ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Хуры тын»
УТВЕРЖДАЮ
Директор Ф.К. Твенов

ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ЭТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Принято решением педагогического совета № ___________.
Составитель : Арчегова Алла Моисеевна
воспитатель детского дома "Хуры тын"
г. Владикавказ 2015
Пояснительная записка по программе непрерывного этического
воспитания
Этика (от греч. - «нрав, обычай») - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль.
Этикет (от франц. - «церемониал» - манера поведения) - это правила хорошего тона, нормы порядочности, правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
В этике показана нравственная сторона поступка, его содержание, в этикете - эстетическая направленность, форма его проявления. Этикет (в современном его понимании) немыслим вне этики. Этические представления человека могут выражаться, в частности, в манерах, речи, одежде, стиле общения. Одним из важнейших факторов нравственного самосовершенствования личности является владение основами этики. Изучение теории морали способствует пробуждению морального сознания личности, развивает способность к самоконтролю и сознательному выбору нравственной позиции, формирует чувство собственного достоинства и личной ответственности человека, помогает формированию правильного понимания цели и смысла жизни.
Актуальность
Проблема нравственного развития личности всегда была одной из актуальных проблем воспитания и образования. И этот факт не случаен. На крутых поворотах истории, вместе с устоями старого общества рушился и этикет, создавались новые демократические формы общения между людьми. Отсутствие чётких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры - всё это реальность, которая окружает современных ребят. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.
Как же развивать в воспитанниках нравственность, воспитанность, как сделать их добрее, если в настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют воспитание подрастающего поколения? Это целый комплекс социальных факторов - безработица, низкий материальный уровень, средства массовой информации.
Современное общество нуждается в возрождении и развитии нравственно-этической культуры. Не только образованным, но и интеллигентным должен быть наш современник.
Программа направлена на формирование основ нравственности и этической культуры. Основная задача - включение каждого воспитанника в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. Программа представляет собой непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога воспитанника и воспитателя, при котором голос каждого значим и слышим.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Цель программы - формирование у воспитанников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Достижение следующих целей возможно через решения следующих задач:
Знакомство обучающихся с основами светской этики.
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно - смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов.
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважении и диалога во имя общественного мира и согласия.
Освоение воспитанниками учебного содержания должно обеспечить:
Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям.
Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.
Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
ОБЩИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Содержание программы раскрывается в трех основных аспектах — собственно этическом, этнопедагогическом и эстетическом. Вследствие этого программа преследует следующие задачи:
сформировать осознанный и постоянный интерес к нравственно-этическим и художественно-эстетическим проблемам кавказских народов, к духовно-нравственной культуре осетин и других народов, населяющих Северную Осетию;
помочь познакомиться с этико-этнологической литературой, посвященной нормам горского этикета, особенностям мужского и женского осетинского этикета, духовно-нравственным ценностям северокавказских народов, общечеловеческому кодексу чести;
приобщить к шедеврам мирового искусства, помогающим освоить механизм самовоспитания, саморегуляции, самоконтроля, неустанной работы над собственной личностью «изнутри».
Примерный учебный план программы «Этика» для воспитанников детского дома 7- 10 лет
№ Содержание тем и разделов Количество часов
7 лет 17
1. Введение 1
2. Знакомимся с этикетом приветствия и расставания 2
3. Учимся быть вежливыми и благодарными 2
4. Бережем Тишину 2
5. Учимся внимательно слушать и понимать других 2
6. Уважаем старших 2
7. Нельзя, можно и надо 2
8. Доброта, милосердие и сострадание 2
9. Мальчики и девочки 1
10. Театрализованные этические этюды «Кавказское гостеприимство», «В гостях», «Невежливые мальчики», «Воспитанная девочка», «От нас убежала Тишина», «Обещалкин» и др. 1
8 лет 17
1. Введение 1
2. Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! 1
3. Эти волшебные вежливые слова 1
4. Что такое тактичность и бестактность 1
5. Зачем нужна Тишина с большой буквы 2
6. Мальчики-защитники и девочки-берегини 2
7. Знакомимся с этикой общения 2
8. Как можно и нельзя спорить 2
9. Когда нужно и нельзя молчать 2
10. Помогаю не на словах, а на деле 2
11. Театрализованные этические этюды: «Старшие и младшие в осетинском доме», «Встреча с дедушкой», «Тактичные девочки», «Болтун», «Защитники», «Интересный собеседник» и др. 1
9 лет 17
1. Введение 1
2. Здравствуйте! Здрасьте! Привет! 1
3. Уважение к старшим в осетинском национальном этикете 2
4. Рыцарское отношение к женщине в осетинском национальном этикете 2
5. Что такое Учебная Тишина с большой буквы 2
6. Настоящая и ложная доброта 2
7. Настоящая и ложная дружба 2
8. Твое честное слово 2
9. Этикет трапезы 2
10. Театрализованные этические этюды: «Хамство», «В осетинской семье гости», «Корыстная помощь», «Бескорыстный поступок», «Честное слово», «Ненадежный человек» и др. 1
10 лет 17
1. Введение 1
2. Как стать интересным собеседником 2
3. Этика спора 2
4. Соблюдай во всем меру 2
5. Посеешь характер - пожнешь судьбу 2
6. Мужество потеряешь - все потеряешь 2
7. Мужественность и женственность в осетинском национальном этикете 2
8. Дурносмех 1
9. Этикет дружбы, товарищества и приятельства 2
10. Этический диспут: «Нужны ли рыцари в XXI веке?» 1
Для воспитанников детского дома в возрасте 7 лет
Тема 1. Введение
Цели: используя игру и сказку, познакомить воспитанников с элементарными правилами этикета; особое внимание уделить санитарно-гигиеническим навыкам; вызвать интерес к важнейшим для воспитанников понятиям — «нельзя», «можно» и «надо»; объяснить значение Тишины с большой буквы и умения беречь ее всюду — на уроке, на перемене, на улице, в театре, дома; познакомить с этикетом урока и перемены; сориентировать мальчиков на рыцарское отношение к воспитателю, однокласснице, любой женщине;объяснитьдевочкам их регулятивную и этико-эстетическую роль в группе
Опорные понятия: этика, этикет, культура; этикет урока; этикет перемены; этикет первоклассника; Тишина с большой буквы; нельзя, можно и надо; рыцарское отношение к любой женщине; уважение к старшим как традиция национального этикета.
Инсценированный этический этюд: «Дедушка по имени Этикет, бабушка по имени Этика и их внучка по имени Культура».
Тема 2. Знакомимся с этикетом приветствия и расставания
Цели; используя деловую (этическую) игру и сказку, познакомить воспитанников с разными вариантами приветствия и расставания; закрепить навыки приветствия воспитателей, технического персонала, одноклассников, старшеклассников и др.; доказать неблаговидность приветствия «Здрасьте!»; вызвать желание всякий раз соблюдать этикет расставания.
Опорные понятия: этикет приветствия; этикет расставания; этикет приветствия воспитателей, администрации детского дома, технического персонала, одноклассников, старшеклассников, пожилых людей, знакомых, родственников, друзей.
Инсценированные этические этюды: «Здравствуйте, дедушка!»; «Бабушка, разрешите вам помочь...»; «Доброе утро, Анна Ивановна!»; «Здрасьте! Привет! Салют!»; «Всего вам доброго, до свидания!».
Тема 3. Учимся быть вежливыми и благодарными
Цели: познакомить воспитанников с вариациями вежливых обращений (будьте добры, разрешите войти, разрешите спросить, позвольте мне, пожалуйста и др.); познакомить с разными выражениями благодарности (большое спасибо, благодарю вас, я вам очень признателен, вы были так добры и др.); обсудить, насколько целесообразно употребление в современной бытовой ситуации соответствующих традиций горского этикета.
Опорные понятия: вежливость, вежливые дети; благодарность, благодарные дети; невежливые и неблагодарные дети; совесть, совестливый человек, стыд, стыдиться; хам, хамство, бессовестный человек; дурносмех, бестактность.
Инсценированные этические этюды: «Эти волшебные вежливые слова»; «Будьте любезны...»; «Благодарю вас, я этого никогда не забуду» ; «Хамский поступок».
Тема 4. Бережем Тишину
Цели: научить воспитанников внимательно слушать других, не перебивая и не мешая высказаться; научить не только слушать, но и слышать собеседников; научить культуре молчания; выработать привычку не кричать, не разговаривать, не шуметь на уроке; научить играть на перемене так, чтобы не поднимать шума и пыли и никого не сбивать с ног; научить уступать дорогу старшим и никогда не толпиться у входа; научить мальчиков галантно пропускать женщин и девочек, оказывая им при этом посильные услуги; вызвать стремление всегда и везде беречь Тишину с большой буквы.
Опорные понятия: Тишина с большой буквы, учебная Тишина; дисциплинированные воспитанники, недисциплинированные воспитанники; культура молчания; слушать и слышать человека; культура беседы; культура игр на уроке и перемене; тихий город, тихий ручей, тихий уголок; тихая музыка, тихая беседа.
Инсценированные этические этюды: «Слишком шумно»; «Тихие игры»; «От нас убежала Тишина...»; «Слушать и слышать друг друга».
Тема 5. Учимся внимательно слушать и понимать других
Цели: вызвать у воспитанников желание стать интересными собеседниками; приучить быть толерантными, терпимыми; приучить сдерживать себя в беседе, стремиться к тому, чтобы больше говорил собеседник; научить внимательно выслушивать своих собеседников, стараясь понять их правильно; приучить передавать смысл услышанного без искажений, злонамеренных или невинных; предостеречь от спора слов, от грубости и бестактности в беседе.
Опорные понятия: беседа, разговор, увлекательная беседа, доверительный разговор; собеседник, приятный собеседник, тактичный и бестактный собеседник; глухарь, не умеющий слушать и слышать; конфликт, разрешение конфликта, конфликтная ситуация, конфликтовать; этика спора.
Инсценированные этические этюды: «Опасный собеседник»; «Конфликт»; «Ты меня не понял!»; «Глухарь, который не слышит...»
Тема 6. Уважаем старших
Цели: познакомить воспитанников с народной традицией — уважительным отношением младших к старшему поколению; сформировать умение выполнять ритуал уважительного отношения к старшим, используя специфику этикета народов, населяющих Северную Осетию; вызвать интерес к народным сказкам, притчам и поговоркам, в которых наглядно показано, как младшие должны выражать свое уважение к возрасту и жизненному опыту старших; сориентировать на запоминание стихов и песен, посвященных старшему поколению.
Опорные понятия: народные традиции, национальные обычаи; горский этикет, осетинский национальный этикет;
поколение, старшее поколение, младшее поколение; дети, подростки, молодежь, взрослые, старики; почитание стариков, уважение к старшим.
Инсценированные этические этюды: «Мальчик, который всегда встает, когда входит или что-то спрашивает старший» ; «Дети, которые встают, когда здороваются со старшими»; «Просьба старших для нас закон»; «Стыдись, ты нагрубил старшему...».
Тема 7. Нельзя, можно и надо
Цели: познакомить воспитанников с некой системой запретов, прав, обязанностей и привилегий ребенка; ввести понятия «Десять Нельзя», «Десять Можно» и «Десять Надо», вытекающие из Десятослова Моисея, Нагорной проповеди Христа, горского этикета и других этических источников; ввести «золотое правило» нравственности, добиться того, чтобы оно стало этическим законом воспитанников.
Опорные понятия: нельзя, можно и надо; этический закон первоклассника; запрет, табу; обязанность, ответственность, долг; чего в других не любишь, того и сам не делай (русская пословица); поступай по
отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой («золотое правило» нравственности).
Инсценированные этические этюды: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»; «Нельзя брать то, что тебе не принадлежит»; «Можно играть, когда сделал дело»; «Надо хорошо учиться».
Тема 8. Доброта, милосердие и сострадание
Цели: познакомить воспитанников с понятиями доброты, милосердия и сострадания; научить отличать бескорыстную, истинную доброту от ложной, показной, корыстной доброты; на примерах из современной жизни показать разнообразные формы проявления милосердия; используя литературные и кинематографические материалы, активизировать чувство сострадания ко всему живому, показать, как доброта, милосердие и сострадание проявляются по отношению к старикам, больным и детям у кавказских народов.
Опорные понятия: доброта, милосердие и сострадание; добрый человек, доброе чувство, доброе дело; злые люди, недобрые глаза, чувство мести, кровная месть; бескорыстие, корысть, выгода, расчет; бескорыстная помощь, корыстные цели.
Инсценированные этические этюды: «Благословите детей и зверей!»; «Соболезнование»; «Возьмемся за руки, друзья!»; «Добро сильнее зла».
Тема 9. Мальчики и девочки
Цели: познакомить воспитанников с понятием «мужская честь» и «женское достоинство»; познакомить мальчиков с горскими представлениями о мужской чести; познакомить девочек с женским осетинским этикетом, опираясь при этом на принцип учета возрастных
особенностей детей; научить мальчиков и девочек культуре взаимоотношений, товариществу, совместному сотрудничеству на уроке и вне его.
Опорные понятия: мужчина, мальчик, мужество, мужская честь, мужская сила, мужской долг, мужская красота; женщина, девочка, женское достоинство, женская красота, женственность, женская слабость и сила; рыцарское отношение мальчика к женщине любого возраста; девочка — будущая мать-воспитательница.
Инсценированные этические этюды: «Ты настоящий защитник!»; «Тоже мне, рыцарь...» ; «Застенчивая девочка» ; «Когда мальчики и девочки не дружат».
Для воспитанников детского дома в возрасте 8 лет
Тема 1. Введение
Цели: познакомить воспитанников с новыми для них формами приветствия людей разного возраста, социального статуса и разной национальности; ввести этические категории «моветон», «комильфо» и «политес»; особое внимание уделить понятиям «такт», «тактичность», «бестактность» и в игровых ситуациях показать разные способы их практической реализации; ввести понятие «этика общения»; расширить содержание понятий «человеческий долг», «мужская честь» и «женское достоинство».
Опорные понятия: этикет приветствия и расставания; вежливость, вежливые слова и выражения, вежливые дети; моветон, комильфо, политес; такт, тактичность, бестактность; этика общения; культура молчания; рыцарское отношение к даме; уважение к старшему поколению.
Инсценированный этический этюд: «Здравствуйте, дедушка Этикет, бабушка Этика и внучка Культура!»
Тема 2. Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Цели: познакомить воспитанников со спецификой приветствия «Доброе утро!», обратив их внимание на эмоциональные и мимические аспекты; познакомить со спецификой приветствия «Добрый день!», подчеркнув его мажорный смысл; познакомить со спецификой приветствия «Добрый вечер!», особо выделив его благожелательный подтекст; доказать бестактность формы «Здрасьте!» и этическую целесообразность трех указанных приветствий.
Опорные понятия: этикет приветствия людей разного возраста утром, днем и вечером; формальное, сухое приветствие; теплое, сердечное приветствие.
Тема 3. Эти волшебные вежливые слова
Цели: широко используя игру, сказку, театрализацию, показать воспитанникам положительное воздействие на людей вежливости, политеса и отрицательную реакцию людей на моветон, хамство, невежливость; познакомить с понятиями «вежливая просьба», «вежливый отказ», «вежливое молчание», «вежливые дети», «невежда»; сориентировать каждого на неприятие невежливости, моветона, хамства; вызвать желание быть вежливыми людьми.
Опорные понятия: вежливость, галантность, политес, комильфо; невежливость, моветон, хамство; вежливые дети, невежливые дети; вежливая просьба, вежливый отказ, вежливое молчание; невежда; пожалуйста, будьте добры, позвольте мне, благодарю вас, я вам очень признателен, большое вам спасибо.
Инсценированные этические этюды: «Вежливая просьба»; «Вежливый отказ»; «В магазине тоже нужна вежливость»; «Кавказская вежливость».
Тема 4. Что такое тактичность и бестактность
Цели: показать воспитанникам связь понятий «тактичность» и «бестактность» с понятиями «внутренняя культура» и «внешняя культура»; ввести понятие «психологический такт», познакомить с разными способами его практического выражения; вызвать активное неприятие бестактности, грубости, моветона.
Опорные понятия: такт, тактичность, душевная чуткость, внутренняя культура; психологический такт; тактичное молчание, тактичное вмешательство, тактичная помощь, тактичная просьба; внешняя культура человека, хорошие манеры; бестактность, моветон, дурносмех, хамство; комильфо.
Инсценированные этические этюды: «Тактичный кавказец»; «Бестактные гости»; «Что за дурносмех!»; «Молодец, что тактично промолчал»; «Бестактное вмешательство».
Тема 5. Зачем нужна Тишина с большой буквы
Цели; познакомить воспитанников с понятиями «сосредоточенность», «сосредоточенное внимание», «тишина беседы», «творческая тишина», «мирная тишина», «тишина в природе», «Учебная Тишина с большой буквы»; сориенти ровать на поиск манеры общения и коллективных игр, приемлемых в условиях детского дома; доказать зависимость качества учебного труда от наличия Учебной Тишины с большой буквы.
Опорные понятия: сосредоточенность, сосредоточенное внимание, тишина беседы, творческая тишина, мирная тишина, тишина в природе, внутренняя тишина, Учебная Тишина с большой буквы; тихий дом, тихая улица, тихий городок, тихая беседа.
Инсценированные этические этюды: «Слушаем тишину родной земли»; «Не нарушай тишину гор!»; «Нарушители тишины»; «Когда в классе нет Учебной Тишины с большой буквы».
Тема 6. Мальчики-защитники и девочки-берегини
Цели: ввести понятие «человеческое достоинство», связав его с понятиями «мужское достоинство» и «женское достоинство»; познакомить с проявлениями мужской чести и женской гордости в свете истории осетинского мужского и женского этикета; на примерах осетинских, русских и других народных сказок доказать, что главный долг мужчины — беречь слабых, защищать женщину-мать и детей, а главная обязанность женщины— беречь домашний очаг, жизнь на земле.
Опорные понятия: честь и достоинство человека, честь и достоинство мужчины и женщины, мальчика и девочки; мужской долг — оберегать всех слабых, женщину-мать и детей; женский долг — беречь домашний очаг и жизнь на земле.
Инсценированные этические этюды: «Герои Нартиады с нами»; «Героини Нартиады с нами»; «Зачем мальчику мускулы?»; «Отважные мальчики и девочки»; «Девочки воспитывают мальчиков».
Тема 7. Знакомимся с этикой общения
Цели: ввести понятие «общение», «диалог», «коммуникабельность», «полемика», «дискуссия», «диспут», «этика общения», «культура диалога», «этика спора»; используя сюжеты осетинских, русских и других народных сказок, а также сюжеты Библии и Корана, показать достоинства тактичных и неприглядность бестактных собеседников; познакомить с отдельными правилами общения Дейла Карнеги.
Опорные понятия: общение, диалог, монолог, коммуникабельный человек, некоммуникабельный человек, коммуникабельность; культура общения, спора, вопроса и ответа; тактичный и бестактный собеседник; тактичное и бестактное вмешательство; культура молчания.
Инсценированные этические этюды: «Говорит тогда, когда лучше молчать»; «Молчит тогда, когда надо сказать свое слово»; «Не полемика, а скандал!»; «Следуем советам Библии и Корана».
Тема 8. Как можно и нельзя спорить
Цели: расширить понятия «диспут», «полемика», «дискуссия», «этика спора»; ввести понятия «оппозиция», «оппонент», «интеллигентный оппонент»; «бестактный оппонент», «нарушение этики спора»; доказать, что несогласие не означает вражду и что оппонент — не враг; приучить уважать мнение оппонента, то есть дослушать до конца, не перебивая и не извращая мыслей и слов.
Опорные понятия: диспут, дискуссия, спор, полемика; конфликт, скандал, ссора; этика спора, законы диспута, культура полемики; оппозиция, оппоненты; принципиальность, честность и прямота в споре; лицемерие, приспособленчество; иметь собственное мнение, не иметь собственной позиции в споре; уважать чужое мнение; альтернативное мнение.
Инсценированные этические этюды: «Совет старейшин разрешает спор кавказцев»; «Ныхас»; «Разве дракой разрешают спор воспитанные люди?!»; «Когда спорить смешно».
Тема 9. Когда нужно и нельзя молчать
Цели: приучать ежедневно работать над дикцией, орфоэпией, звучностью голоса, лексическим запасом; познакомить с практическими ситуациями, в которых целесообразнее промолчать; познакомить с бытовыми
ситуациями, когда молчание становится преступлением перед совестью, предательством по отношению к невинным; опираясь па действительность, знакомую детям, а также на сюжеты Библии, Корана, осетинских, русских и других народных сказок, наглядно показать, что такое культура молчания.
Опорные понятия: принципиальный человек, принципиальное выступление, принципиальность; культура молчания, трусливое и подленькое молчание, тактичное и бестактное молчание; культура речи, лексическое богатство лексическое убожество.
Инсценированные этические этюды: «Герои Нартиады скорбят»; «В нашем подъезде похороны»; «Веселимся на свадьбе»; «Трусливо промолчал...».
Тема 10. Помогаю не на словах, а на деле
Цели: познакомить с понятием «личная ответственность за свои обещания»; приучить не давать неосторожных обещаний кому бы то ни было и соизмерять свои обещания с реальными возможностями; приучить предупреждать заранее, если своевременное выполнение обещаний почему-либо задерживается или невозможно вообще; приучить не хвастать тем, что кому-то помогли; приучить больше делать и поменьше обещать.
Опорные понятия: личная ответственность за обещание; ответственность перед воспитателями, товарищами; коллективная помощь, коллективная ответственность; пустые обещания, помощь на словах; активная поддержка, деловое отношение; бескорыстная помощь, безвозмездная помощь.
Инсценированные этические этюды: «Зиу, зиугаенаег, зиууон»; «Обещалкиным верить нельзя»; «Не бросай обещания на ветер!»; «Сказано — сделано».
Для воспитанников детского дома в возрасте 9 лет
Тема 1. Введение
Цели: познакомить с понятиями «формализм», «формалист», «развязность», «развязные манеры», «фамильярный тон», «фамильярность»; напомнить о народных традициях уважения к старшим, о рыцарском отношении к даме, о некоторых нормах осетинского мужского и женского этикета; познакомить с понятиями «трапеза», «культура повседневной трапезы», «этика праздничной трапезы»; вызвать желание овладеть навыками этикета трапезы; заинтересовать понятиями «настоящая доброта», «ложная доброта», «настоящая дружба», «фальшивая дружба».
Опорные понятия: формализм, формалисты; развязность, развязные манеры, развязный тон, фамильярность; старшие и младшие, уважение к старшим; рыцарское отношение к женщине, рыцарство героев Нартиады и Великой Отечественной войны; трапеза, этикет повседневной и праздничной трапезы; честная дружба, фальшивая дружба; бескорыстный поступок, настоящая доброта; честное слово.
Инсценированный этический этюд: «Мы не забыли вас, дедушка Этикет, бабушка Этика и внучка Культура!».
Тема 2. Здравствуйте! Здрасьте! Привет!
Цели: убедить в недопустимости использования формы «Здрасьте!» при обращении к старшим; познакомить с бытовыми ситуациями, в которых форма «Здрасьте!» относительно уместна; используя ролевые игры и примеры из осетинской детской литературы, показать приемлемость разных форм приветствия людей разного возраста и социального статуса; познакомить с формами приветствия горского этикета.
Опорные понятия: этикет приветствия и расставания; дружеское приветствие, холодное прощание, теплое пожелание; развязное приветствие
и прощание, фамильярные манеры, моветон, невежливый уход; формальное приветствие и прощание.
Инсценированные этические этюды: «Встреча с горцами»; «Будьте здоровы, всего вам доброго!»; «Привет, друзья!»; «Фамильярный тон».
Тема 3. Уважение к старшим в осетинском национальном этикете
Цели: напомнить содержание понятий «осетинский национальный этикет», «мужской осетинский этикет», «женский осетинский этикет», «горский этикет», «народные традиции и обычаи»; разъяснить современное понимание термина «табу»; предприняв экспрограмма в историческое прошлое осетинского народа и представителей других кавказских национальностей, подчеркнуть стабильность и всеобщность горской традиции почитания старших; традицию почитания старших рассмотреть на материале Ыартиады, Библии и Корана.
Опорные понятия: горский этикет, осетинский мужской этикет, женский осетинский этикет; интернациональная культура, интернациональный этикет, интернациональные обычаи, обряды, ритуалы, традиции; старейшины на Кавказе; Стыр Ныхас в Северной Осетии; уважение и почитание старших.
Инсценированные этические этюды: «Чествуем ветеранов Великой Отечественной войны»; «Позор тому, кто обидел стариков»; «Встань, когда с тобой говорит старший».
Тема 4. Рыцарское отношение к женщине в осетинском национальном этикете
Цели: ввести понятия «патриархальность», «патриархальный осетинский этикет», «современность», «современный и традиционный горский этикет»; на примерах литературы и современной действительности
показать традиционную ответственность осетина, любого горца за честь и жизнь жены, матери, невесты, сестры, дочери; показать современное значение горской традиции рыцарского отношения к любой женщине.
Опорные понятия; современный и традиционный горский этикет; женский осетинский этикет, мужской осетинский этикет; патриархальный этикет, старые и новые традиции; рыцарские обязанности горца, рыцарский долг осетина, рыцарское отношение к даме; обязанности главы семьи, хозяина дома.
Инсценированные этические этюды: «Платок горянки»; «Поднять руку на женщину — позор для осетина»; «Мальчики-защитники и девочки-берегини»; «Если ты настоящий мужчина...».
Тема 5. Что такое Учебная Тишина с большой буквы
Цели: познакомить с понятиями «творческое состояние», «творческий порыв», «творческий процесс», «творческая тишина», «вдохновение»; показать зависимость творческих состояний от Учебной Тишины с большой буквы; ввести понятия «интеллект», «интеллектуальная работа», «умственный труд на уроке»; опираясь на действительность, знакомую детям, показать зависимость коллективного творчества от качества Учебной Тишины в детском доме.
Опорные понятия: творческая натура, творческий процесс, творческое состояние, коллективное творчество, творческая тишина на уроке, вдохновение; интеллект, интеллектуальный труд, умственная работа; автор, творец, создатель нового; самостоятельное творчество, научное творчество, художественное творчество; сосредоточенная тишина, Учебная Тишина с большой буквы.
Инсценированные этические этюды: «Для умственного труда нужна Учебная Тишина с большой буквы»; «Шумовая грязь»; «Возвращение Учебной Тишины»; «От нас убежала Учебная Тишина...».
•Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.
•Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
•Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
•Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
•Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
•Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
•Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
•Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Тема 6. Настоящая и ложная доброта
Цели: познакомить с понятиями «гуманизм», «гуманность», «гуманисты», «гуманное отношение», «гуманитарная помощь», «человечность», «отзывчивость», «бескорыстная доброта», «настоящая и ложная доброта»; на исторических, кинематографических, литературных и живых примерах показать проявления бескорыстия и корыстные цели людей; рассмотреть примеры доброты в период Великой Отечественной войны, в экстремальных современных ситуациях.
Опорные понятия: настоящая и ложная доброта, гуманность, гуманизм, гуманный поступок, добро; ложная дружба, корыстная помощь, садизм, зло, жестокость; сочувствие, сопереживание, сострадание, отзывчивость.
Инсценированные этические этюды: «Когда помощь унижает»; «Добро сильнее зла»; «Садисты»; «Благословите детей и зверей!»
Тема 7. Настоящая и ложная дружба
Цели: познакомить с понятиями «соседство», «землячество», «родство», «знакомство», «приятельство», «товарищество», «дружба», «любовь»; научить относиться к дружбе как к этической категории и не путать ее с товариществом, компанейством, приятельством; познакомить с законами товарищества и дружбы; расшифровать содержание понятия «ложная дружба».
Опорные понятия: любовь, дружба, товарищество, приятельство, компанейство, знакомство, землячество, соседст во, родство; настоящий друг, фальшивый друг; лжедружба, корыстная дружба.
Инсценированные этические этюды: «Старый друг лучше новых двух»; «Товарищей много, а друг один»; «Бывший друг — опаснее врага»; «Берегите друзей!».
Тема 8. Твое честное слово
Цели: познакомить с понятиями «надежность», «ненадежность», «надежный человек», «ненадежный человек», «честь», «честные люди», «честное слово», «оскорбленная честь человека», «защита чести и достоинства человека», «твердое слово», «верность данному слову»; используя нартские сюжеты, показать значение честного слова в горском этикете.
Опорные понятия: честь, честное слово, твердое слово, слово горца, верность данному слову, оскорбленная честь; самоуважение, уважение человека в человеке; унизить и оскорбить человека; нарушить данное слово.
Инсценированные этические этюды: «Слово горца»; «Не давай честного слова, если не надеешься его выполнить!»; «Ты подвел меня, тебе нельзя верить!»; «Надежный друг»; «Честное слово».
Тема 9. Этикет трапезы
Цели: используя ролевую игру и театрализацию, познакомить с правилами сервировки повседневного и торжественного стола; научить пользоваться столовыми приборами, познакомить с правилами приема гостей; в условиях столовой детского дома наглядно продемонстрировать эстетику культурной и неэстетичность неряшливой трапезы; ввести понятие «шведский стол», подчеркнув важность фактора времени; ввести понятие «сладкий стол».
Опорные понятия: трапеза, повседневная и торжественная трапеза, этикет трапезы; сервировка повседневного и банкетного стола; аккуратность и неряшливость за столом; современная трапеза, шведский стол, сладкий стол.
Инсценированные этические этюды: «Осетинский стол»; «Шведский стол»; «Сладкий стол»; «Оскандалились за столом...».
Для воспитанников детского дома в возрасте 10 лет
Тема 1. Введение
Цели: познакомить с новыми для детей правилами общения Дейла Карнеги, с требованиями к ведению дискуссий; ввести понятие «характер» и внушить идею самовоспитания воли; напомнить о мужественности и женственности в горском этикете; расширить законы дружбы и товарищества; напомнить о дурносмехе как признаке невоспитанности.
Опорные понятия: правила общения Дейла Карнеги; правила диспута, этика спора; характер, воля, самовоспитание воли и характера; мужественность и женственность в горском этикете, женский и мужской осетинский этикет; дружба, товарищество, приятельство; моветон, политес, комильфо.
Этический диспут: «Нужны ли рыцари в XXI веке?»
Тема 2. Как стать интересным собеседником?
Цели: ввести понятия «эрудиция», «эрудированный собеседник», «культура речи», «эстетика», «эстетика речи»; на литературных, кинематографических и живых примерах показать значение понятий «обаятельный собеседник», «личное обаяние», «интересный собеседник»; научить составлять программу самообразования и самовоспитания, включающую проблемы культуры речи, мимики и пантомимики; изучить правила общения Дейла Карнеги.
Опорные понятия: общение, коммуникабельность, некоммуникабельность, диалог, общительность, необщительность; этика общения, правила общения Дейла Карнеги; эмоциональная, мимическая и пантомимическая культура; эрудиция, эрудированный собеседник, интересный собеседник, обаяние, обаятельный собеседник; культура речи, этика спора.
Этический диспут: «Интересный собеседник. Какой он?»
Тема 3. Этика спора
Цели: заинтересовать идеей овладения навыками интеллигентного спора; ввести понятие «участники диспута» и предъявить к ведущим и участникам диспута этико-эстетические требования; ввести понятие «дискутировать»; на литературных, кинематографических и живых примерах показать эстетику и обаяние интеллигентности и неблаговидность бестактности в ситуациях спора, полемики, дискуссии; расшифровать значение понятий «диспут», «дискуссия», «полемика», «спор»; помочь овладеть этикетом полемики с людьми разных возрастов, национальностей и социальных статусов.
Опорные понятия: дискутировать, полемизировать, спорить; полемика, дискуссия, спор, диспут; этика спора, интеллигентность в споре, бестактность и неинтеллигентность в споре; мстительность, предвзятость, хамство в споре; правила общения Дейла Карнеги, правила диспута; оппозиция, оппоненты, оппонировать.
Этический диспут: «Как проявляется интеллигентность в споре?»
Тема 4. Соблюдай во всем меру
Цели: ввести понятия «гармония», «мера», «соразмерность», «умеренность», «уравновешенность», «дисгармония», «диспропорция», «неумеренность», «неуравновешенность»; рассмотреть эти категории в этическом и эстетическом аспектах; на литературных, кинематографических и живых примерах показать достоинства уравновешенности и неблаговидность нарушений меры где бы то ни было; проблему сдержанности и уравновешенности рассмотреть на материале Нартиады.
Опорные понятия: мера, гармония, ритм, уравновешенность, умеренность, соразмерность, пропорция; этика, эстетика; нарушение меры в умственном и физическом труде, еде, радости, горе, обещаниях, развлечениях, играх, шутках, любезностях; чувство меры в горском этикете.
Этико-этнологический диспут: «Способен ли кавказец соблюдать меру всегда и во всем?»
Тема 5. Посеешь характер — пожнешь судьбу
Цели: ввести понятия «психология», «социология», «личность», «индивидуальность», «характер», «сильный характер», «сильная личность», «мужественный человек»; напомнить о самовоспитании, самообразовании, самообладании и самоконтроле; расшифровать понятие «самодисциплина» и подчеркнуть его актуальность на данном возрастном этапе; разъяснить смысл выражения «посеешь привычку— пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».
Опорные понятия: характер, хороший характер, покладистый характер, несносный характер, слабый характер, сильный характер, волевой характер; самовоспитание характера; самодисциплина, самонаблюдение, самотребование, самохарактеристика; психология, социология; полезные и вредные привычки.
Этико-этнологический диспут: «Зачем кавказцу сильный характер?»
Тема 6. Мужество потеряешь — все потеряешь
Цели: на живых, литературных и кинематографических примерах показать значение для человека мужества, выносливости, отваги и терпения во всех ситуациях его жизни; рассмотреть понятия «мужество», «бесстрашие», «смелость», «отвага», «сила духа» в духовно-нравственном аспекте; ввести понятие «подвиг» и расшифровать его на примерах Великой Отечественной войны; ввести понятие «повседневный героизм»; раскрыть содержание выражения «мужество потеряешь — все потеряешь».
Опорные понятия: мужество, бесстрашие, отвага, смелость, несгибаемость, неустрашимость; героизм, повседневный героизм, подвиг; душевная доблесть, сила духа; человеческое достоинство, честь горца; трусость, слабый дух, предательская натура, ничтожная личность, презренная личность, предатель.
Этико-этнологический диспут: «Что такое сила духа кавказца и как она проявляется сегодня?»
Тема 7. Мужественность и женственность в осетинском национальном этикете
Цели: познакомить с особенностями мужского и женского осетинского этикета; на фольклорном материале показать мужчину как защитника чести своей семьи, своей Родины, а женщину — как хранительницу домашнего очага и воспитательницу детей; на фольклорном материале доказать актуальность категорий мужественности и женственности для этической системы любого народа; показать исторические корни рыцарского отношения осетина к женщине; ввести понятия «мадонна», «материнство».
Опорные понятия: мужественность, женственность, мужчина-защитник, женщина-берегиня; мужской осетинский этикет, женский осетинский этикет; рыцарское отношение горца-кавказца к женщине; табу, система запретов в горском этикете; материнство, мадонна, хранительница домашнего очага, мать-воспитательница, нравственная сила женщины; платок горянки и его роль в примирении мужчин-кавказцев.
Этико-этнологический диспут: «Способен ли платок горянки погасить войну современных кавказцев?»
Тема 8. Дурносмех
Цели: проанализировать наиболее типичные проявления моветона всовременной среде; напомнить о содержании понятий «комильфо»,«политес»,«интеллигентность»,«воспитанность»,«моветон»,
«невоспитанность», «невежда»; на примерах современного быта в детском доме показать неблаговидность некомильфотного и эстетику комильфотного поведения; ввести понятие «правила приличия»; напомнить о необходимости соблюдать меру во всем, включая шутки и развлечения; проанализирвать ситуации, когда смех неуместен и превращается в постыдный дурно- смех.
Опорные понятия: дурносмех, моветон, неуместная шутка, некомильфотное поведение; этика поведения, этикет, комильфо, политес.
Этический диспут: «Нужны ли нам сегодня правила светского тона?»
Тема 9. Этикет дружбы, товарищества и приятельства
Цели: напомнить о степенях привязанности, выражающихся в понятиях «соседство», «землячество», «родство», «знакомство», «компанейство», «приятельство», «товарищество», «дружба», «любовь»; на живых, кинематографических, литературных примерах показать специфику дружбы, товарищества и приятельства; научить различать нюансы в различных степенях привязанности и не путать в повседневной жизни, например, товарищество с дружбой; познакомить с законами дружбы, сформулированными для детей В. А. Сухомлинским. (См.: Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975).
Опорные понятия: друг, товарищ, приятель, знакомый, родственник, земляк, сосед; святое товарищество, святое окопное братство, верные друзья; этикет дружбы, товарищества и приятельства; предательство в дружбе, ненадежные друзья, плохие товарищи.
Этический диспут: «Друзья познаются только в горе?»
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально-ответственному поведению;
осознание ценности личности других людей;
толерантность.
умение слушать и вступать в диалог;
умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
умение разрешать конфликты;
умение выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической речью;
обшекультурные компетенции
историю, виды и значение этикета;
культуру внешнего вида, правила гигиены;
правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
культуру поведения в общественных местах;
правила гостеприимства;
правила дарения и получения подарков
вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
общаться с одноклассниками и воспитателями, решать конфликтные ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1.АасамааИ. Как себя вести. — Махачкала, 1982.
2.Антология педагогической мысли Северной Осетии/Сост. Э. К.Каргиев, С. Р. Чеджемов. — Владикавказ, 1993.
БайбуринА. К., Топорков А. Л. У истоков этикета.— Л., 1990.
Б е р д я е в Н. А. Смысл истории,— М., 1990.
Б е р н Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.— СПб, 1992.
БоревЮ. Б. Эстетика. —М., 1975.
Б у ткевичО. В. Красота. — Л., 1983.
Буше л е в а Б. В. Поговорим о воспитанности. - М., 1980.
Г у д м е н Л. Знаки Зодиака, или Астрология с улыбкой. — М., 1990.
Д з а д з и е в А. В., Д з у ц е в X. В., К а р а е в С. М. Этнография имифология осетин. — Владикавказ, 1994.
ДзуцевХ. В., Смирнова Я. С. Семейные обряды осетин. —Владикавказ, 1990.
Д зудев X. В., Смирнова Я. С. Жизнь осетинской семьи,—Владикавказ, 1993.
КарнегиД. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.—М, 1991.
Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера,— М., 1990.
Мудрик А. В. Социализация и «смутное время».— М., 1991.
Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, Л. В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.— М., 1983.
Р е р и х Н. К. Избранное. — М.. 1979.
РухмановА. А. Познать себя. — М., 1983.
С а б и р о в В. Ш. Два лика зла. — М., 1992.
Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона,— М., 1983.
Соина О. С. Этика самосовершенствования: Л. Толстой, Ф. Достоевский, Вл. Соловьев,— М., 1990.
СухомлинскийВ. А. Как воспитать настоящего человека. Киев,1975.
СухомлинскийВ. А. Письма к сыну,—М., 1979.
Таинственнее, чем мир.../Сост. В. М. Кларин, В. М. Петров,— М„ 1991.
Тарасов Б. Н. «ЗаконЯ» и «закон любви».—М., 1991.
Т елешевская М. Э. Искусство делать людей счастливыми.— М„1993.
Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова,— М., 1987,
Че д ж е м о в С. Р. Из истории родного края. — Владикавказ, 1993,