Основные направления профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей


Основные направления профилактики и коррекции агрессивного поведения детей и подростков
48164755651500 В психологической литературе различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Под агрессией понимают поведение, которое направлено на причинение физического или психологического вреда. Агрессивность есть личностное образование, заключающее в тенденции к совершению агрессивных действий, выражающееся в готовности к агрессии.
Родитель может придерживаться следующих правил реагирования на проявление агрессии:
Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию.
Если дети проявляют агрессию в допустимых пределах и агрессия не представляет опасности, то целесообразно:
- просто проигнорировать такую реакцию ребенка;
- показать, что Вы понимаете чувства ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно», «Я пониманию, что ты злишься»;
- переключить внимание ребенка;
- обозначить состояние и поведение ребенка: «Ты злишься, потому что ты устал».
Правило 2. Акцентировать внимание на поступках (поведении) ребенка, а не на личности ребенка.
При оценке и анализе поступка ребенка следует обсудить только конкретное поведение ребенка по принципу «здесь и сейчас»: что произошло, почему такое поведение неприемлемо, избегая оценки других поступков и личности ребенка в целом, иначе у ребенка возникает ощущение несправедливого к нему отношения (не всегда же он «плохой», «агрессивный», «злой»  и т.п.). К тому же окружающие начинают воспринимать такого ребенка как агрессивного, ожидая от него соответствующего поведения. Необходимо четко разграничивать поведение и личность ребенка.
Давая оценку поведения ребенка,  можно  использовать следующие приемы:
- констатировать факт: «Ты ведешь себя агрессивно». «Ты переступаешь допустимую черту»;
- задать констатирующий вопрос: «Ты злишься?»;
- раскрыть мотивы поведения: «Ты хочешь продемонстрировать свою силу?»;
- сообщить о своих чувствах по отношению к нежелательному поведению: «Мне не нравится, когда со мной так разговаривают»;
- апеллировать к правилам: «Ты нарушаешь правило».
Правило 3. Контролировать собственные негативные эмоции.
Когда ребенок проявляет агрессию, это вызывает у окружающих негативные эмоции (раздражение, гнев, возмущение, беспомощность). Взрослым необходимо признать, что негативные переживания являются нормальными и естественными в данной ситуации. Важно понять характер этих переживаний, их силу и длительность. Взрослые должны контролировать свои негативные эмоции при взаимодействии с агрессивными детьми, иначе они сами становятся источником агрессии и провоцируют детей на проявление агрессии. Дети могут специально вызывать гнев и раздражение педагога, чтобы вывести его из себя, показать' его слабость. Особенно это характерно для подростков, желающих противопоставить себя взрослым и утвердиться в глазах сверстников.
Правило 4. Не усиливать напряжение ситуации.
Пытаясь снизить напряженность ситуации, взрослые часто прибегают к способам, которые, наоборот, усиливают напряжение и агрессию:
- повышение голоса, устрашающий тон;
- демонстрация власти: «Учитель здесь я», «Как я сказал, так и будет»;
- крик, негодование;
-агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
- сарказм, насмешки;
- оценка личности ученика, его родителей или друзей;
- использование физической силы:
- втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему (классного руководителя, завуча, директора);
- настаивание на своей правоте;
- нотации;
- угрозы и наказания;
- оправдания, защиты;
- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «С вами со всеми нельзя по-нормальному»;
- придирки;
- передразнивание;
- сравнение ребенка с другими детьми;
- команды, жесткие требования, давление;
- подкуп, награды.
Такие действия взрослых могут остановить проступок лишь на короткое время.
Правило 5. Обсуждать проступок.
46145454635500 Важным в профилактике агрессивного поведения детей является обсуждение такого поведения. При этом анализировать поступок следует не в момент, когда стороны возбуждены, а после того, как они успокоятся. Вместе с тем, обсуждение необходимо проводить как можно быстрее после инцидента. Лучше это делать без свидетелей, а в группе (классе) обсудить потом. Во время обсуждения взрослый должен сохранять (демонстрировать) спокойствие и доброжелательность, оценивать не личность ребенка, а его действия. Важно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения не только для окружающих, но и для самого ребенка.
Правило 6. Сохранять положительную репутацию.
Для ребенка важным является сохранение самоуважения и уважения в глазах других людей. Для этого целесообразно:
- публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), что не относится к последующей индивидуальной беседе;
- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить требование взрослогопо-своему;
- предложить ребенку компромисс, договор со взаимными уступками.
Правило 7. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.
Взрослый должен демонстрировать модели поведения, альтернативные агрессии. Такое поведение, снижающее напряженность отношений, может включать:
- выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);
- тайм-аут - предоставить ребенку возможность успокоиться наедине;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств и интересов ребенка;
- сообщение о своих чувствах и интересах;
- апелляция к правилам.
Значительное место в психопрофилактике и коррекции агрессивного поведения детей должно занимать содействие в овладении детьми новыми социально приемлемыми формами поведения,альтернативными агрессии. Часто взрослые говорят ребенку, как не надо себя вести, но не объясняют, как надо поступать, что делать. Необходимо предоставлять ребенку образецповедения, на который он мог бы ориентироваться. Важным условием возникновения новых устойчивых форм выступает, помимо организации поведения, формирование у ребенка определенной мотивации.
4507230-57912000 У ребенка должно быть не только положительное отношение к усваиваемому поведению, но и стремление вести себя соответствующим образом. Формирование новых устойчивых форм поведения возможно только при наличии достаточно сильного и длительно действующего мотива. Кроме того, закреплению новых форм поведения способствуют согласованность и последовательность требований, предъявляемых к ребенку окружающими.