Конспект урока по окруж миру 2 класс. Тема Вода и её свойства


УМК «Перспективная начальная школа»
Конспект урока по учебной дисциплине
«Окружающий мир»
(2 класс)
Тема. Вода и её свойства
Учитель начальных классов
Архипцева Светлана Владимировна
Тема. Вода и её свойства (третье заседание клуба)
Дата проведения: 24 октября 2013 г
Задачи урока:
Продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов;
Определить в ходе опытов свойства воды, сравнить их со свойствами воздуха, выявить сходные свойства.
Оборудование и наглядные пособия:
Карточки со свойствами воды, учебник, тетрадь для самостоятельной работы, ароматическое масло.
Раздаточный материал на каждую парту:
3 стаканчика с водой, баночки с сахарным песком, поваренной солью, речным песком, 3 ложечки, кусочек марли и ваты, чистый стаканчик, зеркало, пипетка, пузырёк с водой, блюдце, чашка с водой, маленький деревянный кубик, блюдце с рисунком на дне, стаканчик с киселём, набор цветных бусинок, полоски бумаги.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Что вы знаете о воде? (Заслушиваются ответы учащихся)
- Вода- это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни.
- Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? (Заслушиваются ответы учащихся)
- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю изучить свойства воды. Вспомним значение слова «свойство» (свойство-качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-либо).
- Чтобы изучить свойства воды, мы проведём исследование. Предлагаю наш класс превратить в лабораторию, чтобы провести опыты с водой.
3. Самоопределение к деятельности.
- Сформулируем тему нашего исследования. (Свойства воды)
- Поставим перед собой цели исследования. (Изучение свойств воды, где и как человек их применяет)
4. Работа по теме урока.
Проведение опытов
ОПЫТ 1. Определение вкуса воды.
(Дети пробуют воду на вкус)
- Какая вода на вкус? (Безвкусная)
- Какое мы сможем сформулировать свойство воды? (Чистая вода не имеет вкуса) (На доску вывешивается табличка со свойством воды)
ОПЫТ 2. Вода является растворителем
(Работа в парах)
- Следующее свойство вы определите и сформулируете самостоятельно. Чтобы провести следующий опыт и сделать самостоятельно вывод, откройте Тетрадь на стр. 21 и внимательно прочитайте задание № 29. (Вслух читает ученик)
- Итак, что нужно сделать, чтобы провести следующий опыт? (Растворить в стаканчиках по чайной ложке сахарного песка, поваренной соли, речного песка)
(Учащиеся проводят опыт)
- Какой вывод вы сделали? (Вода является растворителем поваренной соли и сахарного песка, так как эти вещества в воде стали невидимы. В третьем стакане вода стала мутной, грязной. Речной песок осел на дно. Вода его не растворила) (На доску вывешивается табличка свойства воды)
- Запишите результат опыта и вывод в Тетради.
- Как люди научились использовать два свойства воды, которые мы с вами открыли в ходе опытов?
(Люди готовят напитки разного вкуса. Безвкусная вода становится сладкой или солёной благодаря сахару или соли, так как вода растворяет эти вещества и приобретает их вкус)
- Так как вода растворяет соли, вредные для здоровья человека, пить воду из источника, если ты не знаешь, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится». Запомните это правило для собственной безопасности.
- Мы знаем, что большинство растений и животных суши дышат кислородом. Обитатели воды также дышат кислородом.
-Откуда же берётся кислород в воде? Выскажите предположение. (Вода имеет способность растворять газы. Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нём. Для живых организмов, обитающих в воде, например рыб, очень важен кислород, растворённый в ней. Он им нужен для дыхания. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом аквариумы с водой, прорубают проруби в водоёмах холодной зимой. А в водоёмах, находящихся вблизи промышленных предприятий, рыба нередко гибнет. Это потому что некоторые заводы и фабрики выбрасывают в них отходы производства. В отходах находится много растворимых в воде вредных для всего живого солей).
- Какой вывод мы запишем в тетради? (Вода является растворителем газов)
- Сформулируйте следующее свойство воды по результатам проведённого опыта. (Вода-растворитель)
На доску вывешивается карточка с записанным свойством.
ОПЫТ 3. Вода не имеет запаха.
На полоски бумаги учитель распыляет воду и духи.
- Сравните запах воды и духов. (Вода не имеет запаха)
- Сформулируйте следующее свойство воды. (Вывешивается на доску карточка со свойством воды)
Запомните.
Вода имеющая запах, вам неизвестный, загрязнена и опасна для здоровья. Раствор на основе воды может иметь резкий, удушливый запах, поэтому в целях собственной безопасности нельзя подносить близко к носу неизвестный сосуд с жидкостью, если не знаешь, что в нём содержится. В сосуде может оказаться ядовитая или опасная для здоровья жидкость, парами которой можно обжечь слизистую носа или отравиться.
(Учитель показывает детям безопасный приём, используя который можно услышать запах жидкости. По желанию обучающиеся подходят к учителю, чтобы применить новые знания на практике, используя ароматическое масло).
ОПЫТ 4. Вода прозрачна.
- Для опыта нам понадобятся блюдца и стаканчики с водой и киселём. Дети наливают в одно блюдце воду, в другую- кисель.
- Что вы наблюдаете, сравнив два блюдца? (В блюдце с водой рисунок на дне блюдца виден, в блюдце с киселём его не видно)
- Какое свойство воды мы сможем сформулировать? (Вода прозрачна)
На доску вывешивается карточка со свойством воды.
- Как люди используют в своей жизни это свойство воды? (Этим свойством пользуются водолазы, когда погружаются на дно водоёма. Благодаря прозрачности воды люди любуются растениями и животными, находящимися в аквариуме.
ОПЫТ 5. Вода бесцветна.
Для опыта понадобятся цветные бусины, стаканчик с чистой водой и стаканчик с раствором перманганата калия. В оба стаканчика опускаются бусины.
- Одинаково ли выглядят бусины в стаканах? Сформулируйте вывод. (Вода бесцветна, т.к. в ней хорошо виден цвет каждой бусины, что нельзя сказать о бусинах во втором стакане)
На доску вывешивается карточка со свойством воды.
- Знание этого свойства помогает людям без специального лабораторного исследования сказать, что любая цветная жидкость- не вода. Это раствор воды, но не чистая вода.
ОПЫТ 6. Вода текуча.
Школьники проводят опыт с зеркальцем: набирают воду в пипетку и выпускают её на зеркальную поверхность. Вода растекается. Когда они наклоняют зеркальце, вода течёт дальше.
- Сформулируйте следующее свойствло воды. (Вода обладает свойством текучести)
На доску вывешивается карточка со свойством воды.
Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 55.
Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Подумайте, с какой целью жители села Мирного укрепили камнем берег реки Татьянки? (Во время осеннего наводнения вода размыла берега. (У. с. 41) и разрушила места обитания птиц и животных, залила прибрежные кустарники (Письмо (Маши и Миши экологам У. с. 39-40)
ОПЫТ 7. Вода не имеет формы.
Учащиеся в стакан с водой опускают маленький деревянный кубик. Затем переливают воду вместе с кубиком в чашку, затем в блюдце.
- Кубик изменил свою форму в разных сосудах?
- Сможем ли мы сказать то же самое о воде? ( Нет. Вода принимает форму сосуда)
- Сформулируйте свойство воды, опираясь на результаты проведённого опыта. (Вода не имеет формы)
На доску вывешивается карточка со свойством воды.
- Как люди научились использовать это свойство воды? (При перевозке и хранении воду наливают в удобные сосуды различных форм)
ОПЫТ 8. Вода испаряется.
Доска протирается влажной губкой. Через некоторое время доска высыхает.
- Что произошло? Почему Вода стала невидимой? (Она испарилась)
- Каким свойством обладает вода? (Вода испаряется)
На доску вывешивается карточка со свойством воды.
- как люди используют это свойство в своей жизни. (Люди используют его главным образом в быту. Вода испаряется, когда сохнут постиранное бельё, вымытые полы, посуда. При заготовке дров на зиму люди сначала их просушивают. На полях сушат сено, в зернохранилищах- зерно- во всех случаях капельки воды испаряются).
Работа в тетради.
- Откройте тетрадь на с. 22. Прочитайте задание № 30.
- Что нужно сделать в этом задании? (Проверить чистоту воды из нескольких источников. Результаты наблюдений записать в таблицу)
- Эту работу вы выполните в группе, после чего мы сравним полученные результаты.
(Для проведения опыта каждой группе раздаются баночки с водой, взятой из четырёх разных источников. Учащиеся выполняют задание. После выполнения результаты наблюдений сверяются и записываются детьми в тетради.)
- Если питьевая вода недостаточно прозрачна, имеет цвет, неприятный запах и осадок, как можно её сделать пригодной для употребления? (Пропустить через фильтры)
- Сейчас мы с вами поучимся очищать воду с помощью самодельного фильтра. (Учитель показывает технологию изготовления фильтра при помощи ваты и марли, после чего дети по образцу изготавливают фильтр и отфильтровывают воду, взятую из лужи)
- Что мы видим на фильтре? (На фильтре остались частицы грязи)
- Удалось ли нам вернуть воде прозрачность? (Нет)
- Сможем ли мы употребить эту воду в качестве питьевой? (Нет, так как вода ещё недостаточно чистая)
- Что же нужно сделать, чтобы вода стала годной для питья? (Вода требует дополнительной очистки более эффективными производственными бытовыми фильтрами, которые смогут очистить воду от дополнительных примесей и солей, находящихся в воде)
- Какой вывод мы сделаем из проведённого опыта? (Воду можно очистить)
- Мы с вами выяснили, какими свойствами обладает вода. А сейчас я попрошу вас вспомнить свойства воздуха и назвать его свойства сходные со свойствами воды. (1-прозрачность, 2- бесцветность, 3- не имеют запаха, 4- не имеют формы).
5. Итог урока. Рефлексия.
- Что мы сегодня исследовали на уроке? (Свойства воды)
- Какие цели мы перед собой ставили в начале урока? (Изучение свойств воды, где и как их использует человек)
- Перечислите свойства воды. (Называют с опорой на карточки)
- В чём же заключается уникальность, необычность воды? (Уникальность воды определяется её свойствами)
- Похлопайте в ладоши те, кто на уроке получил для себя новые знания.
6. Домашнее задание.
У-1, стр. 52-58 читать, отвечать на вопросы, Т-1 стр. 23 № 32.
Список литературы
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир 2 кл.:Методическое пособие/-М. Академкнига. Учебник, 2012.- 200 с.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: 2кл.: Учебник в 2 ч/2-е изд. испр.-М.: Академкнига/Учебник, 2012.-Ч.2. 128 с.: ил.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: 2 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 1 /2-е изд.-М.: академкнига/Учебник, 2012.- 48 с.: ил.