Rede?
Schűler: die Rede ist hier űber die Funktionen des Waldes.
Sehr gut! Es ist richtig2). Ist es wichtig den Wald zu schützen? ¬ - Ja, es ist wichtig!
Sagt, bitte : Welche Rolle spielt der Wald im Leben der Menschen?
(Приложение 5) Фронтальная, групповая, индивидуальная
Индивидуальная Наблюдает, при необходимости оказывает помощь индивидуально
Предлагает прочитать текст, понять основную мысль этого текста.
Задает вопрос: О чем идет речь в тексте?
Предлагает определить роль леса в жизни человека. Выполняют задание в группах.
С помощью презентации, раздаточного материала обсуждают, определяют проблему и находят пути решения этой проблемы
Читают текст, пользуясь переводом новых слов, стараются понять его основное содержание.
Отвечают на вопрос учителя: о чем идет речь в тексте.
Определяют роль леса в жизни человека с помощью раздаточного материала.
IV. КОНТРОЛЬНЫЙ I.A. Wir haben gesagt, dass der Wald in Gefahr ist. Was muss man machen, um den Wald zu schűtzen und zu retten?
Bildet 3 Sӓtze mit műssen.
Zum Beispiel:
Die Menschen műssen die Natur schűtzen.
(Приложение 6)
Sch.1: Die Menschen műssen Baume und Blumen pflanzen.
Sch.2: Die Menschen műssen fűr der Sauberkeit imWald sorgen.
Sch.3: Die Menschen műssen fűr die Wildtiere sorgen.
Jetzt fűllt bitte die erste Seite unseres Manifest auf Deutsch und auf Russisch.
(Приложение 7) Парная, индивидуальная Предлагает составить лозунги для экологического манифеста на немецком и русском языке и заполнить первую страницу Манифеста. Аназизируют,
переводят,
применяют.
С помощью карточек составляют лозунги на немецком и русском языке и заполняют первую страницу манифеста
V. ИТОГОВЫЙ
А.В. Ну что же, сегодня мы обсудили проблемы леса на двух языках и вы были активными. Вы узнали много интересных фактов, статистических данных, проанализировали некоторые экологические вопросы. Знание иностранного языка очень пригодились вам сегодня при решении целого ряда задач, поставленных перед вами.
Чтобы наш урок имел все же практический выход, не прошел бесследно, мы предлагаем вам следующее домашнее задание: продумайте экологически чистые проекты преобразования нашего города. Каким вы видите будущее нашего города, школы в XXI веке? Подводит итоги деятельности учащихся по обобщению знаний при совмещении двух предметов.
Даёт комментарий к домашнему заданию. Формулируют конечный
результат своей работы на уроке.
VI. РЕФЛЕКТИВНЫЙ I.A.
Also: Man muss Bӓume und Blumen pflanzen, fűr die Wildtiere sorgen, den Wald schűtzen und retten.
Ist es heute wichtig?- Ja, natűrlich!
А.В., Вы хотите быть другом природы?
- Да, я хочу быть другом природы
Ich will fuch ein Naturfreund sein!
Und du, Katja? – Ich auch! Ich will ein Naturfreund sein!
Und du, Tanja? – Ich auch!
Wollt ihr alle Naturfreunde sein? - Ja, natűrlich!
Nemmt, bitte diese Abzeichen!
А.В.
Возьмите, пожалуйста, эти значки
-А Вы хотите быть другом природы?
(Приложение 8) Индивидуальная Организуют рефлексию.
Задают вопросы на русском и немецком языке: Хотите ли Вы быть другом Природы?
Предлагают значки обучающимся и гостям, присутствующим на уроке.
Отвечают на
вопросы учителя.
Берут и крепят значки
VII. ИНФОРМАЦИОННЫЙ Слайд 11
I.A.
Wir beenden unsere Stunde auf einer optimistischen Note mit den Worten von grossen Goethe: «Mӓchtige Natur um uns herum, ist faehig, maechtige Gedanken und Taten zu geboren»
Ich wűnsche Ihnen аlles Gute! Auf Wiedersehen!
А.В.
Позвольте нам закончить наш урок на оптимистической ноте словами великого Гёте: “Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки”.
Всего Вам самого хорошего! До свидания!
Слайд 12 Заканчивают урок словами И. Гете,
Прощаются. Прощаются.
Приложение 1
Ассоциограмма285369016383000185356510668000 Bӓume Blumen
19678658826500
Stille und Ruhe Ameisehaufen3053715126990011391901269900
2796540654050015487656540500
Pilze und Beere Tiere757618589535Berg
0Berg
518541098425Wiese
0Wiese
635698589535Meer
0Meer
390906099060Wald
0Wald
263271099060Fluss0Fluss
Карточки для ассоциограммы:
Приложение 2
Скриншот страниц


Приложение 3
Раздаточный материал по биологии

Приложение 4
Stirbt der Wald?
Die Natur ist eine natürliche Umwelt. Das sind Tiere und Pflanzen, Bodenschätze und Luft, Flüsse, Seen und Meere.
Der Wald hat wichtige ökologische Funktionen. Er produziert Millionen Tonnen Sauerstoff und holt Schmutzstoffe. Kann der Mensch ohne Wälder existieren? Nein. Der Wald ist «grűne Lungen» unseres Planeten. Die Menschen müssen die Bäume hüten und die neuen Wälder züchten.
Der Wald hat wichtige soziale Funktionen. Er ist für die Menschen Erholungsgebiet. Die Wälder, die neben Großstädten liegen, haben große Rolle für Gesundheit. Der Wald ist Haus für Tiere, Vögel, Pflanzen. Sie schmücken ihn. Der Wald ist reich an Pilzen, Beeren, Arzneipflanzen. Diese Produkte sind wertvoll für Gesundheit der Menschen. Die Nebenausnutzung ist auch Jagd.
Die Hauptausnutzung des Waldes ist das Holz. Rußland hat die größten Vorräte des Holzes in der ganzen Welt. Aber jedes Jahr holzt man 60 ga des Waldes ab und viele Bäume sterben wegen Brände.
Vor allem muss man und ein Netz von Naturschutzgebieten schaffen. In allen Staaten entstehen Nationalparks und Biosphärenreservaten. Hier ist die Natur unter dem Schutz.
Bodenschätze – полезные ископаемые
Der Sauerstoff - кислород
Schmutzstoffe – загрязняющие вещества
Arzneipflanzen – лекарственные растения
Brände - пожары
die Wälder regenerieren – возрождать леса
ein Netz von Naturschutzgebieten- сеть заповедников
Приложение 5
Карточки со словосочетаниями на немецком языке
den Menschen vor Kӓlte schűtzenfűr Sauberkeit der Luft sorgenden Menschen Holz gebenZuhause fűr viele Tiere und Vӧgel sein
unseren Planeten Erde schűtzenunseren Planeten Erde schmückendas Feld vor Dűrre schűtzendie grüne Lungen des Landes bildenПриложение 6
Карточки для составления лозунгов
Die Menschen műssen
die Wälder regenerieren.
Die Menschen műssen
Baume und Blumen pflanzen.Die Menschen műssen
fűr die Waldtiere sorgen.
Die Menschen műssen
fűr die Sauberkeit imWald sorgen.
Люди должны
возрождать леса.
Люди должны
сажать деревья и цветы.
Люди должны заботиться
о лесных животных.
Люди должны заботиться
о чистоте в лесу.
Приложение 7
Экологический манифест