Программа по физкультуре Одаренные дети



Наименование программы:
«Одаренные дети» Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школы - интернат основного общего образования» Пуровского района деревни Харампур сроком реализации на …. – 2015 годы».
Для разработки основанием послужила:
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
Федеральная целевая программа России «Дети России» до 2010?,
Региональная? Районная?
Исполнители программы:
Администрация, педагог-психолог, педагоги предметники, воспитатели Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школы - интернат основного общего образования» Пуровского района деревни Харампур.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
«Конвенция ООН о правах ребенка» и «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
Конституции Российской Федерации;
Закона РФ «Об образовании»;
Основные мероприятия:
-организация школьных олимпиад, конкурсов;
-участие в конференциях, выставках, интеллектуальных соревнованиях;
-стимулирование познавательной деятельности с помощью создания проблемных ситуаций на уроках и во время занятий в группах;
-приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности обучающихся;
-приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
-подбор и поддержка исследовательских и творческих работ обучающихся;
-проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Пояснительная записка.
Программа «Одаренные дети» предназначена для выявления, обучения, воспитания и поддержку одарённых детей, повышения социального статуса творческой личности, а так же направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Выявление одаренных детей должно начинаться с наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
Наличие специфических стратегий деятельности.
быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом.
Склонность «все делать по-своему». Например, для одаренного ребенка типично — наряду со способностью очень быстро находить пути решения задач — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения).
Обучаемость которая может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
Повышенная собственная активность познавательная, физическая, художественно-выразительная, поисковая и др., а так же повышенная избирательность к знакам, звукам, техническим устройствам, кругу общения и др.
Повышенная познавательная потребность.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, упорство и трудолюбие.
Высокая требовательность к результатам собственного труда, настойчивость в достижении целей.
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.
Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, районных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей.
Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.
Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:
1)дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
2)дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
3)учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.
Исходя из этого, мы ставим следующие цели и задачи:
Цели:
-создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования;
-организация исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации;
-формирование системы социально-психологической поддержки одаренных, талантливых, способных детей и работа с ними;
Задачи:
-отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
-выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний;
-создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся;
-расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;
-создание условий для укрепления здоровья одарённых детей.
Принципы работы с одарёнными детьми:
- оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников;
- создание условий самоуправления в группах;
- поддержание интереса, любознательности;
- формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности;
-широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций, викторин и т.д.;
-создание педагогических условий формирования интереса учащихся к личностно-творческой саморелизации;
-свобода выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Направления работы с одарёнными детьми.
1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.
3. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
4. Поощрение – стимулирование дальнейшей учебной деятельности.
Формы работы с одаренными учащимися:
- работа с индивидуальным планом;
- групповые занятия с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- факультативы;
- спецкурсы;
- организация творческих проектов;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- интеллектуальные марафоны.
Программа работы с одаренными детьми
№ Этапы Мероприятия Сроки Исполнители
1 Подготовительный 1. Разработка программы; Методическое объединение
2. Сбор информации по теме; Методическое объединение
3. Выявление, диагностика и поддержка одаренных детей; Педагог-психолог
4. Создание системы психолого-педагогической работы с одарёнными детьми (беседы, анкеты, тесты по выявлению одаренности); Педагог-психолог
5. Создание системы взаимодействия учителей предметников, воспитателей и педагогов дополнительного образования. Заместитель директора по воспитательной работе
2 Основной 1. Вовлечение всех способных и одаренных учеников в мероприятия научно-исследовательского, научно-технического, художественно-эстетического и спортивного направления в рамках дополнительного образования на школьном, муниципальном и городском и региональном уровне (по мере поступления); Администрация МКООУ «ШИООБ» д. Харампур
2. Участие в массовых мероприятиях с учащимися, имеющих школьный, муниципальный, городской и региональный уровень организации; Администрация МКООУ «ШИООБ» д. Харампур, учителя, педагог-психолог, воспитатели.
3. Реализация дополнительного обучения, а так же индивидуальных занятий для одарённых детей; Учителя предметники, педагоги дополнительного обучения, воспитатели.
4. Участие детей в районных, областных и всероссийских олимпиадах; Администрация МКООУ «ШИООБ» д. Харампур, учителя.
5. Педагогическая, психологическая и социальная поддержка одарённых детей. Администрация МКООУ «ШИООБ» д. Харампур, учителя, педагог-психолог, воспитатели.
3 Заключительный 1. Проведение контроля и анализа и достигнутых результатов программы;
Заместитель директора по воспитательной и учебной работе
2. Определение проблем и недостатков, которые возникли в ходе реализации программы;
Заместитель директора по воспитательной и учебной работе
3. Определение путей решения проблем и составление перспективного плана с учетом недостатков. Методическое объединение
Создание условий для реализации программы
№ Мероприятия Сроки Исполнители
Нормативно-правовое обеспечение:
- определение перечня необходимых для реализации плана нормативных правовых актов образовательного учреждения. Педагог-психолог
Научно-методическое обеспечение:
- проведение научно-практических конференций (один раз в год) и семинаров (ежегодно) по проблематике работы с одаренными детьми. Педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Кадровое обеспечение:
- организация повышения квалификации педагогов (учителей, педагога-психолога) для работы с одаренными детьми
(по мере финансирования). Администрация МКООУ «ШИООБ» д. Харампур
Информационное обеспечение:
- выделение страницы «Работа с одаренными детьми» на сайте школы
- информационное наполнение базы данных «Одарённые дети». Педагог-психолог, заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учитель информатики
Финансово-экономическое обеспечение:
- расширение практики поощрений для одаренных детей;
- расширение практики конкурсов, программ и проектов, направленных на работу с одаренными детьми. Администрация МКООУ «ШИООБ» д. Харампур
Материально-техническое обеспечение (по мере финансирования):
- приобретение и пополнение специализированной литературы. Администрация
МКООУ «ШИООБ» д. Харампур
Ожидаемые результаты реализации программы:
-создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
-создание условий для формирования системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей;
-повышению качества образования и воспитания обучающихся;
-формирование технологии для диагностики способных и одаренных детей;
-созданию условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей;
-самореализация выпускника школы;
-Реализация положений …..(какие документы?)

Алгоритм исполнения программы