Направленное формирование личности в процессе физического воспитания, через проведение спортивно-массовых мероприятий в ГПОУ ЯО Переславский кинофотохимический колледж

Направленное формирование личности в процессе физического воспитания, через проведение спортивно-массовых мероприятий в ГПОУ ЯО Переславский кинофотохимический колледж
В Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание – как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащихся, физическая культура – обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Преподавание физической культуры в колледже требует от преподавателя не только владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и высокой физической и технической подготовленности. Кроме того, современная парадигма образования основана на принципах гуманизации и демократизации, требует от преподавателя физической культуры высокого уровня педагогического профессионализма.
Традиционно развитие системы дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры было связано с необходимостью сохранения и укрепления здоровья населения средствами физической культуры и спорта.
Проблема формирования культуры здоровья студентов средних специальных учебных заведений является весьма актуальной. Для ее решения необходимо разработать теоретические и методологические основы проведения физкультурно-оздоровительной работы.
Целью исследования  стало направленное формирование личности в процессе физического воспитания через проведение спортивно-массовых мероприятий на примере проведения общеколледжского мероприятия «День здоровья».
В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:
Оздоровительные:
- укрепление здоровья
- содействие нормальному физическому развитию
- формирование правильной осанки
- укрепление нервной системы
- активизации обменных процессов
- привитие гигиенических норм
-развитие различных групп мышц.
Образовательные:
- формирование и совершенствование жизненноважных двигательных умений и навыков:
1. умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание и т.д.);
2. навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (различные стойки, и.п., различные позы и строевые упражнения);
3. умения и навыки выполнять различные движения с предметами;
4. навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, равновесия);
5. умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки в высоту, лазание и т.д.).
Воспитательные:
- воспитание потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
- сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.)
- содействие развитию психических процессов.
В процессе занятий физической культурой и спортом студенты приобретают необходимые знания и умения в области физической культуры и спорта. Для этого они должны знать:
1. Условия и правила выполнения физических упражнений;
2. Влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма;
3. Правила самостоятельной тренировки двигательных способностей;
4. Основные приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями;
5. Роль физической культуры в семье.
При правильной постановке физического воспитания, осуществляется его органическая связь с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим. Данные виды воспитания применяются при работе со студентами колледжа.
Взаимосвязь физического воспитания с умственным. Она проявляется непосредственно и опосредованно.
Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития студентов.
Взаимосвязь физического воспитания с нравственным. С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.
С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию.
На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.
Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему.
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.
Взаимосвязь физического воспитания с трудовым. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие.
Результаты трудового воспитания по формированию определенных качеств личности непосредственно положительно отражаются и на эффективности процесса физического воспитания.
Все это позволяет поднять уровень физического и психологического здоровья студентов, повысить их мотивацию к занятиям физической культурой. Т.о. спорт, физическая культура, здоровый образ и спортивный стиль жизнедеятельности становятся надежной защитой, способной помочь студенческой молодежи адаптироваться к условиям жизни и профессиональной деятельности и на этой основе обеспечить высокую работоспособность, творческую активность, а в дальнейшем – трудовое долголетие
Актуальность темы заключается в следующем: тенденции ухудшения физического развития и состояния здоровья детей и молодежи привлекли особое внимание педагогической науки к проблеме формирования и развитие культуры здоровья у студентов.
Исследования последних лет в этой области признают тот факт, что традиционная форма организации занятий по физической культуре не решает своей основной и важнейшей задачи – духовное совершенствование, поддержание состояния здоровья и физической работоспособности подростков на высоком уровне. Поэтому целесообразно использовать различные формы и средства развития студентов на уроках физической культуры.
С этой целью в рамках внедрения разработаны рабочие программы на основе ГОС и Федерального государственного образовательного стандарта по различным специальностям, создана методическая база проведения обязательных занятий по физической культуре, спортивных мероприятий, учебно-тренировочных занятий по видам спорта.
Целью данной работы является разработка методик и средств обучения при формировании личности в процессе физического воспитания.
Задачи работы:
1. Проанализировать состояние спортивно-массовой, оздоровительной и учебной работы в колледже;
2. Разработать комплекс мероприятий по повышению мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом;
3. Проверить эффективность внедрения разработанных мероприятий.


В рамках поставленных задач была проделана следующая работа:
1. Проведено анкетирование среди студентов 1-4 курсов «Мотивационная обусловленность занятиями физической культурой среди студентов ГОУ СПО ЯО ПКФК.
2. Организация и проведение внутриколледжских мероприятий: День здоровья, Рыцарский турнир, первенство колледжа среди студентов 1-4-х курсов по настольному теннису, волейболу, футболу.
3. Участие в Спартакиаде среди ССУЗов Ярославской области.
4. Участие сборных колледжа в спортивных мероприятиях города Переславля.

1. Анкетирование среди студентов 1-4 курсов «Мотивационная обусловленность занятиями физической культурой среди студентов ГОУ СПО ПКФК.
Вопросы анкеты:
1. Каковы условия Вашего проживания?
2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
3. Имеете ли Вы вредные привычки?
4. Как вы оцениваете Ваше питание
5. Какова степень Вашей информированности о влиянии физической культуры на организм и здоровье человека?
6. Насколько занятия физической культурой в колледже отвечают Вашим потребностям?
7. Занимаетесь ли Вы физической культурой дополнительно?
8. Если Вы систематически не занимаетесь физической культурой, какие факторы этому препятствуют?
9. Какие дополнительные занятия оздоровительной направленности Вы предпочитаете?
10. Какова Ваша мотивация в занятиях физической культурой?
11.Как Вы относитесь к неурочным формам проведения занятий (туристические походы на байдарках, пешеходные, велосипедные и т.д.)?
В анкетировании приняли участие 155 человек из них студентов 1 курса – 56 человек студентов 2-4 курсов – 99 человек
На вопрос: Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
Результаты ответов:








На вопрос: Какова степень Вашей информированности о влиянии физической культуры на организм и здоровье человека?
Результат ответа:
73% - информацию получаю от преподавателей
26% - из специальной литературы (большинство – девушки старших курсов)
1% - Интернет, от родителей и друзей, сам знаю
На вопрос: На сколько занятия физической культурой в колледже отвечают Вашим потребностям?
Результат ответа







На вопрос: Занимаетесь ли Вы физической культурой дополнительно?
Результат ответа:









На вопрос: Какие дополнительные занятия оздоровительной направленности Вы предпочитаете? Результат ответа:









Результаты анкетирования показали, что студенты предпочитают дополнительные занятия оздоровительной направленности – спортивные игры, что позволило нам включить в спартакиаду колледжа такой вид спорта, как футбол, а в программу Дня здоровья было включено большее количество игровых, прыжковых эстафет, прикладные виды спорта. Это способствовало увеличению количество студентов, принимающих участие в данном мероприятии, в том числе и студентов с ограниченными возможностями.

2. Организация и проведение внутриколледжских мероприятий
 2. 1 Методика подготовки и проведения спортивных и физкультурно-массовых мероприятий колледжа
Проведение студенческих соревнований и праздников необходимо начинать со второй половины сентября, когда учащиеся адаптируются к учебным нагрузкам.
Подготовка и проведений спортивных соревнований предусматривает целый комплекс мероприятий:
Создание оргкомитета
Разработка «Положения соревнований»
Составление программы соревнований
Разработка сценария (время, место, разметка площадки, подготовка инвентаря и т.д.)
Распределение обязанностей среди членов оргкомитета
Подготовка и вывешивание объявлений и прочей информации
Проведение совещаний с кураторами групп и капитанами команд, ознакомление их с программой соревнований
Тренировка команд (с учетом, использованием различных форм занятий)
Подбор  и утверждение судейской коллегии из числа студентов, преподавателей
Заседание судейской коллегии совместно с представителями оргкомитета
Подготовка дипломов, грамот, призов, сувениров, подарков и т.д.
Определение состава жюри, почетных гостей и своевременное их оповещение
Подготовка ведущего и судьи информатора
Подготовка членов комиссии по пропаганде (фотограф, телевидение и др.)
Проверка материальной части
Подбор и запись музыкального сопровождения
Оформление мест соревнований (флаги, ограждения, транспаранты и т.д.)
Проведение соревнований
Оформление информационного стенда
Подведение итогов и составление отчета о соревновании
2.2 Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа
   Основная форма спортивно-массовой работы – студенческая Спартакиада, проводимая ежегодно для всех студентов колледжа, в ней также принимают участие преподаватели и сотрудники колледжа.
Перед началом любого мероприятия составляется Положение о проведении соревнований, в котором оговариваются цели и задачи данного мероприятия, сроки и место проведения, программу и ответственных за  проведение. Положение подписывается директором колледжа.
      Все спортивно-массовые мероприятия начинаются с торжественного открытия, все знакомятся с условиями проведения соревнований, судейство соревнований возлагается на спортивный актив колледжа и  преподавателей физкультуры.
Итоги и награждения проводятся в торжественной форме на линейке после окончания соревнований.
3. Проведение Дня здоровья
День здоровья – это один из методов работы спортивного движения в колледже. Проведение этого праздника стало доброй традицией. Цель данного мероприятия:
- поднять уровень физического и психологического здоровья студентов;
- повысить мотивацию студентов к занятиям физической культурой;
- выявить наиболее физически развитых студентов;
- сформировать сборные команды колледжа по видам спорта;
- вовлечь в занятия физической культурой студентов с ограниченными физическими возможностями.
Результаты Дня здоровья:


                      








В 2011 -2012 учебном году в празднике День здоровья принимали участие 18 команд, из них 14 мужских и 4 женских. В 2012- 2013 учебном году в Дне здоровья приняли участие 24 команды из них 17 мужских и 7 женских.
4. Результаты
Анализируя итоги организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, можно сделать следующие выводы:
Выросло количество мероприятий, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой.
Традиционным стало мероприятие общеколледжская Спартакиада, в которую вошли День здоровья и Рыцарский турнир;
Легкоатлетическая эстафета на кубок мэра приуроченная к празднику 9 Мая (ежегодно призовые места)
Ежегодное участие в первенстве города по различным видам спорта (легкая атлетика, баскетбол, волейбол, стритбол, плавание и др.)
Традиционное участие в Спартакиаде ССУЗов Ярославской области
2010 – 2011 учебный год – 7 видов спорта – стали чемпионами Спартакиады;
2011- 2012 учебный год – 9 видов спорта – IV место среди 25 учебных заведений;
2012 год – 2013 учебный год - 12 видов спорта
Участие в международном турнире по баскетболу между сборными Объединения школ автомобильного транспорта г. Радом Республика Польша;
Увеличилось количество студентов посещающих спортивные секции.
Таблица 1 – Занятость студентов видами спорта
Виды спорта
Количество студентов


2011 - 2012
2012- 2013

Баскетбол
15
20

Волейбол
12
16

Гребля на байдарках и каноэ
3
6

Легкая атлетика
20
25

Лыжные гонки
6
9

Настольный теннис
6
10

Футбол
6
12

Шахматы
2
6

Хоккей
4
6

Фитнес
10
14

Тяжелая атлетика
20
26

Зумба – фитнес
-
10

Рукопашный бой
4
8

Бои без правил
6
9


Многие студенты занимаются в нескольких секциях, согласно графика работы секций.
Вывод
Педагог должен найти правильный подход к каждому студенту, уметь поддержать и развить в нем хорошие качества и задатки, заботиться не только о спортивных результатах своего воспитанника, но и о его отношении к учебе, его поведении, культурном росте.
Эффективность воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту достигается:
организацией целостного деятельностно-воспитательного процесса в соответствии с требованием законов, научными рекомендациями и реальными потребностями;
достижением социально-ценностной целевой и содержательной направленностью воспитания, оптимальной его организацией;
обеспечением положительной мотивации в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, раскрытием и задействованием сущностного потенциала каждого студента;
достижением сплоченности спортивного коллектива (команды);
личным отношением к выполнению обязанностей на высокопрофессиональном, творческом уровне;
всесторонним обеспечением воспитательного процесса.
От преподавателя во многом зависит формирование личности его студентов. Критерии педагогического мастерства складываются из совокупности деловых и личных качеств преподавателя.
Обязательными деловыми качествами преподавателя физического воспитания должны быть: понимание идейных основ воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям и воспитывать физические качества, умение организовывать коллектив занимающихся и находить важный подход к студентам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным.
К основным личным качествам, которыми должен обладать преподаватель, относятся: творческая активность, гибкость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиальность, выдержка, требовательность, скромность, культура.
Проанализировав литературные источники и результаты работы по проведению спортивно-массовых мероприятий можно сделать вывод, что. Ежегодно возрастает количество студентов занимающихся в секциях, принимающих участие в спортивно-массовых мероприятиях колледжа. Возрастает спортивная активность студентов с ограниченными физическими способностями.
Проанализировав состояние учебной, оздоровительной и спортивно-массовой работы можно сделать вывод:
1. Недостаточно проведение только обязательных учебных занятий для повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни. Необходимо проведение спортивно-массовых мероприятий и занятий здоровьесберегающего направления.
2. В колледже был разработан комплекс мероприятий по повышению мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом
3. В рамках проделанной работы прослеживается направленное формирование личности в процессе физического воспитания через проведение спортивно-массовых мероприятий.
4. Возросло количество студентов регулярно посещающих обязательные занятия по физической культуре.
5. Снизился процент заболевания студентов по ОРЗ, ОРВИ.
6. У студентов колледжа прослеживается повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом.







Список литературы
1. ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»
2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и со временность // Теор. и практ. физ. культ. 2005
3. Виленский, М.Я. Направленное использование физических нагрузок как фактор управления профессиональной работоспособности студентов / М.Я. Виленский, В.П. Русанов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6
4. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва, 1996
5. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005
6. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 2007
7. Коц Я. М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 2006
8. Колесников В. Ф. Физическое воспитание. Л., 1985
9. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 2007, № 6
10. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - 2-е изд. - М.: Б.и., 2001.
11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. - СПб.: Лань, 2004
12. Рафин А. Я. Физическая культура. М., 2009
13. Улькин В. Н. Физическая подготовка. М., 2001
14. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003
15. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000       
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root Entry© © не отвечают1 курс,2-4 курс,_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"U
·
·Arial Cyr1"U
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1ѕ
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·1 курс