Материалы на экоконкурс для 3-5 классов

Программа
«Окно в зеленый мир природы»
Задачи этой программы: экологическое просвещение детей среднего школьного возраста и  воспитание гуманного, нравственного отношения к окружающему миру с использованием средств искусства - литературы, музыки, фотографии, живописи; привлечение к чтению познавательной и художественной литературы, открытие для детей эмоционально-образного восприятия окружающего мира, красоты  природы, ее богатства и разнообразия, проблем сохранения природы,  взаимодействия  человека и живого мира через книгу и чтение; информирование на экологические темы, а также формирование и развитие эстетического восприятия, художественного вкуса, творческих способностей   читателей; популяризация эколого-краеведческой литературы.

Достижение целей и задач Программы достигается путём индивидуальной и массовой работы с читателями разного возраста. Проводятся рекомендательные беседы и беседы о прочитанном, составляются списки литературы и памятки, организуются книжные выставки («Земля наш общий дом, «Окно в зеленый мир природы», «Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей»), проходят массовые мероприятия (информационный час «Донское заповедье», познавательная игра о сырой местности «Хозяин болот», литературно-игровая программа «Разноцветная планета», экологический час «Чернобыль – черная боль» и др.).

Среди наиболее удачных мероприятий, проведенных  Детским отделением МЦБ, следует отметить познавательно-игровую программу «Цветочный калейдоскоп». Детям демонстрировался видеоролик «Цветы, похожие на что угодно», презентация «Маленький принц и прекрасный цветок», звучала классическая музыка, которая сопровождала рассказ библиотекаря «Легенды о цветах». Ребята прослушали отрывки из таких произведений мировой классики,  как «Маленький принц» Сент-Экзюпери (роза), «Мастер и Маргарита» Булгакова (мимоза), «Дачники» Горького (эдельвейс), «Незабудки» Пришвина. Также была проведена викторина «Цветочный этикет» и викторина «Все о цветах». Мероприятие освещалось СМИ. Видеоролик «Цветы, похожие на что угодно» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

и видеоотчет, сделанный на основе этого мероприятия, принял участие в конкурсе «Лето кончится не скоро» на всероссийском портале ВикиСибириада.
Это занятие подтолкнуло некоторых читателей к созданию собственных авторских экологических сказок.
Вот некоторые из них.
Лера Жукова, 3 класс. Сказка «Бабочка-роза» (орфография и пунктуация сохранены)





Сиволобова Лиза, 3 класс. Сказка «Фея-фиалка» (орфография и пунктуация сохранены)

1 глава. Фея – Фиалка. Из маленького леса.
В маленьком лесу жила – была фея. Её звали фея – Фиалка. Она жила в маленьком домике прямо посерёдке леса. У неё были большие фиолетовые крылья, украшенные цветами фиалки и блестящими узорами. У феи – Фиалки был небольшой садик, в котором она любили проводить большой отрезок времени. Она умела дарить людям радость даже тогда, когда им было даже очень грустно и одиноко: фея – Фиалка просто взмахивала своими большими фиолетовыми крыльями, и всем сразу становилось хорошо и весело на душе.
Однажды в садик к фее – Фиалке, забрела какая – то старая старушка. Она была очень маленькая и странная. Старушка была одета в лохмотья, а на голове у неё был чёрный платок.
Фея – Фиалка вышла во двор и побежала в садик. Она увидела эту старушку и сказала ей:
- Здравствуйте!
А в ответ старушка сказала своим хриплым голосом:
- Здравствуй милая фея – Фиалка.
А фея – Фиалка спросила:
- Откуда вы знаете моё имя!?
- Я знаю всё про тебя - сказала старушка ей в ответ.
- Вы, наверное, ведьма раз вы всё про меня знаете!?
А старушка ей отвечает:
- Я не ведьма. Меня зовут Клэрион.
А фея – Фиалка сказала:
- А меня зовут. В прочем, вы уже знаете моё имя.
А старушка Клэрион рассмеялась в ответ.
Фея – Фиалка завела старушку Клэрион в дом, напоила горячим чаем, так как в то время была зима. За чаем, они мило беседовали о том, что привело старушку Клэрион к дому феи – Фиалки. Старушке Клэрион было очень грустно и одиноко, и тогда девушка приютила бедную старушку.
На следующий день она проснулась и обнаружила, что старушки Клэрион нет! Тогда она пошла на кухню и увидела на столе записку и сказала:
- Это же записка от старушки Клэрион!
В записке было сказано:
«Дорогая фея – Фиалка. Спасибо тебе, что не бросила бедную старушку Клэрион, но я вынуждена была уйти, так как я всё ещё в опасности. Я просто не хотела, что бы тебя затронули мои неприятности, но у меня этого не вышло. Мои недруги как – то узнали, что я провела ночь у тебя и теперь они хотят тебя убить. Прости меня. У тебя мало времени, чтобы спастись, но я могу тебе помочь. Слушай и запоминай: до полуночи ты должна найти цветок Волшебной Сиреневой Фиалки и лишь только в полночь посадить его в своём саду. Тогда все злодеи, которые есть у тебя и меня будут уничтожены, а чары сняты. Заранее благодарю тебя»
Фея – Фиалка сказала:
- Но где я найду цветок Волшебной Сиреневой Фиалки!? Да ещё и по - средине зимы!?
Но так как делать больше нечего фея – Фиалка отправилась в лес на поиски волшебного цветка. Она совершенно не знала, где именно растёт Волшебный Цветок Сиреневой Фиалки. Она бродила по лесу очень долго и вдруг. Из кустов выскочил огромный зверь и заговорил человеческим голосом:
- Только не бойся меня, я не причиню тебе вреда.
А фея – Фиалка так испугалась, что даже чуть в обморок не упала! Отвечает она зверю невиданному:
- Кто ты такой и откуда ты!?
А зверь ей отвечает:
- Я – заколдованный зверь, которого никто никогда не видел.
А фея – Фиалка опять спросила:
- Как тебя зовут, заколдованный зверь? И ты ещё не ответил на мой вопрос, кто ты?
- Меня зовут Теранс, я старший сын местного феи – лесника.
А фея – Фиалка снова спросила:
- А почему ты заколдован!?
- Потому что я был в большой опасности. – Ответил Теранс.
- В какой? Спросила фея – Фиалка. Расскажи мне!
Теранс и рассказал фее – Фиалке его тяжёлое прошлое.
Вдруг Теранс спросил:
- Постой. Я же не знаю твоего имени!
А фея – Фиалка говорит:
- Ой, прости. Я совсем забыла представиться. Меня зовут фея – Фиалка.
А Теранс ей отвечает:
- Фиалка.. Какое красивое имя!
- Спасибо! Сказала она, улыбнувшись.
Внезапно, фея – Фиалка вспомнила про просьбу старушки Клэрион и сразу же убежала в лес. А время бежало быстро и фее – Фиалке не удавалось найти волшебный цветок. Вдруг она снова встретила Теранса и спросила у него:
- Теранс, ты нигде не встречал Волшебный Цветок Сиреневой Фиалки?
А Теранс ей отвечает:
- Кажется, видел. Пойдём со мной. Я покажу тебе.
И они пошли вместе искать цветок. Теранс и вправду видел его. Фее – Фиалке повезло. До полуночи оставалось очень мало времени. Поэтому ей нужно было спешить.
Вот, наконец, пробило полночь. Фея – Фиалка успела посадить Цветок Волшебной Сиреневой Фиалки, и вмиг по всему маленькому лесу раздался громкий грохот! Это растворились чары грозных колдунов. Теранс стал опять прежним, старушка Клэрион, словно помолодела и похорошела от счастья и всё в лесу стало процветать как раньше.


Конец первого приключения!!!



































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
КРАСНОСУЛИНСКОГО РАЙОНА
«МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»

ДЕТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Всероссийский творческий конкурс
по созданию образа Лешего
«Леший Террас Терассович – защитник леса»


























Красный Сулин
2015









На территории Центральной усадьбы заповедника располагается домик Лешего. Его жилище находится в Приокско-Террасном заповеднике, поэтому и зовут его Террас Террасович. По легенде Леший является покровителем и защитником заповедной территории и всех тех, кто любит природу. Как же выглядит этот сказочный персонаж?


Народный праздник: «Ерофей – лешегон»

Цели и задачи мероприятия:
Ознакомить читателей с фольклорным персонажем: лешим.
Закрепить с читателями знания о лесных жителях.
Воспитывать в детях интерес к народным праздникам.
Обогащать и расширять кругозор детей.
 
Предварительная работа:
Беседа с читателями о народных праздниках.
Рассматривание картин о лесе, о лешем.
 
Материалы и оборудование:
Ноутбук, записи народных песен, шума леса.
Раскраски о фольклорном персонаже: лешем.
 





Библиотекарь:  
Здравствуйте, гости дорогие!
Добро пожаловать! Будьте как дома!
Знакомьтесь со всеми, с кем не знакомы.
Вместе мы будем сегодня гулять.
Всех наших предков  добром вспоминать.



Сегодня мы будем говорить о народном празднике: «Ерофее – лешегоне». А кто такой леший и кто его гонит, послушайте и поймете. Давным-давно жили люди, которые умели ладить с природой. Они очень бережно относились ко всему растущему и живущему на  Земле. Наши предки думали, что у всякого места есть хозяин. Вот и в лесу живет его хранитель: лесовик, леший, лесной дух.
Посмотрите, как они его себе представляли.
 
Показ слайдов.
  А как вы думаете, почему наш праздник называется Ерофеем – лешегоном?
         (Ответы детей.)  
Когда приходил день Ерофея на Русь, в лесу наступала страшная пора.  В этот день лешие последний раз могли навредить человеку, сыграть с ним плохую шутку. А только утром пропоют первые петухи,  лешие проваливаются под землю и только с приходом весны опять выйдут на поверхность. Вот 17 октября они и буянят, даже вырывают деревья с корнями, а уж если им попадется человек, то они могут утащить его с собой. Наши предки в этот день в лес не ходили, боялись гнева лесного духа. А вы ребята боитесь лешего?
  (ответы детей).
 




А давайте тогда представим, что мы попали в  лес.
       Звучит музыка леса.
Здравствуй, Лес Осинович!
Здравствуй, ель и клен!
А тебе, березонька, до земли поклон.
 
Ребята, а почему я так обращаюсь к лесу? Правильно, ведь лес он тоже живой. Послушайте пение птиц.                  (Музыка леса).
А можно в лесу шуметь, кричать, костры разводить? Нет. А почему?
Когда в лесу приходиться кричать?
(Ответы детей).
Скажите мне, вот когда мы в лесу кричим, кто нам отвечает? (ответы детей).
А предки наши думали, что это лесной хозяин.
А хотите, я вас научу отвечать как эхо?
Давайте сыграем в игру.
Игра: «Лесное эхо».
Я буду говорить, что-нибудь, а вы повторяйте последний слог:
Собирайся детвора!                  Дети: РА, Ра!
Начинается игра!                Ра, ра!
Мы хотели прийти в лес?              ЕС, ЕС!
Тут есть сосны до небес?            ЕС, ЕС!
Сколько времени сейчас?             Час, час!
Сколько будет через час?               Час,час!
И неправда: будет два!                 Два, два!
Думай, думай голова!                  Ва, ва!
                                    Как поет в селе петух?                  Ух, ух!
Да не филин, а петух?!                   Ух, ух!
Вы, уверенны, что так?            Так, так!
                           Это ухо, или нос?                            Показывает на ухо.   Нос, нос!
Или может сена воз?       Воз, воз!
Это локоть или глаз?      Глаз, глаз!
А вот это, что у нас?                Показывает на нос. Нас, нас!
Вы хорошие всегда?            Да, да!
Или только иногда?             Да, да!




Молодцы, честно признались. А теперь давайте дальше продолжим наше путешествие по лесу. Только сильно шуметь не будем, а то ненароком разбудим лесного хозяина. Ребята, хотите узнать, кого охраняет леший?
Давайте разгадаем его загадки.              
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
Ответ: Ёж
 
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
Ответ: Белка
 
 
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ: Медведь
 
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Ответ: Кролик
На гору бегом, с горы кувырком.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
Ответ: Заяц
 
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур в деревне крадёт.
За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.
Ответ: Лиса
 
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её...
Ответ: лиса
 
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает.
Ответ: Крот
 
Водяные мастера, строят дом без топора.
Ответ: Бобры
 
Хоть похожа я на кошку,
Ты не гладь меня ладошкой!
Не боюсь я слова «брысь».
Я опаснейшая....
(Рысь)
 
  Говорите, я лохматый?
Мне причёсываться лень?
Не лохматый, а рогатый!
И зовут меня.....
(Олень)
 
Обо мне, о Хитроглазке,
Знаешь ты стихи и сказки.
Хвост мой пышный, что коса!
Я красавица....
(Лиса)
 





Знаете, а еще леший охраняет деревья, кусты, травы и цветы. Он разрешает людям только в определенном месте рвать ягоды и грибы. Но есть у лесного хозяина заветные поляны, он их показывает только тем людям, которые бережно относятся ко всему живому. Кто мне расскажет, чего нельзя делать в лесу? (ответы детей).





А еще наши предки считали, что лешего можно задобрить так: входя в лес, нужно было переобуть с левой ноги на правую лапти и одеть наизнанку верхнюю одежду. Тогда он не станет водить человека по кругу.
А кого люди считали друзьями лешего? Конечно, лесных фей.
Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами узнали?
А кто еще есть в русских сказках, кроме лешего?
Ребята, а почему лешие спят зимой?
Давайте, посмотрим, как об этом говорит сказка.
 
Показ сказки: «Бабка - Ежка и другие»

Все рисунки выполнены юными читателями ДО МБУК КСР «МЦБ»
 
 





















При подготовке к занятию были использованы материалы сайтов: 
http://festival.1september.ru
http://www.eventor.ru
 http://www.solnet.ee
http://sergeewa-nina.okis.ru
 http://www.pozdravleniya.biz
 http://scenario.fome.ru
 http://forum.mamka.ru
 http://www.collection-scenariev.ru
 http://scenarii-goda.ucoz.ru
http://www.molodec.net/



Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 28Рисунок 32Рисунок 33 Заголовок 1 Заголовок 215