Моральные и этические принципы Профессиональной деятельности Государственных служащих


А.В. Железняков, к.т.н., доцент,
заведующий кафедрой финансови статистики
МОРАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Украина, г. Донецк, Донецкий институт Межрегиональной Академии управления персоналом
Система государственной службы, являясь способом организации жизни общества, переживает этап реформирования, что актуализирует споры о качественном содержании специфических требований нравственности, которые связаны с особенностями профессии государственного служащего.
Цели государственной службы, ее ведущие принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам – все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты.
В глазах населения государственный и муниципальный служащий олицетворяет собой государство, и этичность его должностного поведения для обычных граждан имеет большое значение. В обыденном сознании часто именно нравственные, а не профессиональные и деловые качества представителей государственной службы более всего определяют отношение к оценке работы государственного органа и управления[1, с. 35].
Вопросы морали и этики управленческой деятельности вих практическом воплощении являются одними из главных детерминант эффективного управления. И не только управления, а и политики, экономики, культуры, науки и других сфер жизнедеятельности общества. Любой вопрос реального осуществления управленческой деятельности имеет этический аспект, поскольку главным, определяющим в социальном управлении является человеческий фактор – люди с их интересами, потребностями, взглядами, эмоциями. В этом комплексе моральных отношений существенную роль играет такая их специфическая форма, как профессионально – управленческая, которая возникла и совершенствуется на основе разделения общественной работы и социальных функций, выделения управленческой работы как профессии[2, 6].
Носителем таких моральных отношений являются работники аппарата управления, что подчеркивает взаимосвязь профессионализма и нравственности формирования определенных социальных и морально – психологических черт профессии в процессе своего становления и развития. Работа в целом и управленческая в частности является отражением личных качеств индивида, его эмоций и чувств. Социальное и морально – психологическое в деятельности госслужащего неотделимо от трудовой основы. Работа является продолжением личности. Производственная этика означает некоторую совокупность черт профессии, которые указывают на качественную характеристику отношений как внутри производственной группы, так и ее отношение к обществу. В условиях интеллектуализации трудового процесса большое значениеимеют моральные аспекты профессионально – трудовой деятельности. Научно-технический прогресс углубляет связь трудовой деятельности и морали, повышает требования к моральным качествам личности, уровню деловой, профессиональной подготовки работников как одного из важных условий формирования морального климата в коллективе, усиливает интерес работника не только к производственному процессу, но и кего результатам, что чрезвычайно важно для улучшениякачества и эффективности деятельности [3, с. 56].
Во многом уровень жизни зависит от деятельности государственных структур и их аппарата. Поведение государственного служащего должно быть не только этичним, но и оцениваться с позиций морали и социальной справедливости. Новые политические и экономические реалии требуют разработки новых морально – этических стандартов общественного поведения. В настоящее время эффективность работы аппарата государственного управления зависит от состояния морали и этики общественных отношений, профессиональной этики служащих, их личных моральных и психологических качеств.Личная, общественная и профессиональная деятельность в обществе так или иначе переплетается с государственной деятельностью. Политический и общественный климат среди широких масс во многом определяется работниками, которые решают повседневные вопросыжизни общества. Поэтому атмосфера в обществе существенно зависит от поведения и поступков государственных служащих, этических норм, которыми они руководствуются. На формирование типичного для данного общества взгляда на мораль и нравственность решающее влияние оказывает мораль и этика деятельности высших степеней иерархии управления, деловые, политические и личностные морально – этические качества всех руководителей, прежде всего руководителей страны[4, с. 232].
С философской точки зрения, мораль является нормой человеческой жизни, поведения людей, их взаимоотношений в личном общении, производственной сфере, отношения к обществу, государству. Как форма общественного сознания, общего представления о добре и зле, мораль всегда выражает идеалы общества, социальной группы и тем самым определяет критерии оценки поведения людей. Управленческая профессия имеет давнюю историю, традиции, черты и особенности, которые носят комплексный характер, связанные с другими видами трудовой деятельности, поскольку сама управленческаядеятельность охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Она имеет политическуюокраску, привилегированное положение тех, кто осуществляет эту деятельность в обществе. Профессиональная управленческая этика строится на общих принципах и требованиях общечеловеческой морали, обусловленная задачами, поставленными перед аппаратом управления, а также содержит моральные нормы, которые отображают особенности конкретной сферы деятельности. Согласно комплексному политическому характеру управленческой деятельности основными профессионально – этическими чертами работников государственного аппарата управления должны быть: высокая дисциплинированность, добросовестность, настойчивость. объективность, гуманность, предельная честность, тактичность, внимательное и гуманное отношение к людям, непринятие чванства, бюрократизма, мещанского самодовольства и заносчивости, мелкого честолюбия. Руководитель, кроме того, должен владеть высокоорганизованным чувством нового, умением принимать правильные решения в сложных условиях и ситуациях. Творческая деятельность не может быть антиподом исполнительной, поскольку управление является не только наукой, но и искусством, творчеством, которые немыслимы без требовательного, критического подхода к оценке результатов работы, способности объективно анализировать свою деятельность, честно и открыто признавать допущенные ошибки, оперативно их устранять [5, с. 156].
Морально – этические основы поведения государственных служащих определены рядом международных правовых актов, и прежде всего Международным кодексом поведения государственных должностных лиц, а основные принципы этических норм государственных служащих разработаны Международным институтом административных наук. Главным принципом определено обязательство выполнять работу в объеме полного рабочего дня и получать за это определенную заработную плату. Любая дополнительная оплата за услуги должна поступать государству, а не к служащим. Любая дополнительная компенсация, которая выплачивается данному служащему, должна отвечать производительности его труда, а не желанию граждан заплатить за услуги.
Принципы высокой морали должны быть основой всего правового механизма, и особенно в области государственного управления. Требования этичного поведения должностных лиц, служащих и граждан, возведённые в ранг норм закона, становятся нормами государственно – властного характера, выполнение которых является обязательным. С помощью права нельзя урегулировать весь процесс управленческой деятельности, все разнообразие отношений, которые возникают внутри и вне органа управления, особенно в коллективе служащих и служащих с гражданами. Моральный аспект служебных отношений, который характеризует отношение членов коллектива к выполнению своих общественных и гражданскихобязанностей, отношение к коллективу и совместной деятельности, межличностные отношения, основываются на принципах морали общества и большей частью регулируются моральными нормами. Наиболее существенное и важное в отношениях членов аппарата управления должно определяться в правовых предписаниях. Эта потребность продиктовананеобходимостью фиксировать, поощрять, классифицировать все прогрессивные и важнейшие черты в управленческой деятельности. Однако удельный вес правовой нормативности и практической реализации этих категорий различен – выше в сфере организации и ниже – в профессиональной этике, хотя моральные отношения не свободны от определенной регламентации и выступают как упорядоченная коммуникативная связь, учитывающая правила служебного этикета, обычаи, традиции. Нормы общения в сфере государственного управления имеют преимущественно правовой характер, но в определенной мере являютсяи объектом морального регулирования. На этику общения между работниками, форму и содержание ее нормативности оказывают непосредственное влияние общественные отношения, социально – экономический и политической порядок общества [6, с. 94].
Управленческая работа подлежит четкому правовому регламентированию, и это не противоречит ее творческой природе и оставляет достаточно простора для проявления индивидуальных качеств работника. Право является важнейшим элементом идейно – нормативной основы развития инициативы, творчества и активно влияет на этическую сторону отношений в сфере государственного управления. Путем правового влияния обеспечиваются демократизм, нравственность отношений, организованность, дисциплинированность, законность, ответственность в служебных отношениях пособлюдению достоинства и чести человека. Эти требования, отраженные в государственно – правовых актах, стали юридическими нормами поведения и являются основой этики государственной службы. Они содержат установки относительно соответствующего поведения и содействуют ориентации служащих, выработки у них четкой моральной позиции На формирование новых принципов морали в области служебных отношений и отношений государственной службы с гражданами определяющее влияние оказывает Конституция Украины, Закон Украины “О государственной службе “, нормативно – правовые акты локального характера (положения, правила, стандарты), методические положения относительно научной организации труда в аппаратах управления.
Нравственность требует постоянного воспроизведения. Для возвращения морали в сферу управления необходимо решить много проблем: интенсифицировать исследование организационно – правовых вопросов совершенствования аппарата государственного управления, разработать новые, более эффективные пути улучшения стиля и этики управленческой деятельности, развить новую теорию государственного управления и внедрить еев практику, поскольку без этого не может быть эффективной деятельность государственного служащего.
Список использованнойлитературы:
1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы//Социс. - 2005. - №8. - С.35-39.
2. Барабошкіна О.В.Питанняморалі й етикиуправлінськоїдіяльностідержавних службовців. –http://shev.gov.ua/index.php.
3. Протасова Н. Теоретичні основи навчання державних службовців у системі підготовки та підвищення кваліфікації: Навч.-метод. посіб / Н. Протасова - К.: Вид-во УАДУ, 2005. - 160 с.
4. Рубцов В.П. Морально-етичні аспекти діяльності місцевих політиків і службовців у контексті розвитку територіальних громад // Державне управління в умовах інтеграції України в Європейський Союз: Матеріали наук.-практ. конф. / За заг. ред. В.І.Лугового, В.М.Князєва. - К., 2002. - С. 230-233.
5. Рудакевич М. Етична інфраструктура демократичної держави як шлях розбудови етичної державної служби // Формування демократичного та ефективного державного управління в Україні: Матеріали наук.-практ. семінару (м. Київ, 11-12 берез. 2012 р.). / За заг ред. В.І.Лугового, В.М. Князєва. - К., 2012. - С. 155-160.
6. Рудакевич М.І. Етика державних службовців: Монографія / М.І. Рудакевич. - К.: Вид-во НАДУ, 2003. - 360 с.