Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия – фестиваля «ДРУЖБА НАРОДОВ РОССИИ»


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
министерства здравоохранения краснодарского края

Методическая разработка
открытого внеаудиторного мероприятия – фестиваля «ДРУЖБА НАРОДОВ РОССИИ»
Подготовили: Астапеева Е.В.
Шкарупа В.Г.
Место проведения: спортивный зал
Время проведения: 60 мин.

Краснодар 2016
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦК гуманитарно- Заместитель директора по
экономических дисциплин учебной работе
протокол №___от _______ 2016 г. Ротаренко И.В.
председатель ЦК гуманитарно-
экономических дисциплин
________________Астапеева Е.В.

СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела
по методической работе
__________Панжинская Н.Н.
Составители:
Астапеева Е.В. – преподаватель гуманитарно-экономических дисциплин, первая квалификационная категория
Шкарупа В.Г. - преподаватель гуманитарно-экономических дисциплин,
первая квалификационная категория
Рецензент:
Буталий С.В. - преподаватель гуманитарно-экономических дисциплин, высшая квалификационная категория, кандидат исторических наук
Содержание:
Пояснительная записка.
Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта
Выписка из рабочей программы.
Цели занятия.
Оснащение занятия.
Сценарий.
Библиографический список.
1. Пояснительная записка
Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия – фестиваля «Дружба народов России» разработана с целью демонстрации эффективности применения технологии сотрудничества, работы малыми группами, информационно-коммуникационных технологий для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по закреплению, расширению и углублению знаний по дисциплине «История», для расширения кругозора, формирования межнациональной толерантности, гражданского патриотизма, морально-нравственных и этических качеств личности посредством сближения и взаимного проникновения культур народов России.Проведение открытого внеаудиторного занятия – фестиваля запланировано в период открытой предметной недели цикловой комиссии гуманитарно-экономических дисциплин.
Последние десятилетия Россия переживает сложный переходный период своего исторического развития. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня развития гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.
Низкий уровень национального самосознания и любви к Отечеству, отсутствие взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей, населяющих территорию России и вне её, низкий уровень нравственного, эстетического, интеллектуального развития, растущая с каждым годом угроза терроризма, предательства Родины, участившиеся случаи вандализма, рост профашистских группировок ещё раз подчёркивают актуальность проблемы патриотического воспитания.Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена, однако история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.
Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение к студенту другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Одной из ступеней духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ.
Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Степень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно- нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания. В нашей многонациональной стране россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и народов РФ, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России как общей Родины.
Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение.
Основные цели данного внеаудиторного мероприятия: воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; формирование интернационализма, коммуникативной культуры общении и взаимопонимания; развитие у студентов самосознания, которое помогает увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле; развивать терпимость к различиям между людьми.
В ходе проведения внеаудиторного мероприятия достигаются следующие задачи:
– признание студентами культурного многообразия российского общества как важнейшего национального достояния;
– формирование национальной идентичности личности, формирование основ толерантного сознания студентов;
– формирование у студентов чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека.
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство культурного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
2. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта
По учебной дисциплине: «История»
Для всех специальности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования
Студент должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
Студент должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
3. Выписка из рабочей программы
Дисциплина: «История»
Раздел № 3, тема № 3.1
Тема: Развитие суверенной России
Открытое внеаудиторное мероприятие - фестиваль
Время проведения – 45 мин.
Тема: «Дружба народов России»
Содержание учебной информации
Процесс становления нового конституционного строя в России.
Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования. Приватизация государственной собственности. Борьба с инфляцией 1992-1998 гг. Криминализация и проникновение «теневой экономики» во все сферы жизни общества экономической жизни. Углубление конституционного кризиса 1993г.
Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой конституции, ее историческое значение. Общественно-политическое развитие России в 1994-1996гг. Первые шаги гражданского общества. Второе президентство Б.Н.Ельцина.
Межнациональные отношения в бывших республиках СССР и национальных республиках Российской Федерации.
Студент должен уметь:
- анализировать исторические события;
- сопоставлять исторические события прошлого с реалиями современной действительности;
- использовать полученные исторические знания для анализа современных геополитических изменений.
Студент должен знать:
- основные этапы развития суверенной России;
- межнациональные отношения в бывших республиках СССР и т.д.;
-национальные отношения в республиках Российской Федерации.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
- работа с дополнительной литературой;
- использование Интернет-ресурсов при выполнении индивидуальных заданий преподавателя.
4. Цели занятия
1. Методические:
Продемонстрировать методику повышения эффективности самостоятельной работы студентов для закрепления, расширения и углубления учебного материала за счет:
- использования личностно-ориентированных технологий с элементами развивающего обучения;
- демонстрации интеграционных междисциплинарных связей;
- технологий сотрудничества, работы малыми группами;
- применения технических средств обучения с целью визуализации учебного материала для повышения активности мыслительной деятельности студентов.
2. Образовательные:
- обобщить, систематизировать, углубить и закрепить знания студентов по теме «Дружба народов»;
- сформировать у студентов побуждение к углубленному изучению такого понятия, как «национальная толерантность»;
- контроль усвоения уровня знаний студентов по предложенной теме.
3. Развивающие:
- расширить диапазон знаний по предложенной теме;
- развить умение самостоятельной работы по применению полученных знаний;
- развить способности анализировать, интерпретировать, сопоставлять;
- продолжить формирование умения вести дискуссию;
- способствовать развитию творческого потенциала студентов.
4. Воспитательные:
- воспитание уважения студентов к истории и бережного отношения к историческому наследию;
- формирование чувства гражданского патриотизма;
- стремиться к воспитанию чувства гуманизма, справедливости, партнерства, отзывчивости, взаимопомощи, чувства субординации, такта.
5. Оснащение занятия
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Мультимедийная презентация.
Компьютер.
6. Сценарий
Приветствие
Ведущие 1 и 2 (Тюрин Илья, Панарад Вероника):
Дети раз отца спросили:
-Все ли русские в России?
-Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.
Все мы разные! Так что же?
Все мы – люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!
Представление
Ведущий 1: Добрый день, уважаемые преподаватели и студенты!
Ведущий 2: Сегодня студенты всех отделений колледжа подготовили очередное, ставшее с прошлого года традицией, мероприятие «Дружба народов», которое проводится в рамках Цикловой комиссии гуманитарно-экономических дисциплин.
Ведущий 1: И первыми позвольте представить русскую национальность.
Сценарий «Русские»
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать —В Россию можно только верить.
Русский народ - загадочная душа.
Сколько об этом написано стихов, песен. Доброжелательность, гостеприимство и широта натуры по отношению к друзьям.
«Но если кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет !»
А как русские поют, а как они танцуют. Смотрим…
(Лапотуха)
Русские - хлебосольный народ, они любят угостить, но и сами любят вкусно покушать. Наваристые Щи, акрошечка, шанежки, расстегаи. А блины? Целая неделя отведена для них - масленица. На Руси блины укоренились давно и надолго. Ближе к IX веку, блины стали главным блюдом Масленичной недели. Так провожают зиму. Хотя, бытует и другая версия, что они напоминают по цвету и форме весеннее солнце и являются символом главного славянского божества, Ярило.
Традиционные масленичные блины каждая хозяйка готовила по-своему и традиции, складывающиеся веками, передавались по наследству и совершенствовались.
(Валенки)
На Руси женщина если любила, говорила, - я жалею тебя. Жалеть - это значит любить и быть всегда с любимым даже в горе. Всё с ним делить пополам. И понимать всё с полуслова. 
Послушайте, как наши девушки поют о любви.
(Широка река)
Русские оставили большой след в мировой культуре и в развитии науки. Весь мир восхищается Пушкиным, Толстым, Чайковским, Плисецкой, Ростроповичем и это малая часть мировых звезд.
В мировую историю науки и техники вошли
Попов - изобретатель радиотелеграфа,
Менделеев - русский учёный-химик, физик, педагог,
И в космосе мы первые, Гагарин - первый космонавт.
Медики известны на весь мир своими открытиями:
Боткин - русский врач-терапевт, основатель учения о целостности организма человека,
Елизаров - хирург-ортопед,
Склифосовский - один из родоначальников полостной хирургии,
Пирогов - хирург и анатом, основоположник военно-полевой хирургии, основатель анестезии.
Нам есть кем гордится и на кого ровняться. Теперь многое зависит от нас, молодого поколения. Мы должны быть достойными наследниками наших великих соотечественников.

Ведущий 2: Далее наше мероприятие продолжат представители горного Дагестана.
Сценарий «Дагестан»
Тамила: Республика Дагестан образована 20 января 1921 года. Столицей является город Махачкала.
Алий: Территория Дагестана граничит с Азербайджаном, с Грузией, также с Чеченской Республикой, со Ставропольским краем и с Республикой Калмыкия.
Тамила: Флаг республики состоит из трех цветов (зеленый, синий, красный). Зелёный олицетворяет жизнь, изобилие дагестанской земли и одновременно выступает как традиционный цвет ислама. Синий — цвет моря, символизирует красоту и величие дагестанского народа. Красный означает демократию, просветительскую силу человеческого разума в процессе созидания жизни, мужество и храбрость населения Страны гор.
Алий: На территории Дагестана проживает большое количество разных национальностей: аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, табасаранцы, азербайджанцы, агулы, рутульцы, цахуры, русские, чеченцы, ногайцы. Тамила: Самый древний город России – это город Дербент, который находится в Дагестане. Современный Дербент был основан в 436 г. как персидская крепость. На протяжении многих столетий в Дербенте развивалось искусство, наука и ремесло. Исторический музей города содержит множество сохранившихся предметов быта и художественных творений, принадлежащих местным мастерам. Сами каменные строения с интересной архитектурой, прочные крепостные стены, которые смогли выдержать натиск вражеских полчищ, говорят о могуществе города.
Алий: Гостеприимство – главная черта характера Дагестана и дагестанцев. Дагестанская пословица гласит: «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость». В Дагестане считается, «чем старше гость, тем он почетнее» . Хозяева дома должны обязательно накормить гостя. Вот некоторые Дагестанские традиционные блюда:
Тамила: Даргинское чуду – пирог из картофеля и говяжьего фарша.
Слоенный хинкал - собранное в рулетик тесто, готовится в мантоварке.
Курзе - могут быть с разной начинкой (мясо, картофель, сыр, зелень) на вид как пельмени, но закрепляются косичкой.
Алий: Так же Дагестан славится своими песнями, танцами и величайшими поэтами. Сейчас сами все увидите. Для вас танцуют танец «Акушинка» наши горянки.
«Танец, стих, песня»
Все вместе: «Приезжайте в Дагестан летом и зимой. Приезжайте в Дагестан, дружною гурьбой. Приезжайте в Дагестан в гости к нам из разных стран. Примем вас всей душой, Всем салам большой».

Ведущий 1: Передаем эстафету Закавказской Республике Грузия.
Сценарий «Грузия»
«Только я глаза закрою — предо мною ты встаешь... Только я глаза открою — над ресницами плывешь» — так могли бы мы признаться в любви к древней, гордой, радушной, вольной Грузии. Трудно определить однозначно, чем нам так мил край Сакартвело: гостеприимством и тостами, суровой красотой горных храмов или харчевнями старого Тбилиси, «Киндзмараули» или «Сулико», простодушным искусством Пиросмани.
Регионы и курорты Грузии
Больших городов здесь немного: «теплый источник» — Тбилиси с его соборами, театрами, серными банями, уютными улочками и шашлычными, древний Кутаиси — столица Колхидского царства, Батуми — южный коктейль из старинных зданий и современного морского курорта, а также более скромные, но все же интересные Гори, Зугдиди, Поти и Рустави. А уж все поселки и деревни, несущие в себе частичку истории и окруженные потрясающими пейзажами, не перечислить, но побывать хочется всюду.
А еще Грузия — это порядка 2 тыс. источников целебных минеральных и термальных вод, лечебных грязей, волшебные магнетитовые пески, способные избавить человека от множества недугов, свежий горный, лесной и морской воздух. Знаменитый на весь мир курорт Боржоми, восстанавливающий былое величие Цхалтубо, Ахтала, Шови, Саирме и другие бальнеологические и высокогорные здравницы страны помогут в излечении различных заболеваний и восстановят иммунитет путника.
Паломничество
Грузия представляет немалый интерес для людей верующих и увлекающихся историей религии, ведь Грузинская православная церковь — одна из древнейших христианских церквей в мире.
Старинное предание гласит, что во время метания апостолами жребия на право нести проповеди в разные страны и края, Иверия (Грузия) досталась Божьей матери Марии, но по просьбе Иисуса, в Иверию отправился Андрей Первозванный, взяв с собой лик Владычицы, отразившийся на доске.
Главные святыни Грузии расположены в первой столице государства — Мцхете, часто именуемой Вторым Иерусалимом. Сюда едут поклониться сердцу города и духовному символу всей страны — собору Светицховели, в котором проходят главные церемонии Грузинской православной церкви. Здесь же на крутом утесе стоит построенный в 6 веке монастырь Джвари.
Второй важный пункт назначения — Кутаиси. В этом городе паломников ждут монастырь  HYPERLINK "http://tonkosti.ru/%D0%9C%D0%BE%D1%86%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0" \o "Моцамета" Моцамета,  HYPERLINK "http://tonkosti.ru/%D0%93%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B8" \o "Гелати" Гелатский монастырь Богородицы и храм Баграта. 
Грузинская кухня.
Грузинская кухня — это тот редкий случай, когда начать стоит не с блюд, а с вина и непременных тостов.
В Грузии хинкали едят руками. Кушая их приборами, вы рискуете не только глупо выглядеть, но и проткнув хинкали вилкой, потерять саму суть этого блюда.
Все без исключения виды мяса и птицы, фантастическое разнообразие сыров и молочных продуктов, овощи, зелень и ароматические травы плюс соусы и непременная бутыль вина к каждой трапезе — вот портрет грузинской кухни грубыми мазками. Суп-харчо и сациви, пельмени-хинкали и сырные хачапури, сулугуни, овощное рагу «аджабсандали», шашлыки «мивади» и подкопченные колбаски, лобио, чахохбили, долму, кутабы и конечно соусы: острую аджику, кисло-сладкий ткемали и сацебели на основе орехов, фруктов и зелени. Самый популярный и всеми любимый хлеб — кукурузные лепешки «мчади», а в западном регионе Мегрелия едят вместо хлеба густую кукурузную же кашу «гоми».
Развлечения и достопримечательности Грузии
Достопримечательности Грузии — это множество старинных храмов, церквей и крепостей, карстовые пещеры и скальные города, дворцы грузинских королей и самобытные деревеньки Верхнего Сванети, национальные парки и монастыри.
Деда Картлис - Мать Грузии - монумент в столице Грузии, ставший одним из символов Тбилиси, был построен на вершине холма Сололаки в 1958 году, когда город Тбилиси отмечал свой 1500-летний юбилей. Скульптура женщины в грузинском национальном костюме, символизирует грузинский национальный характер: женская фигура держит в левой руке чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл как друг, а в правой руке меч для тех, кто пришёл как враг. Этот один из главных символов Тбилиси. Первоначально скульптура была выполнена из дерева, в 1963 году его заменили алюминием. Автором монумента, высотой 20 метров, является грузинский скульптор Элгуджа Амашукели.

Ведущий 2: Ну и, конечно же, невозможно представить колорит нашего края без Республики Адыгея.
Сценарий «Адыгея»
1. Черкесия была расположена на живописнейших северных склонах Кавказского хребта.
2. Это были овеянные легендами исторические места, где проходил в средние века знаменитый Шелковый путь из Европы в Азию.
1. Здравствуйте уважаемые зрители.
2. Добрый день дорогие друзья.
1. Сегодня мы расскажем вам о Черкесах.
2. Думаю, вам будет интересно послушать о них.
1. Черкесы - общее название единого народа в России и за рубежом. Самоназвание - адыгэ.
2. Адыги проживают на территории шести субъектов: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край.
1. К адыгским субэтносам относятся:, кабардинцы, шапсуги, убыхи, абадзехи, бжедуги, адамейцы, бесленеевцы, егерукаевцы, жанеевцы, темиргоевцы, мамхеги, махоши, хатукайцы, натухайцы, хегайки, гуайе, чебсин, адале.
2. Общая численность адыгов в Российской Федерации по переписи 2010 года 718 727 человек, в том числе: 1.
1. Большинство адыгов проживают за пределами России.
2. Всего за пределами России, по разным данным,проживает от 5 до 7 миллионов адыгов.
1. Язык имеет два литературных диалекта — адыгейский и кабардино-черкесский.
Территория расселения
2. Предки адыгов (зихи, керкеты, меоты и др.) известны в Северо-Восточном Причерноморье с I тысячелетия до н.э.
1. Адыги населяли большую часть территории Западного Кавказа – Черкесию.
Происхождение и история
1. В процессе формирования древнеадыгской общности участвовали племена ахеев, зихов, керкетов, меотов.
2. В VIII – VII веках до нашей эры племена меотов населяли территорию от Азовского до Черного морей.
1. К X веку сложился мощный племенной союз, называемый Зихия.
2. В 1395 году, произошло вторжение в Черкесию войск завоевателя Тимура, нанесшее серьезный ущерб региону.
1. Для вас песня «Черкесы»
Традиции и обычаи
1. Адыги обладали многими добродетельными и исключительными качествами, включая рыцарство, чувство собственного достоинства, мудрость и интеллект.
2. Древние адыги увлекались верховой ездой и держали лучшие породы лошадей. Черкесы были также чрезвычайно искусны в стрельбе из лука по мишеням.
1. Женщина имела в обществе прекрасное социальное положение, так как она была владелицей и хозяйкой дома.
2. Несмотря на то, что муж имел право требовать полного послушания своей жены, не разрешал перечить себе и покидать дом без его разрешения, все же у нее были свои личные права, и она пользовалась безграничным уважением мужа и сыновей.
1. Женщина обычно воспитывала своих детей до шестилетнего возраста, после чего они переходили в руки мужчин, которые обучали их искусству верховой езды и стрельбы из лука.
2. Танцевальные вечера носили название «джегу» и проводились лицами, которые имели на это право согласно обычаям и традициям.
2. А сейчас мы вам представляем танец.
1. В семье и в обществе царила дисциплина и спокойствие. Авторитет в семье определялся по возрасту и полу. Традиции имели силу закона и неповиновение им считалось преступлением.
Адыгская кухня
2. Основное блюдо адыгского стола – п1астэ ишху. Среди наиболее популярных блюд: шыпс, блюда из адыгейского сыра; из выпечки – гуубат.
1. Мясные блюда чаще всего готовят из баранины, говядины, курятины, индюшатины. С особой тщательностью готовится халва.
Хозяйство
2. Традиционные занятия адыгов – пашенное земледелие, садоводство, виноградарство, скотоводство, коневодство.
1. Среди традиционно адыгских домашних промыслов наибольшего развития достигли плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье.
Традиционная одежда
2. Одежда общесеверокавказского типа: у мужчин – Черкеска (цей)
1. У женщин – Сай.
2. Адыги жили простой, поистине суровой жизнью, воздерживаясь от всякой чувствительности. Благодаря такому воспитанию, они приобретали моральный иммунитет и стойкость и могли переносить суровые морозы и жару спокойно. В результате, они стали народом, который обладал лучшими качествами.
1. Для вас стихотворение «Черкесия».

Ведущий 1: И завершат наше мероприятие наши друзья - представители Армении.
Сценарий «Армения»
Армения – страна Южного Кавказа, расположена на северо-западе Армянского нагорья, между Черным и Каспийским морями.
21 сентября 1991 года на основе референдума Армения была объявлена независимым государством, и в конце этого же года страна вступила в Содружество Независимых Государств.
Столица - Ереван.
Государственный язык – армянский, но большинство населения говорит на русском и английском языках.
Армения-древнейшее государство Кавказа, одно из древнейших в мире и на Ближнем Востоке.
Армения – первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии в 301 году нашей эры.
Армения – богатая памятниками культуры и природы. Среди памятников природы можно отметить уникальное озеро Севан и видную из многих точек Армении гору Арарат, а так же красивейший и разнообразнейший горный ландшафт страны.
Армянский народ богат национальными традициями. Среди них можно выделить свадебные обычаи, праздники и виноделие, которое принято у многих семей как родовая традиция.
Свадьба у армян – это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем мужского пола, чтобы первенец родился мальчик. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.
Традиционно в армянских семьях много детей. Этому событию всегда радовались, особенно рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода.
Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости обязательно над накрыть стол там, где у тебя есть близкие. Чем чаще накрываешь стол чем больше тебе вернется – искренне считают армяне.
Национальные блюда Армении:
Лаваш – традиционных тонкий хлеб, готовится на тандыре.
Суджук – пряная колбаса с чесноком, в основе говядина и специи.
Бастурма – вяленая говядина, завернутая в тонкий слой чамана с тмином.
Хашлама – отварная говядина с картофелем, помидорами и луком.
Долма – мясной фарш с рисом, завернутый листья винограда.
Пахлава – кондитерское изделие из слоёного теста с орехами в сиропе.
Люля-кебаб – мясной фарш из рубленной баранины, нанизанный на шампур.
Традиционная одежда очень красочная и разнообразная.
Основу мужского костюма составляла сшитая из хлопка или шелка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а так же широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.
Женская одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным на несколько слоев. Непременной частью костюма был расшитый передник и много украшений.

Завершение
Ведущий 2: Выражаем благодарность всем студентам-участникам мероприятия, преподавателям и администрации колледжа, которые позволяют организовывать культурный досуг студентов, что способствует взаимопроникновению культур нашего колледжа, а соответственно и всей России.
Завершение мероприятия: Финальный танец (флешмоб) «Не похожи».

Звучат заключительные слова организаторов внеаудиторного мероприятия Астапеевой Е.В. и Шкарупы В.Г.:
Данное открытое внеаудиторное мероприятие-фестиваль, направленное на закрепление, расширение и углубление у студентов знаний и умений по дисциплине «История», на расширение кругозора, формирование межнациональной толерантности, гражданского патриотизма, морально-нравственных и этических качеств личности посредством сближения и взаимного проникновения культур народов России, достигло поставленной цели. Были закреплены, расширены и углублены знания по истории многонациональной России, которые помогут студентам свободно ориентироваться в реалиях современного мира, избежать ошибок прошлого, сформировать свою личностную позицию гражданина и патриота.
Выражаем огромную благодарность, участникам открытого внеаудиторного мероприятия – фестиваля «Дружба народов России», всем зрителям студентам и присутствующим преподавателям.
Библиографический список
Основная литература:
Артемов В.В. История. - М.: издательский центр «Академия», 2015.
Загладин Н.В. Всеобщая история. 10 класс. – М.: Русское слово, 2008.
Сахаров А.Н. История России. 10 класс. 1 и 2 часть. - М.: Русское слово, 2008-2009.
Электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант студента»:
Павленко Н.И. История России: Учебник / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко; Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Абрис, 2012. - 661 с.
Дополнительная литература и Интернет-ресурсы:
1. http://www.infoliolib.info/2. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html3. http://stepanov01.narod.ru/library/catalog.htm4. Еженедельник «Аргументы недели»; №4 2015 г.