Урок литературного чтения на тему М.Ю.Лермонтов Утёс ( 4 класс)


МБОУ Роговская СОШ Салавирский филиал
Урок литературного чтения в 4 классе.
Учитель начальных классов:
Алешина Е,М.
М.Ю.Лермонтов « Утес»
Тема: учить видеть скрытый смысл в стихотворении; анализировать; формировать умение интонацией передавать настроение произведения; развивать творческое воображение; работать над выразительностью.
Тип урока : комбинированный
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания
Биография
Учитель. В дни траура после трагической гибели А.С. Пушкина Россия узнала молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе .Это был 22- летний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов. Какие произведения М.Ю. Лермонтова вам уже известны?
О нем нам сейчас расскажет ….
Ученик. М.Ю. Лермонтов великий русский поэт, родился в Москве в дворянской семье. Детство его прошло в имении бабушки – в Тарханах. Бабушка заменила ему маму, рано умершую от чахотки. Миша рос слабым и болезненным ребенком. Поэтому старалась часто возить внука на Кавказские Минеральные Воды на лечение.
Писать стихи Лермонтов начал еще в детстве. Учился он в благородном пансионе при Московском университете ,затем поступил в университет. Из-за конфликта с преподавателем университета пришлось покинуть , и юный поэт резко изменил свою жизнь: стал военным.
Имя Лермонтова стало широко известно после появления стихотворения « Смерть поэта», за что он был сослан на Кавказ. После возвращения из ссылки его произведение вызвали вражду к нему со стороны царского двора. За дуэль с сыном французского посла Лермонтов опять был сослан на Кавказ.
В 1841 году 15июля М. Ю. Лермонтов был смертельно ранен на дуэли, после ссоры с бывшим однокашником по военной школе Н. С. Мартыновым.
Лермонтову было 27 лет. Его произведения стали широко известны. Сколько бы ещё он мог создать произведений!
Учитель. Сегодня вы познакомитесь со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Утёс». Послушайте его и обратите внимание на непонятные слова.
Вид первичного чтения.
Учитель. Какие слова для вас оказались непонятными?
Ученики. Что такое утес?
Учитель. Кто может объяснить?
Ученик. Это высокая скала.
Учитель. Что такое лазурь?
Ученики. Это светло-синий цвет.
Учитель. Какое настроение навевает это стихотворение?
Сколько в этом стихотворении главных образов?
( Два. Образ тучки и образ утеса.)Работа со стихотворением.
Учитель. Перечитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните, что именно автор говорит о тучке, об утесе. (Ученики перечитывают стихотворение. Далее заполняется таблица с указанием изобразительных средств и художественных приёмов.) Какие ассоциации возникают к образу тучки и утеса?
Ученики. Тучка – беззаботная, подвижная, светлая, лёгкая, легкомысленная. Утес – темный, тяжелый, плачущий, страдающий, несчастный.
Учитель. На каких противопоставлениях построено стихотворение? Подтвердите словами из текста.
Ученики. Тучка – утес – великан; умчалась – стоит; весело – одиноко; играя – плачет.
Учитель. Какую работу нужно проделать, чтобы прочитать стихотворение выразительно?
Ученики. Расставить паузы, логические ударение; выбрать темп, интонацию, с которой будем читать стихотворение.
Учитель. В учебнике расставьте паузы в первом четверостишие. А во втором расставить паузы вам помогли авторы. Подумайте, какие слова вы выделите голосом. С каким настроением будете читать? ( Самостоятельная работа учащихся. Выразительное чтение стихотворение учащимися. Обсуждение правильности выбранных средств речевой выразительности.)Обобщающая беседа
Учитель. С каким произведением познакомились сегодня?
- Что узнали об авторе? Какие приемы использовал автор?
( Олицетворение, эпитеты, сравнения)
- Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?
- А что, по – вашему, мог испытывать поэт, когда писал его?
- О чем же это стихотворение?
( об одиночестве, о весне и осени, о молодости и старости, о радости и несчастье…)
Творческое задание.
- Учитель. Нарисуйте утес, каким вы его представляете.
8. Домашнее задание
Выучите стихотворение наизусть. Напишите словами музыку, подходящую к этому произведению.