Урок окружающего мира Экосистема поля


Захарчук Наталья Валентиновна, учитель начальных классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Лебедёвская средняя общеобразовательная школа», первая квалификационная категория
Учебное занятие
Урок окружающего мира, 3 класс
Тема: «Экосистема поля»
Цели:
сформировать знания об искусственной экосистеме поля, выявить взаимосвязь между кормильцами, едоками и мусорщиками и их связь с человеком;
формирование новых понятий, убеждений;
формирование экологического мышления;
развитие коммуникабельности, познавательной активности учащихся;
вызвать ощущение личной ответственности за состоянием природной среды, стремление к участию в деле её охраны.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Открывает слайд (№1)
-Здравствуйте, ребята!
-Сегодня вы работаете в группах. Ведь гораздо интереснее открывать что-то новое вместе, делиться опытом и чувствовать рядом надёжное плечо одноклассника.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов.
-Ребята, как вы думаете, почему сейчас прозвучали эти строки?
Слушают учителя, психологический настрой
Мы изучаем экосистемы, где каждое растение и животное важны, иначе нарушится хрупкий баланс в природе
2. Постановка проблемной ситуации -Возьмите карточку №1. Подумайте, посовещайтесь и скажите какое слово зашифровано. Запишите его на строчке.(Приложение № 1)
После ответа открывает СЛАЙД № 2

Открывает СЛАЙД № 3

-Прочитайте вопрос, подумайте. Вместе выберите правильный вариант ответа. Если группа затрудняется обосновать ответ или привести пример, можете просто просигнализировать карточкой с соответствующим номером. Содержание слайда продублировано на листе №2. (Приложение № 2)
-В чём различие дикорастущих и культурных растений? Обоснуйте ответ. Можете привести примеры.
1. Дикорастущие выращивает человек, а культурные растут сами по себе.
2. Культурные растения полезны человеку, а дикорастущие нет.
3. Культурные растения человек охраняет, а дикорастущие нет.
4. Культурные растения выращивает человек, а дикорастущие растут сами по себе.
-Где произрастают культурные растения?
-Подумайте и скажите, что вы уже знаете о поле и что нового хотели бы узнать.
-Можно ли назвать поле экосистемой?
-Экосистема поля это и есть тема нашего урока.
Открывает слайд № 4

-Экосистема поля уникальна. И наша задача- проследить, может ли поле существовать без помощи человека и в чём же её уникальность. Эту задачу мы и решим на сегодняшнем уроке. Выполняют работу в группах, отвечает та группа, которая выполнит задание первой
Ответ №4
В огороде, на поле.
3. Открытие нового знания. Опыт. -Этим уголком природы любовались художники и музыканты, писатели и поэты. Оно завораживает своей красотой. Полюбуемся и мы с вами.
Открывает слайды №5-6

“Полдень в окрестностях Москвы” 1869 г.
Шишкин Иван Иванович

“Рожь” 1878 г.
Шишкин Иван Иванович
Открывает слайд №7

- Так может ли экосистема поля существовать без вмешательства человека?
Открывает слайд №8

-Прочитайте вопросы. Подумайте, посовещайтесь. Ответьте.
Открывает слайд №9

- Кто же обитает в экосистеме поля?
-После ответов детей открывает слайд №10

ФИЗМИНУТКА «Бабочка»
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – на месте покружилась
Три – пригнулась и присела
На четыре – улетела.
Открывает слайд № 11

- Продолжим работу в группах. Пользуясь текстом учебника и иллюстрациями на стр. 70-73 выполните задания вместе, а потом ответ представьте классному коллективу.
Вопросы группам продублированы на листах. (Приложение № 3)
После ответов каждой группы- слайд.
Как и почему человек ухаживает за полями? Чем поле отличается от природных экосистем? СЛАЙД №12

СЛАЙД № 13

Заполнить таблицу «Классификация обитателей полей». Объяснить своё решение. СЛАЙД №14

СЛАЙД №15

СЛАЙД №16

- Главным потребителем урожая с полей безусловно является человек. Он же и разрушитель, так как борется с непрошеными потребителями, используя при этом удобрения и ядохимикаты. Это очень ответственная работа. Нужно знать точную норму, чтобы себе же и не навредить. И конечно же почве на которой произрастает практически всё, что нужно для жизнедеятельности человека. И если сейчас бездумно обрабатывать почву полей, то тогда что останется будущему поколению- вам, вашим детям.
СЛАЙД №17

-Сегодня вы исследуете почву с разных полей Заводоуковского рйона. Проведя опыт, вы сможете сделать вывод. У всех групп разные образцы почвы с полей. Следуйте строго по инструкции, работайте дружно, результаты фиксируйте в таблице. Своими новыми знаниями поделитесь с классным коллективом.
-Такие памятки есть у каждой группы (Приложение № 4). Контрольная шкала на доске. (Приложение № 5)
СЛАЙД №18

Смотрят, запоминают, рассказывают об обитателях полей. Делают вывод по проблеме: "Чем поле отличается от природных экосистем?", применяя знания об обитателях полей и их роли в экосистеме.
 
5. Рефлексия  -Подведём итоги:
(Приложение № 6)
. Обучающиеся по одному представителю от группы рассказывают о своих результатах опыта, делают вывод. 
-Мне было приятно с вами сотрудничать. До свидания!