Урок окружающего мира в 1 классе. Тема: Деревья, кустарники, травы

ТЕМА: ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.

Задачи:
Познакомить с названиями групп растений, с видами растений, относящимися к той или иной группе;
Формировать умение классифицировать растения (деревья, кустарники, травы);
Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оргмомент.
Я люблю побродить
По зеленой стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.

На сюрпризы горазд
Молчаливый народ
И за то, что отдаст,
Ничего не берет.

В той стране благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чем тут главный секрет?

Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь.
И с зеленой страной
Навсегда подружись.

- О какой зеленой стране говорит автор?
- Что за «молчаливый народ» в ней живет?
- Сегодня мы продолжим путешествие в мир природы, попытаемся разгадать некоторые ее секреты и попробуем ответить на вопрос «Какие бывают растения».

Повторение пройденного.

- Посмотрите на доску. Я утверждаю, что на всех картинках изображены тела природы.

ЛУНА, ПОМИДОРЫ, ЗЕМЛЯНИКА, ШИПОВНИК, ТИГРЕНОК, МАЛИНА, РЯБИНА, ЕЛЬ, МАТРЕШКА, БЕРЕЗА, СОСНА, ОБЛАКА, КОРАБЛЬ, КРЫЖОВНИК, ГОРА, ТЮЛЬПАНЫ.

- Что здесь «лишнее»? Почему? Уберите.
- Докажите, что остались тела природы.
(ВСЁ ЭТО СУЩЕСТВУЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ ЧЕЛОВЕКА)
- На какие две группы можно разделить оставшиеся объекты?
(ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ)
- Распределите картинки.
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
помидоры луна
земляника гора
шиповник облака
малина
рябина
ель
тигренок
сосна
береза
крыжовник
тюльпаны

- Посмотрите на объекты живой природы.
- Какой из них является «лишним»? Уберите.
- Как назвать оставшиеся тела живой природы? РАСТЕНИЯ
- Докажите, что растения живые существа.
ДЫШАТ
РАСТУТ
ПИТАЮТСЯ
РАСТЕНИЯ ДАЮТ ПОТОМСТВО
УМИРАЮТ

- Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира.
Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветков, плодов и листьев. Наша с вами задача - ответить на вопрос:
- Какие бывают растения?

3. Деление растений на деревья, кустарники, травы.

- Давайте попробуем определить, на какие группы (и по каким признакам) можно разделить все растения.
1 – ТОЛСТЫЙ СТВОЛ, ВЕТВИ, ЛИСТЬЯ
2 – МНОГО ТОНКИХ СТВОЛИКОВ
3 – СОЧНЫЙ МЯГКИЙ СТЕБЕЛЬ
(дети распределяют картинки на доске в 3 группы)

- Как называются растения первой группы? (ставлю обозначение - ДЕРЕВЬЯ) Какие признаки для них характерны? Продолжите:
- ДЕРЕВО – ЭТО РАСТЕНИЕ, У КОТОРОГО (один толстый ствол, деревянистые твердые наземные и подземные части, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону)

- Как называются растения второй группы? (выставляю – КУСТАРНИКИ)
- Каковы отличительные признаки кустарников? Продолжите:
- КУСТАРНИК – это растение, у которого несколько одревесневших стволиков, начинающихся сразу от земли.
- Какие растения вы отнесли к третьей группе? (ТРАВЫ) Какие отличительные признаки? Продолжите:
- Травянистое растение имеет мягкий зеленый стебель с листьями и цветками.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
4. Работа с учебником.
С. 36, № 1.
- Прочитайте загадку, запишите отгадку в клеточки кроссворда. Продолжите работу художника.
- Знатоки деревьев, расскажите нам о дубе.

Дуб легко узнать даже поздней осенью или зимой по его мощному стволу и толстым ветвям. На ветках расположены крупные жесткие листья, которые долго остаются на дереве, иногда до самой поздней зимы. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру. Дуб живет 400 – 500 лет, а иногда доживает и до 2 тысяч лет.

- Отгадайте другие загадки и продолжите работу художника. Знатоки растений расскажут нам об иве и ели.

( Ель – самое красивое дерево русского леса. Недаром в новогодние зимние дни устраивают праздничные елки, украшают ее игрушками и подарками. Еловую древесину любят создатели музыкальных инструментов. В руках умелого мастера она прекрасно звучит.

( Ива растет у воды. И на севере, и в жаркой пустыне на берегу соленого озера – везде можно встретить иву. На берегу лесной речки растет плакучая ива. Она склонилась над рекой, опустила ветви в воду. Весной, в половодье, только верхушки ив торчат над водой, спасаются на них зайцы, лисы, ежи. Сидят все вместе, только лапки убирают подальше от воды. Даже лисы зайцев не трогают.

- Как же назвать все эти растения одним словом? Запишите.
- Нельзя представить себе землю без деревьев. С детства мы любим осинки, которые трепещут на ветру, березовые рощи, сосновые боры
Когда будете в лесу, посмотрите внимательно на деревья. У всех деревьев разные листья, стволы, кора. Одни деревья растут на сухих песках, другие – среди болот или по берегам рек и озер. И все деревья красивы и есть среди них такие удивительные

Самое раскидистое дерево – это родич нам знакомого фикуса – БАНЬЯН. Его еще называют дерево – роща. Это потому, что у баньяна не один ствол, как у всех деревьев, а много. Раскинет молодой баньян свои ветви, а ветви выпустят кроме листьев еще и корни. Как только такой корень доберется до земли, он начинает толстеть и превращаться в очередной ствол. У самого большого баньяна насчитали более 4 тысяч стволов. Это даже не дерево – роща, это дерево – лес!

С. 36 № 2.
- Чем похожи все эти растения? (КУСТАРНИКИ) Продолжите работу художника.
- Знатоки растений, расскажите нам о кустарниках.

Спросили однажды у древнего мудреца: «Какой цветок ты можешь мне подарить, чтобы я стал бессмертным?»
- Можжевельник, - ответил мудрец.
Из всех кустарников можжевельник самый долговечный (доживает до 2 тысяч лет). Листья у него – маленькие хвоинки, они вечнозеленые. Можжевельник очень хорошо очищает воздух.

С. 36 № 3.
- А что же это за растения? Знатоки растений, не хотите ли вы рассказать нам о травах?

Есть такая трава, которая повыше и покрепче многих деревьев. Из стеблей этой травы делают удочки, лыжные палки. Это БАМБУК. Он и есть трава. За каждый день бамбук вырастает на полметра. Но прибавляет в росте он недолго, всего 40 дней, а иначе дотянулся бы до облаков.

5. Работа в парах.
- Расположите растения так, как они должны расти в природе, по этажам. Возьмите конверт, достаньте карточки.
- Какие растения вы поселите на 1 этаж? На второй? На третий?
- Покажите готовность группы.

- Назовите травы, кустарники, деревья.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

6. Инсценировка «Кот Матроскин и растения».

- Вы помните историю про Дядю Федора, кота Матроскина и Шарика. Так вот, Матроскин и Шарик опять поссорились. Шарик часто ходит в лес на фотоохоту, а Матроскин сердится, говорит, что и дома хорошо, да и работы много. Шарик сказал, что любит природу и все равно ходить в лес будет. Тогда Матроскин рассердился и стал кричать, что отменить давно пора природу и растения там всякие, они только мешают.
Вот тут-то и произошло самое страшное
Фея. Я Фея тьмы, всегда являюсь к тем, кто ждет моей помощи. Ты хочешь отменить растения, я тебе помогу.
Матроскин. (испуганно) Я не знаю
Фея. (ласково) Ты ведь прав, Матроскин, дома лучше. Будете жить – поживать в вашем доме с вашей коровой и теленком. И Дядя Федор будет в гости приезжать.
Матроскин. Вообще-то хорошо бы, но я подумаю.
Фея. (сердито) Заставить я не могу, улетаю. Но еще вернусь и исполню твое желание.

- Вы согласны с Матроскиным?
- Посоветуйте, как быть.
- А вдруг Фея Тьмы и правда исполнит желание Матроскина. Какая беда может произойти?

7. Кроссворд.

Впишите слова – отгадки в клеточки кроссворда. Прочитайте ключевое слово.






































Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (ДУБ)

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка. (ОДУВАНЧИК)

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (БЕРЕЗА)

Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.

В сенокос горька,
А в мороз сладка –
Что за ягодка? (РЯБИНА)

Очень густо он растет,
Незаметно он цветет.
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты.
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, дети, зубки. (ОРЕШНИК)

- Как вы думаете, почему растения нам об этом говорят?
- Как мы должны относиться к окружающей нас природе, к растениям?
- Какие правила мы должны помнить, находясь в природе?
- Какой совет вы дали бы всем людям планеты Земля?

Без растений и животных,
Без лугов и чистых рек,
Без лесов, полей раздольных
Жить не может человек!
Так давайте сбережем
Наш природный щедрый дом!

































Дуб легко узнать даже поздней осенью или зимой по его мощному стволу и толстым ветвям. На ветках расположены крупные жесткие листья, которые долго остаются на дереве, иногда до самой поздней зимы. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру. Дуб живет 400 – 500 лет, а иногда доживает и до 2 тысяч лет.



Ель – самое красивое дерево русского леса. Недаром в новогодние зимние дни устраивают праздничные елки, украшают ее игрушками и подарками. Еловую древесину любят создатели музыкальных инструментов. В руках умелого мастера она прекрасно звучит.



Ива растет у воды. И на севере, и в жаркой пустыне на берегу соленого озера – везде можно встретить иву. На берегу лесной речки растет плакучая ива. Она склонилась над рекой, опустила ветви в воду. Весной, в половодье, только верхушки ив торчат над водой, спасаются на них зайцы, лисы, ежи. Сидят все вместе, только лапки убирают подальше от воды. Даже лисы зайцев не трогают.



Самое раскидистое дерево – это родич нам знакомого фикуса – БАНЬЯН. Его еще называют дерево – роща. Это потому, что у баньяна не один ствол, как у всех деревьев, а много. Раскинет молодой баньян свои ветви, а ветви выпустят кроме листьев еще и корни. Как только такой корень доберется до земли, он начинает толстеть и превращаться в очередной ствол. У самого большого баньяна насчитали более 4 тысяч стволов. Это даже не дерево – роща, это дерево – лес!



Спросили однажды у древнего мудреца: «Какой цветок ты можешь мне подарить, чтобы я стал бессмертным?»
- Можжевельник, - ответил мудрец.
Из всех кустарников можжевельник самый долговечный (доживает до 2 тысяч лет). Листья у него – маленькие хвоинки, они вечнозеленые. Можжевельник очень хорошо очищает воздух.


Есть такая трава, которая повыше и покрепче многих деревьев. Из стеблей этой травы делают удочки, лыжные палки. Это БАМБУК. Он и есть трава. За каждый день бамбук вырастает на полметра. Но прибавляет в росте он недолго, всего 40 дней, а иначе дотянулся бы до облаков.


Фея. Я Фея тьмы, всегда являюсь к тем, кто ждет моей помощи. Ты хочешь отменить растения, я тебе помогу.


Матроскин. (испуганно) Я не знаю


Фея. (ласково) Ты ведь прав, Матроскин, дома лучше. Будете жить – поживать в вашем доме с вашей коровой и теленком. И Дядя Федор будет в гости приезжать.


Матроскин. Вообще-то хорошо бы, но я подумаю.


Фея. (сердито) Заставить я не могу, улетаю. Но еще вернусь и исполню твое желание.



Без растений и животных,
Без лугов и чистых рек,
Без лесов, полей раздольных
Жить не может человек!
Так давайте сбережем
Наш природный щедрый дом!











БАОБАБ – мощное коренастое африканское дерево с осень толстым стволом. Во время сухого периода баобаб стоит без листьев. Но стоит начаться влажному периоду, как появляются листья, цветки, а затем и плоды, которыми любят лакомиться обезьяны. Негры считают баобаб священным деревом. Еще одна особенность баобаба – способность накапливать воду «про запас».


Есть и другие деревья – хранители воды. По полгода не бывает дождей. Что же помогает растениям выжить? Бутылочное дерево имеет внутри два вместительных мешка, наполненных влагой. У пузатой пальмы ствол похож на удава, проглотившего козу. А эта коза и есть ни что иное, как хранилище воды. Многим путешественникам, изнывающим от жажды в безводной пустыне, спасли жизнь эти удивительные растения.








Болоболова Л. А.

13PAGE 15


13PAGE 14815
МБОУ – лицей № 1, Орел - 2006



15