Конспект по окруж.миру Перелётные птицы


Тема: Где зимуют птицы?
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Поприветствуйте наших гостей. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.
Очень интересноВсе то, что неизвестно!Мы тайны разгадаем,И мир большой познаем!
II. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!
- Откуда же пришло наше письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.
- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Лебедь).
- Это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.
- Как вы считаете, кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам.). Давайте посмотрим, а что же внутри? (Открываю конверт)
- Письмо. А что же пишет нам Лебедь?
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я Лебедь из сказки Г.Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.
Я знаю, что в Камчатском крае, там, где вы живете, стоят страшные морозы, а некоторые птички никуда не улетели, как же хочется ознакомиться с теми, кто остался в ваших краях.
Ваш друг – Лебедь
- О ком мы сегодня будем говорить? (о птицах)
- О жизни птиц в какое время года мы должны сказать? (о жизни зимой)
- Молодцы, хоть и по календарю у нас весна, но фактически еще зима.
- Так какая тема урока? (Где зимуют птицы?).
- Какую цель вы поставите перед собой? (1. Узнать, как называются птицы, которые остались; 2 узнать, как называются птицы, которые улетели; 3.Определить, какие птицы остались, а какие к улетели; 4.Выяснить, как помочь птицам, которые остаются зимовать c нами).
- Итак, у нас появились четыре цели нашего урока. ПРОГОВОРИТЬ!!!
- Что нам поможет для достижения наших целей? (учебник, имеющиеся знания, доска…)
1. Презентация
III. Работа по достижению поставленных целей
1. Вступительная беседа учителя
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки довольно много — около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины (слайд 2), есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов (слайд 3). Есть птицы, которые летают выше облаков (слайд 4), а есть и такие, которые вовсе не могут летать (слайд 5). Одни птицы живут только в лесу (слайд 6), другие — только в степи, третьи — там и тут. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах (слайды 7-8). А другие — только на берегу моря (слайд 9). Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть “вегетарианцы”, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена (слайд 10). Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов (слайд 11). Одни птицы получили свои имена за голос, другие — за цвет, третьи — за поведение (слайд 12).
2. Знакомство с перелётными птицами
- Если выйти на улицу, можно ли увидеть такое изобилие птиц? (нет)
- Почему? (они улетают в теплые края)
- Итак, птиц, которые перелетают в тёплые края, мы называем… перелётными. На доску
- Все ли птицы улетают в теплые края? (нет)
- Каким одним словом мы можем назвать птиц, которые зимуют с нами? (Зимующие). На доску
- Какая была первая цель урока? (узнать, как называются птицы, которые остались с нами)
- Достигли? (да)
- Какая была вторая цель урока? (узнать, называются птицы, которые улетели).
- Достигли поставленной цели? (Да)
- Какую еще цель ставили? (Узнать, какие птицы относятся к зимующим, а какие ку перелетным).
- Что бы достичь этой цели выполним следующее задание.
- Лебедь спрашивает, какие птички улетели в теплые края? А чтоб ответить на этот вопрос наш друг Лебедь прислал нам диск с фотографиями, голосами и загадками про птиц. Попробуем отгадать их.
Показ слайдов. Звучит пение птичек.
1. Угадайте, что за птичка - Темненькая невеличка Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) (слайд 13)
2. Кто без нот и без свирелиЛучше всех выводит трели,Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей) (слайд 14)
Ребенок 1
Соловей — знаменитый певец наших лесов. В старые времена иметь соловья в доме считалось роскошью. Соловьи выводили 6-8 трелей. А некоторые соловьи могли напевать целых 12 трелей. В старые времена соловьи стоили очень дорого –25 рублей, а корова - только5 рублей.
- Продолжаем разгадывать загадки.
3. Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-розовый… (Скворец) (слайд 15)
4. Длинногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый,А затылок голый, красный.Бродит по болотам грязным,Ловит в них Лягушек,Бестолковых попрыгушек. (Журавль) (слайд 16)
5. Что за весенняя черная птица Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя черная птица Прямо на трактор чуть не садится? (Грач) (слайд 17)
6. Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, “зябкое”, как
говорят в народе, время. За то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ. (слайд 18)
- Ласточка, соловей, скворец, журавль, грач, зяблик. Что объединяет всех этих птиц? (Они перелетные)
3. Работа в парах по учебнику
- Мы ставили цель, узнать какие птицы относятся к перелетным, достигли? (Да).
- А кто хочет проверить свои знания. (Мы)
- А сейчас работаем в паре. Напомните правила работы в паре.
- Наш друг Лебедь хотел бы, наверное, узнать, а хорошо ли вы запомнили его друзей перелетных птичек. Давайте откроем учебник на странице 16 и разложим красные фишки около перелетных птичек.
- Каких птиц вы отметили? (Ласточка, соловей, скворец, журавль, грач, журавль)
IV. Физминутка «Стая птиц летит на юг»
Стая птиц летит на юг,Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)Чтоб скорее прилетать,Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)В небе ясном солнце светит,Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)А внизу леса, поля –Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)Птички начали спускаться,На поляне все садятся.Предстоит им долгий путь,Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)И опять пора в дорогу,Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)Вот и юг. Ура! Ура!Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
V. Работа по теме урока. Продолжение
1. Причины перелета в теплые страны
- Ребята, у меня возник вопрос, а почему же птицы улетают в тёплые края (…)
- Итак, мнения разделились, можем ли мы точно ответить на данный вопрос? (нет, потому что у нас недостаточно знаний)
- А я вам помогу найти ответ на данный вопрос
- Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края. (слайд 19)
- Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений. (слайд 20)
2. Места зимовок перелетных птиц
- Как вы думаете, а где зимуют перелетные птицы, куда они улетают?
- Ребенок 2.
В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну. А ласточки, думали люди, никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил. Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно и преодолевают тысячи километров.
3. Работа в рабочей тетради
- Куда же летят птицы? Учёные выяснили, что ласточки, жаворонки, стрижи, аисты, цапли улетают в Африку. Грачи – во Францию. Утки в Испанию. Скворцы – в Турцию. Журавли в Индию.
- Откройте тетрадь на с. 14 задание №2. На этих схемах зеленым цветом показаны районы, где ласточки и журавли проводят лето. Желтым цветом показаны районы, где они зимуют. Лебедь просит вас отметить синими стрелками направление осенних перелетов ласточек и журавлей. Красными стрелками обозначьте направление их весенних перелетов.
- Как вы думаете, как ученые узнали, в какие края улетают птицы? Как птицы находят дорогу домой? (…)
- Можем ли мы ответить на этот вопрос?
- Почему?
- Сейчас я вам помогу.
4. Окольцовывание птиц
- А узнали они это с помощью маленьких колец (слайд 21), которые они одевали на лапку птице.
- Подумайте, как эти кольца могли помочь учёным?
На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом. (слайды 22-24)
Сейчас ученые используют новейшие приборы и узнают о перелетах через спутниковые системы. Также ученые задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются. Они ставили опыты: перевозили птиц в самолете и отпускали – птицы возвращались в свои края; перевозили птенцов, но, вырастая, они повторяли путь своих сородичей – возвращались к месту своего рождения и летели зимовать туда, где зимовали всегда их родители. Как птицы находят дорогу? – Эта загадка еще не разгадана. Но и ее природа когда-нибудь откроет.
VI. Физминутка ??
VII. Работа по теме урока. Продолжение
1. Знакомство с зимующими птицами
- Итак, мы ставили цель узнать, какие птицы улетают на юг, достигли? (Да)
- Еще была цель узнать, какие птицы относятся к группе зимних, достигли? (нет)
- Для достижения этой цели Лебедь приготовил вам загадки и о зимующих птицах:
Показ слайдов с пением птичек.
Всё хлопочет и вертитсяВсё свистит и суетится,Ей на месте не сидится, Называется … (синица). (слайд 25)
Ребёнок 3
У синиц жёлтое брюшко, зеленоватая спинка, а на голове чёрная шапочка. За день синичка съедает столько же насекомых, сколько весит сама. А где же их взять зимой? Вот и прилетает она к жилью человека, где им зернышки или хлебные крошки перепадут. А ещё синичкам очень нравится несолёное сало.
2. В серой шубке перовойИ в морозы он герой,Скачет, на лету резвится, Не орёл, а всё же птица. (Воробей) (слайд 26)
3. Зимой на ветках яблоки:Скорее собери!И вдруг вспорхнули яблоки!Ведь это … (снегири). (слайд 27)
4. Трещала с самого утра: “Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что - пора? Такая с ней морока, Когда трещит … (Сорока) (слайд 28)
5. Хожу я ловко по стволам: Вверх и вниз, тут и там, Как настоящий акробат. Чищу все стволы подряд. (Поползень) (слайд 29)
- Какая была цель? (Узнать, какие птицы относятся к зимующим).
- Достигли? (Да)
Рефлексия
- Кто желает проверить свои знания? (МЫ!!!)
- Итак, распределите птиц на группы. В первую группу отнесите перелетных птиц, во вторую - зимующих.
Перелетные птицы: зяблик, ласточка, жаворонок, журавль.
Зимующие птицы: дятел, поползень, воробей.
5.- Какая следующая цель урока? (как помочь птицам, которые остались зимовать?)
- Ребята, как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать для них кормушки)
- Итак, о том, как мы помогаем птицам нам расскажет ребёнок 4 (слайд 30…до конца)
Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, устроить для них кормушки. На балконе, в саду, в парке, в лесу – везде можно устроить для птиц столовую. Наш класс изготовил кормушки в начале зимы. Вместе с Ольгой Андреевной мы повесили их перед школой и до сих пор подсыпаем корм в наши кормушки.
- Какую цель ставили? Мы достигли ее? Как мы помогаем птицам зимой?
VIII. Итог урока
- Наш урок подошёл к концу. И нам пора писать ответ нашему новому другу Лебедю.
Здравствуй, лебедь!
Пишут тебе первоклассники из 1 средней школы.
Мы рады помочь тебе!
Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют ….., например….
Птиц, которые остались зимовать, называют …., например….
Мы помогаем им …. С уважением, 1 класс
- Кто считает, что достиг всех поставленных целей?
- Кто считает, что еще надо поработать?
- Кто недоволен своей работой на уроке?
МОЛОДЦЫ!
-1623060-72009000