МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «Основы безопасности жизнедеятельности» Тема урока: «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества»


МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ КАДРОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)«ЯКУТСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА»
«Утверждаю»
Директор ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС»
________________ Кокош О.А.
«___»___________ 2015 г
2337435142875
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по дисциплине: «Основы безопасности жизнедеятельности»
Тема урока: «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества»
Разработана:
преподавателем ОБЖ
Романовым Афанасием Петровичем
г.Якутск2015 год
Методические рекомендации
К проведению открытого урока-викторины «Воинский эшелон»
по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
Урок – викторина представляет собой разновидность нетрадиционных форм обучения и призван заинтересовать обучающихся в необходимости знать и любить историю своей Отчизны, малой Родины, ее доблестных Вооруженных Сил, осознать свою принадлежность к великой и могучей державе. Занятию предшествует недельная подготовка. Обучающиеся заранее получают задание для самостоятельной подготовки. Из обучающихся по принципу психологической совместимости формируются две команды и назначаются капитаны, которые заранее, получают задание придумать название и девиз команды, озвучиваемые при представлении команд – это дает чувство локтя, помогает преодолеть неуверенность и настраивает на победу.
На занятие могут быть приглашены обучающиеся из других групп в количестве нескольких человек и помощник для учета правильных ответов, а также другие преподаватели в качестве жюри.
Особое внимание следует уделить на оформление кабинета при проведении урока-викторины. В обязательном порядке должна присутствовать государственная символика: герб, флаг (России и Республики Саха (Якутия)), портреты видных военоначальников и президента (если имеются в наличии). Все должно настраивать присутствующих на серьезность и необходимость данного мероприятия, поэтому в начале урока-викторины исполняются гимны России и Республики Саха (Якутия). Кроме этого можно заранее подготовить вымпелы с названиями команд. Парты необходимо расставить с двух сторон кабинета, образовав подобие купе в вагоне, то есть ребята будут сидеть по четыре человека (два на два лицом друг к другу). С одной стороны кабинета – первая команда, с другой – вторая команда. Перед проведением урока необходимо обратить внимание обучающихся на их внешний вид, желательно, чтобы они пришли в парадной форме одежды.
В процессе урока используется установка мультимедиа, поэтому желательно необходимо присутствие лаборанта, действия которого заранее согласовываются с преподавателем ОБЖ.
По результатам урока-викторины, можно наградить команду победительницу дипломом.
Открытый урок-викторина «Воинский эшелон».
Тема: «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества»
Цели:
Образовательная: получение новых знаний, углубление, расширение и закрепление изученного раннее материала.
Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, любви к своему Отечеству, чувства гордости за героическое прошлое и настоящее России, а также воспитание коллективизма и ответственности при решении поставленных задач.
Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, совершенствование навыков работы с методической и справочной литературой.
Тип урока: комбинированный урок получения новых знаний, систематизации и закрепления, изученного материала.
Оборудование: комплект мультимедиа, табло с названиями команд и списком обучающихся, общевоинские уставы ВС РФ Текст военной присяги; Кроссворд “Воинские звания” (2 шт.); Карточки с изображением погон (2 комплекта);Карточки с изображением общего вида АК и основных его частей (2 шт.);Карточки с изображением действий по неполной разборке и сборке АК (2 комплекта);Калькулятор, секундомер. Массогабаритный автомат Калашникова (АК-74М); , фонограмма гимна России и Республики Саха (Якутия).
АФОРИЗМЫ
Нет! Человеку нельзя жить без Родины,
Как нельзя жить без сердца.
(К.Г. Паустовский)
Патриот тот, кто в самые трудные минуты для Родины
Берется за самые трудные дела.
(П.А. Павленко)
…человек без Родины – все равно,
Что человек без матери.
(Мансисидор)
Ход урока
Организационный момент: Построение, доклад дежурного о готовности аудитории и обучающихся к уроку. После доклада дежурного урок объявляется открытым (звучит гимн России и Республики Саха (Якутия)).
Вступительное слово преподавателя: Уважаемые гости, уважаемые ребята. Сегодня мы проводим урок на тему: «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества», но урок будет не обычным, а в форме викторины под названием «Воинский эшелон». Почему выбрано такое название? Все очень просто, дело в том, что основным средством передвижения на просторах нашей необъятной родины является железнодорожный транспорт и нам предстоит проехать по следующим станциям: «Героическая», «Великие полководцы», «Музыкальная».
Предварительно вы были разделены на две команды (название команд). Рядом с доской табло команд, напротив которых будем выставлять звездочки за ответы.
Красная звездочка соответствует оценке «5» (отлично)
Зеленая – оценка «4» (хорошо).
Синяя – оценка «3» (удовлетворительно).
Оценке два балла соответствует черная звезда, но я надеюсь, таковых не будет.
После того, как прозвучит ответ, на поставленный вопрос на экране вы увидите правильный ответ.
В качестве эпиграфов к нашему уроку я взял несколько известных афоризмов великих мыслителей (зачитать с плакатов) .Основная часть.
И так наш эшелон отправляется в путь, и первая станция называется «Героическая».
Внимание! Вопрос.
Назовите 10 городов-героев СССР ?10 городов-героев СССР (варианты ответов):
Москва , Ленинград ,Волгоград ,Киев ,Севастополь ,Одесса ,Новороссийск ,Керчь ,Минск ,Тула .
2.Назовите фамилии десяти Маршалов Советского Союза.
Фамилии десяти Маршалов Советского Союза:
Блюхер В. К. .Тимошенко С. К. .Будённый С. М..,Жуков Г. К. ,Ворошилов К. Е.,Конев И. С. Егоров А. И.
Малиновский Р. Я. ,Тухачевский М. Н. ,Устинов Д. Ф.
3.Согласно принятому Закону «О днях воинской славы (победных днях) России» приведите в соответствие указанные события.
Битва на Чудском озере 02.02.1943 г.
Великая битва под Москвой 07.11.1612 г.
Куликовская битва 05.12.1790 г.
Курская битва 24.12.1790 г.
Бородинское сражение 09.08.1714 г.
Освобождение Москвы от польской интервенции 21.09.1380 г.
Полтавская битва 18.04.1242 г.
Сражение у мыса Гангут 13.08.1943 г.
Сталинградская битва 10.07.1709 г.
Штурм крепости Измаил 08.09.1812 г.
И снова в путь и следующая станция
«ВЕЛИКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ»
1.Назовите имена и отчества полководцев (флотоводцев), чьи фамилии или почётные прозвища приведены ниже. Используйте предложенные варианты.
Донской Павел Степанович
Жуков Михаил Илларионович
Конев Константин Константинович
Кутузов Дмитрий Иванович
Нахимов Георгий Константинович
Невский Пётр Александрович
Рокоссовский Фёдор Фёдорович
Румянцев Иван Степанович
Суворов Александр Васильевич
Ушаков Александр Ярославович
Ответ.
Фамилии, имена и отчества полководцев:
Донской Дмитрий Иванович
Жуков Георгий Константинович
Конев Иван Степанович
Кутузов Михаил Илларионович
Нахимов Павел Степанович
Невский Александр Ярославович
Рокоссовский Константин Константинович
Румянцев Пётр Александрович
Суворов Александр Васильевич
Ушаков Фёдор Фёдорович
И снова в путь и следующая станция
Станция под номером три называется «МУЗЫКАЛЬНАЯ»
Команды по очереди называют песни времен гражданской войны., Песни времен ВОВ, Современные песни военной и патриотической тематики. (можно использовать другие варианты.
2.Назовите 10 российских или советских кинофильмов об армии и флоте.
Ответ.
10 фильмов об армии и флоте (возможные варианты):
«Аты-баты, шли солдаты», «Баллада о солдате», «В зоне особого внимания», «В шесть часов вечера после войны», «Военно-полевой роман», «Гусарская баллада», «Максим Перепелица», «Подвиг разведчика», «Семнадцать мгновений весны», «Одиночное плавание».
Могут быть приведены и другие названия.
3.Приведите в соответствие начальные и конечные слова и словосочетания, чтобы получились названия художественных произведений об армии и флоте нашего Отечества.
«А зори… просят огня»
«Война… Сталинграда»
«В окопах… сражались за Родину»
«Живые… о настоящем человеке»
«На войне как… страда»
«Они… и мёртвые»
«Повесть… по мукам»
«Севастопольская… на войне»
«Батальоны… здесь тихие»
«Хождение… и мир»
Ответ.
Названия художественных произведений о русской армии и флоте:
«А зори здесь тихие».
«Война и мир».
«В окопах Сталинграда».
«Живые и мёртвые».
«На войне как на войне».
«Они сражались за Родину».
«Повесть о настоящем человеке».
«Севастопольская страда».
«Батальоны просят огня».
«Хождение по мукам».
И снова в путь и следующая станция
Станция под номером четыре называется «ОРУЖЕЙНАЯ»
Приведите в соответствие начальные и конечные слова и словосочетания, чтобы получились соответствия между изобретателем и с его «детищем».
Котельников Г. Е. пистолет-пулемёт
Курчатов И. В. плавающий танк
Котин Ж. Я. парашют
Менделеев Д. И. царь-пушку
Попов А. С. атомную бомбу
Токарев Ф. В. самолёт «Максим Горький»
Туполев А. Н. радио
Чохов А. бездымный порох
Шпагин Г. С. самолёт вертикального взлёта и посадки
Яковлев А. С. самозарядный пистолет
Глядя на рисунок, напишите названия основных частей автомата.

И снова в путь и следующая станция
Станция под номером пять называется «ВОЕННАЯ»
1.“Военная присяга – клятва воина на верность Родине”
Необходимо участнику(капитану) от каждой команды прочитать текст военной присяги. Побеждает та команда, участник которой допустил наименьшее количество ошибок и неточностей. Учитывается также выразительность чтения. (приложение1)
Для военнослужащих устанавливаются особая форма одежды и знаки различия. Воинские звания обеспечивают ясность и чёткость в служебных взаимоотношениях между военнослужащими.
Конкурс № 1. “Воинские звания военнослужащих”
 Участникам команд будут поочерёдно показаны погоны военнослужащих. Нужно назвать воинское звание, соответствующее данному погону. Если участник команды отвечает неправильно или затрудняется с ответом, то этот вопрос переадресовывается участнику команды-соперницы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов.
Определите воинские звания по погонам офицеров Российской Армии и Военно-Морского Флота.
-241935698500
Вариант Б: Командам раздаются карточки с изображением погон, по которым нужно определить воинские звания военнослужащих Российской Армии и Военно-Морского Флота. На подготовку отводится 1 минута. Побеждает команда, назвавшая наибольшее количество правильных ответов. (приложение3)И снова в путь и следующая станция
Станция под номером ШЕСТЬ называется «УМНИЦА»
Задание № 1: Командам необходимо разгадать кроссворд по воинским званиям и знакам различия военнослужащих в течение 3-5-х минут. Разгадав его правильно, вы узнаете воинское звание великого русского полководца А.В. Суворова.
Кроссворд «Воинские звания и знаки различия военнослужащих»

Знак различия, символ воинской чести военнослужащих, носимый на плечах и указывающий на воинское звание и принадлежность к роду войск.
В ВМФ – старшина 1-й статьи, а в Российской Армии - ……?
В 1631 г. это воинское звание пришло на смену званиям «воевода» и «полковой голова». Теперь это самое высокое звание старшего офицерского состава.
Воинское звание, введённое в России Петром I в 1716 г. Получить его было не просто. С 1940 г. им отмечали лучшего воина, проявившего мужество в бою или достигшего высоких показателей в боевой и политической подготовке.
Это воинское звание имеет второе значение: должностное лицо в роте, отвечающее за правильное несение службы личным составом и порядок в подразделении.
Впервые это звание утверждено Петром I при создании регулярной армии и являлось первым младшим офицерским чином и присваивалось тем, кто назначался знаменосцем.
Сначала так называлась хозяйственная должность помощника командира полка, а потом это слово стало обозначать и воинский чин. Это звание в Советской Армии установлено в 1939 г.
Слово латинского происхождения, означающее «общий», «главный». В Советской Армии это звание было установлено 7 мая 1940 г. взамен существующих тогда званий «комбриг», «комдив», «командарм».
Звание высшего офицерского состава в Военно-Морском Флоте.
Самое низкое воинское звание военнослужащего в Военно-Морском флоте.
Звание, введённое Петром I на заре зарождения русского флота. В переводе на русский язык означает «корабельный человек». Его присваивали гардемаринам, успешно окончившим морской кадетский корпус.
Слово латинского происхождения, означающее – большой, старший. В России это воинское звание появилось в 1711 г. сначала для штаб-офицеров линейных частей. Позднее стало присваиваться командирам батальонов.
Повседневный и парадный головной убор, цвет околыша и кантов которого отличает рода войск, в котором служит солдат или офицер.
Самый старый головной убор, одна из разновидностей боевых шлемов, предохраняющий голову от мелких осколков, частично от пуль, а также от ударов холодным оружием.
Заполнив кроссворд, узнаете воинское звание великого русского полководца А.В. Суворова
(Ответы по порядку: погон, сержант, полковник, ефрейтор, старшина, прапорщик, подполковник, генерал, адмирал, матрос, мичман, майор, фуражка, каска)
Заключение. После проведения последнего конкурса, жюри определяет его победителя. Пока члены жюри будут подсчитывать общие результаты проведённых конкурсов и отмечать учащихся, наиболее отличившихся на уроке, всем предлагается просмотреть видеозапись (можно использовать любой видеоматериал, отражающий прохождение военной службы по призыву).
После просмотра видеозаписи подводятся итоги урока, выставляются оценки у обучающихся.