Рабочая программа по предмету Химия для учащихся 8 классов


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»
Рабочая программа
учебного предмета
«химия»
для обучающихся 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Образовательная область: «естествознание»
Разработала:
Мотина Ольга Александровна
учитель биологии, химии
первой квалификационной категории.
г. Братск
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Химия» разработана к учебникам химии авторов Г.Е. Рудзиса и Ф.Г. Фельдмана для 8 классов общеобразовательных учреждений. Структура и содержание рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год ( 2 раза в неделю).
Образовательная область – «Естествознание», предмет «Химия».
Программа выполняет две основные функции: 1) Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. 2) Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Изучение химии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи обучения:
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;
создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;
продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.
Задачи изучения химии:
Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе 8 класса обучающиеся знакомятся с первоначальными понятиями: атом, молекула, простое и сложное вещество, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно – молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической связи.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Разделы, темы Всего часов Формы организации учебной деятельности Формы контроля
По программе 1 Неорганическая химия
Первоначальные химические понятия 18 Беседа, самостоятельная работа, демонстрации Практическая, лабораторная, проверочная, контрольная работы
2 Кислород 5 Беседа, лекция, работа с книгой, демонстрации Лабораторная, практическая работы
3 Водород 3 Беседа, лекция, анализ, самостоятельная работа Лабораторная работа
4 Растворы. Вода 6 Беседа, лекция, самостоятельная работа, эксперимент Практическая, контрольная работы
5 Основные классы неорганических соединений 9 Беседа, лекция, самостоятельная работа, демонстрации Практическая, контрольная, лабораторная работы
6 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома 8 Беседа, подготовка сообщений, работа с доп. источниками информации, Лабораторная, проверочная работа
7 Строение вещества. Химическая связь 9 Беседа, демонстрации, самостоятельная работа Контрольная работа
8 Закон Авогадро. Молярный объем газов 3 Беседа Проверочная работа
9 Галогены 7 Беседа Контрольная работа
Итого: 68 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.
Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.
Практические работы:
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород (5 ч)
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа: Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород (3 ч)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.
Демонстрации. Получение водорода, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Тема 4. Растворы. Вода (6 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа: Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (9 ч)
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы соединений».
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома (8 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (9 ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток различных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 9. Галогены (7 ч)
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.
Практическая работа: Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА:
В результате изучения химии в 8 классе обучающийся должен
Знать / понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, рубежный) осуществляется следующими образом:
Текущий контроль (письменные контрольные работы) по темам «Первоначальные химические понятия»; ««Кислород», «Водород», «Растворы. Вода»; «Основные классы неорганических соединений»; «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома», «Строение веществ. Химическая связь»; «Закон Авогадро. Молярный объем газов», «Галогены»; итоговое тестирование по курсу.
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные и проверочные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Контроль практических навыков отслеживается при проведении практических и лабораторных работ.
Итого в течении курса:
Контрольных работ – 6;
Проверочных и самостоятельных работ – 7;
Практических работ – 6;
Лабораторных опытов – 14.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Оценка устного ответа
Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Оценка «4»:ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»: отсутствие ответа
Оценка умений решать экспериментальные задачи (практические работы)
Оценка «5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»: допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка «1»: задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Оценка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»: логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка «1»: отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно – методический комплекс:
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 8 кл. общеобразовательных организаций с прил. На электрон. носителе/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 17-е изд., М.: Просвещение, 2013.-176с
Гара Н.Н. Химия. Уроки в 8 классе. Пособие для учителя. / Н.Н.Гара. – М: Просвещение, 2008 г – 111 с.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004.
Габрусева Н.И.. Рабочая тетрадь. М. Просвещение, 2013 г – 95 с.
Боровских Т.А. Тесты по химии. М. Экзамен, 2013 г – 93 с.
Микинюк А.Д. Тетрадь для практических работ по химии. М. Экзамен. 2013 г - 62 с.
Микинюк А.Д. Тетрадь для лабораторных работ по химии. М. Экзамен. 2013 г - 78 с.
Воронина Е.И. Повторение и контроль знаний. Неорганическая химия. 8 класс. Тесты, теория, задачи, логические задания. Методическое пособие. М. Планета, 2011 г – 112 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Электронный учебник «1С»: Репетитор. Весь школьный курс химии. 2001 г.
Электронный учебник «1С»: Репетитор. Химия 8-9 кл. Базовый курс. 2003 г.
Электронный самоучитель. Химия для всех. ХХI. Решение задач. 2004 г.
Электронное приложение «Повторение и контроль знаний. Неорганическая химия. 8 класс» Издательство «Планета». 2011 г
Электронное приложение к учебнику Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 8 кл.2013 г.
Технические средства обучения (средства ИКТ):
- компьютеры
- принтер
- сканер
- мультимедиа
- экран.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Раздел Практическая работа/
Лабораторные опыты ЗУН Количество
часов Дата
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч) 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ. Знать физическое тело, вещество, задачи химии, химия.
Уметь работать с учебником, совершать мыслительные операции и оформлять их результат в письменной форме.
Развивать навыки самостоятельной работы. 1 2 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. П/р №1.
«Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Изучение строения пламени». Знать основные виды химической посуды, её назначение, химические приборы.
Уметь использовать лабораторное оборудование по назначению.
Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием. 1 3 Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Л/о № 1
«Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
Разделение смеси с помощью магнита.
Знать смесь, гомогенная смесь, гетерогенная смесь, отстаивание, фильтрование, действие магнитом, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография.Очистка смесей.
Уметь разделять смеси, различными способами, делать выводы, на основе проведённых работ.
Развивать навыки самостоятельной работы. 1 Очистка загрязненной поваренной соли». 4 Физические и химические явления Л/о № 2 «Примеры физических и химических явлений». Знать химическая реакция, признаки химической реакции, физические явления, химические явления, условия ХР, значение физ.
и хим. явлений.
Уметь отличать физические явления от химических, обосновывать ответ, делать выводы.
Развивать навыки самостоятельной работы. 1 5 Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Знать молекула, атом, Ломоносов М.В., Дж. Дальтон, вещества молекулярного строения, вещества немолекулярного строения.
Уметь извлекать нужную информацию, выделять главное, делать выводы.
Развивать навыки работы с учебником. 1 6 Простые и сложные вещества. Химический элемент. Знать простые вещества, сложные вещества, химические соединения, химические элементы.
Уметь логически мыслить, сопоставлять смеси и химические соединения, делать выводы.
Развивать навыки самостоятельной работы. 1 7 Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Знать атомная единица массы, относительная атомная масса, химический символ
Уметь находить относительную атомную и молярную массу, используя таблицу Д.И. Менделеева,
правильно произносить и записывать названия химических элементов.
Развивать навыки самостоятельной работы. 1 8 Закон постоянства состава веществ. Знать закон постоянства состава, Жозеф Луи Пруст; вычисление массы вещества по известной массе одного из веществ, вступивших в реакцию.
Уметь решать элементарные химические задачи, используя закон постоянства состава веществ.
Развивать навыки самостоятельной работы. 1 9 Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Знать химическая формула, индекс, коэффициент, относительная молекулярная масса, относительная молекулярная масса.
Уметь вычислять относительные молекулярные массы сложных веществ, массовые доли химических элементов, выводить химические формулы, если известны массовые доли химических элементов веществ.
Развивать навыки самостоятельной работы. 1 10,
11 Массовая доля химического элемента в соединении. П/р № 2 «Решение задач» Знать вычисление относительной массы вещества, вычисление массовых отношений ХЭ в сложном веществе, вычисление массовых долей ХЭ в сложном веществе, вычисление
хим.формул, если известны массовые доли ХЭ, входящих в состав данного вещества.
Уметь производить вычисления.
Развивать навыки самостоятельной работы. 2 12,
13 Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности. Знать валентность, определение валентности элементов по формулам их соединений, составление химических формул по валентности.
Уметь определять валентность элементов и их соединений, составлять химические формулы по валентности.
Развивать навыки самостоятельной работы. 2 14 Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения Л/о №3 «Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций». Знать основные положения атомно – молекулярного учения.
Закон сохранения массы веществ, Р. Бойль, химическое уравнение.
Уметь составлять хим. уравнения, используя закон сохранения массы веществ.
Развивать навыки выполнения лабораторной работы.
1 15 Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Л/о № 4 «Разложение основного карбоната меди(II).
Реакция замещения меди железом». Знать химическая реакция, реакция разложения, реакция соединения, реакция замещения, реакция обмена.
Уметь различать типы реакций, составлять химическую реакцию, определять её тип.
Развивать навыки выполнения лабораторной работы.
1 16 Моль — единица количества вещества. Молярная масса. Знать моль, количество вещество, молярная масса, постоянная Авогадро, А. Авогадро; вычисление массы вещества по известному количеству вещества, вычисление количества вещества по известной массе вещества, вычисление по хим. уравнения массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции
веществ.
Уметь производить вычисления.
Развивать навыки выволнения самостоятельной работы. 1 17 Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций Знать вычисление массы вещества по известному количеству вещества, вычисление количества вещества по известной массе вещества, вычисление по хим. уравнения массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Уметь решать расчётные задачи, используя знания основных законов.
Развивать навыки логического мышления. 1 18 Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия». Повторение понятий, вычислений по теме 1 1
Тема 2. Кислород (5 часов) 19 Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства Л/о №5 «Ознакомление с образцами оксидов». Знать кислород, Дж. Пристли, получение кислорода, применение кислорода, нахождение в природе.
Уметь охарактеризовывать физические свойства кислорода, составлять уравнения соответствующих реакций, давать им названия, составлять уравнения получения кислорода.
Делать выводы.
Развивать навыки выполнения самостоятельной работы. 1 20 Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе. Знать физические свойства кислорода, химические свойства кислорода, горение, оксид, фотосинтез.
Уметь составлять химические реакции, характеризующиеся свойства оксидов, делать выводы.
Развивать навыки выполнения самостоятельной работы. 1
21 Получение и свойства кислорода П/р №3 «Получение и свойства кислорода» Знать лабораторные способы получения кислорода, применение кислорода в жизни человека.
Уметь практическим способам получать кислород, записывать уравнения, делать выводы.
Развивать навыки выполнения лабораторной работы.
1 22 Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Горение и медленное окисление. Знать состав воздуха, А. Лавуазье, условия возникновения и прекращения горения, меры предупреждения пожаров, медленное окисление
Уметь записывать химические реакции горения, расставлять коэффициенты, делать выводы.
Развивать навыки самостоятельной работы. 1 23 Тепловой эффект химических реакций.
Знать эндотермические реакции, экзотермические реакции, термохимическое уравнение, тепловой эффект реакции; расчеты по термохимическим уравнениям, виды топлива, сжигание топлива, защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Уметь производить расчёты по термохимическим уравнениям, делать выводы относительно типа реакции.
Развивать навыки выполнения самостоятельной работы. 1 Тема 3. Водород (3 часа) 24 Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства Л/о № 6 «Получение водорода и изучение его свойств». Знать водород, Генри Кавендиш, получение и физические свойства водорода, активные металлы, гидроксиды металлов.
Уметь записывать уравнения получения водорода, расставлять коэффициенты, делать выводы.
Развивать навыки выполнения самостоятельной работы. 1 25 Химические свойства водорода. Применение.
Л/о № 7 «Взаимодействие водорода с оксидом меди(II)». Знать химические свойства водорода, восстановление, окисление, ОВР, хлороводород, сероводород, аммиак, гидриды, применение водорода.Уметь выполнять химические превращения, записывать уравнения химической реакции.
Развивать навыки выполнения лабораторной работы. 1 26 Повторение и обобщение по темам: «Кислород», «Водород» Изученные понятия и вычисления по темам: «Кислород», «Водород» 1 Тема 4. Растворы. Вода (6 часов) 27 Вода — растворитель. Растворы. Растворимость веществ в воде
Знать гидрат, раствор, взвесь, суспензия, эмульсия, насыщенные растворы, ненасыщенные растворы, растворимость, разбавленные и концентрированные растворы.Уметь отличать растворы от суспензий и эмульсий, производить расчёты по определению растворённого вещества в растворе в процентах; отличать понятия «насыщенный раствор» и «концентрированный раствор», делать выводы.
Развивать навыки выполнения самостоятельной работы. 1 28 Массовая доля растворенного вещества.
Знать как производить вычисление массы растворенного вещества к массе раствора, вычисление зависимости между массовой вещества, содержащегося в растворе, и плотностью раствора.
Уметь производить вычисления.
Развивать навыки выполнения самостоятельной работы. 1 29 Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества. П/р № 4 «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества». Знать как производить вычисление массы растворенного вещества к массе раствора, вычисление зависимости между массовой вещества, содержащегося в растворе, и плотностью раствора.
Уметь приготовить раствор соли с определённой массовой долей растворённого вещества, сделать вывод.
Развивать навыки выполнения практической работы.
1 30 Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Знать состав воды, анализ, синтез, способы очистки воды, дистилляция.
Уметь составлять уравнения реакции веществ с водой, расставлять коэффициенты, делать выводы.
Развивать навыки самостоятельной работы. 1 31 Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Знать физические и химические свойства воды, щелочь, кислота, применение воды и растворов.
Уметь давать характеристику физических и химических свойств воды, составлять уравнения реакций, уравнивать их части, давать названия полученных веществ, пояснять процесс круговорота воды в природе, делать выводы.
Развивать навыки выполнения самостоятельной работы. 1 32 Контрольная работа №2 по темам «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода». Изученные понятия и вычисления по темам 2-4.
1 Тема 5. Основные классы неорганических соединений (9 часов) 33 Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. Знать оксиды: основные, кислотные, амфотерные; номенклатура, способы получения, физические и химические свойства, применение.
Уметь отличать классы неорганических соединений, давать им названия, составлять уравнения реакций, получать вещества, составлять уравнения химических свойств, производить расчёты пол выведению химической формулы веществ.
Развивать навыки выполнения самостоятельной работы с учебником. 1 34 Основания: классификация, номенклатура, получение. Знать основания: щелочи и нерастворимые; номенклатура, получение.
Уметь отличать классы неорганических соединений, давать им названия, составлять уравнения реакций, получать вещества, составлять уравнения химических свойств, решать химические задачи.
Развивать навыки самостоятельной работы с классами неорганических соединений. 1 35 Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Л/о № 8 «Опыты, подтверждающие химические свойства оснований». Знать физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации, индикатор.
Уметь проводить химические опыты, записывать результат работы, составлять уравнения реакций, расставляя коэффициенты, делать выводы.
Развивать навыки выполнения лабораторной работы. 1 36 Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства кислот Л/о № 9
« Опыты, подтверждающие химические свойства кислот». Знать кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства кислот
Уметь проводить химические опыты, записывать результат работы, составлять уравнения реакций, расставляя коэффициенты, делать выводы.
Развивать навыки выполнения лабораторной работы. 1 37 Соли: классификация, номенклатура, способы получения
Знать соли: средние, кислые, основные, двойные, смешанные, комплексные, номенклатура, способы получения.Уметь отличать виды солей, давать им названия, записывать формулы солей, составлять уравнения химических реакций с участием солей, решать цепочки уравнений.
Развивать навыки самостоятельной работы с учебником. 1 38 Физические и химические свойства солей Знать физические и химические свойства солей.
Уметь записывания уравнения химических свойств солей.
Развивать навыки самостоятельной работы с учебником.
1 39 Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Знать основания, оксиды, кислоты, соли: классификация, номенклатура, физические и химические свойства кислот.
Уметь осуществлять превращения одних веществ из других, прослеживая генетическую связь между классами неорганических соединений, делать выводы.
Развивать навыки выполнения самостоятельной работы с классами неорганических соединений. 1 40 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» П/р № 5 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»
Уметь решать задачи по основным классам неорганических соединений, делать выводы об особенностях каждого класса.
Развивать навыки самостоятельного выполнения практической работы. 1 41 Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений» Изученные понятия и вычисления по теме 5 1 Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (8 часов) 42 Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. Л/о № 10 «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей». Знать металлы, неметаллы, классификации химических элементов, амфотерные соединения, сходные элементы.
Уметь доказывать амфотерность, составлять химические уравнения, расставлять коэффициенты.
Развивать навыки самостоятельного выполнения лабораторной работы. 1 43 Периодический закон и ПСХЭ
Д. И. Менделеева. Знать Д.И. Менделеев, периодической закон Д,И. Менделеева, группа, подгруппа, период.
Уметь давать характеристику элементов по ПС, объяснять расположение химических элементов в таблице.
Развивать навыки самостоятельной работы с учебником. 1 44 Строение атома. Изотопы. Химический элемент.
Знать порядковый номер элемента, Э.Резерфорд, радиоактивность, протон, нейтрон, электрон, изотоп, квант.Уметь доказывать на примерах сложность строения атомов, различать изотопы.
Развивать навыки самостоятельной работы в тетради. 1 45 Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПС. Современная формулировка пери-
одического закона. Знать энергетический уровень и подуровень, квантовые числа, сущность периодического закона ХЭ Д.И. Менделеева.
Уметь изображать схему строения атомов, объяснять сущность явления периодичности в изменении химических свойств элементов.
Развивать навыки самостоятельной работы в тетради. 1 46,
47 Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах. П/р №6 «Решение задач» Знать энергетический уровень и подуровень, квантовые числа, сущность периодического закона ХЭ Д.И. Менделеева.
Уметь распределять электроны в атомах по энергетическим уровням, подуровням, определять химические свойства элементов и их веществ в зависимости от величины заряда ядра атомов этих элементов.
Развивать навыки самостоятельного решения задач. 2 48 Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Знать биографию Д.И. Менделеева.
Уметь давать характеристику работам Д.И. Менделеева. 1 49 Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома» Изученные понятия и вычисления по теме 6
1 Тема 7. Строение вещества и химическая связь (9 ч.) 50 Электроотрицательность химических элементов. Знать понятие электроотрицательность.
Уметь располагать химические знаки элементов в порядке возрастания значений электроотрицательности.
Развивать навыки самостоятельной работы в тетради. 1 51 Ковалентная связь. Знать ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи. Сигма и пи-связь.
Уметь определять вид химической связи, приводить примеры химических веществ с определённым видом связи.
Развивать навыки работы в тетради. 1 52 Полярная и неполярная ковалентные связи. 1 53 Ионная связь. Знать ионная связь.
Уметь определять вид химической связи, приводить примеры химических веществ с определённым видом связи.
Развивать навыки определения типов связи у веществ. 1 54 Кристаллические решетки. Знать кристаллические решетки, аморфность.
Уметь объяснять отличие аморфных веществ от кристаллических, типы кристаллических решёток для веществ с различными температурами плавления.
Развивать навыки работы с веществами, и их особенностями. 1 55 Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. Знать структурные формулы хим. соединений, степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Уметь определять валентность элементов, степени окисления.
Приобретать навыки в определении степеней окисления у сложных веществ. 1 56 Окислительно-восстановительные реакции. Знать окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, переход электронов.
Уметь записывать уравнения ОВР, расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
Приобретать навык составления ОВР.
1 57 Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ. Химическая связь» Изученные понятия и вычисления по теме 7. 1 58 Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома», «Строение веществ. Химическая связь» Изученные понятия и вычисления по темам 6 и 7. 1 Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч.) 59 Закон Авогадро. Молярный объем газов.
Знать А. Авогадро, молярный закон газов, следствие из молярного закона газов, постоянная Авогадро.
Уметь применять знания закон при решении химических задач.
Приобретать навыки решения задач, используя знания законов химии. 1 60 Относительная плотность газов. Знать относительную плотность газов.
Уметь производить вычисление относительной плотности газов.
Приобретать навыки решения задач, используя знания законов химии. 1 61 Объемные отношения газов при химических реакциях.
П/р №7 «Решение задач» Знать закон объёмных отношений.
Уметь производить вычисления объемных отношений газов при хим. реакциях.
Приобретать навыки решения задач, используя знания законов химии. 1 Тема 9. Галогены (7 ч.) 62 Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор: физические и химические свойства, применение
и получение. Знать положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор: физические и химические свойства, применение и получение.
Уметь давать характеристику галогенам по ПС, предсказывать свойства галогенов используя ПЗ, составлять уравнения реакций свойств хлора, определять СО веществ, расставлять коэффициенты.
Приобретать навыки работы с химическими элементами и их свойствами, используя полученные знания. 1 63 Хлороводород: получение и физические свойства. Соляная кислота и ее соли. Л/о № 11
«Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода». Знать хлороводород: получение и физические свойства. Соляная кислота и ее соли.
Уметь составлять соответствующие химические реакции, охарактеризовать свойства кислоты и её солей, проводить реакции, записывать результаты, делать выводы.
Приобретать навыки выполнения лабораторных опытов. 1 64 Сравнительная характеристика галогенов.
Л/о № 12
«Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений».
Знать галогены, электронное строение, физические и химические свойства галогенов, нахождение в природе и применение.
Уметь характеризовать галогены по ПС, способы их получения и применение; составлять уравнения химических реакций, прослеживая генетическую связь между классами неорганических соединений.
Приобретать навыки работы с учебником. 1 65 Получение соляной кислоты и ее свойства. П/р № 8 «Лабораторные способы получение соляной кислоты» Знать лабораторные способы получения соляной кислоты.
Уметь осуществлять химические превращения, записывать соответствующие химические реакции, делать выводы.
Приобретать навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и оформлением работы. 1 66 Контрольная работа №5 по темам «Закон Авогадро. Молярный объем газов», «Галогены». Изученные понятия и вычисления по темам 8 и 9. 1 67 Обобщающее повторение 1 68 Итоговое тестирование по курсу химии 8 класса Итоговое тестирование 1 Приложения
Контрольная работа №1
по теме «Первоначальные химические понятия»
Задания
Определить валентность химических соединений по формулам.
Написать формулы соединений, используя таблицу элементов.
Расставить коэффициенты в уравнениях реакций, определить тип реакции.
Написать уравнения реакций между веществами.
Решить задачи (оц.3 – 1; оц.4 – 2; оц. 5 – 3)
вариант № задания Данные к словарному заданию
1 1 NH3, FeCl3, Cr2O3, HCl, Al2O3, PCl5, K2S
2 а)азота(5) с кислородом; б) кальция с хлором; в) калия с серой (2)
г) фосфора (3) с водородом
3 a) Cu+O2=CuO b) Mg+HCl=MgCl2+H2 в) Al(OH)3=Al2O3+H2O
г) Na+S=Na2S д) CH4+O2=CO2+H2O
4 Серой (2) и алюминием
5 1.Какое количество вещества оксида серы (4) соответствует его массе 6,4 г.
2.Какое число молекул оксида серы (4) соответствует его массе 12,8 г.
3.Какая масса Na2S получится при реакции 23 г натрия с серой?
2 1 SO3, CH4, P2O5, As2O5, CrO3, Mn2O7, H3P
2 а) алюминия с кислородом; б) азота (3) с водородом; в) магния с
кислородом; г) натрия с серой
3 a) Fe(OH)3=Fe2O3+H2O b)Na+Cl2=NaCl в) H2+Cl2=HClг)Zn+HCl=ZnCl2+H2 д) NO+O2=NO2
4 Калием и серой
5 1.Найти массу оксида углерода (4), соответствующую 2 моль.
2.Какой объем занимают 30 г сероводорода?
3. Какой объем кислорода необходим для получения 40 г оксида магния MgO?
Дополнительное задание
По формуле оксида кальция СаО произведите следующие расчеты:
найдите относительную молекулярную массу;
вычислите массовую долю кислорода в этом веществе;
определите количество вещества и число атомов кальция в 7г оксида кальция.
Контрольная работа № 2 по темам
«Кислород», «Водород», «Растворы. Вода»
Вариант 1
Напишите уравнения реакций между кислородом и следующими веществами:
а) литием; б) углеродом; в) водородом; г) ацетиленом, формула которого С2Н2.
Отметьте экзо- и эндотермические реакции и где применяются соответствующие процессы. Под формулами веществ укажите названия продуктов реакций.
Напишите формулы следующих веществ: серной кислоты, нитрата кальция, оксида азота (4), оксида углерода (2), азотной кислоты, сульфата калия, фосфата кальция, оксида алюминия, хлорида меди (2). Выпишите отдельно формулы: а) оксидов; б) кислот; в) солей.
Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты, определить тип реакции: а) HCl+Mg=?+H2 б) CuO+H2=?+? в) Ca+O2=? г) H2O=?+?
Под формулами образовавшихся сложных веществ подпишите названия.
Решите одну из задач: а) какой объем (н.у.) занимают 2 моль водорода?б) сколько молекул (н.у.) содержатся в 44,8 л водорода?в) какова масса 11,2 л кислорода? г) определите массу сахара, который нужно растворить в 1 л воды, чтобы получился раствор с массовой долей сахара 20%.
Вариант 2
1. Напишите уравнения реакций между водородом и следующими веществами:
а) кислородом; б) оксидом железа (3); в) натрием; г) азотом, если в образовавшемся веществе азот трехвалентен; д) оксидом никеля(2).
Определите тип реакции, укажите названия продуктов реакций. Где применяются эти процессы?
Напишите формулы следующих веществ: азотной кислоты, сульфата алюминия, оксида серы (4), сернистой кислоты, оксида железа (2), нитрата меди, оксида фосфора (5), фосфата натрия, карбоната калия. Выпишите отдельно формулы: а) оксидов; б) кислот; в) солей.
3. Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты, определить тип реакции: а) HCl+K=?+? б) Na+O2=? в) ZnO+H2=?+? г) Na+H2O=?+?
Под формулами образовавшихся сложных веществ подпишите названия.
4. Решите одну из задач:
а) какой объем (н.у.) занимает 0,5 моль кислорода?б) сколько молекул (н.у.) содержится в 11,2 л кислорода?
в) какова масса 44,8 л водорода?
г) В 200 мл воды растворили 40 г соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.
Контрольная работа № 3 по теме
«Основные классы неорганических соединений»
Текстовые задания:
С какими из перечисленных веществ будет реагировать указанное соединение? Запишите уравнения возможных реакций. Укажите тип реакции и названия сложных веществ.
Закончить уравнения реакций, указав их тип. Подпишите названия оксидов, кислот, солей и оснований.
Решите схему превращений. Укажите тип реакции, названия веществ и условия протекания процесса.
Решите одну из задач (дифференцированное задание).
Задача «а» - оценка 4; Задача «б»- оценка 5.
вариант № задания Задание
1 1 Гидроксид натрия: оксид кремния, оксид бария, соляная кислота, серная кислота, оксид фосфора(5).
2 a) Mg+H3PO4; б) HNO3+Fe2O3; в) NaOH+H2SO4; д) CaO+SO2
3 MgMgOMg(OH)2Mg(NO3)2
4 а) Определите массу соли, которая получится при взаимодействии 8 г оксида меди с соляной кислотой.
б) К 80 г раствора с массовой долей соли 10 % добавили 40 мл воды. Определите массовую долю соли в разбавленном растворе.
2 1 Соляная кислота: оксид железа (3), оксид серы (6), золото, цинк,
гидроксид калия.
2 a) Zn+HCl; б) CaO+HNO2; в) KOH+H3PO4; г) CO2+NaOH
3 SSO2SO3H2SO4Na2SO4
4 а) определите массу натрия, который должен прореагировать с водой для получения 11,2 л водорода.
б) определите массу воды, которую нужно добавить к 50 г раствора с массовой долей соли 5%, чтобы получить раствор с массовой долей соли 2%.
Контрольная работа № 4 по темам
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» и «Строение вещества. Химическая связь»
Текстовые задания:
Охарактеризуйте элемент, исходя из его положения в периодической системе и строения атома (согласно плана в справочных тетрадях).
Обозначьте степени окисления элементов в следующих соединениях.
Определите вид химической связи в соединениях, напишите схему ее образования. Назовите тип кристаллической решетки.
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
Решите задачу.
вариант № задания Задание
1 1 Алюминий
2 Оксид железа (3), серная кислота, гидроксид бария, сульфат меди.
3 Кислород, сероводород, хлорид цинка.
4 a) Al+SAl2S3 b) NH3+O2NO+H2O
Три элемента А, Б и В находятся в одном периоде. В атоме элемента А количество электронных оболочек в два раза меньше, чем число электронов на внешнем уровне его атома. Элемент Б – самый распространенный в природе, образует с элементом А газообразное соединение АБ2. Элемент В образует щелочь, а в соединении с А и Б – соль состава В2АБ. Назовите все элементы и формулы оксида и соли.
2 1 Хлор
2 Оксид меди, азотная кислота. гидроксид натрия, фосфат цинка
3 Азот, фосфин, бромид железа (3)
4 a) Fe+Cl2FeCl3 b) NH3+O2N2+H2O
5 Металлы А и Б принадлежат одному и тому же периоду и одной и той же группе. Металл А активно взаимодействует с водой, а металл Б не вытесняет водород из кислот. Элемент А образует только один оксид, а элемент Б – два, в одном из которых его валентность численно больше, чем номер группы, и содержит 20% кислорода. Назовите эти элементы. Напишите формулы оксидов.
Контрольная работа № 5 по темам
«Закон Авогадро. Молярный объем газов» и «Галогены»
Задания
Какой объем займет при нормальных условиях:
вариант 1 – а) 0,1 моль кислорода; б) 11 г углекислого газа?
вариант 2 – а) 2,5 моль метана СН4; б) 16 г сернистого газа SO2?
Какую массу будут иметь следующие объемы газов, измеренные при н.у.:
вариант 1 – 5,6 л кислорода?
вариант 2 – 1 м3 метана СН4?
Вычислите относительную плотность:
вариант 1 – сернистого газа SO2 по водороду;
вариант 2 – углекислого газа по воздуху.
Определите относительную молекулярную массу газа, если:
вариант 1 – его плотность равна 1,94 г/л;
вариант 2 – его плотность равна 1,25 г/л.
Закончите уравнения реакций между:
вариант 1 - а) H2+Cl2; b) CuO+HCl; в) KBr+Cl2.
вариант 2 - a) H2+Br2; b) MgO+HCl; в) NaOH+Cl2NaClO+NaCl+?
№6, вариант 1:
«Какой объем хлора вступил в реакцию с водородом, если в результате образовалось 4 м3 хлороводорода?»
№ 6, вариант 2:
«Сколько литров хлора вступит в реакцию с 5 л водорода и сколько литров хлороводорода при этом образуется?»